Открытое занятие по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной школе группе "Звуки (Н - НЬ) и буквы Н н "
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Русанова Виктория Валерьевна

 

Звуки (Н -НЬ) и буквы Н н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБДОУ ВМР «Ермаковский детский сад общеразвивающего вида»

Открытое занятие по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте

                     (подготовительная группа)

             Тема: «Звуки (Н – НЬ) и буква Н н»

                                                                           Подготовила и провела

                                                        Воспитатель 1 кв.кат.

                                            Русанова В.В.

                                Ноябрь 2017г.

Цель: Знакомить с буквой Н н, звуками (н –нь).

Задачи:

Уточнить артикуляцию звуков (н – нь)

- закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.

Закрепить умение делить слова на слоги.

- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков.

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

- развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных и согласных букв.

- развивать логическое мышление, при выполнении заданий.

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Методы и приемы: сюрпризный момент, психогимнастика, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, беседа, дидактическая игра, физминутка.

Оборудование: Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными гласными согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схемы слов, звёздочки 5 шт, «замаскированные буквы.

Раздаточный материал - на каждого ребёнка пеналы с цветными квадратиками, тетради для выполнения заданий, ручка, солнышко и тучка для рефлексии. 

Ход занятия:

Организационный момент:

 - Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. К солнышку потянулись, лучики собрали, к сердцу прижали и гостям отдали. Молодцы!

Психогимнастика

  (дети держатся ладошками друг к другу)

Давайте поприветствуем друг друга:

 Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре

Будем чётко говорить

Не вертеться, не шалить.

Основная часть:

- Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что тоже хочет пойти с вами в школу, но многого не знает и не умеет. Вы хотите помочь Незнайке?

Чтобы Незнайка мог красиво отвечать на уроках в школе, мы с вами научим его правильно дышать.

Вдох через нос, выдох длительный через рот, плечи не поднимать, голову назад не запрокидывать.

Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»

- В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков клубничным вареньем (вкусное варенье).

Ну, вот мы и готовы вновь отправиться в путешествие в страну гласных и согласных звуков и букв: «И ты, Незнайка пойдешь с нами, и будь внимательным»

«Гласные и согласные»

Незнайка интересуется, что изображено на доске?

 (буквы)

Давайте их назовём.

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это буквы? (гласные)

Почему они называются гласными? (они произносятся с голосом и не встречают преграды, их можно пропевать.)

 Каким цветом мы их обозначаем? (красным)

М - Какая это буква? (согласная)

Почему она называется согласной?  (когда произносим согласные звуки, то встречается преграда)

 Каким цветом обозначаем согласные звуки? (синим и зелёным)

Синим цветом – твёрдые согласные

Зелёным цветом – мягкие согласные

Незнайка принёс для вас задания, он с ними никак не мог справиться, поможем ему?

За каждое правильно выполненное задание будем прикреплять звезду.

1 задание «Отгадайте загадки»

Для хозяек с давних пор,
Он — особенный прибор.
Почему на кухне скрежет?
Это он морковку режет. (Нож)

И длинные и тонкие
И смотаны в клубок,
Сбежали от котенка
В укромный уголок.
(Нитки)

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы)

(Звезда)

2 задание «Разделить слова слоги»

Какое правило мы знаем?

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Произнесём слово -  НОЖ, пропевая, гласный звук

Произнесём слово с хлопками - НОЖ, сколько раз хлопнули в ладоши – 1 раз.

Сколько в слове гласных? (1)

Сколько слогов в слове НОЖ? – 1 слог.

Найдите схему данного слова.

Нитка – 2 слога. (схема)

Ножницы – 3 слога. (схема)

(Звезда)

Физминутка под музыку.

В словах: НОЖ, НИТКА, НОЖНИЦЫ

Какой звук слышен в начале каждого слова? (н)

Давайте определим в слове нож, как произносится первый звук?  (твёрдо) Обозначим его синим цветом

В слове нитка – (мягко) Обозначим его зелёным цветом

В слове ножницы (твёрдо) Обозначим его синим цветом.

Давайте произнесём звук (Н)

(Язык находится за верхними зубами)

Произнесём звук (нь)

(Язык находится за нижними зубами)

Дадим характеристику звуков (н – нь)

Согласные, так как при произнесении встречают преграду.

Могут быть твёрдыми и мягкими.

3 задание от Незнайки «Игра твёрдый – мягкий»

Определите, с какого звука начинается слово.

Если с твёрдого – поднимаете синий квадратик

Если с мягкого – зелёный квадратик.

(нота, няня, нора, нос, небо, номер, незабудка)

(Звезда)

Оба звука (н – нь) обозначаются одной буквой - Н (эн)

4 Следующее задание от Незнайки, с которым он не мог справиться прочитать слоги, а мы с вами попробуем?

1. Все вместе: (НА, НО, НУ, НИ, НЫ, НЭ)

2. Стоя все вместе

3. Прочитаем по цепочке, по рядам (кто прочитал, присаживается на место).

(Звезда)

Посмотрите на букву (Н) и скажите на что она похоже?  (на кровать).

Сколько элементов в букве? (3)

Давайте попробуем в воздухе написать букву (Н)

Пальчиковая гимнастика:

Для правильного написания выполним упражнение «Скакалочка»

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки.

5 задание «Написать на листе печатную букву Н»

Кто изображён на картинке?

(Носорог)

Ваша задача раскрасить букву Н (синим или зелёным цветом)

Как вы думаете каким цветом нужно раскрасить букву? (синим), так как в слове Носорог первый звук Н твёрдый.

Проверили посадку, правильно взяли ручку, выполняем задание.

(Звезда)

Игра на внимание «Какая буква спряталась»

 (А, О, М, И, Э, Ы, У, Н)

Д\и «Замаскированные буквы» 

Пока мы с вами выполняли задания, Незнайка учился писать и соединять буквы, давайте отгадаем, какие буквы соединились? 


hello_html_m2bf537e0.jpg

Итог занятия:

Вот мы и выполнили все задания, с которыми не мог справиться Незнайка.

Я думаю, он многому сегодня научился благодаря вам.

С какой буквой мы сегодня познакомились? (Н)

С какими звуками (Н – НЬ)

Рефлексия:

А сейчас оцените свою работу, поднимите солнышко, если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, тучку если иногда ошибались.

Хочу поблагодарить вас всех за активность и внимание, а особенно отметить за работу, за правильное выполнение задание, 5 детей и вручить им звёздочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Представляю вам конспект НОД по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Звуки вокруг нас" по произведению К.И. Чуковского "Путаница". данный материал будет полезен для воспитат...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...