Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, общей и тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности, доброжелательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_zvuk_f_f_i_bukva_f_.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук Ф, Ф’ и буква Ф.
Образовательные задачи. Знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, общей и тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, ответственности, доброжелательности.
Оборудование. Наборное полотно, буквы, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, синие сигналы, наборы Фребеля, картинки.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Когда дождик плачет».
Ход занятия.
- Организационный момент. Развитие навыков звуко – буквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия.
Логопед встречает детей и организует приветствие с ними.
Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем много играть, почитаем и порисуем. Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Что на них изображено.
1-й ребёнок. Это груша.
2-й ребёнок. Это патиссон.
3-й ребёнок. Это торт.
4-й ребёнок. Это барсук.
Логопед. Подумайте, какой звук в начале этих слов и подарите эти картинки буквам.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Справились.
- Игра «Подними сигнал». Развитие фонематического восприятия.
Логопед раздаёт детям разноцветные сигналы.
Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нём чаще других.
Логопед читает стихотворение, акцентировано произнося звук [ф].
Фиолетовый фломастер
Всё неправильно раскрасил.
Флаг, жираф, фонтан – всё это
Фиолетового цвета.
Дети. В этом стихотворении мы часто слышали звук [ф].
Логопед. Давайте произнесём этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [ф].
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] – гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Логопед. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой.
Дети. Он глухой.
Логопед. Твёрдый или мягкий?
Дети. Твёрдый.
Логопед. Правильно. Это согласный твёрдый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему сигналу. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].
Для игры используется следующий материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон,кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.
Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными.
- Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Логопед убирает синие сигналы.
Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ф, а. Что получилось?
1-й ребёнок. Фа.
Логопед. Ф, у .
2-й ребёнок. Фу.
Логопед. Правильно.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фо, фи, фата.
Логопед. Чудесно!
- Работа по букварю. Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Логопед раздаёт детям буквари.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Фиолетовый фломастер
Всё неправильно раскрасил.
Флаг, жираф, фонтан – всё это
Фиолетового цвета.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?
Дети. Фломастер, флаг, жираф, фонтан.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буква Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зелёный. Это значит, что буква Ф обозначает два звука [ф] и [ф’]. Давайте найдём на картинке в нижней части страницы сначала все предметы, названия которых начинаются со звука [ф], а потом – предметы, названия которых начинаются со звука [ф’].
Дети. Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги, фотограф, фотоаппарат.
Логопед. Верно. Молодцы! А теперь посмотрите на магнитную доску.
Логопед помещает на неё большую букву Ф.
Логопед. Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Ф?
Дети. Палочка и два полукруга.
Логопед. Как расположены полукруги по отношению к палочке?
Дети. В верхней части палочки, с двух сторон от неё.
Логопед ставит на стол наборы Фрёбеля.
Логопед. Давайте сложим букву Ф.
Дети выкладывают букву Ф.
Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. Давайте почитаем, что написано рядом с зелёным кружком.
1-й ребёнок. Фа.
2-й ребёнок. Фо.
3-й ребёнок. Фу.
4-й ребёнок. Фи.
1-й ребёнок. Пуф.
2-й ребёнок. Пиф.
3-й ребёнок. Фото.
4-й ребёнок. Фант.
1-й ребёнок. Кофта.
2-й ребёнок. Муфта.
Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки и прочитайте подписи под ними.
3-й ребёнок. Пуф.
Логопед. Что такое пуф?
Дети. Это мебель. На нём можно сидеть.
4-й ребёнок. У Кати муфта.
Логопед. Что такое муфта?
2-й ребёнок. Это одежда. В муфту прячут руки от холода.
3-й ребёнок. Тут пиф.
4-й ребёнок. Там Ниф – Ниф, Наф – Наф и Нуф - Нуф.
Логопед. Кто такой Пиф?
Дети. Это пёс.
Логопед. Кто такие Ниф – Ниф, Наф – Наф и Нуф - Нуф.
Дети. Это поросята, герои сказки «Три поросёнка».
Логопед. Обратите внимание: слова Пиф, Наф – Наф, Ниф – Ниф, Нуф - Нуф написаны с большой буквы. Почему?
Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.
Логопед. Хочу обратить ваше внимание, что Серёжа и Дима прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения.
4-й ребёнок. Тут Пиф. Там Ниф – Ниф, Наф – Наф и Нуф - Нуф.
Логопед. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
- Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением]
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,
на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших
А в буфет поставим чашку. на обеих руках,
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
Н. Нищева
6. Работа к тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздаёт детям тетради, ставит па стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в её верхней части?
Дети. Флаг, футболку, большую и маленькую буквы Фф.
Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква Ф – согласная.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаг и футболку. Выполняйте задание.
Логопед. Теперь давайте напишем букву Ф. Сначала пишем сверху вниз прямую палочку, потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.
Дети выполняют задание.
Логопед. Остальные буквы вы напишите потом. Закройте тетради.
- Игра «Шифровки». Развитие навыков звуко – буквенного анализа.
Логопед. Я приготовила для вас «шифровки». Попробуйте разгадать первую из них. Подумайте, какай буква скрыта под точкой и какое слово получится.
Дети. Спрятана буква Ф. Слово финики.
Логопед. Верно. Молодцы! А что такое финики?
Дети. Это такие фрукты.
Таким же образом проводится работа со словами фомка, фото, кофта, в которых буква Ф спрятана.
- Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Повторение пройденных букв"
Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. Совершенст...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"
Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»
Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....