Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква Фф"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Карелина Ирина Владимировна

     Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов  и слов с новой  буквой.

                               Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, общей и тонкой моторики.

                               Воспитательные задачи. Формирование  навыков сотрудничества,  самостоятельности,  ответственности, доброжелательности.

    
     
     
   
    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_zvuk_f_f_i_bukva_f_.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Звук Ф, Ф’  и буква Ф.

Образовательные задачи. Знакомство со звуками  [ф] и [ф’], буквой Фф. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов  и слов с новой буквой.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, общей и тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Формирование  навыков сотрудничества,  самостоятельности,  ответственности, доброжелательности.

Оборудование. Наборное полотно, буквы, магнитная доска, предметные картинки, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с цветными карандашами, синие  сигналы, наборы Фребеля, картинки.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики  «Когда дождик плачет».

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Развитие навыков звуко – буквенного анализа.  Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы занятия.

Логопед встречает детей и организует приветствие с ними.

Логопед. Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем много играть, почитаем и порисуем. Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Что на них изображено.

1-й ребёнок. Это груша.

2-й ребёнок. Это патиссон.

3-й ребёнок. Это торт.

4-й ребёнок. Это барсук.

Логопед. Подумайте, какой звук в начале этих слов и подарите эти картинки буквам.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! Справились.

  1. Игра «Подними сигнал». Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздаёт детям разноцветные сигналы.

Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нём чаще других.

Логопед читает стихотворение, акцентировано произнося звук [ф].

Фиолетовый фломастер

Всё неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан – всё это

Фиолетового цвета.

Дети. В этом стихотворении мы часто слышали звук [ф].

Логопед. Давайте произнесём этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [ф].

Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук  [ф] – гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой.

Дети. Он глухой.

Логопед. Твёрдый или мягкий?

Дети. Твёрдый.

Логопед. Правильно. Это согласный твёрдый глухой звук.  А теперь  возьмите в руки по одному синему сигналу. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].

Для игры используется следующий материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон,кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.

Логопед. Молодцы. Вы были очень внимательными.

  1. Упражнение «Кто скорее?»  Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед убирает синие сигналы.

Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Ф, а. Что получилось?

1-й ребёнок. Фа.

Логопед. Ф, у .

2-й ребёнок. Фу.

Логопед. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фо, фи, фата.

Логопед. Чудесно!

  1. Работа по букварю. Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Логопед раздаёт детям буквари.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Фиолетовый фломастер

Всё неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан – всё это

Фиолетового цвета.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?

Дети. Фломастер, флаг, жираф, фонтан.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буква Фф.  Под ними вы видите два кружка: синий и зелёный. Это значит, что буква Ф обозначает два звука [ф] и [ф’]. Давайте найдём на картинке в нижней части страницы сначала все предметы, названия которых начинаются со звука [ф], а потом – предметы, названия которых начинаются со звука [ф’].

Дети. Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги, фотограф, фотоаппарат.

Логопед. Верно. Молодцы! А теперь посмотрите на магнитную доску.

Логопед помещает на неё большую букву Ф.

Логопед. Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Ф?

Дети. Палочка и два полукруга.

Логопед. Как расположены полукруги по отношению к палочке?

Дети. В верхней части палочки, с двух сторон от неё.

Логопед ставит на стол наборы Фрёбеля.

Логопед. Давайте сложим букву Ф.

Дети выкладывают букву Ф.

Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. Давайте почитаем, что написано рядом с зелёным кружком.

 1-й ребёнок. Фа.

2-й ребёнок. Фо.

3-й ребёнок.  Фу.

4-й ребёнок. Фи.

1-й ребёнок. Пуф.

2-й ребёнок. Пиф.

3-й ребёнок. Фото.

4-й ребёнок. Фант.

1-й ребёнок. Кофта.

2-й ребёнок. Муфта.

Логопед. Очень хорошо. Посмотрите на картинки и прочитайте подписи под ними.

3-й ребёнок. Пуф.

Логопед. Что такое пуф?

Дети.  Это мебель. На нём можно сидеть.

4-й ребёнок. У Кати муфта.

Логопед. Что такое муфта?

2-й ребёнок. Это одежда. В муфту прячут руки от холода.

3-й ребёнок. Тут пиф.

4-й ребёнок. Там Ниф – Ниф, Наф – Наф и Нуф - Нуф.

Логопед. Кто такой Пиф?

Дети. Это пёс.

Логопед. Кто такие Ниф – Ниф, Наф – Наф и Нуф - Нуф.

Дети. Это поросята, герои сказки «Три поросёнка».

Логопед. Обратите внимание: слова Пиф, Наф – Наф, Ниф – Ниф, Нуф - Нуф написаны с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

Логопед. Хочу обратить ваше внимание, что Серёжа и Дима прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения.

4-й ребёнок. Тут Пиф. Там Ниф – Ниф, Наф – Наф и Нуф - Нуф.

Логопед. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. А теперь закройте буквари.

Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.

  1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие  тонкой  моторики,  координации  речи  с  движением]

Раз, два, три, четыре,        Загибают  пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.
Много мебели в квартире.        Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,        Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку.         на обеих руках,

Чтобы  ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.                        Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире.                                  стучат кулачками.

                                                                                  Н.  Нищева

6. Работа к тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздаёт детям тетради, ставит па стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в её верхней части?

Дети. Флаг, футболку,  большую и маленькую буквы Фф.

Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Ф – согласная.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаг и футболку. Выполняйте задание.

Логопед. Теперь давайте напишем букву Ф. Сначала пишем сверху вниз прямую палочку, потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Дети выполняют задание.

Логопед. Остальные буквы вы напишите потом. Закройте тетради.

  1. Игра «Шифровки». Развитие навыков звуко – буквенного анализа.

Логопед. Я приготовила для вас «шифровки». Попробуйте разгадать первую из них. Подумайте, какай буква скрыта под точкой и какое слово получится.

Дети. Спрятана буква Ф. Слово финики.

Логопед. Верно. Молодцы! А что такое финики?

Дети. Это такие фрукты.

Таким же образом проводится работа со словами фомка, фото, кофта, в которых буква Ф спрятана.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребёнка. 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Повторение пройденных букв"

                           Совершенствование навыка чтения слов и  предложений с пройденными  буквами. Совершенст...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....