Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие" Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Рабочая программа расчитана на год обучения по темам недель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mir_prirody.docx | 58.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом МБДОУ Приказом заведующего МБДОУ
«Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты
Протокол № 1 от 30 августа 2017 г №120\01-15 от «30» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
для дошкольников (5 – 6лет)
срок реализации программы I год
Составители:
Матвеева Е.Б. – воспитатель
Кобелева М. М. – воспитатель
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Старшая группа (5 – 6 лет).
Задачи воспитания и развития детей:
1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
Содержание образовательной деятельности:
Ребенок открывает мир природы
Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов.
Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).
Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства.
Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).
Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства).
Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.
Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.
Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).
Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.
Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.). Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека). Осознание правил поведения в природе.
Тематический план непосредственно образовательной деятельности.
МЕСЯЦ | 1 НЕДЕЛЯ | 2 НЕДЕЛЯ | 3 НЕДЕЛЯ | 4 НЕДЕЛЯ | ИТОГО | |
09 | «Лето красное, природа прекрасная» | «Как моя семья природу изучает?» | «Уголок природы в детском саду: о чём расскажет он детям?» | «Видеофильм «Наблюдение за черепахой» | 4 | |
10 | «Осень, осень, в гости просим». | «Дары осени – овощи и фрукты» | «Животные дикие и животные домашние». | «Что такое злаки?» | 4 | |
11 | «Какие бывают растения?» | «Правила поведения в природе: расскажем родителям» | «Природа Республики Коми» | «Природа Севера: чудеса Воркуты». | 4 | |
12 | «Зимние изменения в природе» (ч.1) | «Зимние изменения в природе» (ч.2) | «Добрые дела человека: заботимся о природе» | «Что такое водоём и кто живёт в нём?» | 4 | |
01 | ---------------------- | «Лес – многоэтажный дом». | «Луг и парк – природные дома». | «В пустыне не пусто!» | 3 | |
02 | «Грибы и ягоды» | «Человек – часть природы» | «Муравьи – санитары леса» | «Как развивается животное и человек?» | 4 | |
03 | «Как развиваются растения?» | «Весна пришла, новостей принесла!» (ч.1) | «Весна пришла, новостей принесла!» (ч.1) | «Посадка лука и гороха». | 4 | |
04 | «Кто такие птицы и что мы о них знаем?» | «Рассаживание фиалок. Посадка черенков» | «Животные жарких стран и Крайнего Севера» | «Весеннее пробуждени е природы» | «Земля в опасности» | 5 |
05 | «Береги красоту природы» | «Природа заботится о здоровье» | «Образцы неживой природы» | «Первые растения на участке» | 4 | |
ИТОГО | 36 |
СЕНТЯБРЬ
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Информационная памятка «Роль семьи в экологическом воспитании и развитии кругозора дошкольников».
2.Привлечение семей к сбору иллюстративного материала «Природа летом», «Летний отдых на природе».
3. Рекомендации родителям по организации прогулки в выходной день (с точки зрения поисково-исследовательской деятельности в природе) Изменения в развивающей предметно – пространственной среде:
1.Иллюстративный материал «Природа летом», семейные фотографии «Летний отдых на природе».
2. Пополненные коллекции природных материалов в уголках природы.
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Лето красное, природа прекрасная» Задачи: используя впечатления летнего отдыха детей, конкретизировать представления дошкольников о летних сезонных явлениях природы. Примерные виды деятельности: Загадки о лете. Активизирующее общение по иллюстрациям «Лето». Слушание песни «Вот оно какое, наше лето». Составление рассказа по схеме-модели «Что бывает в природе летом». | - Лото «Ягоды», «Грибы», «Деревья», - Д/и «Так бывает или нет?» (летние явления погоды и природы); -Активизирующее общение «Чем интересна летняя природа?»; - Рисование «Моё лето», - Изготовление книги-самоделки «Что мы знаем о летней природе». | На прогулке: поисковое задание: что осталось в природе «летнего», какие появились «осенние» признаки. | Рассказы по личным впечатлениям |
2 неделя. «Как моя семья природу изучает?» Задачи: обеспечить эмоциональный настрой на бережное отношение и интерес к природе; Примерные виды деятельности: Рассматривание фото из семейного архива «Летний отдых на природе». Активизирующее общение: что нового и удивительного мы увидели, заметили в природе? Решение проблемных ситуаций «О чём может рассказать море, река?», «Какие тайны скрывает простой огород?». изучать природу?» (составление коллекции исследователя природы) | Д/и «Что лишнее?» (растения, животные, водоёмы и т.п.); - Поисковое игровое задание «Какие предметы помогают изучать природу» | Целевая прогулка в овраг, накопление впечатлений, Рассматривание иллюстраций, фотографий; заинтересовать детей возможностями изучения природы, Ведение дневника наблюдений «Изменения в природе; наша помощь природе». «О каких открытиях и находках мы расскажем родителям?" | Рисование по впечатлениям. |
3 неделя «Уголок природы в детском саду: о чём расскажет он детям?» Задачи: дать представление о том, что в детском саду есть условия для изучения природных явлений. Примерные виды деятельности: рассматривание растений, природных коллекций в уголках природы. Проблемная ситуация «О чём интересном нам могут рассказать растения и животные?» Д/и «Я начну, а ты продолжи», «Заметь и исправь мою ошибку». - Чтение и разучивание малых форм фольклора «Зеленейся, зеленейся…», «Уж ты пташечка ты залётная». | Изготовление схем-моделей «Порядок ухода за растением» (для разных видов растений разные модели), «Порядок ухода за птицами», «Порядок ухода за черепахами». | ||
4 неделя Видеофильм «Наблюдение за черепахой» Задачи: расширить представления детей о черепахах (водных) и о видах черепах в целом Примерные виды деятельности: Просмотр видеофильма «Черепахи». Проблемно-поисковое задание – догадайся, для чего черепахам панцирь? | Д/и «Про кого я говорю?». Рассказ взрослого о черепахах; -Чтение и обсуждение детской энциклопедической литературы о животных (черепахи); - Чтение, пересказ: В.Глушнев «Черепаха»; -Ф.Лев «Пять дней из жизни черепахи». | Рисование черепахи (акварель). - В ходе утренней гимнастики – упражнение «Черепаха». | Рассматривание и обсуждение детских энциклопедий |
ОКТЯБРЬ.
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Привлечение родителей к сбору и пополнению иллюстративного материала «Птицы» («Птицы Севера», «Птицы средней полосы России», «Птицы жарких стран»); «Домашние животные» (живущие в квартире, живущие на подворье), «Дикие животные» (лиса, волк, заяц, медведь, лось, кабан, белка), «Дикие животные тундры», «Дикие животные жарких стран»), «Фрукты и овощи России и жарких стран».
2. Участие семей в экологической акции «Поможем птицам», в изготовлении поделок из овощей и фруктов для Осеннего развлечения.
Изменения в РППС:
1.Д/и «Соберём целое из частей» (изображение животных из 5-6 частей).
2. Иллюстрации «Домашние животные» (живущие в квартире, живущие на подворье), «Дикие животные» (лиса, волк, заяц, медведь, лось, кабан, белка.
3. Альбомы-раскраски «Животные».
4. Схемы-модели «Дикие животные», «Домашние животные».
5. Иллюстрации «Погода осенью», «Осенние сюжеты».
6. Коллекция злаков.
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Осень, осень, в гости просим». Задачи: обобщить и расширить представления дошкольников об изменениях в природе и в жизни живых существ, связанных с приходом осени. Примерные виды деятельности: Загадка: какое время года бывает после лета и перед зимой? Игровая образовательная ситуация «Лотерея» (дети поочерёдно вытягивают символ – небо, осадки, растения, животные, насекомые, человек) рассказывают об изменениях в жизни каждого объекта, подбирая по ходу рассказа соответствующие иллюстрации). | Составление рассказов по схеме-модели «Что бывает осенью; - Ведение дневника «Осенние изменения в природе» (зарисовка изменения количества листьев, луж, внешнего вида травы, неба); - Д/и «Вершки и корешки», «Осенние листочки», «Собери урожай». - Заготовка коллекции семян различных овощей, злаков и т.п. - Чтение П.Вяземский «Осень», Н.Павлова «Растения осенью», Е.Благинина «Рябина», «Осень». - Подготовка к осеннему развлечению «Загадки осени» (изготовление сказочных персонажей и поделок из овощей и фруктов) брызгалкой «нарисует» на асфальте смешную рожицу). | На прогулке: игра- эксперимент «Дождики- брызгалки» (В мягких флаконах из-под шампуня проделать дырочки, залить воду и устроить соревнования на площадке – кто дальше брызнет, кто - Рассматривание и обсуждение иллюстративного материала; - Наблюдение за погодными явлениями, за изменениями почвы и песка после осадка. - Изготовление поделок из семян, шишек, другого природного материала. | Раскрашивание изображений осенних листьев с разных деревьев |
2 неделя. «Дары осени овощи и фрукты». Задачи: обобщить имеющиеся представления об осени как сезоне сбора урожая, расширить знания об овощах и фруктах. Примерные виды деятельности: Д/и «Распутай путаницу» (классификация «перепутанных» плодов на овощи и фрукты (муляжи, натуральные плоды). | Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов». - Коллективная творческая деятельность: «На блюде – щедрый урожай». - Эксперимент «Узнай плод на вкус и запах». - Рассматривание, обследование свойств и запоминание названий тропических фруктов и овощей (авокадо, фейхоа, лайм). | В ходе приёма пищи: обсуждение – какие овощи и фрукты сегодня едят дети, что из них приготовлено и чем полезно блюдо. | - Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов», - Рисование, раскрашивание изображения овощей и фруктов. |
3 неделя «Животные дикие и животные домашние». Задачи: уточнить представления о сходстве и различии в жизни деятельности и повадках диких и домашних животных. Примерные виды деятельности: д/и «Животные, по домам!» (классификация животных на диких и домашних). Составление рассказов по схемам- - Д/и «Чьи лапы, чей хвост?», «Кто где живёт?», «Заметь и исправь мою ошибку», составление рассказов по моделям «Дикие животные», «Домашние животные». | - П/и «Волк и ягнята», «Пастух и волки»; - Лото «Животные»; - Решение проблемных ситуаций «Нашли дети ежа». | - На утренней гимнастике, гимнастике после сна и занятиях физической культурой: имитационные двигательные упражнения. | - Рассматривание разнообразных иллюстраций с животными (дикими и домашними), энциклопедий, - Раскрашивание альбомов-раскрасок «Животные» - Активизирующее общение «Как не навредить животному миру?», «Что осенью происходит с животными»; - Чтение, обсуждение, пересказ, заучивание: Е.Чарушин «Собака», «Лиса»; В Сухомлинский «Старый пёс»; Б.Заходер «Лиса и крот», В.Бианки «Волчья хитрость», «Большая собака и волк» Т.Нуждина «Чудо – всюду», Е.Чарушин «Медвежонок». - «Превращаемся в разных зверей». |
4 неделя. «Что такое злаки?» Задачи: Познакомить детей с понятием «злаки», в том числе – с теми, из которых изготавливается чёрный и белый хлеб. Примерные виды деятельности: Проблемная ситуация «Откуда хлеб пришёл?» (высказывание гипотез, мнений). Активизирующее общение: рассматривание семян пшеницы, ржи , закрепление названий и общего понятия «злаки» - рассматривание и обследование муки – замешивание теста – обследование готового хлеба. | Проект «Откуда хлеб пришёл» (прослеживание пути выращивания и выпекания хлеба, доставки его в магазины и в детский сад). | В ходе приёма пищи: ситуативный разговор «Хлеб достоин бережного отношения», «Из каких злаков получилась сегодня каша» | Рассматривание коллекции злаков |
НОЯБРЬ.
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Привлечение семей к пополнению иллюстративного материала с растениями по группам: травы, садовые цветы, кустарники, деревья, комнатные растения; иллюстративного материала «Природа Республики Коми», «природа Воркуты».
2. Подбор материала и создание видеофильма «Природа Республики Коми».
3. Приглашение родителей на просмотр хода непосредственно образовательной деятельности по развитию кругозора и познавательно- исследовательской деятельности в природе.
4. Изготовление знаков «Как вести себя в природе»
Изменения в РППС: 1.Иллюстрации «Травы», «Садовые цветы», «Кустарники», «Деревья», «Комнатные растения», «Растения тундры», «Растения леса», «Растения пустыни», «Растения жарких южных стран»;
2. Схемы-модели «Для чего растению корень, стебель, листья», «Потребности растения», «Уход за растением»
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Какие бывают растения?» Задачи: Обобщить и углубить представления детей о характерных особенностях растений как живых существ, об их разнообразии. Примерные виды деятельности: Игровое задание «Наведём порядок» (распределить перепутанные, смешанные картинки с растениями по группам: деревья, кустарники, цветы садовые, комнатные растения). Обобщить – как называются все эти объекты (растения), как называются выделенные группы (травы, цветы, кустарники, деревья, комнатные растения). Диалог: описание каждой группы – особенности внешнего вида, места произрастания. | - Беседы с использованием иллюстративного материала «Растения тундры», «Растения леса», «Растения пустыни», «Растения жарких южных стран», «Для чего растению служит корень, стебель, листья», - Решение проблемной ситуации «Рвать растение или не рвать и почему?», - Опыт: потребность растений в свете и влаге, - Д/и «С чьей ветки детки?», «Собери целое из частей», «Кто больше назовёт растений»; - Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов», Лото «Где что растёт». | Трудовые поручения во время дежурства – по поливу растений. Рассматривание детской энциклопедической литературы о растениях разных стран и видов. - Рассматривание схем «Уход за растением». «Потребности растения»; - Наблюдение за разницей во внешнем виде растений, которым достаточно света и влаги и теми, которые нуждаются в свете и влаге. | Чтение: Н. Павлова «Растения осенью» |
2 неделя. «Правила поведения в природе: расскажем родителям» Задачи: Познакомить детей с самыми распространёнными правилами экологически ориентированного поведения. Примерные виды деятельности: Игровое интервью с приглашёнными родителями о правилах поведения в природе (можно ли разорять птичьи гнёзда и почему; можно ли приносить из лесу (тундры) домой животных; можно ли оставлять в тундре, лесу, парке мусор и почему? И т.п. Иногда взрослые «допускают ошибку», а дети её исправляют, аргументируя свои ответы. | - Изготовление карточек-схем «Бережём природу»; - Эксперимент «очистка воды с помощью самодельных фильтров»; рассказ педагога о том, как очищают воду на фабриках. | На прогулке: наблюдения за природными явлениями, погодой | Рассматривание альбома «Как вести себя в природе» (знаки, изготовленные совместно с родителями) |
3 неделя «Природа Республики Коми» Задачи: дать общее представление о многообразии природы родного края. Примерные виды деятельности: Рассказ воспитателя с использованием иллюстративного материала «Растения, животные, водоёмы и природные зоны Республики Коми». Активизирующее общение по материалу занятия. | - Экскурсия в Краеведческий музей «Мир природы Республики Коми», - Просмотр видеофильма «Природа Республики Коми»; - Чтение детской энциклопедической литературы о природе РК. | Рассматривание иллюстрации и энциклопедической литературы по теме «Природа РК» | |
4 неделя. «Природа Севера: чудеса Воркуты». Задачи: конкретизировать представления об особенностях природы Крайнего Севера и родного города, воспитывать эстетическое отношение к красоте северной природы. Примерные виды деятельности: Рассказ воспитателя с использованием иллюстративного материала «Растения, животные, водоёмы тундры». Активизирующее общение по материалу занятия. | Оформление фотовыставки в группе «Природа Крайнего Севера в разное время года». | На прогулке: наблюдение за ярко выраженными погодными и природными явлениями | Рассматривание фотовыставки «Природа Крайнего Севера в разное время года». |
ДЕКАБРЬ
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Индивидуальные беседы «Успехи и трудности детей в познании мира природы: на что обратить внимание».
2. Консультация «Развивающие приёмы для экологического воспитания и развития ребёнка».
Изменения в РППС:
1.Иллюстративный материал «Зимняя погода», «Зимние явления природы», «Люди зимой».
2. Схема-модель «Что зимой бывает?».
3. Детская литература о зиме.
4. Увеличительное стекло, мерка (палка или шест) для измерения глубины снежного покрова.
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Зимние изменения в природе» (ч.1) Задачи: расширить и обобщить имеющиеся у дошкольников представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе в связи с зимним периодом. Примерные виды деятельности: загадки о зимних явлениях природы (снеге, морозе, пурге). Вывод: в какое время года бывают все эти явления? Рассказ по схеме-модели «Что бывает зимой?» (погода, жизнь растений, животных, птиц, труд и занятия человека). | -Ведение календаря погоды; - Составление рассказа по схеме- модели «Что зимой бывает»; - Активизирующее общение «Как зимуют обитатели тундры», «Что происходит с деревьями и кустарниками зимой», «Что случилось зимой с озером?», «Снежная шуба для всего живого»; - Чтение, обсуждение, пересказ, разучивание: В.Бианки «Месяц белых троп», «Книга зимы», «Первый снег»; А.Стрижев | -. Наблюдение за погодой, изменением состояния снега, глубиной снежного покрова, характером снегопада, направлением и силой ветра, температурой воздуха. - Эксперимент: рассматривание снежинок под лупой (разнообразие, неповторимость, красота) | - Рисование по впечатлениям «Зимняя природа» |
2 неделя. «Зимние изменения в природе» (ч.2) Задачи: развивать познавательную активность и исследовательскую компетентность старших дошкольников в ходе изучения природы зимних явлений (снег, лёд) Примерные виды деятельности: проблемный вопрос «Почему зимой не бывает дождя, а всё время снег?». Проверка версии : эксперимент по таянию льда, выводы. Активизирующее общение: зачем природе снег? Какой бывает снег? Какой бывает лёд? | Рассматривание иллюстраций с различными погодными явлениями (пурга, снегопад, без осадков, «Декабрь», А.Клыков «Зимой под водой», С.Маршак «Это снежная страница»; В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»; - Эксперимент: «Разный лёд». Заморозить льдинки разной формы и толщины. В результате разных игровых действий выяснить, что лёд может быть хрупким, тонким, а может быть прочным и толстым - Рисование «Морозные узоры на стекле»; - Измерение глубины снежного покрова с помощью шеста-мерки. | Рассматривание иллюстраций с различными погодными явлениями (пурга, снегопад, без осадков, «Декабрь», А.Клыков «Зимой под водой», С.Маршак «Это снежная страница»; В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»; - Эксперимент: «Разный лёд». Заморозить льдинки разной формы и толщины. В результате разных игровых действий выяснить, что лёд может быть хрупким, тонким, а может быть прочным и толстым; - Рисование «Морозные узоры на стекле»; - Измерение глубины снежного покрова с помощью шеста-мерки. | |
3 неделя. «Добрые дела человека: заботимся о природе» Задачи: продолжать воспитывать стремление беречь природу, конкретизировать знания правил природосберегающего поведения. Примерные виды деятельности: Проблемная ситуация «Человек бросает мусор на улице, мусор заносит снегом и его не видно. Можно ли так поступать? Почему?» Составление и записывание правил «Заботимся о природе». | Создание схемы-модели «Правила заботы о природе»; - Д/и «Что неправильно?»; - Чтение: Н.Сладков «Жалобная книга природы». | При сборе на прогулку: повторение правил «Как не навредить природе». | Рассматривание красивых пейзажей природы; - Обсуждение схемы-модели «Что бывает зимой» |
4 неделя. «Что такое водоём и кто живёт в нём?» Задачи: познакомить с видами водоёмов и сформировать представление о водоёме как сообществе живых организмов и неживой природы. Примерные виды деятельности: рассматривание аквариума как модели маленького водоёма, беседа «что есть в водоёме, кто там живёт». Рассматривание иллюстраций «Озеро», «Река», «Море». | Изготовление макета «Водоём и его обитатели»; - Чтение и беседы по детской энциклопедической литературе о водоёмах; - Во время умывания: ситуативный разговор «Откуда в дом к нам приходит вода?» | Изучение детской энциклопедической литературы о водоёмах. - Игра с макетом «Водоём и его обитатели». |
ЯНВАРЬ
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Участие родителей в изготовлении панно и макетов природных сообществ.
Изменения в РППС:
1.Иллюстративный материал «Лес», «Лесные обитатели», «Лесные растения».
2. Панно «Лес». Плоскостные фигурки птиц, животных, насекомых, обитающих в лесу, изображения лесных ягод, грибов, растений.
3. Панно или макет «Луг», «Парк», «Пустыня». Плоскостные или объёмные фигурки обитателей и растений.
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя ------------------------------ | |||
2 неделя. «Лес – многоэтажный дом» Задачи: конкретизировать и расширить имеющиеся представления старших дошкольников о лесе как сообществе живых существ и природных объектов. Примерные виды деятельности: дидактическая образовательная ситуация с использованием панно или декораций леса. Комментарии педагога и манипуляции с фигурками и плоскостными изображениями животных и растений. - Д/и «С чьей ветки детки», «С какого дерева листок», «Уши, лапы и хвосты». - Упражнение на внимание: использование модели для группировки природных объектов. | Чтение Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно»; - Активизирующее общение «Правила поведения человека в лесу». «Что кому в лесу нужно»; - Составление описательных рассказов про обитателей леса. | В ходе утренней гимнастики и гимнастики после сна: задания на творческую двигательную имитацию «Житель леса» | Рассматривание иллюстраций «Лес», «Лесные обитатели», «Лесные растения» |
3 неделя. «Луг и парк – природные дома». Задачи: продолжать конкретизировать и расширить имеющиеся представления старших дошкольников о луге и парке как сообществе живых существ и природных объектов. Примерные виды деятельности: дидактическая образовательная ситуация с использованием панно или декораций парка и луга. Комментарии педагога и манипуляции с фигурками и плоскостными изображениями животных, птиц и растений. Д/и «Помоги найти свой дом» (группировка растений, насекомых, птиц и животных по месту обитания). | - Д/и на закрепление знаний о животных, растениях и птицах, обитающих в парке и на лугу: «Путаница», «Кто где живёт», «Подбери, что подходит»; - Решение проблемных ситуаций «Саша увидел красивые, аппетитные ягоды на лугу. Что делать?», «Почему животные луга не смогут жить в парке» и т.п. | Рассматривание иллюстративного материала «В парке», «На лугу», обсуждение. | |
4 неделя «В пустыне не пусто!» Задачи: познакомить старших дошкольников с особенностями природной зоны – пустыни (ландшафт, растения, животные), рассказать о способах приспособления живых существ к жаркому, засушливому климату (верблюжья колючка, ящерицы, змеи, верблюд). Примерные виды деятельности: игровая дидактическая ситуация «Путешествие по пустыне» с использованием макета или панно «пустыня», диалог педагога с детьми и игровыми персонажами путешествия, манипуляции с фигурками и плоскостными изображениями животных, птиц и растений. | Опыт с чистым сухим песком «Почему барханы движутся». Создание макета «Пустыня». | Рассматривание и игры с панно «Пустыня». |
ФЕВРАЛЬ
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Участие родителей в сборе иллюстраций «Ягоды», «Грибы». 2. Конкурс семейных рецептов «Всё из ягод», «Грибные блюда».
Изменения в РППС:
1.Иллюстративный материал «Ягоды», «Грибы», изображения животных и их детёнышей, изображение человека в разные возрастные периоды: младенец, дошкольник, подросток, молодой человек, пожилой человек.
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Грибы и ягоды» Задачи: обобщить имеющиеся представления о грибах и ягодах как отдельных природных группах. Примерные виды деятельности: игровое задание «Распутай путаницу» (классифицировать картинки с грибами и ягодами на 2 группы). Рассматривание и диалог: какие ягоды вам знакомы, какие грибы вам знакомы. Закрепление названий. Беседа с Незнайкой, который наелся незнакомых ягод и грибов и отравился, попал в больницу. Рассказ воспитателя «Ядовитые ягоды и ядовитые грибы" | - Д/и «Что лишнее?», «Назови ягоду», «Назови гриб»; - Активизирующее общение «Ягоды тундры», «Грибы тундры», «Ядовитые ягоды и грибы», «Почему нельзя пробовать незнакомые ягоды»; - Рисование «Спелая ягода»; - Д/и на ознакомление с ягодами и грибами «Что лишнее?», «Назови ягоду», «Назови гриб» | Раскрашивание изображений грибов. | |
2 неделя. «Человек – часть природы» Задачи: конкретизировать представления детей о человеке как части природы и о его отличии от животных. Примерные виды деятельности: Беседа «Чем похожи люди и животные? (питаются, дышат, растут, двигаются) Чем отличаются? (люди разговаривают, учатся, используют одежду, украшают жильё и т.п.) Д/и «Каждому своё место» (классификация картинок на группы «Люди», «Животные». | -Беседа «Я – человек», «Мои родители умеют вот что…»; - Проблемная ситуация «Люди разговаривают друг с другом словами, а как общаются животные?» | Д/и «Целое из частей» (складывание изображений животных и людей из 6-7 частей). - Д/и «Целое из частей» | |
3 неделя «Муравьи – санитары леса» Задачи: расширять представления о муравьях. как представителях мира насекомых, познакомить с их ролью в жизни леса, воспитывать бережное отношение к муравьям. Примерные виды деятельности: Дидактическое упражнение «Узнай, о ком я рассказываю» (муравей). Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций. Закрепление названия «муравейник». | - Беседа «Почему муравьи – санитары леса», «Не разрушай муравейник, это – дом!» - Д/и «Кто ползает, кто летает, кто плавает». - Чтение: Т.Нуждина «Муравьи» | В ходе утренней гимнастики и гимнастики после сна: задания на творческую двигательную имитацию «Труженики-муравьи». | - Рассматривание картинок с изображением муравьёв |
4 неделя «Как развивается животное и человек?» Задачи: уточнить представления старших дошкольников о стадиях развития животного и человека (рождаются, растут, развиваются, учатся новому) Примерные виды деятельности: Д/и «Распутай путаницу» (классификация на группы «животные» и «Люди»). Дидактическое задание: выложить внутри каждой группы картинки по порядку развития живого существа: животного от детёныша ко взрослой особи, человека от новорожденного до взрослого, пожилого человека. Активизирующее общение по каждой группе. | - Д/и «Назови детёнышей»; - Активизирующее общение «Как ведёт себя котёнок, как ведёт себя взрослая кошка», «Что умеют дети, что умеют взрослые», «Как животные заботятся о своих детёнышах», «Как взрослые люди заботятся о детях, о стариках». | Рассказы из личного опыта «Как рос мой котёнок (щенок)», «Что мне мама рассказывала о своём детстве». |
МАРТ
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Участие родителей в сборе иллюстраций- репродукций картин художников о весне, фото «Весна в Воркуте».
2. Консультация «Опыты и эксперименты для развития дошкольника в домашних условиях.
Изменения вРППС:
1.Иллюстративный материал «Весенние пейзажи», «Животные и растения весной», «Труд людей весной».
2. Схема-модель «Что весной бывает?», «Развитие растения». 3. Семена гороха, фасоли, луковицы. 4. Схема «Алгоритм посадки лука, гороха и т.п.».
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Как развиваются растения?» Задачи: конкретизировать представления старших дошкольников о стадиях развития растений(семечко, росток – появление стебля, листьев – рост растения) Примерные виды деятельности: д/у «Выложи карточки по порядку» (с изображением стадий развития растения). Составление рассказа по схематическим моделям. Сравнение одного и того же растения в разных его стадиях (маленький росток, молодое растение, взрослое, развитое растение): чем отличаются? | - Эксперимент: выращивание фасоли (замачивание семян, посадка, наблюдение за появлением ростка, листьев, ростом стебля). Фиксирование в дневнике наблюдений. | Дежурство по группе: помощь взрослым в уходе за растениями. | Рассматривание растений, наблюдение за их остом, обсуждение со сверстниками. |
2 неделя. «Весна пришла, новостей принесла!» (ч.1) Задачи: развивать наблюдательность детей, умение рассуждать, воспитывать эстетическое отношение к природе, стремление видеть и находить прекрасное в природе. Примерные виды деятельности: Загадка о весне. Чтение стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды». Рассматривание картины В.Бакшеева «Голубая весна» и фоторгафии «Март в тундре». Активизирующее общение – почему такая разница в природном состоянии? Беседа «Весна – хорошо или плохо?» | - Наблюдение за веткой полярной ивы, поставленной в воду и тепло, обсуждение. Объяснение причин происходящих с растением изменений; - Чтение, пересказ, разучивание, беседы по содержанию: Г.Скребицкий «Прощай, зима», В.Бианки «Март», Ф.Тютчев «Весенние воды»; - Д/и «Догадайся, какое время года», «Найди ошибку и исправь», «Какая картинка лишняя». | - Наблюдения на прогулке за небом, состоянием снега, температурой воздуха, цветом облаков и т.п. Поисковые задания «Ищем признаки весны». - Рассматривание иллюстраций о весне. - Наблюдения в природе. - Исследование свойств снега в марте. | |
3 неделя «Весна пришла, новостей принесла!» (ч.2) Задачи: Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, активизировать самостоятельность и стремление к поисково- исследовательской деятельности. Примерные виды деятельности: составление рассказа по схеме-модели «Что весной бывает». Игровая экспериментальная ситуация «Почему медведь проснулся» (таяние снега под лампой попадание воды в игрушечную берлогу, где находится фигурка медведя). | - Активизирующее общение «Чем птицы весной заняты», «Весна в лесу». - Опыт «Откуда берётся капель?» - Составление рассказов «Весенние изменения в природе» (по картинкам, по схеме-модели); - Чтение, пересказ, разучивание, беседы по содержанию: А.Шевченко «Гнёзда», «Весна- мастерица», О.Иваненко120 «Сосулька», С.Городецкий «Весенняя песенка», «Как птицы учились строить гнёзда». - Экологическая сказка «Ручеёк» (о связи всего живого в природе) | ||
4 неделя «Посадка лука и гороха». Задачи: Продолжать расширять представленияо трудовых процессах, связанных с выращиваний растений, злаков, о том, какие процессы происходят с растением весной. Примерные виды деятельности: Рассматривание с детьми предварительно замоченных семян гороха и луковиц, обсуждение их внешнего вида. Подбор средств и орудий труда. Обсуждение алгоритма посадки (по схеме), отличий в посадки этих двух растений. Выполнение посадки. Наведение порядка на рабочих местах, мытьё инструментов и рук | - Наблюдения за ростом лука и гороха. Фиксирование изменений в дневнике наблюдений (зарисовка); - Уход за посадками: полив, рыхление почвы. Ситуативный разговор «Потребности растений огорода»; - Чтение и обсуждение: Н.Заболоцкий «Оттепель после метели», Ф.Абрамов «На мартовском солнышке». | - На прогулке: обследование состояния кустов и деревьев, ситуативный разговор6 почему ветка в группе зеленеет, а деревья и кусты на улице ещё «спят»; - Приём в пищу ростков зелёного лука (обед). | Наблюдение за ростом лука и гороха. |
АПРЕЛЬ
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Участие родителей в сборе иллюстраций «Лекарственные растения».
2. Сбор рецептов «Природа для нашего здоровья».
Изменения в РППС:
1.Картинки «солнце», «вода», «ягоды», «овощи и фрукты», «злаки», «лекарственные растения».
2. Схема-модель «Развитие растения».
3. Семена овса и укропа.
4. Схема «Алгоритм посадки овса и укропа».
5. Схемы-модели для рассказывания «Птицы», «Рыбы», «Животные», «Насекомые».
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Кто такие птицы и что мы о них знаем?» Задачи: Расширить представления о птицах, как представителях животного мира, их особенностях и общих признаках, а также о характерных особенностях внешнего вида различных птиц, о разнообразии птиц разных природных зон. Примерные виды деятельности: Поисковая дидактическая ситуация «Кто здесь лишний?» (в ряду фото птиц найти лишних животных – 1-2 рисунка; объяснить – почему). Активизирующее общение: чем похожи все птицы, а чем отличаются. Д/и «Кто больше запомнил названий птиц?» | - Активизирующее общение по выставкам «Птицы Севера», «Птицы средней полосы России», «Птицы жарких стран». - Д/и «Откуда эта птица?», «Кто больше назовёт названий птиц», «Соберём целое из частей» (изображение птиц из 5-6 частей). - Художественное творчество: коллективное панно «Птицы летят». | -На прогулке: кормление птиц, беседа «Почему птицы наши друзья», «Как человек может помочь птицам?»; -Участие в экологической акции «Поможем птицам». | - Раскрашивание альбомов-раскрасок «Птицы»; - Д/и «Чьи лапы, чей хвост» |
2 неделя «Рассаживание фиалок. Посадка черенков» Задачи: Расширить представление детей о размножении и выращивании комнатных растений (фиалок, укоренённых черенков бегонии, отростков традесканции и .п.) Примерные виды деятельности: рассматривание материала – растений, подготовленных для рассаживания и посадки. Наблюдение за действиями взрослого с комментариями. Самостоятельная посадка отростка (черенка). Наведение порядка, мытьё рук. | Наблюдения за посаженными растениями, уход за ними совместно с воспитателе; - Чтение О.Мариничева «Апрель водолей», «Первоцветы»; - Д/и «Что подсказала природа», «Отгадайте, что за растение». | ||
3 неделя «Животные жарких стран и Крайнего Севера» Задачи: Расширить представление детей о разнообразии животного мира. Дать детям знания о способах приспособления животных к условиям проживания, о зависимости внешнего мира от среды обитания. Примерные виды деятельности: решение проблемной ситуации «Почему Северный олень не похож на верблюда?». Активизирующее общение по иллюстрациям с изображением животных. Рассказ педагога о наиболее ярких представителях животного мира | Чтение: Т. Нуждина «Бабочка», «Комары», «Ласточка», «Муравьи», «Скворцы»; Э.Шим «Заяц и крот»; - Составление рассказов по схемам-моделям «Птицы», «Рыбы», «Животные», «Насекомые». | На утренней гимнастике: упражнения д/и «Животные разных стран» на двигательное творчество «Изобрази животное, какое назову» | |
4 неделя «Весеннее пробуждение природы» Задачи: расширить представление о процессе пробуждения природы, продемонстрировать появление первых листков, пробуждение почек на примере веточек вербы. Примерные виды деятельности: наблюдение первых ростков и листьев веточки вербы, заранее принесенных в группу с прогулки, рассматривание, обсуждение процесса развития растения. | -Д/и «Что сначала, что потом» (стадии роста растения) - Уход за «огородом на окне» (труд в природе). | Рисование по впечатлениям «Растение проснулось». | |
5 неделя «Земля в опасности» Задачи: Конкретизировать представления о многообразии живых существ в природе и о зависимости их состояния от среды обитания. Дать представление о загрязнении окружающей среды и необходимости с этим бороться. Примерные виды деятельности: активизирующее общение с применением наглядности «Планета в опасности». Игра – викторина. Д/И «Хорошо – плохо». | -Лото «Жители океана» ; -Д/И «Найди пять отличий» | Рассматривание «Красной книги» |
МАЙ.
Работа с семьёй по реализации образовательного раздела «Ребенок открывает мир природы»:
1.Привлечение семей к пополнению иллюстративного материала «Красоты природы».
Изменения в РППС:
1.Иллюстративный материал «Красота природы», «Лекарственные травы».
2. Схема-модель «Птицы весной»
3. Коллекция: почва, песок, глина, камешки.
НОД | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Береги красоту природы» Задачи: воспитывать эстетическое восприятие детьми природы, стремление сохранить красоту. Примерные виды деятельности: Решение проблемной ситуации «Аня и Валя нашли поляну с красивыми цветами и решили принести красоту домой. Нарвали большой букет. А мама сказала: зря! Почему?» Рассматривание весенних пейзажей, обсуждение – как сохранить красоту природы? | - Труд в зимнем саду и в живом уголке: уход за обитателями и растениями; - Решение проблемных экологических ситуаций «Как поступить иначе?»; - рассказ педагога о природоохранной деятельности человека. | На прогулке: уборка участка доступными для детей средствами | Рассматривание красивых природных пейзажей |
2 неделя. «Природа заботится о здоровье человека» Задачи: формировать бережное и уважительное отношение к природе, дать представление о пользе для здоровья человека многих объектов и явлений. Примерные виды деятельности: Д/и «Занимательная лотерея» (ребёнок вытаскивает из ряда картинок, перевёрнутых изображением вниз, любую и называет – что изображено и чем это полезно для здоровья человека: солнце, вода, овощи и фрукты, злаки, ягоды, лекарственные растения). | - Беседа по иллюстрациям «Аптека природы» (малина, ромашка, клюква, подорожник, мята, берёза, крапива), «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». - Сюжетно-ролевая игра «Аптека». | Использование впечатлений в сюжетно-ролевых играх «Аптека», «У врача». | |
3 неделя. «Образцы неживой природы» Задачи: Развивать умения детей выявлять свойства материалов неживой природы: песка, глины, камней. Примерные виды деятельности: Диалог «Отличие живого от неживого». Эксперименты и опыты: песок сухой и песок мокрый (сравнение). Почва сухая и почва мокрая (свойства). Глина сухая и глина мокрая (свойства). Камни (свойства). | -Опыты и игры-эксперименты: «Вода дружит с мылом» (выдувание мыльных пузырей); «У кого пена выше и пышней»; - Наблюдение за тем, как почва впитывает воду при поливе цветов. Сравнение свойств сухой и влажной почвы. Испытание и сравнение на прочность камня и глины. | На прогулке: игры- эксперименты с песком и водой. Определение температуры почвы на солнце и в тени | Обследование природных материалов известными способами. |
4 неделя. «Первые растения на участке» Задачи: расширить представление о процессе пробуждения природы, продемонстрировать появление первых растений (листья мать-и-мачехи). Примерные виды деятельности: наблюдение первых ростков и листьев мать-и-мачехи, рассматривание, обсуждение процесса развития растения. | - Наблюдение за усилением роста и развития растений в зимнем саду; - Д/и «Что сначала, что потом» (стадии роста растения) ; - Уход за «огородом на окне» (труд в природе); - Чтение: А.Куклин «Отчего луг жёлтый», М.Пришвин «Золотой луг»; В.Бианки «Май – месяц песен и плясок»; Н.Ёлкина «Май – цветень». | -На прогулке: наблюдения за ростом листьев мать-и-мачехи по мере наступления тепла и за изменением состояния веток деревьев; - Поисковые задания: обнаружение новых ростков травы, растений, сравнение с ранее увиденными растениями. | Рисование по впечатлениям «Растение проснулось». |
Результаты образовательной деятельности содержания раздела «Ребенок открывает мир природы».
Достижения ребёнка (Что нас радует) | Вызывает озабоченность и требует дополнительной индивидуальной работы с ребенком и совместных усилий педагогов и родителей. |
· Ребенок проявляет разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире, отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности. · Активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения. | Отсутствует интерес к окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению). Не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире поверхностны, часто ошибочны. Ребенок не способен самостоятельно организовать поисково – исследовательскую деятельность, не выделяет результатов познания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие» для дошкольников (3 – 4 лет)
Рабочая программа для детей 2 младшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Рабочая программа направлена на овладение ребенком речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»
данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет...
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
программа расчитана на детей старшей группы (5-6 лет), срок реализации - 1 год...
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Речевое развитие"
Подборка материалов для занятия с детьми по разделу Развитие речи....
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Программа воспитания и обучения дошкольников 5-6 лет....