Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей в средней группе “Звук [ м ] и буква М”.
статья (средняя группа) на тему
конспект занятия в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_srednyaya_gruppa.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 комбинированного вида.
Конспект фронтального занятия
по обучению грамоте детей в средней группе
“Звук [ м ] и буква М”.
Составитель: Суслова Т.В.
г.о.Красноуральск. 2015г.
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей в средней группе
“Звук [ м ] и буква М”.
Тема: Звук [ м ] и буква М
Цель: познакомить детей с новым согласным звуком и новой буквой «М».
Задачи:
1) активизация в памяти пройденного материала;
2) знакомство с согласным звуком [ м ] и буквой М;
3) формирование умения выделять изучаемый звук и букву в начале, середине и конце слова, обучение чтению буквы М;
4) пополнение словарного запаса детей словами с изучаемым звуком;
5) корригирование мыслительных операций: анализ, синтез;
6) развитие памяти детей; внимание, восприятие; слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики, просодических компонентов речи (ритм, ударение, интонационную выразительность); речевое дыхание.
Оборудование: Игрушка – Заяц - Незнайка, предметные картинки, полоски, наборное полотно, печатные изображения букв, раздаточный материал, кассы букв.
План занятия:
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Повторение пройденного материала.
Физ. минутка.
Сообщение новой темы.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
П.: Здравствуйте, ребята. Все готовы?
Педагог проверяет готовность к занятию каждого ребенка: отмечается наличие всех необходимых для занятия предметов, проверяется правильность посадки детей, повторяются правила поведения детей на занятии.
П.: Очень хорошо. Ребята, у меня для вас новость: сегодня нам пришел гость. Посмотрите, кто к нам пришёл. Дети, это Зайка - Незнайка. Давайте все вместе с ним поздороваемся: Здравствуй, Зайка - Незнайка!
(Дети повторяют).
П.: Зайка - Незнайка и вам говорит: “Здравствуйте”.
II. Артикуляционная гимнастика.
П.: Итак, ребята, Зайка - Незнайка сегодня будет с нами заниматься. Так как он первый раз пришел к нам, давайте расскажем и покажем, с чего начинается оно.
Д.: С зарядки для язычка.
П.: Молодцы, ребята! А ты, зайка - Незнайка, запоминай.
П.: Ребята, давайте все вместе сделаем нашу зарядку, а наш гость посмотрит и постарается запомнить.
Дети вместе с педагогом выполняют артикуляционные упражнения: «С добрым утром язычок». Педагог следит за правильностью и точностью выполнения предложенных упражнения детьми.
III. Повторение пройденного материала.
П.: Ребята, давайте расскажем Зайке - Незнайке, какие буквы мы уже прошли.
Д.: Буквы А, И и У.
П.: Найдите букву А в своих наборах букв и положите их на край стола
То же самое дети делают с буквой У, И.
П.: Ребята, давайте вспомним, что мы произносим?
Д.: Звук.
П: А что пишем?
Д.: Букву.
П.: Молодцы. Так, каких три звука мы с вами прошли?
Д.: Звуки а, и и у .
П.: Хорошо! А теперь попробуйте угадать, какой звук я произношу.
Педагог произносит звук А.
П.: Дети, как я открыла рот?
Д,: Широко.
П.: Так открывают рот при произнесении какого звука?
Д.: [ а ].
П: Молодцы.
Такая же работа проводится со звуком у, и.
П: Ребята, а какие это звуки?
Д.: Гласные.
П.: Почему мы их называем “гласные”?
Д.: Потому что их можно пропеть.
П.: Правильно. Ребята, ещё бывают согласные звуки. Вы знаете, чем отличаются гласные от согласных?
Д.: Нет.
П.: Ребята, мне Зайка - Незнайка сказал, что он тоже не знает, чем же отличаются гласные и согласные звуки. Я расскажу это и вам и ему. Как вы сами сказали, гласные мы можем пропеть, и произносим мы их без преграды во рту. А согласные мы пропеть не можем. И когда мы их произносим, у нас во рту образуется преграда. Запомнили, что пропеть согласные мы не можем?
Д.: Да.
П.: Очень хорошо. И ты, Зайка - Незнайка, запоминай!
Физ. минутка
Сообщение новой темы.
П.: Ребята, Зайка - Незнайка сказал мне, что он хочет познакомиться с вами поближе. Он принёс показать вам картинки.
Перед детьми по очереди появляются картинки с изображением игрушек: дом, мед и лампа. Каждую картинку дети называют.
П.: Ребята, а теперь послушайте меня внимательно.
Педагог произносит название картинок ещё раз, но при этом выделяет голосом первый звук.
П.: Ребята, какой звук я выделяла во всех этих словах?
Д.: Звук [ м ].
П.: Правильно. Итак, ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, со звуком [ м ]. Ребята, посмотрите внимательно, как я произношу этот звук: М. Мой рот закрыт.
V. Изучение нового материала.
П.: М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда… молчанье!
П.: А теперь вы произнесите звук [ м ].
Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.
П.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?
Д.: Да.
П.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.
Д.: Нет, не можем.
П: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?
Д.: Согласный.
П.: Молодцы, правильно. Этот звук согласный и обозначается он синим цветом, покажите мне, каким цветом мы будем обозначать звук «М» (дети показывают синий кружочек). Очень хорошо.
Ребята, Зайка - Незнайка спрашивает, сможете ли вы найти, где в словах находится звук «М», в начале, в конце или середине.
Д.: Да.
П.: Слушайте внимательно:
Мед
Д.: вначале
Появляется соответствующее изображение (слова напечатаны на бумаге)
П.: Молодцы. А где встретился нам этот звук в этом слове?
Послушайте: дом
Д.: в конце слова
Появляется соответствующее изображение (слова напечатаны на бумаге)
П.: Правильно, а где этот звук в следующем слове?
Послушайте: лампа
Д,: В середине слова
П.: Правильно..
Зайка - Незнайка очень доволен вами. А вам понравилось?
Д.: Да.
П.: Ребята, звуки мы произносим, а пишем…?
Д.: Букву.
Л.: Правильно. Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (эм). Вот она.
Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.
П.: Постарайтесь запомнить нашу новую букву. Найдите букву М в кассе букв.
Дети выполняют задание, педагог проверяет.
VI. Закрепление изученного материала.
П.: Какой буквой обозначается звук [ м ]?
Д.: Буквой М (эм).
VII. Подведение итогов.
П.: Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Д,: С буквой М (эм).
П.: Какой звук она обозначает?
Д.: Звук [ м ].
П.: Правильно.
П.: Какой этот звук?
Д.: Согласный
П.: Каким цветом обозначаем звук «М»?
Д.: Синим
П.: Ребята, а давайте попробуем выложить нашу букву палочками. Вот посмотрите: Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Педагог показывает, как правильно нужно выложить букву «М».
П.: хорошо, а сейчас мы попробуем нарисовать эту букву. Подарим ее Зайке – Незнайке, чтобы он не забывал эту букву и научил своих друзей.
Д.: рисуют букву «М» и дарят Зайке – Незнайке.
П.: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. Зайка - Незнайка очень благодарен вам за то, что вы так много ему рассказали, много ему подсказывали, и он хочет подарить вам свои любимые звёздочки.
Педагог вручает детям награду.
П: А теперь скажем Зайке – Незнайке досвидание.
А сейчас ребятки можете поиграть со своими звездочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной школе группе "Звуки (Н - НЬ) и буквы Н н "
Звуки (Н -НЬ) и буквы Н н...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов...
Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной группе «Звуки [д],[д’]. Буква Д»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Цель: Цель: познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д.Задачи: 1) закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [д],...
Конспект занятия по обучению грамоте №23 в подготовительной группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [л], [л’] и буква Л»...
Конспект НОД по обучению грамоте в речевой подготовительной группе «Звуки [В], [В’] и буква «В». «Спасение Щенячьего патруля».
Конспект НОДпо обучению грамоте в речевой подготовительной группе «Звуки [В], [В’] и буква «В».«Спасение Щенячьего патруля»....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей - подготовительной группе "Звуки Н - Нь и буква Н"
Конспект занятия по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звуки Л и Ль. Буква Л"
Конспект занятия в старшей логопедической группе. тема "Звуки л и Ль. Буква Л"....