Конспект занятия по обучению грамоте в старшей - подготовительной группе "Звуки Н - Нь и буква Н"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ЗВУК «Н» - «Нь» И БУКВА «Н»
Цель:
- закрепить навыки звуко-буквенного и звуко-слогового и анализа и синтеза;
- знакомство с буквой «Н»
Задачи:
- развивать фонематический слух
- закрепить правильное произношение звуков «Н», «Нь» в слогах, словах, фразах;
- закрепить понятия «согласный», «гласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой»
- развивать навыки чтения
Оборудование:
- синие деревянные кубики, зелёные поролоновые кубики
- простой, синий, зелёный, красный карандаши
- тетради в клетку
Ход занятия:
1. Загадки
Ребята, отгадайте загадки. Затем определите первый звук в тех словах, которые вы отгадали (правильно, это звук «Н»)
У меня есть лезвие, острое, железное,
Обращайтесь осторожно, им порезаться ведь можно. (Нож)
Инструмент бывалый — не большой, не малый.
У него полно забот: он и режет, и стрижёт. (Ножницы)
Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове, у одного лишь — на носу. (Носорог)
Две сестрёнки - подружки, похожи друг на дружку,
Рядышком бегут, одна — там, другая — тут. (Ноги)
Вяжем на ножки из шерсти одёжку.
Пятка двойная, резинка цветная. (Носки)
2. Характеристик звука (согласный, звонкий, твёрдый и мягкий)
Мы сегодня изучаем звук и букву «Н». Давайте определим, звук «Н» - длинный или короткий (короткий – его нельзя петь и тянуть, встречает преграду – язычок и зубки, значит он – согласный), произносим тихо без голоса, или громко с голосом (проверить, закрыв ладонями уши и приложив ладошку к горлышку – слышится голос, горлышко дрожит, значит он звонкий). Бывает твёрдый – «Н» и мягкий – «Нь».
3. Определение твёрдости – мягкости первого звука в словах (с кубиками):
Ребята, сейчас я буду называть слова, которые начинаются на твёрдый звук «Н» или мягкий звук «Нь». Поднимайте синий твёрдый или зелёный мягкий кубик в соответствии с услышанными звуками:
ноль, нянечка, народ, низко, ногти, немец, ночь, ноты, нитка, небо, носки, нос, небоскрёб, нежность, норка, неделя, нефть, напёрсток, носорог, нива, неваляшка.
4. «Непонятные словечки»
Ребята, я сейчас буду говорить слова, начиная со второго звука, пропуская первый. Угадайте, какое слово я загадала:
«Н» - …ожки, …абор, …авес, …авигатор, …аводнение, …арод, …осорог, …оски, …оты, …оль, …очь.
«Нь» - …ебоскрёб, …итка, …еделя, …еваляшка, …ежность, …евеста, …евидимка, …янечка.
5. Образуй слова – действия при помощи приставки НА-
Ребята, я сейчас буду говорить разные слова, обозначающие действия, перед ними нужно поставить слог «НА» (приставку):
Ехали – (наехали), делали, рисовали, писали, крутили, кричали, брызгали, пугали, клеили, летели, поили, кормили, копали, копили, учили, мочили, лили, варили, грели.
6. Пальчиковая гимнастика (на слова «правая» и «левая» - поднимать соответствующую руку):
Правая и левая водят поезда имитация руления
Правая и левая строят города. поднять руки домиком
Правая и левая могут шить и штопать имитация шитья
Правая и левая могут громко хлопать. хлопки
За окошком ходит ночь
Руки так устали.
Правая и левая спят на одеяле. скрестить руки на груди
7. Демонстрация буквы «Н». Запись буквы «Н» в тетрадях.
Ребята, послушайте стихи про букву «Н»:
Смотрим, думаем недолго:
Ножки — две, по центру — полка.
Этажерка между стен,
Так запомним букву Н.
Вот лесенка, но что случилось?
Ступеньки в ней вдруг обломились.
Одна из них только осталась,
Так буква Н образовалась.
А теперь давайте запишем эту букву в тетрадях: большую заглавную и маленькую.
8. Чтение слогов с доски:
АН | ОН | ЭН | ЫН | УН |
ЯН | ЁН | ЕН | ИН | ЮН |
НА | НО | НЭ | НЫ | НУ |
НЯ | НЁ | НЕ | НИ | НЮ |
Ребята, обратите внимание, перед какими гласными согласный твёрдый звук «Н» превратился в мягкий звук «Нь» (перед «Я», «Ё», «Е», «И», «Ю»). Это смягчающие гласные.
9. Угадай имя, добавь НЯ:
А-ня, Ва-ня, То-ня, Да-ня, Та-ня, Ма-ня, Со-ня, Се-ня, Мо-ня, Са-ня, Же-ня
А теперь, ребята, допишите в табличках слог «НЯ» и прочитайте, как зовут мальчиков и девочек на картинках.
В | А |
| Д | А | С | Е | Ж | Е | ||||||||||
А |
| Т | А | М | А | С | О | ||||||||||
10. Звуко-буквенный анализ этих слов.
Закрасьте цветными карандашами квадратики под буквами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук и буква Ш"
конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...
03.02.2020 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук «О», буква «О»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"
Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...
Конспект занятия по обучению грамоте №20 в подготовительной группе «Звук [ч] и буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ч] и буква Ч»...
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы с ТНР "Звук и буква Р."
Конспект по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. 2022 г.
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе. Согласный звук [щ] и буква Щ. Задачи:- обогащать словарь детей;- учить подбирать близкие по смыслу слова; р...