РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие» для дошкольников (3 – 4 лет)
рабочая программа по математике (младшая группа) на тему
Рабочая программа для детей 2 младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie._matematika_sensornoe_razvitie.docx | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты Протокол №1 от «29 » августа 2016 г.
| УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 42» г. Воркуты № 105/01- 15 от «29» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие»
для дошкольников (3 – 4 лет)
срок реализации программы 1 год
Составители:
Панюкова Л.Л. – воспитатель
Лаврова И.И. – воспитатель
Задачи образовательной деятельности
Задачи образовательной деятельности
1.Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами)
2.Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
3.Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих
дидактических играх и других видах деятельности).
4.Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
5.Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
6.Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Тематический план непосредственно образовательной деятельности.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
09 | «Что какое вокруг нас?» | «Ищем похожие предметы вокруг нас» | «Игры с куклами и мишками» | «Волшебные картинки: что сначала, что потом». | 4 | |
10 | -Ориентировка во времени: Утро. -Величина: Большой и маленький. - Количество и счёт: Один и много. | -Ориентировка во времени: День. - Геометрические фигуры: Круг. - Количество и счёт: Число 1. | - Ориентировка во времени: Утро. Вечер - Величина: высокий-низкий; закрепление: большой – маленький. | Сравнение величин: большой, маленький (закрепление) - Количество и счёт: Закрепление – число 1. - Ориентировка во времени: Ночь. - Геометрические фигуры: Закрепление – круг. | 4 | |
11 | - Количество и счёт: Число 2. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, на, под. - Величина: Толстый, тонкий. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта». | - Количество и счёт: Закрепление – число 2. - Геометрические фигуры: Треугольник. - Ориентировка во времени: осень. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди все фигуры как эта» (часть 2-ая). | 4 | |
12 | - Количество и счёт: Число 3. - Величина: Большой, поменьше, маленький. - Геометрические фигуры: Треугольник.
| - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Заметим все такие же фигуры». | - Количество и счёт: Сравнение чисел 2 и 3. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, наверху. - Величина: Большой, поменьше, маленький. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди не такие фигуры».
| Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем такие же фигуры». | 5 |
01 | - Количество и счёт: Число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Ориентировка во времени: Зима. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем не такие фигуры». | 2 | |||
02 | - Количество и счёт: закрепление – число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Логическая задача. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди ВСЕ фигуры как эти». | - Количество и счёт: Сравнение чисел 3 и 4. - Геометрические фигуры: Прямоугольник. | - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди НЕ ТАКУЮ фигуру, как эта". | 4 | |
03 | - Количество и счёт: Число 5. - Ориентировка во времени: Весна. - Логическая задача. | - Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». | - Количество и счёт: Закрепление – число 5. - Ориентировка во времени: Утро, день, вечер, ночь. - Логическая задача. | - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». | Геометрические фигуры: Закрепление: Овал. - Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа. | 5 |
04 | - Количество и счёт: Сравнение чисел 4 и 5. - Геометрические фигуры: Овал. - Логическая задача. | - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». | - Ориентировка во времени: Времена года.
| - Восприятие закономерности в чередовании. Д/и «Второй ряд». | 4 | |
05 | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Найди пару» | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Угощение для медвежат». | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Художники». | Игры с блоками Дьенеша. Игра «Магазин». | 4 | |
Итого | 36 |
Содержание образовательной деятельности
СЕНТЯБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО:
Консультация-памятка для родителей «Развитие математических представлений ребёнка 4-го года жизни».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Различные игрушки, которые можно сравнивать по ярким признакам (отличиям) и схожие друг с другом.
2. Схема «Что сначала, что потом» (Последовательность действий по стрелке). Схема-алгоритм «Как вымыть руки».
3. Кукла, мишка. Предметы-заместители для игры «Кормим куклу и мишку».
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. «Что какое вокруг нас?» Задачи: Привлечь внимание детей к тому, что все предметы вокруг имеют свойства, которые можно исследовать. Стимулировать познавательную активность младших дошкольников. Примерные виды деятельности: Игровая поисковая ситуация. Взрослый предлагает рассмотреть предметы, игрушки и помогает детям рассмотреть, обследовать, сравнить их. | - Д/и «Матрёшки, по росту стройся!», «Найди такую же игрушку». | - В ходе всех режимных моментов: ситуативный разговор о том, какие предметы используются (по величине, форме, много или мало и т.п.) | - Матрёшки, кубики. |
2 неделя. «Ищем похожие предметы вокруг нас» Задачи: Продолжать стимулировать познавательную активность, любознательность, развивать умение соотносить образец предмета с другими, реальными предметами. Примерные виды деятельности: Буратино принёс игрушки (кубик, мячик, матрёшку и т.п.) и спрашивает, есть ли похожие у детей в группе. Поиск похожих игрушек и объяснение. | - Д/и «Игрушки, по домам!» (классификация по сходству любых признаков, какие смог увидеть ребёнок) | - В ходе всех режимных моментов: ситуативный разговор о том, какие похожие на используемый предмет другие предметы есть вокруг | - Наборы кубиков, мячики. Матрёшки. |
3 неделя. «Игры с куклами и мишками» Задачи: привлечь внимание малышей к использованию обследования, группировки предметов в игре. Примерные виды деятельности: Сюжетно-дидактическая игра: рассадить кукол и мишек за отдельные столики, накрыть «угощение»: мишкам – большая посуда, куклам – маленькая, мишкам – красные «пирожные», «куклам» - жёлтые. | - Д/и на воссоздание узора по образцу (простое размещение геометрических фигур); на внимание «Найди такие же фигуры на ковре». | - В ходе уборки игрушек: ситуативный разговор о том, что «все одинаковые кубики» убираются в одну коробку», «похожие предметы» хранятся рядом и т.п. | - Сюжетная игра с куклой, мишкой «Чаепитие», «Обед» и т.п. |
4 неделя. «Волшебные картинки: что сначала, что потом». Задачи: Научить детей следить за развитием игрового действия в условиях линейного расположения предметов по условному знаку. Примерные виды деятельности: педагог знакомит детей с предметной схемой-моделью «Что сначала, что потом»: игровые действия по стрелке (посадить куклу, поставить чашку, посадить мишку, уложить спать и т.п.). Совместное «прочтение» схемы и выполнение действий. | - Активизирующее общение «Мы проснулись утром: что сначала, что потом» - Игровое дидактическое упражнение «Движемся по стрелке» (обучение движению в пространстве согласно стрелке-указателю) | - В ходе умывания: «чтение» алгоритма «Как вымыть руки". | - Рассматривание схемы-модели «Что сначала, что потом», использование её в игре. |
ОКТЯБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Рекомендации по формированию у младших дошкольников представлений о времени и последовательности действий.
Изменения в предметно-развивающей среде.
- Наборы парных игрушек и предметов по величине (матрёшка, мячик, кубик, машинка, чашка); наборы множеств предметов (грибки, шарики, кубики, уточки и т.п.).
- Сюжетные картинки «Что бывает утром», «Что бывает днём», «Что бывает вечером», «Что бывает ночью».
- Карточки с цифрой 1.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Ориентировка во времени: Утро. -Величина: Большой и маленький. - Количество и счёт: Один и много. Задачи: познакомить с частью суток – утро; учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой – маленький) и выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку. | - Д/и «Когда это бывает?»; «Большой и маленький»; «Один и много». - Иговые задания: группировка матрёшек, грибочков, геометрических фигур по величине. - Беседа «Утро в детском саду». | - В ходе утренней гимнастики заучивание речёвки «Каждый день по утрам делаем зарядку» | - Игровые действия с дидактическим материалом. - Рассматривание сюжетных картинок «Что бывает утром». |
2 неделя. -Ориентировка во времени: День. - Геометрические фигуры: Круг. - Количество и счёт: Число 1. Задачи: познакомить с числом один и учить соотносить количество с цифрой; учить обследовать круг осязательно-двигательным путём; познакомить с частью суток – день. | - Д/у «Назови предметы, которых только по одному» (на картинках, в группе), «Найди вокруг себя всё, что похоже на круг». - Беседа «Вечер в детском саду, вечер дома». - Обводка по контуру изображения цифры 1. | - В ходе «дневных» режимных мероприятий ситуативный разговор «Что бывает днём в детском саду» (прогулка, обед, дневной сон). | - Рассматривание сюжетных картинок "Что бывает вечером". |
3 неделя. - Ориентировка во времени: Вечер. - Величина: высокий-низкий; закрепление: большой – маленький. Задачи: познакомить с частью суток – вечером; учить сравнивать знакомые предметы по высоте (росту) (высокий-низкий), закрепить умение соотносить предметы по величине. | - Д/и «Когда это бывает?» (на закрепление частей суток); - Д/и «Высокий – низкий, большой – маленький». - Дидактическое задание «Закрась правильно» (закрасить столько те предметы, которых на картинке по одному). | - В ходе «вечерних» режимных мероприятий ситуативный разговор «Что бывает вечером в детском саду» (игры, ужин, уход домой). | - Рассматривание сюжетных картинок «Что бывает вечером». |
4 неделя. - Количество и счёт: Закрепление – число 1. - Ориентировка во времени: Ночь. - Геометрические фигуры: Закрепление – круг. Задачи: Продолжать сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, где много; познакомить с частью суток – ночь, учить различать форму предметов, соотносить её с названием эталона – круг. | - Д/и «Один и много», «Когда это бывает?»; «Такие же или другие». - Активизирующее общение «Что бывает круглым», «Что бывает вечером?». | - Игры с множествами предметов (один и много) – дидактический, «счётный» материал. |
НОЯБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Консультация «Что такое блоки Дьенеша и как они развивают ребёнка».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Схема «Движение по стрелке».
2. Картинки с изображением различных предметов, объектов (в разном количестве, в том числе – парные или в количестве двух).
3. Из блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). Образцы рисунков для использования блоков.
4. Наборы треугольников из картона или пластика.
5. Карточки с цифрами 1, 2.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Число 2. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, на, под. - Величина: Толстый, тонкий. Задачи: Познакомить с числом 2, развивать способность дошкольников различать и называть пространственные направления относительно себя, сравнивать знакомые предметы по толщине, выделять признаки сходства и различия. | - Поисковое задание: заметить вокруг всё, чего по 2 ( 2 стрелки у часов, 2 руки, 2 ноги. 2 глаза. 2 уха у детей), найти на картинке парные предметы или всё, чего по 2. - Д/и «Что где находится?». - Дидактическое упражнение «Движение по стрелке» в игровых ситуациях «Девочка катает куклу», «Шофёр развозит игрушки». | - На прогулке активизирующее общение: «Что где находится вокруг нас?». | - Игры с дидактическим счётным материалом. - Обводка по контуру изображения цифры 2. |
2 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта». Задачи: Учить упорядочивать фигуры по цвету: круги, квадраты, треугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). | - Выкладывание картинок по заданному образцу из блоков Дьенеша (цыплёнок, ёлочка, домик). | - В ходе любых режимных моментов (при возможности) – акцентирование внимания детей на цвете объектов) | - Игры с фигурами из Блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). |
3 неделя. - Количество и счёт: Закрепление – число 2. - Геометрические фигуры: Треугольник. - Ориентировка во времени: осень Задачи: закрепить представление о числе 2, познакомить с геометрической фигурой – треугольником, совершенствовать навыки обследования фигуры осязательно-двигательным путём; развивать графические навыки. | - Выкладывание узоров из треугольников, а также из кругов и треугольников по образцу. - Д/и «Что бывает осенью»; - Игровое задание «Сделай так, чтоб предметов стало 2 (убавить или добавить предметы до получения двух) | Игры с наборами треугольников (из картона или пластика) | |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по цвету. Д/игра «Найди все фигуры как эта» (часть 2-ая) Задачи: совершенствовать умение детей упорядочивать фигуры по цвету (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники трёх цветов - жёлтого, красного, синего). | - Выкладывание рисунков из блоков Дьенеша по образцу: «Большой и маленький парусники». | - В ходе любых режимных моментов (при возможности) – акцентирование внимания детей на цвете объектов). | - Игры с фигурами из Блоков Дьенеша: круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трёх цветов (жёлтого, красного, синего). |
ДЕКАБРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Индивидуальные беседы по поводу успехов и затруднений каждого ребёнка в ходе формирования элементарных математических представления.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Наборы игрушек из 3-х штук для сравнения по величине (кубики, мячики, машинки, матрёшки и т.п.).
2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.
3. Карточки с крупными цифрами 1, 2, 3.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Число 3. - Величина: Большой, поменьше, маленький. - Геометрические фигуры: Треугольник. Задачи: дать представление о числе 3, упражнять в порядковом счёте до 3-х и учить соотносить число с количеством предметов в группе. Продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой, поменьше, маленький) и соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигурой). | - Дидактические упражнения «Сколько? Который по счёту?»; сравнение трёх предметов по величине (большой, поменьше, маленький); «Собери матрёшку», «Построй матрёшек по порядку». - Обведение по контуру изображения цифры 3. | - Игры с матрёшками. | |
2 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Заметим все такие же фигуры». Задачи: Закрепить умение упорядочивать фигуры по цвету, сформировать умение упорядочивания по форме. | - Д/и с блоками Дьенеша «Найди все фигуры, как эта» (упорядочивание по цвету), «Конфетки для Винни-Пуха и Пятачка» (упорядочивание по форме). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Заяц с шарами», «Собачка», «Грузовик». | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Заяц с шарами», «Собачка», «Грузовик». | |
3 неделя. - Количество и счёт: Сравнение чисел 2 и 3. - Ориентировка в пространстве: Слева, справа, наверху. - Величина: Большой, поменьше, маленький. Задачи: Закрепить представление о числе 3, учить видеть равенство предметов (столько же); развивать умение ориентироваться в пространстве | - Д/и «Где находится игрушка?» (закрепление понятий слева, справа, наверху), «Больше или меньше», «Разложим по величине». - Дидактические игровые задания: принеси столько же кубиков (и др. предметов); | - На прогулке: игра на ориентирование «Где находится предмет?». | - Д/и «Разложим по величине». - Обводка по контуру изображения цифр 1, 2, 3. |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по форме. Д/игра «Найди не такие фигуры». Задачи: развивать умение упорядочивать фигуры по форме, развивать внимание при выполнении задания. | - Д/и «Найди не такие фигуры» (упорядочивание по форме). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Цветок», «Трактор». - Раскрашивание изображения кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников. | - Поисковое задание на прогулке: что вокруг похоже на такую фигуру? | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Цветок», «Трактор». |
5 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем такие же фигуры». Задачи: Упражнять в упорядочивании фигур по размеру (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров) | - Дидактические упражнения: Сравнение чисел 2 и 3. Сравнение по величине. - Дидактическое упражнение: техника «Пластилиновое письмо» (вылепливание пластилиновых полосок, «колбасок» и выкладывание изображений геометрических фигур разных размеров на карточках). | - «Пластилиновое письмо» (вылепливание на плоскости изображений знакомых цифр по контуру) - Игры с блоками Дьенеша «Выберем такие же фигуры» |
ЯНВАРЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Памятка «Что такое «свойства» и «отношения»: игровые способы развития ребёнка.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрой 4.
2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
3 неделя. - Количество и счёт: Число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Ориентировка во времени: Зима. Задачи: Познакомить детей с числом 4, учить соотносить число с количеством предметов. Конкретизировать представления о геометрической фигуре квадрат; развивать графические навыки. | - Дидактические упражнения «Рисуем квадрат по точкам» (графические навыки). - Д/и «Волшебный квадрат». - Активизирующее общение «Что зимой бывает?». | - На прогулке: ситуативное задание «Считаем до 4-эх». | - «Пластилиновое письмо»: цифра 4, квадрат. |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по размеру. Д/игра «Выберем не такие фигуры». Задачи: продолжать развивать внимание и способность упорядочивать геометрические фигуры по размеру (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разных размеров). | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Игрушка», «Кошечка». - «Пластилиновое письмо»: фигуры маленькие и большие. | - На прогулке: рисование на снегу палочкой геометрических фигур разных размеров. | - «Пластилиновое письмо»: фигуры маленькие и большие. - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Игрушка», «Кошечка». |
ФЕВРАЛЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Консультация «Математика вокруг нас».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрой 4.
2. Блоки Дьенеша. Образцы рисунков для использования блоков.
3.Картинки с изображением множеств предметов от 1 до 4.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: закрепление – число 4. - Геометрические фигуры: Квадрат. - Логическая задача. Задачи: закрепить представление детей о числе 4; учить порядковому счёту, упражняя в употреблении количественных и порядковых числительных. | - Д/и «Сколько? Который по счёту?» - Дидактические упражнения «Сосчитай углы у квадрата», «Поставь по счёту в ряд». - Обведение по точкам изображения цифры 4. «Пластилиновое письмо»: цифра 4. | - Выкладывание узоров, рисунков из квадратов. - Д/и «Волшебный квадрат» (упрощённый вариант) | |
2 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди ВСЕ фигуры как эти». Задачи: развивать способность дошкольников упорядочивать фигуры по толщине (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники разной толщины). | - Д/и с блоками Дьенеша «Толстый клоун, тонкий клоун» (упорядочивание фигур по толщине). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка», «Зайка», «Гусеница». | - Во время приёма пищи: сравнение кусочков хлеба, ломтиков овощей по толщине (ситуативный разговор). | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка», «Зайка», «Гусеница». |
3 неделя. - Количество и счёт: Сравнение чисел 3 и 4. - Геометрические фигуры: Прямоугольник. Задачи: развивать способность различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; учить использовать порядковые числительные в речи. Конкретизировать представления о геометрической фигуре «прямоугольник», используя осязательно-двигательный и зрительный способ обследования. | - Д/и «Сосчитай и сравни», «Собери прямоугольник из квадратов (из маленьких прямоугольников)», «Больше, меньше, столько же», «Хватит ли снеговикам шапок?». - Рисование по точкам «Прямоугольник». «Пластилиновое письмо» (прямоугольник). - Дидактическое задание: «считай, закрашивай» (закрасить столько кружков, сколько предметов на картинке). | - В ходе различных режимных моментов: акцентировать внимание на количество используемых предметов. | - Рисование по точкам «Прямоугольник». «Пластилиновое письмо» (прямоугольник). - Д/и «Собери прямоугольник из квадратов (из маленьких прямоугольников)» |
4 неделя. - Упорядочивание фигур Дьенеша по толщине. Д/игра «Найди НЕ ТАКУЮ фигуру, как эта" Задачи: Продолжать развивать навыки упорядочивания фигур по толщине (квадраты, круги, треугольники и прямоугольники разной толщины). | - Д/и «Толстый и тонкий клоуны». - Раскрашивание изображения геометрических фигур. - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок». | - В ходе любых режимных моментов (при наличии возможности) – ситуативный разговор и сравнение используемых объектов по толщине. | - Раскрашивание изображения геометрических фигур. - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок». |
МАРТ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Индивидуальные беседы и рекомендации по закреплению у детей навыков количественного и порядкового счёта.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрой 5.
2.Карточки с изображением множеств предметов от 1 до 5.
3. Счётный материал для составления множеств предметов (грибочки, листочки, ёлочки, кружочки и т.п.)
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Число 5. - Ориентировка во времени: Весна. - Логическая задача. Задачи: познакомить детей с числом 5, продолжая учить количественному и порядковому счёту; развивать способность сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. | - Д/и «Считай, закрашивай» (закрасить столько кружочков, сколько предметов на картинке: от 1 до 5). - Рисование по точкам «Цифра 5». - Игра «Что весной бывает?» - Аппликация из знакомых геометрических фигур «Платок для мамочки». | - На прогулке: рисование палочкой на снегу цифр от 1 до 5. | «Пластилиновое письмо»: цифры от 1 до 5. |
2 неделя. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка» (3 варианта). Задачи: развивать способность устанавливать и воспроизводить закономерность в последовательности фигур (построить длинную цепочку из фигур так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (затем – толщины, размера). | - Д/и «Цепочка» ( с блоками Дьенеша). - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Снеговик», «Башня». | - На прогулке: рисование палочкой на снегу знакомых геометрических фигур. | - Игры с блоками Дьенеша. |
3 неделя. - Количество и счёт: Закрепление – число 5. - Ориентировка во времени: Утро, день, вечер, ночь. - Логическая задача. Задачи: закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах пяти; конкретизировать представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Развивать способность выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку. | - Игра-считалка «Слушай, считай, делай». - Д/и «Закончи предложение» (на закрепление представлений о времени суток). - Составление рассказов «Что бывает днём, вечером, ночью, утром». - Дидактическое упражнение «Посчитай и сравни количество предметов». | - В ходе всех режимных моментов – акцент внимания детей на то, какое в данный момент время суток. | - Д/и «Подбери пару» (на внимание и умение сравнивать предметы на картинках). - Игры со счётным материалом. |
4 неделя. - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». Задачи: продолжать развивать способность детей устанавливать и воспроизводить закономерность в последовательности фигур (построить длинную цепочку из фигур так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (затем – толщины, размера). | - Игровое задание «Украсим штанишки для Петрушки» (из блоков Дьенеша составление цепочки по заданному принципу). | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцам «Снеговик», «Башня», «Мишка с шарами», «Человек», «Цветок». «Мишка», «Зайка», «Гусеница». | |
5 неделя. - Геометрические фигуры: Закрепление: Овал. - Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа. Задачи: закрепить умение различать времена года; развивать зрительное восприятие (формы) и умение соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигуры). Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве относительно себя. | - Активизирующее общение «На какую геометрическую фигуру похож предмет», «В какое время года что бывает?». - Графическое развивающее упражнение «Закрась правильно» (закрасить рыбок, плывущих направо – красным, а налево – зелёным). - Игровая развивающая ситуация «Найдём сюрприз» (движение по заданной словесной инструкции к спрятанному сюрпризу: шаг вперёд, 3 шага направо, шаг налево и т.п.). | - Наблюдение: что у нас на прогулке есть из весенних признаков. - В ходе различных режимных моментов: акцент внимания детей на положение предметов: что справа, что слева, что позади, что впереди. | - Обведение овала по точкам. - «Пластилиновое письмо» (овал); - Выкладывание узоров из овалов и остальных известных геометрических фигур. |
АПРЕЛЬ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО:
Подбор математических считалок для разучивания дома родителями с детьми.
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Карточки с цифрами от 1 до 5.
2. Геометрические фигуры – овал.
3. Карточки с контурным изображением овалов (на всех детей).
4. Картинки с изображением ярко выраженных времён года.
5. Наборы плоскостных геометрических фигур из картона и пластика.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. - Количество и счёт: Сравнение чисел 4 и 5. - Геометрические фигуры: Овал. - Логическая задача. Задачи: упражнять младших дошкольников в умении различать равенство и неравенство предметов по количеству, выражая результаты сравнения в речи. Познакомить с геометрической фигурой – овалом. | - Игровое задание «Хватит ли медведям бочёнков с мёдом?» (на сравнение количества предметов) - Рисование овала по точкам. | - На прогулке: упражнение на счёт окружающих объектов (стоящих машин, подъездов в доме и т.п.). | - «Пластилиновое письмо» ( овал). |
2 неделя. - Закрепление. Выстраивание логической цепочки фигур по заданной инструкции. Д/и «Цепочка». Задачи: продолжать развивать внимание и умение сравнивать фигуры по заданным признакам: построить длинную цепочку так, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме. | - Д/и с блоками Дьенеша «Украсим поясок красивым узором» (на выстраивание цепочки из фигур так чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме). - Д/и «Цепочки» (ранее опробованные варианты расположения блоков Д.) | - Игры с блоками Дьенеша. | |
3 неделя. - Ориентировка во времени: Времена года. - Геометрические фигуры: Закрепление: Овал. - Ориентировка в пространстве: Закрепление – слева, справа. Задачи: закрепить умение различать времена года; развивать зрительное восприятие (формы) и умение соотносить форму предмета с эталоном (геометрической фигуры). Совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве относительно себя. | - Активизирующее общение «На какую геометрическую фигуру похож предмет», «В какое время года что бывает?». - Графическое развивающее упражнение «Закрась правильно» (закрасить рыбок, плывущих направо – красным, а налево – зелёным). - Игровая развивающая ситуация «Найдём сюрприз» (движение по заданной словесной инструкции к спрятанному сюрпризу: шаг вперёд, 3 шага направо, шаг налево и т.п.). | - Наблюдение: что у нас на прогулке есть из весенних признаков. - В ходе различных режимных моментов: акцент внимания детей на положение предметов: что справа, что слева, что позади, что впереди. | - Обведение овала по точкам. - «Пластилиновое письмо» (овал); - Выкладывание узоров из овалов и остальных известных геометрических фигур. |
4 неделя. - Восприятие закономерности в чередовании. Д/и «Второй ряд». Задачи: обучать воспитанников в использовании в игре всех признаков геометрических фигур, с помощью взрослого уметь замечать различия и выстраивать каждый следующий ряд так, чтобы под предыдущим рядом фигуры не повторялись. | - Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Кошечка», «Клоун», «Экскаватор», «Пароход», «Автомобиль». - Д/и «Второй ряд» (на выстраивание рядов из блоков Д. по заданной инструкции). | Выкладывание из блоков Дьенеша рисунков по образцу «Кошечка», «Клоун», «Экскаватор», «Пароход», «Автомобиль». |
МАЙ
Работа с семьёй по реализации ООП ДО.
Индивидуальные итоговые беседы с родителями «Успехи и затруднения ребёнка в освоении математических представлений: как и над чем поработать с малышом летом».
Изменения в предметно-развивающей среде.
1.Комплекты карточек с символами блоков Дьенеша (без отрицания) – 22 шт.
2. 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, второй вариант – с отрицанием одного из свойств.
3. Листы большого цветного картона – «эскизы картин», дополнительные детали из картона для составления композиции картины (с.11-15 альбома «Лепим нелепицы», блоки Дьенеша.
Н.О.Д. | Совместная деятельность в различных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность |
1 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Найди пару» (альбом «Лепим нелепицы», с.4) Задачи: развивать зрительную память детей, обобщить представления детей об эталонах блоков Дьенеша. | - «Пластилиновое письмо» (вылепливание геометрических фигур). - Упражнение на счёт «Сколько фигур? Которая по счёту названная фигура?». | - Сравнение окружающих предметов по цвету, толщине, величине. Сравнение объектов с известными геометрическими фигурами. | - Выкладывание из блоков рисунков по образцам «Неваляшка», «Высокий дом». |
2 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Угощение для медвежат». Задачи: совершенствовать умение сравнивать предметы по одному-четырём свойствам, умение понимать слова «разные» и «одинаковые». Познакомить с отрицанием свойства. | - Упражнение на подбор блоков с учётом символа – «отрицания» одного свойства. - Рисование по точкам геометрических фигур. - Д/и «Принеси столько игрушек, какую цифру покажу» (от1 до 5). | - Выкладывание рисунков из блоков Дьенеша «Паровозик», «Обезьянка» (новые образцы). | |
3 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Художники» Задачи: продолжать развивать способность анализировать, сравнивать предметы по свойствам, умение ориентироваться на плоскости (листе картона). | - Развивающая игра «Художники» (новые варианты, совместно с педагогом). | - Развивающая игра «Художники» ( с блоками Д.) | |
4 неделя. Игры с блоками Дьенеша. Игра «Магазин». Задачи: развивать умение выделять и абстрагировать свойства предметов, умение рассуждать и объяснять свой выбор. | - Развивающие игры с блоками Д.: «Архитекторы. Детская площадка». - Упражнение на уравнивание множеств предметов. | - Игры с цифрами, счётным материалом. |
Итоги освоения образовательного модуля:
Достижения ребёнка (Что нас радует) | Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. |
- Ребёнок выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает 3-4 предмета. - Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путём практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «Больше, чем», «Короче чем»… - Активно пользуется числами 1,2,3, словами «сначала - потом», «утром – вечером»; поясняет последовательность действий. - Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов. | - Ребёнок только в совместной деятельности с взрослым называет форму предметов, фигур, размеры (длиннее, выше). - В самостоятельной игровой деятельности не использует слов – названий признаков предметов (форма, цвет). - В использовании игровых материалов, игр малоинициативен. - Пользуется в основном словами «такой же», «столько». Результаты сравнения и отношения больше/меньше, выше/ниже не употребляет, заменяет их словами «эту», «сюда», «вот так». |
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Первые шаги в математику». «Исследуем и экспериментируем. Сенсорное развитие»
1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. И др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.- Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М. : ТЦ «СФЕРА», 2013. - 304 с.
2. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 80 с.
3. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-160 с.
4. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.Опыты, эксперименты, игры. /сост. Н.В. Нищева. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с (библиотека ж. «Дошкольная педагогика»).
5. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-составители: З.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как средство осуществления интегративного подхода к реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие».
На своем опыте работы раскрываю данную тему, как дидактическая игра реализуется в области познания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Данная программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»
данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет...
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие" Образовательный раздел «Ребенок открывает мир природы»
Рабочая программа расчитана на год обучения по темам недель....
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет
Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...
Рабочая программа по реализации содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет
Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информа...