Перспективный план образовательной деятельности «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы» для детей с ТНР во 2 младшей группе (3-4 года)
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Махлай Ирина Владимировна

Перспективный план образовательной деятельности

 «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы»   для детей с ТНР  во 2  младшей  группе (3-4 года) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план образовательной деятельности

 «Формирование первичных представлений о себе, других людях. Ребёнок открывает мир природы»   для детей с ТНР  во 2  младшей  группе (3-4 года)

на 2019-2020 учебный год

Месяц учебный год.

Тема

Содержание

Цель

Источник

ДИАГНОСТИКА (02.09.2019г.-22.09.2019г.)

Сентябрь                    4 неделя

(23.0919-27.09.19)

«Игрушки»

«Беседа воспитателя на тему «Игрушки».

«Игрушки в нашей комнате»

«Чтение художественной литературы: « Сказка про игрушечный городок»

Оснащение: игрушки, атрибуты к дидактическим играм

Познакомить детей с игрушками, с названием игрушек,  учить детей употреблять в речи  обобщающее слово  «игрушки», с помощью взрослого составлять описательный рассказ об игрушке.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»  с. 14

Октябрь                      1 неделя

(30.09.19. 04.10.19)

«Матрешка» Народная игрушка

«Матрешка» Народная игрушка.

Оснащение: игрушка матрешка.

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой. пражнять детей в правильном назывании предметов, замечать и называть различие в цвете и размере. Активизировать словарь детей, вводить новое слово в словарь детей: сарафан. Развитие внимание, наблюдательность, умение отвечать на вопросы. Воспитывать у детей зрительную память, умение действовать по указаниям воспитателя.

Конспект

Октябрь                 2 неделя

(07.10.19. 11.10.19)

«Овощи»

«Беседа воспитателя об овощах»

 «Что нам осень подарила?»

«Чтение рассказа «Хитрый огурчик»

Оснащение: 

предметные картинки и муляжи овощей

Расширение представлений об овощах, о месте их произрастания. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, кабачок). Развивать интерес к художественной литературе, учить внимательно и заинтересованно слушать, закреплять знания об овощах. Расширять знания о временах года, основных приметах осени (пасмурно, идет дождь, становится холодно, в огороде созрели овощи) их форме цвету и величине.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития»  с. 25

Октябрь                       3 неделя

(14.10.1918. 10.19)

«Осень»

Что бывает осенью?
«Листопад, листопад…»

Чтение «Приметы, пословицы, поговорки об осени»

Оснащение: предметные картинки, иллюстрации об осени, атрибуты к дидактическим играм

Формировать представления об осени на основе ознакомления с сущ. признаками сезона. Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, строения цветов, листьев, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней. Расширение словаря

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» с. 20

Октябрь                       4 неделя (21.10.19. 25.10.19)

«Фрукты»

«Фрукты»

Развитие речи по теме.

Чтение художественной литературы - «Мешок яблок»

Оснащение: предметные картинки и муляжи фруктов, атрибуты к дидактическим играм

Познакомить детей с обобщающим понятием «Фрукты». Учить образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными, формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем рассказ. Учить называть фрукты и их части, где растут, что можно приготовить из фруктов (компот, сок, варенье). Расширять словарный запас.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития» с. 31,

Творческие каникулы

Ноябрь

1 неделя

(04.11.19. 08.11.19)

«Деревья» (ёлка, береза)

Беседа воспитателя на тему «Деревья»

Беседа об осени, деревьях.

Чтение стихотворения А.К.Толстого        « Осень. Обсыпается весь  наш бедный сад…»

Оснащение: иллюстрации об осени, карточки к дидактическим играм

Познакомить с деревьями: ель, берёза. Научить находить и называть ствол, ветки, листья. Учить выделять отличительные особенности внешнего вида (у ели – хвоя, у берёзы – листья). Учить различать деревья по внешнему виду, называть части дерева. Воспитывать умение слушать стихотворение, учить понимать смысл произведения, отвечать на вопросы

Ю.К. Сорокина «Познаем мир – развиваем речь». с. 66

Ноябрь

2 неделя

(11.11.19. 15.11.19)

«Человек и его тело»

Беседа воспитателя о частях тела

Оснащение: картинки с изображением частей тела, карточки к дидактическим играм.

Формировать словарь по теме. Развивать артикуляцию и мимическую моторику. Развивать связную речь.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»  с. 36

Ноябрь

3 неделя

(18.11.19. 22.11.19)

«Умываль ные

Принадлеж ности»

Части тела и лицо.

Тело человека.

Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

Оснащение:картинки с изображением частей тела, картинки к дидактическим играм

Учить называть части тела и лица. Учить показывать, где находится голова, живот, спина, руки, ноги, уши, нос, рот, глаза, знать строение человеческого тела , назначение отдельных частей, как люди внешне отличаются друг от друга. Воспитывать умение слушать и понимать небольшие по объему стихи.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 36

Ноябрь                          4 неделя

(25.11.19.         29.11.19)

«Семья»

Беседа воспитателя по теме «Семья».

Оснащение: фотографии членов семьи.

Формировать представление о семье, ее членах, пополнение номинатильного словаря. Активизация словаря по теме.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 10

Декабрь                       1 неделя

(02.12.19    06.12.19)

«Одежда»

Беседа воспитателя по теме «Одежда».

Развитие речи по теме.

Чтение сказки «Варежка»

Оснащение: карточки с изображением одежды, атрибуты к дидактическим играм

Закрепить название одежды и отдельные её детали, обогащать и активировать словарь. Закрепить понятия: верхняя, нижняя, праздничная. Пополнение активного словаря за счёт прилагательных, обозначающих цвет пассивного словаря за счет существительных, обозначающих  детали одежды. Воспитание аккуратности. Учить слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 41

Декабрь                        2 неделя

(09.12.19   13.12.19)

«Обувь»

Ознакомление с окружающим « Поможем Эли выбрать одежду и обувь».

Оснащение: карточки с изображением одежды, обуви, атрибуты к дидактическим играм

С помощью картинок уточнить и активизировать в речи названия одежды и обуви, совершенствовать навыки диалогической речи. Формировать умение вслушиваться в речь и понимать её содержание, умение называть обувь. Расширение  словаря

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 47

Декабрь 3неделя          (16.12.19-20.12.19)

«Зима. Зимние забавы»

Беседа воспитателя на тему «Зима. Зимние забавы»
Развитие речи по теме.

Чтение сказки «Два Мороза»

Оснащение: иллюстрации о зиме, карточки к дидактическим играм

Закрепить знание о времени года – зима. Учить сравнивать осень и зиму. Познакомить с характерными признаками зимы. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять рассказ по картине, закрепить признаки зимы, зимние месяцы, что зимой бывает веселый праздник  - Новый год. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 73

Декабрь                       4 неделя (23.12.19-27.12.19)

«Новый год»

Беседа воспитателя по теме «Новый год».

Разучивание стих. А. Барто (отрывок из стихотворения «Встали девочки в кружок» и «Машенька»).

Чтение сказки «Зимняя сказка»

Оснащение: иллюстрации о зиме, о празднике Новый год, сборник стихов А. Барто, карточки к дид. играм

Расширять представление детей о праздновании Нового года. Учить составлять небольшой рассказ по картинке. Помочь запомнить стихотворение. Развивать зрительное внимание. Упражнение «Что появилось на ёлочке?». Развитие мелкой моторики. Учить детей чувствовать и понимать образы сказки, учить воспринимать выразительные средства сказочного повествования.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 68

КАНИКУЛЫ

Январь

3 неделя

(13.01.20-17.01.20)

«Домашние животные и их детеныши».

Кошка с котятами.

Собака со щенятами.

«Домашние животные».

Оснащение: картинки с изображением домашних животных, кошки, котят, карточки с дидактическими играми, плакаты

Закреплять понятие «домашние животные». Учить различать понятия, формировать навыки диалогической речи. Воспитывать любовь к животным. Знать названия домашних животных, называть их, называть части тела животных, чем питается, какую пользу приносит, где живёт.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 52

Январь                          4 неделя

(20.01.20

24.01.20)

«Домашние животные и их детеныши».

Корова с теленком.

Лошадь с жеребенком.

«Домашние животные».

Беседа воспитателя о лошади с жеребенком.

Чтение х/л- К. Ушинский «Лошадка».

Оснащение: картинки с изображением домашних животных, кошки, котят, карточки с дидактическими играми, плакаты

Закреплять понятие «домашние животные». Учить различать понятия, формировать навыки диалогической речи. Воспитывать любовь к животным. Знать названия домашних животных, называть их, называть части тела животных, чем питается, какую пользу приносит, где живёт.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 52

Январь                          5 неделя

(27.01.20-31.01.20)

«Дикие животные -заяц»

Беседа по картине «Заяц».

Беседа воспитателя о зайцах.                                         Сказка «Заюшкина избушка».

Оснащение: картинки с изображением диких животных, зайцы, карточки с дидактическими играми, плакаты

Обогатить и уточнить представление детей о зайцах, обогатить словарь. Прочитать детям загадку о зверях, заучить некоторые из них. Развивать у детей внимание и умение составлять небольшой рассказ. Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Пополнять словарь, учить отвечать на поставленные вопросы.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 57

Февраль

1 неделя

(03.02.20-07.02.20)

«Дикие животные - волк и  лиса в русских народных сказках»

Беседа воспитателя о волке и лисе.

Чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят».

Оснащение: картинки с изображением домашних животных, волка, карточки с дидактическими играми, плакаты

Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Пополнять словарь, учить отвечать на поставленные вопросы. Знать и находить на картине диких животных (волк, лиса, заяц, медведь). Учить слушать внимательно сказку, отвечать на вопросы по тексту, воспитывать интерес к чтению.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 57

Февраль                 2 неделя

(10.02.20-14.02.20)

«Транспорт»

«Грузовой транспорт»

«Пассажирский транспорт»

Оснащение: картинки с изображением грузового и пассажирского транспорта, карточки и атрибуты к  играм, плакаты

Обогащение представлений об окружающем, пополнение словаря по теме «Транспорт» Уточнение представлений детей о транспорте.

Рассматривание картины «Едем в автобусе», иллюстраций по теме.

Игры «Поезд», «Едем в гости», «Изобрази сигнал своей машины», «Что лишнее?»

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 98

Февраль                       3 неделя

(17.02.20-21.02.20)

«Мой детский сад. Наша любимая группа».

Беседа воспитателя о детском саде и о любимой группе.

Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, они заботятся о детях. Обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада (воспитателей, няни, повара, медицинской сестры). Продолжать формировать положительное отношение к детскому саду. Учить понимать смысл  загадки и находить отгадку. Различать эмоциональные состояния (веселый, сердитый). Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к труду взрослых, доброе отношение к друг другу (называть друг друга ласково, нежно, весело.

Конспект

Февраль                     4 неделя

(24.02.20-28.02.20)

«8 Марта.

Мамин праздник»

Беседа воспитателя о празднике 8 марта.

Чтение: «Мамин день».

Оснащение: фото мамы, сборник стихотворений о маме, о празднике, атрибуты к дидактическим играм

Познакомить детей с праздником 8 Марта. Развивать диалогическую речь, побуждать к монологу, учить составлять описательный рассказ о своей маме по фото. Заучивание стихотворений на праздник с выражением, проговаривая звуки.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 115

КАНИКУЛЫ (02.03.20-09.03.20)

Март                         2 неделя

(09.03.20- 13.03.20)

«Дом и то, что в нем»

Беседа воспитателя по теме: город, дом. Рассматривание иллюстраций домов.

Оснащение: картинки домов.

Знакомство детей с понятием город. Рассматривание макетов домов. Расширять словарь по теме. Закрепить части дома: стены, крыша, дверь, окна.

 Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 92

Март

3 неделя

(16.03.20-20.03.20)

«Мебель»

Беседа воспитателя по теме: «Мебель» Рассматривание иллюстраций мебели.

Оснащение: картинки мебели

Рассматривание и название предметов мебели. Знакомство с ее назначением, формирование обобщающего понятия «Мебель» Пополнение словаря за счет названий частей мебели. Расширение и уточнение номинативного словаря, связанного с назначением мебели (сидеть, лежать, спать, играть…)

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 133

Март                          4 неделя

 (23.03.20-27.03.20)

«Весна. Изменения

в природе»

Беседа воспитателя по теме «Весна».

Чтение художественной литературы -  стихотворение о весне.

Оснащение: иллюстрации о весне, атрибуты к дидактическим играм

Уточнить время года – весна, название всех месяцев, характерные признаки весны, развивать словарь по теме. Учить замечать красоту весны.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 139

Апрель  1неделя

(30.03.20

03.04.20)

«Дикие птицы»

Ворона. Голубь. Воробей.

Беседа воспитателя по теме «Птицы в городе».

Чтение стихотворения А. Барто «Воробей», чистоговорок.

Оснащение: картинки с изображением домашних птиц, карточки к  дидактическим играм, плакаты

Побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. Вызвать у детей радость от наблюдения за птичкой: желание оберегать птицу и ухаживать за ней; добиваться, чтобы называли части тела птички и то, что она делает; закрепление знаний детей о жизни птиц, которые живут на улице (ворона, голубь, воробей),

найти между ними сходство и различия. Учить детей произносить слова и фразы с разной силой голоса. Продолжать учить отвечать на вопросы.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 79

Апрель                            2 неделя

(06.04.20-

10.04.20)

«Домашние птицы»

«Домашние птицы»

Чтение художественной литературы -  рассказ К. Ушинского «Уточки»

Оснащение: картинки с изображением домашних птиц, карточки к  дидактическим играм, плакаты, книга рассказов К.Ушинского

Беседа воспитателя о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц.  Повадках домашних птиц.  Закрепить понятие, что домашние птицы живут рядом с человеком. Учить детей произносить слова и фразы с разной силой голоса. Продолжать учить отвечать на вопросы.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 85

Апрель                       3 неделя

(13.04.20-17.04.20)

«Птенцы домашних птиц»

«Домашние птицы»

«Птенцы домашних птиц»  

   Оснащение: картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, карточки к дидактическим играм, плакаты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Систематизировать представления детей о домашних птицах и их детёнышах. Чем питаются. Закреплять умение сравнивать, находить сходство и различие. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 85

Апрель

4 неделя

(20.04.20-24.05.20)

«Чайная посуда»

«Чайная посуда»

Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе»

Оснащение: карточки с изображением посуды, атрибуты к дидактическим играм

Учить детей различать и называть предметы посуды. Находить различия и сходство между предметами. Учить относиться бережно к посуде. Познакомить детей с классификацией посуды. Учить называть части посуды. Закрепить знание об обобщающем понятии «чайная посуда». Учить детей понимать нравственный смысл прочитанного, оценивать поступки героев.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 120

Апрель

5неделя

27.04.20-1.05.20)

«Столовая посуда»

«Столовая посуда»

Оснащение: карточки с изображением посуды, атрибуты к дидактическим играм

Рассматривание и называние различных предметов столовой посуды. Выделять ее признаки, знакомство с названием частей посуды. Формирование обобщающего понятия «Посуда». Активизация номинативного словаря.

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 120

Май                           1 неделя

(04.05.20-08.05.20)

«Продукты питания»

«Продукты питания»

Оснащение: карточки с изображением продуктов питания, атрибуты к дидактическим играм

Рассматривание и называние различных продуктов питания. Знакомство с понятиями: Завтрак, обед, ужин. Уточнение и расширение словаря по теме: «Продукты питания»

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 120

Май                            2 неделя

(11.05.20-15.05.20)

«Насекомые

«Насекомые»

Чтение стихотворения К. Чуковского «Муха – цокотуха»

Оснащение: картинки с изображением насекомых, карточки к  дидактическим играм, плакаты, сборник стихотворений К. Чуковского

Рассматривание картинок с изображением насекомых. Знакомство с названиями насекомых: жук, пчела, бабочка, божья коровка. Расширение словаря (летает, прыгает, ползает).

Дидактическая игра «Один – пять», загадывание загадок о насекомых

Н.В. Ершова, И.В. Аскерова,  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного о речевого развития»        с. 162

Май                     3неделя (18.05.20-

22.05.20)

«Цветы»

«Цветы на подоконнике»

«Сажаем цветы на клумбе»

«Замечательные цветы»

Чтение художественной литературы – стихи  «Одуванчик», «Ромашка»

Оснащение: картинки с изображением цветов, карточки к  дидактическим играм, плакаты

Составление короткого рассказа по вопросам воспитателя по картинке.

Дидактические игры «Что растениям необходимо?»

«Найди такое же растение»

Познаем мир – развиваем речь. Сорокина Ю.К., занятие 89, с.161

Май      4неделя

(25.05.20-29.05.20)

«Лето. Игры с водой»

Беседа воспитателя на тему «Лето»
Развитие речи по теме.

Чтение художественной литературы – В. Берестов «Весёлое лето»

Оснащение: иллюстрации о лете, картинки и атрибуты к дидактическим играм

Рассматривание картин и репродукций о лете, рассказ об увиденном. Заучивание стихотворений о лете.

Дидактическая игра  «Когда это бывает»

Познаем мир – развиваем речь. Сорокина Ю.К., занятие 59, с.103.

32 темы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность «Формирование первичных представлений о малой родине»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевска города Новокуйбышевск Самарской области структурное ...

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...

Конспект НОД в средней группе о/о «Познавательное развитие» раздел «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «О чем «рассказывает» одежда?»

Конспект занятия направлен на закрепление знаний детей о разнообразии видов одежды; о назначении одежды; на  формирование умений детей различать и называть предметы одежды; на  закрепление у...

Конспект НОД о/о «Познавательное развитие» по разделу «Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» «В гостях у повара – как варится каша» во второй младшей группе

В конспекте показан как формируются элементарные представления об объектах окружающего мира, о занятиях и профессиях взрослых (повар), их профессиональных принадлежностях; развиваются навыки общения д...

Перспективный план работы по формированию первичных представлений о традициях русского народа на 2021/2022 учебный год

Перспективный план работыпо формированию первичных представлений о традициях русского народана 2021/2022 учебный год...