РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие» для дошкольников (3 – 4 лет)
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему
Рабочая программа для детей 2 младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты Протокол №1 от «29 » августа 2016 г.
| УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты № 105/01- 15 от «29» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие»
для дошкольников (3 – 4 лет)
срок реализации программы 1 год
Составители:
Панюкова Л.Л. – воспитатель
Лаврова И.И. – воспитатель
Задачи образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности
1.Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами)
2.Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
3.Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих
дидактических играх и других видах деятельности).
4.Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
5.Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
6.Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Тематический план непосредственно образовательной деятельности.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
09 | «Что какое вокруг нас?» | «Ищем похожие предметы вокруг нас» | «Игры с куклами и мишками» | «Волшебные картинки: что сначала, что потом». | 4 | |
10 | -Ориентировка во времени: Утро. -Величина: Большой и маленький. - Количество и счёт: Один и много. | -Ориентировка во времени: День. - Геометрические фигуры: Круг. - Количество и счёт: Число 1. | - Ориентировка во времени: Утро. Вечер - Величина: высокий-низкий; закрепление: большой – маленький. | Сравнение величин: большой, маленький (закрепление) - Количество и счёт: Закрепление – число 1. - Ориентировка во времени: Ночь. - Геометрические фигуры: Закрепление – круг. | 4 | |
11 | - Количество и счёт: Число 2. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, на, под. - Величина: Толстый, тонкий. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта». | - Количество и счёт: Закрепление – число 2. - Геометрические фигуры: Треугольник. - Ориентировка во времени: осень. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди все фигуры как эта» (часть 2-ая). | 4 | |
12 | - Количество и счёт: Число 3. - Величина: Большой, поменьше, маленький. - Геометрические фигуры: Треугольник.
| - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Заметим все такие же фигуры». | - Количество и счёт: Сравнение чисел 2 и 3. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, наверху. - Величина: Большой, поменьше, маленький. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди не такие фигуры».
| Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем такие же фигуры». | 5 |
01 | - Количество и счёт: Число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Ориентировка во времени: Зима. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем не такие фигуры». | 2 | |||
02 | - Количество и счёт: закрепление – число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Логическая задача. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди ВСЕ фигуры как эти». | - Количество и счёт: Сравнение чисел 3 и 4. - Геометрические фигуры: Прямоугольник. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди НЕ ТАКУЮ фигуру, как эта". | 4 | |
03 | - Количество и счёт: Число 5. - Ориентировка во времени: Весна. - Логическая задача. | - Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». | - Количество и счёт: Закрепление – число 5. - Ориентировка во времени: Утро, день, вечер, ночь. - Логическая задача. | - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». | Геометрические фигуры: Закрепление: Овал. - Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа. | 5 |
04 | - Количество и счёт: Сравнение чисел 4 и 5. - Геометрические фигуры: Овал. - Логическая задача. | - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». | - Ориентировка во времени: Времена года.
| - Восприятие закономерности в чередовании. Д/и «Второй ряд». | 4 | |
05 | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Найди пару» | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Угощение для медвежат». | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Художники». | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Магазин». | 4 | |
Итого | 36 |
Содержание образовательной деятельности
СЕНТЯБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО:
Консультация-памятка для родителей «Развитие математических представлений ребёнка 4-го года жизни».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Различные игрушки, которые можно сравнивать по ярким признакам (отличиям) и схожие друг с другом.
2. Схема «Что сначала, что потом» (Последовательность действий по стрелке). Схема-алгоритм «Как вымыть руки».
3. Кукла, мишка. Предметы-заместители для игры «Кормим куклу и мишку».
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Что какое вокруг нас?» Задачи: Привлечь внимание детей к тому, что все предметы вокруг имеют свойства, которые можно исследовать. Стимулировать познавательную активность младших дошкольников. Примерные виды деятельности: Игровая поисковая ситуация. Взрослый предлагает рассмотреть предметы, игрушки и помогает детям рассмотреть, обследовать, сравнить их. | - Д/и «Матрёшки, по росту стройся!», «Найди такую же игрушку». | - В ходе всех режимных моментов: ситуативный разговор о том, какие предметы используются (по величине, форме, много или мало и т.п.) | - Матрёшки, кубики. |
2 неделя. «Ищем похожие предметы вокруг нас» Задачи: Продолжать стимулировать познавательную активность, любознательность, развивать умение соотносить образец предмета с другими, реальными предметами. Примерные виды деятельности: Буратино принёс игрушки (кубик, мячик, матрёшку и т.п.) и спрашивает, есть ли похожие у детей в группе. Поиск похожих игрушек и объяснение. | - Д/и «Игрушки, по домам!» (классификация по сходству любых признаков, какие смог увидеть ребёнок) | - В ходе всех режимных моментов: ситуативный разговор о том, какие похожие на используемый предмет другие предметы есть вокруг | - Наборы кубиков, мячики. Матрёшки. |
3 неделя. «Игры с куклами и мишками» Задачи: привлечь внимание малышей к использованию обследования, группировки предметов в игре. Примерные виды деятельности: Сюжетно-дидактическая игра: рассадить кукол и мишек за отдельные столики, накрыть «угощение»: мишкам – большая посуда, куклам – маленькая, мишкам – красные «пирожные», «куклам» - жёлтые. | - Д/и на воссоздание узора по образцу (простое размещение геометрических фигур); на внимание «Найди такие же фигуры на ковре». | - В ходе уборки игрушек: ситуативный разговор о том, что «все одинаковые кубики» убираются в одну коробку», «похожие предметы» хранятся рядом и т.п. | - Сюжетная игра с куклой, мишкой «Чаепитие», «Обед» и т.п. |
4 неделя. «Волшебные картинки: что сначала, что потом». Задачи: Научить детей следить за развитием игрового действия в условиях линейного расположения предметов по условному знаку. Примерные виды деятельности: педагог знакомит детей с предметной схемой-моделью «Что сначала, что потом»: игровые действия по стрелке (посадить куклу, поставить чашку, посадить мишку, уложить спать и т.п.). Совместное «прочтение» схемы и выполнение действий. | - Активизирующее общение «Мы проснулись утром: что сначала, что потом» - Игровое дидактическое упражнение «Движемся по стрелке» (обучение движению в пространстве согласно стрелке-указателю) | - В ходе умывания: «чтение» алгоритма «Как вымыть руки". | - Рассматривание схемы-модели «Что сначала, что потом», использование её в игре. |
ОКТЯБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Рекомендации по формированию у младших дошкольников представлений о времени и последовательности действий.
Изменения в предметно-развивающей среде.
- Наборы парных игрушек и предметов по величине (матрёшка, мячик, кубик, машинка, чашка); наборы множеств предметов (грибки, шарики, кубики, уточки и т.п.).
- Сюжетные картинки «Что бывает утром», «Что бывает днём», «Что бывает вечером», «Что бывает ночью».
- Карточки с цифрой 1.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Ориентировка во времени: Утро. -Величина: Большой и маленький. - Количество и счёт: Один и много. Задачи: познакомить с частью суток – утро; учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький) и выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку. | - Д/и «Когда это бывает?»; «Большой и маленький»; «Один и много». - Иговые задания: группировка матрёшек, грибочков, геометрических фигур по величине. - Беседа «Утро в детском саду». | - В ходе утренней гимнастики заучивание речёвки «Каждый день по утрам делаем зарядку» | - Игровые действия с дидактическим материалом. - Рассматривание сюжетных картинок «Что бывает утром». |
2 неделя. -Ориентировка во времени: День. - Геометрические фигуры: Круг. - Количество и счёт: Число 1. Задачи: познакомить с числом один и учить соотносить количество с цифрой; учить обследовать круг осязательно-двигательным путём; познакомить с частью суток – день. | - Д/у «Назови предметы, которых только по одному» (на картинках, в группе), «Найди вокруг себя всё, что похоже на круг». - Беседа «Вечер в детском саду, вечер дома». - Обводка по контуру изображения цифры 1. | - В ходе «дневных» режимных мероприятий ситуативный разговор «Что бывает днём в детском саду» (прогулка, обед, дневной сон). | - Рассматривание сюжетных картинок "Что бывает вечером". |
3 неделя. - Ориентировка во времени: Вечер. - Величина: высокий-низкий; закрепление: большой – маленький. Задачи: познакомить с частью суток – вечером; учить сравнивать знакомые предметы по высоте (росту) (высокий-низкий), закрепить умение соотносить предметы по величине. | - Д/и «Когда это бывает?» (на закрепление частей суток); - Д/и «Высокий – низкий, большой – маленький». - Дидактическое задание «Закрась правильно» (закрасить столько те предметы, которых на картинке по одному). | - В ходе «вечерних» режимных мероприятий ситуативный разговор «Что бывает вечером в детском саду» (игры, ужин, уход домой). | - Рассматривание сюжетных картинок «Что бывает вечером». |
4 неделя. - Количество и счёт: Закрепление – число 1. - Ориентировка во времени: Ночь. - Геометрические фигуры: Закрепление – круг. Задачи: Продолжать сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, где много; познакомить с частью суток – ночь, учить различать форму предметов, соотносить её с названием эталона – круг. | - Д/и «Один и много», «Когда это бывает?»; «Такие же или другие». - Активизирующее общение «Что бывает круглым», «Что бывает вечером?». | - Игры с множествами предметов (один и много) – дидактический, «счётный» материал. |
НОЯБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Консультация «Что такое блоки Дьенеша и как они развивают ребёнка».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Схема «Движение по стрелке».
2. Картинки с изображением различных предметов, объектов (в разном количестве, в том числе – парные или в количестве двух).
3. Из блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). Образцы рисунков для использования блоков.
4. Наборы треугольников из картона или пластика.
5. Карточки с цифрами 1, 2.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Число 2. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, на, под. - Величина: Толстый, тонкий. Задачи: Познакомить с числом 2, развивать способность дошкольников различать и называть пространственные направления относительно себя, сравнивать знакомые предметы по толщине, выделять признаки сходства и различия. | - Поисковое задание: заметить вокруг всё, чего по 2 ( 2 стрелки у часов, 2 руки, 2 ноги. 2 глаза. 2 уха у детей), найти на картинке парные предметы или всё, чего по 2. - Д/и «Что где находится?». - Дидактическое упражнение «Движение по стрелке» в игровых ситуациях «Девочка катает куклу», «Шофёр развозит игрушки». | - На прогулке активизирующее общение: «Что где находится вокруг нас?». | - Игры с дидактическим счётным материалом. - Обводка по контуру изображения цифры 2. |
2 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта». Задачи: Учить упорядочивать фигуры по цвету: круги, квадраты, треугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). | - Выкладывание картинок по заданному образцу из блоков Дьенеша (цыплёнок, ёлочка, домик). | - В ходе любых режимных моментов (при возможности) – акцентирование внимания детей на цвете объектов) | - Игры с фигурами из Блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). |
3 неделя. - Количество и счёт: Закрепление – число 2. - Геометрические фигуры: Треугольник. - Ориентировка во времени: осень Задачи: закрепить представление о числе 2, познакомить с геометрической фигурой – треугольником, совершенствовать навыки обследования фигуры осязательно-двигательным путём; развивать графические навыки. | - Выкладывание узоров из треугольников, а также из кругов и треугольников по образцу. - Д/и «Что бывает осенью»; - Игровое задание «Сделай так, чтоб предметов стало 2 (убавить или добавить предметы до получения двух) | Игры с наборами треугольников (из картона или пластика) | |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта» (часть 2-ая) Задачи: совершенствовать умение детей упорядочивать фигуры по цвету (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники трёх цветов - жёлтого, красного, синего). | - Выкладывание рисунков из блоков Дьенеша по образцу: «Большой и маленький парусники». | - В ходе любых режимных моментов (при возможности) – акцентирование внимания детей на цвете объектов). | - Игры с фигурами из Блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). |
ДЕКАБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Индивидуальные беседы по поводу успехов и затруднений каждого ребёнка в ходе формирования элементарных математических представления.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Наборы игрушек из 3-х штук для сравнения по величине (кубики, мячики, машинки, матрёшки и т.п.).
2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.
3. Карточки с крупными цифрами 1, 2, 3.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Число 3. - Величина: Большой, поменьше, маленький. - Геометрические фигуры: Треугольник. Задачи: дать представление о числе 3, упражнять в порядковом счёте до 3-х и учить соотносить число с количеством предметов в группе. Продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой, поменьше, маленький) и соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигурой). | - Дидактические упражнения «Сколько? Который по счёту?»; сравнение трёх предметов по величине (большой, поменьше, маленький); «Собери матрёшку», «Построй матрёшек по порядку». - Обведение по контуру изображения цифры 3. | - Игры с матрёшками. | |
2 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Заметим все такие же фигуры». Задачи: Закрепить умение упорядочивать фигуры по цвету, сформировать умение упорядочивания по форме. | - Д/и с блоками Дьенеша «Найди все фигуры, как эта» (упорядочивание по цвету), «Конфетки для Винни-Пуха и Пятачка» (упорядочивание по форме). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Заяц с шарами», «Собачка», «Грузовик». | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Заяц с шарами», «Собачка», «Грузовик». | |
3 неделя. - Количество и счёт: Сравнение чисел 2 и 3. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, наверху. - Величина: Большой, поменьше, маленький. Задачи: Закрепить представление о числе 3, учить видеть равенство предметов (столько же); развивать умение ориентироваться в пространстве | - Д/и «Где находится игрушка?» (закрепление понятий слева, справа, наверху), «Больше или меньше», «Разложим по величине». - Дидактические игровые задания: принеси столько же кубиков (и др. предметов); | - На прогулке: игра на ориентирование «Где находится предмет?». | - Д/и «Разложим по величине». - Обводка по контуру изображения цифр 1, 2, 3. |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди не такие фигуры». Задачи: развивать умение упорядочивать фигуры по форме, развивать внимание при выполнении задания. | - Д/и «Найди не такие фигуры» (упорядочивание по форме). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Цветок», «Трактор». - Раскрашивание изображения кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников. | - Поисковое задание на прогулке: что вокруг похоже на такую фигуру? | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Цветок», «Трактор». |
5 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем такие же фигуры». Задачи: Упражнять в упорядочивании фигур по размеру (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров) | - Дидактические упражнения: Сравнение чисел 2 и 3. Сравнение по величине. - Дидактическое упражнение: техника «Пластилиновое письмо» (вылепливание пластилиновых полосок, «колбасок» и выкладывание изображений геометрических фигур разных размеров на карточках). | - «Пластилиновое письмо» (вылепливание на плоскости изображений знакомых цифр по контуру) - Игры с блоками Дьенеша «Выберем такие же фигуры» |
ЯНВАРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Памятка «Что такое «свойства» и «отношения»: игровые способы развития ребёнка.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрой 4.
2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
3 неделя. - Количество и счёт: Число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Ориентировка во времени: Зима. Задачи: Познакомить детей с числом 4, учить соотносить число с количеством предметов. Конкретизировать представления о геометрической фигуре квадрат; развивать графические навыки. | - Дидактические упражнения «Рисуем квадрат по точкам» (графические навыки). - Д/и «Волшебный квадрат». - Активизирующее общение «Что зимой бывает?». | - На прогулке: ситуативное задание «Считаем до 4-эх». | - «Пластилиновое письмо»: цифра 4, квадрат. |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем не такие фигуры». Задачи: продолжать развивать внимание и способность упорядочивать геометрические фигуры по размеру (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров). | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Игрушка», «Кошечка». - «Пластилиновое письмо»: фигуры маленькие и большие. | - На прогулке: рисование на снегу палочкой геометрических фигур разных размеров. | - «Пластилиновое письмо»: фигуры маленькие и большие. - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Игрушка», «Кошечка». |
ФЕВРАЛЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Консультация «Математика вокруг нас».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрой 4.
2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.
3.Картинки с изображением множеств предметов от 1 до 4.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: закрепление – число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Логическая задача. Задачи: закрепить представление детей о числе 4; учить порядковому счёту, упражняя в употреблении количественных и порядковых числительных. | - Д/и «Сколько? Который по счёту?» - Дидактические упражнения «Сосчитай углы у квадрата», «Поставь по счёту в ряд». - Обведение по точкам изображения цифры 4. «Пластилиновое письмо»: цифра 4. | - Выкладывание узоров, рисунков из квадратов. - Д/и «Волшебный квадрат» (упрощённый вариант) | |
2 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди ВСЕ фигуры как эти». Задачи: развивать способность дошкольников упорядочивать фигуры по толщине (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники разной толщины). | - Д/и с блоками Дьенеша «Толстый клоун, тонкий клоун» (упорядочивание фигур по толщине). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка», «Зайка», «Гусеница». | - Во время приёма пищи: сравнение кусочков хлеба, ломтиков овощей по толщине (ситуативный разговор). | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка», «Зайка», «Гусеница». |
3 неделя. - Количество и счёт: Сравнение чисел 3 и 4. - Геометрические фигуры: Прямоугольник. Задачи: развивать способность различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; учить использовать порядковые числительные в речи. Конкретизировать представления о геометрической фигуре «прямоугольник», используя осязательно-двигательный и зрительный способ обследования. | - Д/и «Сосчитай и сравни», «Собери прямоугольник из квадратов (из маленьких прямоугольников)», «Больше, меньше, столько же», «Хватит ли снеговикам шапок?». - Рисование по точкам «Прямоугольник». «Пластилиновое письмо» (прямоугольник). - Дидактическое задание: «считай, закрашивай» (закрасить столько кружков, сколько предметов на картинке). | - В ходе различных режимных моментов: акцентировать внимание на количество используемых предметов. | - Рисование по точкам «Прямоугольник». «Пластилиновое письмо» (прямоугольник). - Д/и «Собери прямоугольник из квадратов (из маленьких прямоугольников)» |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди НЕ ТАКУЮ фигуру, как эта" Задачи: Продолжать развивать навыки упорядочивания фигур по толщине (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники разной толщины). | - Д/и «Толстый и тонкий клоуны». - Раскрашивание изображения геометрических фигур. - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок». | - В ходе любых режимных моментов (при наличии возможности) – ситуативный разговор и сравнение используемых объектов по толщине. | - Раскрашивание изображения геометрических фигур. - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок». |
МАРТ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Индивидуальные беседы и рекомендации по закреплению у детей навыков количественного и порядкового счёта.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрой 5.
2.Карточки с изображением множеств предметов от 1 до 5.
3. Счётный материал для составления множеств предметов (грибочки, листочки, ёлочки, кружочки и т.п.)
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Число 5. - Ориентировка во времени: Весна. - Логическая задача. Задачи: познакомить детей с числом 5, продолжая учить количественному и порядковому счёту; развивать способность сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. | - Д/и «Считай, закрашивай» (закрасить столько кружочков, сколько предметов на картинке: от 1 до 5). - Рисование по точкам «Цифра 5». - Игра «Что весной бывает?» - Аппликация из знакомых геометрических фигур «Платок для мамочки». | - На прогулке: рисование палочкой на снегу цифр от 1 до 5. | «Пластилиновое письмо»: цифры от 1 до 5. |
2 неделя. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка» (3 варианта). Задачи: развивать способность устанавливать и воспроизводить закономерность в последовательности фигур (построить длинную цепочку из фигур так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (затем – толщины, размера). | - Д/и «Цепочка» ( с блоками Дьенеша). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Снеговик», «Башня». | - На прогулке: рисование палочкой на снегу знакомых геометрических фигур. | - Игры с блоками Дьенеша. |
3 неделя. - Количество и счёт: Закрепление – число 5. - Ориентировка во времени: Утро, день, вечер, ночь. - Логическая задача. Задачи: закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах пяти; конкретизировать представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Развивать способность выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку. | - Игра-считалка «Слушай, считай, делай». - Д/и «Закончи предложение» (на закрепление представлений о времени суток). - Составление рассказов «Что бывает днём, вечером, ночью, утром». - Дидактическое упражнение «Посчитай и сравни количество предметов». | - В ходе всех режимных моментов – акцент внимания детей на то, какое в данный момент время суток. | - Д/и «Подбери пару» (на внимание и умение сравнивать предметы на картинках). - Игры со счётным материалом. |
4 неделя. - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». Задачи: продолжать развивать способность детей устанавливать и воспроизводить закономерность в последовательности фигур (построить длинную цепочку из фигур так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (затем – толщины, размера). | - Игровое задание «Украсим штанишки для Петрушки» (из блоков Дьенеша составление цепочки по заданному принципу). | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Снеговик», «Башня», «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок». «Мишка», «Зайка», «Гусеница». | |
5 неделя. - Геометрические фигуры: Закрепление: Овал. - Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа. Задачи: закрепить умение различать времена года; развивать зрительное восприятие (формы) и умение соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигуры). Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве относительно себя. | - Активизирующее общение «На какую геометрическую фигуру похож предмет», «В какое время года что бывает?». - Графическое развивающее упражнение «Закрась правильно» (закрасить рыбок, плывущих направо – красным, а налево – зелёным). - Игровая развивающая ситуация «Найдём сюрприз» (движение по заданной словесной инструкции к спрятанному сюрпризу: шаг вперёд, 3 шага направо, шаг налево и т.п.). | - Наблюдение: что у нас на прогулке есть из весенних признаков. - В ходе различных режимных моментов: акцент внимания детей на положение предметов: что справа, что слева, что позади, что впереди. | - Обведение овала по точкам. - «Пластилиновое письмо» (овал); - Выкладывание узоров из овалов и остальных известных геометрических фигур. |
АПРЕЛЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО:
Подбор математических считалок для разучивания дома родителями с детьми.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрами от 1 до 5.
2. Геометрические фигуры – овал.
3. Карточки с контурным изображением овалов (на всех детей).
4. Картинки с изображением ярко выраженных времён года.
5. Наборы плоскостных геометрических фигур из картона и пластика.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Сравнение чисел 4 и 5. - Геометрические фигуры: Овал. - Логическая задача. Задачи: упражнять младших дошкольников в умении различать равенство и неравенство предметов по количеству, выражая результаты сравнения в речи. Познакомить с геометрической фигурой – овалом. | - Игровое задание «Хватит ли медведям бочёнков с мёдом?» (на сравнение количества предметов) - Рисование овала по точкам. | - На прогулке: упражнение на счёт окружающих объектов (стоящих машин, подъездов в доме и т.п.). | - «Пластилиновое письмо» ( овал). |
2 неделя. - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». Задачи: продолжать развивать внимание и умение сравнивать фигуры по заданным признакам: построить длинную цепочку так, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме. | - Д/и с блоками Дьенеша «Украсим поясок красивым узором» (на выстраивание цепочки из фигур так чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме). - Д/и «Цепочки» (ранее опробованные варианты расположения блоков Д.) | - Игры с блоками Дьенеша. | |
3 неделя. - Ориентировка во времени: Времена года. - Геометрические фигуры: Закрепление: Овал. - Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа. Задачи: закрепить умение различать времена года; развивать зрительное восприятие (формы) и умение соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигуры). Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве относительно себя. | - Активизирующее общение «На какую геометрическую фигуру похож предмет», «В какое время года что бывает?». - Графическое развивающее упражнение «Закрась правильно» (закрасить рыбок, плывущих направо – красным, а налево – зелёным). - Игровая развивающая ситуация «Найдём сюрприз» (движение по заданной словесной инструкции к спрятанному сюрпризу: шаг вперёд, 3 шага направо, шаг налево и т.п.). | - Наблюдение: что у нас на прогулке есть из весенних признаков. - В ходе различных режимных моментов: акцент внимания детей на положение предметов: что справа, что слева, что позади, что впереди. | - Обведение овала по точкам. - «Пластилиновое письмо» (овал); - Выкладывание узоров из овалов и остальных известных геометрических фигур. |
4 неделя. - Восприятие закономерности в чередовании. Д/и «Второй ряд». Задачи: обучать воспитанников в использовании в игре всех признаков геометрических фигур, с помощью взрослого уметь замечать различия и выстраивать каждый следующий ряд так, чтобы под предыдущим рядом фигуры не повторялись. | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Кошечка», «Клоун», «Экскаватор», «Пароход», «Автомобиль». - Д/и «Второй ряд» (на выстраивание рядов из блоков Д. по заданной инструкции). | Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Кошечка», «Клоун», «Экскаватор», «Пароход», «Автомобиль». |
МАЙ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Индивидуальные итоговые беседы с родителями «Успехи и затруднения ребёнка в освоении математических представлений: как и над чем поработать с малышом летом».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Комплекты карточек с символами блоков Дьенеша (без отрицания) – 22 шт.
2. 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, второй вариант – с отрицанием одного из свойств.
3. Листы большого цветного картона – «эскизы картин», дополнительные детали из картона для составления композиции картины (с.11-15 альбома «Лепим нелепицы», блоки Дьенеша.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Найди пару» (альбом «Лепим нелепицы», с.4) Задачи: развивать зрительную память детей, обобщить представления детей об эталонах блоков Дьенеша. | - «Пластилиновое письмо» (вылепливание геометрических фигур). - Упражнение на счёт «Сколько фигур? Которая по счёту названная фигура?». | - Сравнение окружающих предметов по цвету, толщине, величине. Сравнение объектов с известными геометрическими фигурами. | - Выкладывание из блоков рисунков по образцам «Неваляшка», «Высокий дом». |
2 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Угощение для медвежат». Задачи: совершенствовать умение сравнивать предметы по одному-четырём свойствам, умение понимать слова «разные» и «одинаковые». Познакомить с отрицанием свойства. | - Упражнение на подбор блоков с учётом символа – «отрицания» одного свойства. - Рисование по точкам геометрических фигур. - Д/и «Принеси столько игрушек, какую цифру покажу» (от1 до 5). | - Выкладывание рисунков из блоков Дьенеша «Паровозик», «Обезьянка» (новые образцы). | |
3 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Художники» Задачи: продолжать развивать способность анализировать, сравнивать предметы по свойствам, умение ориентироваться на плоскости (листе картона). | - Развивающая игра «Художники» (новые варианты, совместно с педагогом). | - Развивающая игра «Художники» ( с блоками Д.) | |
4 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Магазин». Задачи: развивать умение выделять и абстрагировать свойства предметов, умение рассуждать и объяснять свой выбор. | - Развивающие игры с блоками Д.: «Архитекторы. Детская площадка». - Упражнение на уравнивание множеств предметов. | - Игры с цифрами, счётным материалом. |
Итоги освоения образовательного модуля:
Достижения ребёнка (Что нас радует) | Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. |
- Ребёнок выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает 3-4 предмета. - Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путём практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «Больше, чем», «Короче чем»… - Активно пользуется числами 1,2,3, словами «сначала - потом», «утром – вечером»; поясняет последовательность действий. - Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов. | - Ребёнок только в совместной деятельности с взрослым называет форму предметов, фигур, размеры (длиннее, выше). - В самостоятельной игровой деятельности не использует слов – названий признаков предметов (форма, цвет). - В использовании игровых материалов, игр малоинициативен. - Пользуется в основном словами «такой же», «столько». Результаты сравнения и отношения больше/меньше, выше/ниже не употребляет, заменяет их словами «эту», «сюда», «вот так». |
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие»
1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. И др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М. : ТЦ «СФЕРА», 2013. - 304 с.
2. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 80 с.
3. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-160 с.
4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.Опыты, эксперименты, игры. /сост. Н.В. Нищева. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с (библиотека ж. «Дошкольная педагогика»).
5. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-757505-1674011742.jpg)
Дидактическая игра, как средство осуществления интегративного подхода к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».
На своем опыте работы раскрываю данную тему, как дидактическая игра реализуется в области познания...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876558-1484245468.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876558-1484245468.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»
данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-994181-1516097874.jpg)
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие" Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Рабочая программа расчитана на год обучения по темам недель....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-1252874-1590672976.jpg)
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет
Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-1252874-1590672976.jpg)
Рабочая программа по реализации содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет
Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/14/picture-1506029-1715700916.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информа...