Тренинг для педагогов ДОУ "На пути к мечте"
методическая разработка на тему

Смородина Алена Александровна

Тренинг для педагогв детского сада "На пути к мечте" направлен на осознание жизненных целей, выявление барьеров, препятствующих достижению целей, раскрытие внутреннего потенциала для осуществлеия мечты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_mechte.docx372.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг « На пути к мечте»

Цель: -осознание жизненных целей; -выявление барьеров, препятствующих достижению целей; -раскрытие внутреннего потенциала для осуществления мечты.

1. Знакомство. Упражнение «Наши ожидания» (5 мин)

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Задание: Представиться, т.е. назвать свое имя  и сказать, что каждый из нас ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга?

2. Упражнение «Мои цели» (5-7 мин)

Цель: осознание истинных целей и ценностей.

Задание: Напишите 5 целей, которых  вы бы хотели достичь.

Как Вы думаете реально достичь всех ваших целей одновременно? Почему?

Невозможно одновременно двигаться в направлении всех этих целей, поэтому нужно определить одну, на ваш взгляд наиболее интересную, значимую, достижение  которой  качественно  изменит вашу жизнь.

3. Упражнение  «Алгоритм определения жизненной цели»

Хочу рассказать вам простую методику, которая поможет вам определиться со своими жизненными целями – ну, или качественно подскажет, о чем вам стоит думать, а что – пустое.

Хочу: это те дела и занятия, которые вас привлекают. Зажигают. Тянут! Интересуют!

Умею: это то, что вы делать умеете хорошо, а ещё лучше - мастерски.

Востребовано: это круг того, за что сегодня платят деньги. Шире – за что люди реально благодарят, что людям нужно.

На пересечении этих кругов лежит ваша жизненная цель.

А теперь – подробнее!

Подсказка: начинайте не с Хочу, начинайте с Умею.

1. Начните с того, что составьте список тех дел, профессий и умений, которыми вы так или иначе владеете или могли бы в обозримом будущем качественно овладеть.

Например, я могу отлично писать статьи и книги, выступать перед публикой, опытный руководитель и переговорщик, ещё в большей степени - медиатор в сложных переговорах. Вип-коуч, семейный консультант, уверенно спасаю пары в кризисных ситуациях – и, наверное, ещё несколько десятков дел и профессий, которые меня спокойно прокормят.

Чем больше у вас дел, которыми вы владеете мастерски, тем лучше ваши деловые перспективы. Вот правда: не ленитесь осваивать дела до уровня не просто «нормально, сойдет», а подниматься к планке мастерства, достойного гордости! Это вначале накладно, но позже окупается достойно.

2. Пусть вашим вторым кругом станет тема Востребовано. В первую очередь пройдитесь по вашему первому списку Умею и оцените, будут ли люди платить за все ваши таланты.

К сожалению, некоторые дела придется вычеркнуть. Например, я прекрасно консультирую по вопросам воспитания детей, и вроде бы очевидно, что дети – наше все, наша радость и наше будущее, но моя практика показала, что за помощью по этому вопросу всерьез обращаются мало… Тревожные мамочки не готовы за это платить, а пару запросов в год от серьезных людей – несерьёзно.

А вот бизнес-тренинги для руководителей, корпоративные тренинги под заказ и хорошие книги по теме семья, любовь и дети – да, за это люди благодарят и от души, и финансово интересно.

3. Теперь настал черед круга Хочу. Собственно, с ним проще: обычно то, что вы умеете делать мастерски и одновременно ценят окружающие, готовые платить за это достойные деньги – вам нравится. Проверьте!

Но есть исключения: ко мне на консультации иногда приходят востребованные профессионалы своего дела, готовые отказаться от своих высоких зарплат ради ответа на вопрос: «А где же то, что я люблю?» В половине случаев оказывается, что причина имеет совсем не глубинно-психологическую, а вполне физическую природу: коллеги, нужно просто научиться грамотно отдыхать, почаще встречаться с хорошими друзьями и наладить отношения с близкими. Бывают и более сложные случаи, но это уже в индивидуальном порядке.

4. Итого, когда вы совместите все свои списки: Умею, Востребовано и Хочу, у вас на пересечении будет несколько дел, которые стоит считать своей жизненной задачей. Из них выберите то, что более всего соответствует вашим жизненным ценностям, то, что для вас самое высокое и наполненное смыслом, выберите ту вершину, ради которой можно и напрячься, и выложиться: это поможет вам не сломаться в случае неожиданных трудностей.

4. Упражнение «Выбор цели»

А теперь взгляните на первый свой список «5 ЦЕЛЕЙ» и  выберите ту, которая  попадает в пересечение этих кругов – в смысл.

5. Упражнение «Постановка целей по системе SMART»

Технология SMART (СМАРТ) - современный подход к постановке работающих целей. Система постановки smart - целей позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.

SMART является аббревиатурой, расшифровка которой каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно.

Расшифровка слова «smart» (РАЗДАТКА)

«S» от слова «specific», переводимого на  русский словом «конкретный»;

«M» от слова «measurable», в переводе имеющего значение «измеримый»;

«A» от «achievable», в русском переводе означающего  «достижимый»;

«R» берётся от слова «relevant», что значит «актуальный»;

«T» появилась благодаря слову «time-bound», что на русском языке значит «ограниченный во времени».

РАБОТА НАД ЦЕЛЬЮ

Specific: Конкретный.

Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:

Какого результата ты хочешь достичь за счет выполнения цели и почему?

Кто вовлечен в выполнение цели?  С кем? Как?

Опишите картину желаемого результата.

(Цель должна быть привлекательной, позитивно сформированна).

Всегда действует правило: одна цель - один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

Measurable: Измеримый

Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

Когда будет считаться, что цель достигнута?

Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?

Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой? Какие критерии главные? Второстепенные? Какие минимальные показатели успешности? Оптимум? Желаемый результат? Почему так мало?

Achievable or Attainable: Достижимый

Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой - вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.

Вопросы: Можно ли добиться этой цели вашими силами в данные сроки? Достаточно ли у вас ресурсов (полномочий, средств и т.п.)? Чего не хватает? Что может понадобиться дополнительно? Какие ресурсы (условия) неизмены? Какие вы можете изменить?

Relevant: Значимый

Если при выполнении цели мы не получем выгоды - такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов.

Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).

Вопросы: Для чего вы собираетесь это сделать? Какую задачу вы хотите этим решить? Кто и почему поставил эту цель (задачу)? Нужно ли ее решать? Можно ли ее решить другим способом (более эффективным)?

Time bound: Ограниченный во времени

Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

Воопросы:  К какому сроку вы должны справиться? Каков желаемый срок? Это произвольно заданный, - или определенный внешними условиями? Какой срок самый крайний? Можно ли разбить достижение цели на этапы, каждый со своим сроком?

6.  Упражнение энергизатор «Ладошки» (ЛИСТЫ, КАРАНДАШИ)

Участникам предлагается на листке обвести свою ладошку.

Передавая по кругу написать (на пальцах, ладошке) то, что им нравится в этом человеке

7.  Вдохновение на каждый. Как сделать свой день легким, не зависимо от погоды и окружающих (каждому по листочку!)

Что должно быть в вашем дне, чтобы день обязательно сложился.

1. Утренний ап-грейд (апгрейд – модернизация, усиление, обогащение, улучшение)

Эксперимент:

 1 этап: Вспомните ваш вчерашний день. Какими  10 глаголами можно описать ваш вчерашний день? (что было с утра, днем, вечером, очередность не важна).

Когда мы пишем глаголы, мы, как правило, выделяем самое главное для нас. Это суть всего дня и какие-то значимые для нас события.

2 этап: Подчеркните глаголы, в которых есть энергия.

Обсуждение: Обращаем внимание на то, что мы живем, когда чувствуем свою энергию.  Из 100% активизировано, как правило, 40% (4 глагола) – это среднестатистический человек, т.е. 60% нашего дня почему-то не запомнилось.

Если нет слова «проснулась», почему? Многие люди этого слова не пишут, это первый маркер внутреннего абпгрейд, я проснулся – с этими словами должен вставать человек и говорить «Слава Богу, я проснулся!». Это празднование наличия своей жизни, то что у нас есть возможность вставать. Т.е. первый маркер – это обязательная утрення настройка, не обязательно серое утро, может превратиться в серый день!

2. Ценность времени

Здесь я хотела бы обратить внимание на количество пустых разговоров, которые люди ведут в течение дня. По данным исследованиям психологов из 100% разговоров ведет в течение дня. Как вы думаете, сколько процентов разговоров пустых, которые не ведут к действию?

80% разговоров, которые мы ведем, на самом деле не ведут к результатам. Исследования успешных людей показало, что успешные люди разговаривают по телефону от 3-5 минут максимум, т.е. чем короче разговор, тем выше его результат.

Т.е. второй маркер успешного дня, это когда я успел сделать все то, что для меня важно. Не то что хотели от меня все остальные люди, а то что именно важно для меня.

В первой поливоне дня делай то, что важно именно для тебя, а во второй отвлекайся на вопросы и запросы остальных людей. Исключаем пустые разговоры!

3 маркер. Придерживайтесь принципа трех шаров.

Есть такая идея в бизнес-поле, что когда мы выходим из дома мы держим в руках три шара: два хрустальных, один резиновый. Три нара называются: семья, здоровья и работа. Вопрос на засыпку: какой из них резиновый?

Если мы как можно чаще в течение дня вспоминаем, что держим сейчас в руках, то резиновый шар, он на то и резиновый, чтобы его иногда отпускать. Хрустальные шары, если ты их захочешь отпустить, ты должен потратить на это время, опуститься на пол, как-то очень осторожно отпустить его. И это о бережном отношении к своим близким и к самому себе. Нет счастливых людей, у которых работа хрустальных шар. Это люди всегда несчастные в плане собственной реализации, ведь работа и самореализация это разные вещи. Быть полезным и получать высокие доходы, это не совсем одно и тоже. Поэтому, третий маркер ВДОХновляющего дня, кстатите от слова «ВДОХ», это помнить о ценности штрех шаров, и не выпускать все время два, чтобы играть бесконечно с третьим, и фокусироваться бесконечно на нем.

4 маркер. Предохранитель негативных эмоций.

Моделируем ситуацию: вы идете по улице и слышите какой-то шум, крик, скандал. Т.е. происходит, что-то не хорошее. Ваши эмоции, первые ощушения? Что вы делаете на уровне тела?

Очень четкое подтверждение тому. Что когда наш организм видит что-то не безопасное, в эту же секунду мы фиксируем наше внимание на этом, чтобы оценить  уровень не безопасности. И вы проходите дальше и там все вроде разрешается… А как вы думаете, какое количество времени еще живет  в вашем теле живет эта эмоция «на стреме»?

Мы потратим время, на пустые разговоры об этом. Кто-то помнит дольше, кто-то меньше, это зависит от типа темперамента, но в среднем около 5-10 минут мы еще прибываем в этом состоянии «небезопасности». А таких ситуаций в нашем мире довольно много, о чем идея предохранительных негативных эмоций. Как только вы понимаете, что в поле входит человек, у которого «сильно квакает жаба», т.е. начинает жаловаться, хранически недовольный, включите операцию «далой жаба!». Эта жаба живет в каждом человеке, мы все умеем жаловаться, и это наш профессиональный навык. Но если в моем поле есть люди, в которых «жаба» квакает, то моя «жаба» недремлет, потому что встречая человека, у которого все плохо, который начинает жаловаться, мне становится как-то неудобно, за то что у меня все хорошо. И ты говоришь «нуда, ну вроде», т.е. соглашаясь, поддакивая, входим в этот негативный поток. Безусловно, в плане мотивации количество времени, которое ты посвещаешь негативным эмоциям насколь мы позволяем им прорасти в нас, негативные эмоции сильно истощают, если у нас не будет «предохранителя», а что значит «предохранителя», как только чувствуете небезопасность сразу дзадавайте себе вопрос: что я могу сделать прямо сейчас? И что я сейчас чувствую? Когда мы фокумируемся на своих чувствах, они становятся безопасными, осознаными и не проникают вглубь. Т.е. важно исключить из своего поля всех «квакающих жаб». И конечно же не позволять себе долго грустить.

5 маркер.  Полезность (рассказ о бактериях, которые живут в море 80% выбрасывают во не, лишь 20% оставляют себя для поддержания жизни).

Смысл идеи – создавать вокруг себя среду. Ответьте себе на вопрос «Какому количеству людей, я сегодня помог?». Добрым словом, добрым делом, просто улыбкой. Обычно в этот моммент люди зависают. Кораля делает окружение. Когда мы инвестируем в свое окружение и когда мы верим в людей, больше чем они сами верят в себя, в нашем поле обязательно появляется тот человек, который не понятно по каким причинам верит в нас в самый нужный момент больше чем мы сами верим в себя. Поэтому нужно всегда помнить о том, какому количеству людей мы смогли быть полезными. Это не о бесконечном служении людям, а о способности замечать моменты и поддерживать других, создавая окружение.

6 маркер. Честность самим собой.

Как часто вы опаздываете, как часто вы тратите время других людей, если вы понимаете, что они заняты? Как часто вы говорите, да я через 5 минут прийду, а приходите через 20? Вот это все маленькие зернышки, которые потом прорастают в семя лжи. Потом когда вы приходите и говорите «ой, я не успела», «забыла», другие люди думают, что они для вас не важны, они для вас не ценны, люди начинают отдаляться. Обращать внимание на ценность времени других людей.

И главное честность с самим собой! Когда я говорю, себе что я завтра пойду в спортзал, никогда не говорю завтра, у меня нет такого внутреннего правила, говорить завтра, планирую только сейчас. Т.е. честность с самим собой, это марке вдохноляющего дня.

7 маркер. Не откладывайте на вечер важные дела.

Вы плавете в море, ни кого больше нет, в лодке пять пробойн, что вы будуте делать? Что самое тревожное в этой ситуации?

Самое главное – ни кто не у руля. Когда человек приходит и говорит, что у не кого были такие планы на жизнь, и тут вдруг я оказался в «разбитой лодке». Что такое жизненный кризис, это когда у тебя восемь пробоин и их нечем затыкать. О чем это? Если есть неприятное дело, разговор, то его необходимо сделать в первой половине дня. Сделайте это как можно раньше, так как с утра у человека гораздо больше энергии, решительности, смелости, чем вечером. Поэтому не откладывайте важное, ценное на вечер (пример про маму). С этим маркером очень хорошо дружит слово «лень». Попробуйте рассшифровать это слово глаголами: Л- лежать, Е – есть, Н – ныть, Ь.

Если ваш день устроен по этим маркерам, то вы хронический среднестатистический лентяй. Если ты хочешь поесть, то задай себе вопрос от чего ты отлыневаешь? Если ты хочешь полежать, чего ты не хочешь делать? (пример про детей, когда не хотят что-то делать просят пить, кушать, оттягивая таким образом «резинку»).

Как же этого избежать. Есть такое правило «10 минут». Дай себе 10 минут, чтобы этого не делать. И обязательно засечь время, дать себе время полениться. Есть исследование психологов, о том, что если осознанно дать себе время, полениться, то рано или поздно мы приступаем к действию.

Люди склонны вгонять себя сами в отрицательную мотивацию, как это происходит.

Есть ли у вас дела, которые вы давно хотите сделать долгое время? Как вы думаете, когда вы просупаетесь, каждый день, снова и снова и вспоминаете эти дела, что у вас внутри формируется? А отношение к себе какое? (вина)

Т.е. вы говорите себе, что я настолько изобильна, что я могу себе позволить  сливать тонны своей энергии в унитаз, лишь бы только не идти к своим целям, а вдруг получится. Мотивационные психологи исследуют огромную проблему «страх успеха», что современного человека пугает не страх неудач, а страх успеха. У всех есть не реализованные дейтвия, что же делать? Либо откажитесь от этого, т.е. перестаньте хотеть это и скажите, когда я смогу я - об этом подумаю, энергия туда не течет. Пример, есть нереализованное желание, бери в руки стул и иди с ним, есть еще нереализованное – бери еще один стул и ходи с ними все время, на работу, в отношениях куда-то, походи с этим десятком стульев, которые ты носишь. Тоже самое происходит на уровне нашей энергии – истощение. Поэтому если хочешь что-то сделать – делай или забудь и раслабься.

8. BONUM FACTUM! (МЕШОЧЕК С ЛЕНТАМИ)

 Это старинное латинское изречение. Переводится оно как «на благо и счастье». Именно с этой фразы начинались все императорские указы в древнем Риме. Сегодня, как и тысячи лет назад, люди хотят, прежде всего, благополучия и добиваются его всеми возможными способами. Рассмотрим самый древний и самый безобидный из них.

«Дерево желаний» - это древний образ, часто встречающийся в литературе и фольклоре многих народов. Одни считают, что священное дерево само исполняет желания, другие - что в его ветвях живут добрые духи, способные осуществить мечту.

Наверное, уже невозможно сказать с уверенностью, откуда пришел и у кого впервые появился обычай почитания «Дерева желаний». Есть мнение, что с незапамятных времен эта традиция существовала у коренных жителей Центральной и Западной Сибири. А то, что мы называем «лентами» сейчас, тогда звучало как «челамы».

Ленты были разных цветов, каждая из которых несет свой смысл.

В  этом волшебном мешочке каждого ждет его лента, которую он вытянет и подарит участнику тренинга с пожеланиями счастья и добра.

Ритуал дарения лент.

А придя домой или увидев на улице понравившееся дерево повяжет на ветку. И как наши мудрые предки, повязывая челаму, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж после просил что-то для себя.

9. Упражнение «Чему Я научился»

Задание: Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями: Я научился... Я узнал, что... Я нашел подтверждение тому, что... Я обнаружил, что... Я был удивлен тем, что... Мне нравится, что... Я был разочарован тем, что... Самым важным для меня было... Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате. Рефлексия «Мне сегодня...» Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»

Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....

ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ. (мини-тренинг для педагогов дошкольных заведений) Подготовила: Бондаренко Т. А.

продемонстрировать педагогам эффективность метода интерактивного взаимодействия; способствовать мотивации воспитателя к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в педагогическ...

Мини-тренинг для педагогов "ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ"

Данный материал предназначен педагогам-психологам ДОУ для демонстрации эффективности метода интерактивного взаимодействия педагогов, который способствует мотивации педагога к самосовершенствованию в р...

Тренинг для педагогов "На пути к счастью"

Консультации, совместные мероприятия, мастер-классы, родительские собрания. (Фотографии в альбоме "Педагогическая деятельность" справа)...

Тренинг для педагогов "Конфликты. Пути решения"

Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, котора...

Тренинг для педагогов «Инновационная деятельность как путь саморазвития педагога»

Упражнение «Ожидания» — каждый участник должен назвать свое имя и качество своего характера, первая буква которого совпадает с первой буквой имени. После этого нужно озвучить свои ож...

Тренинг для педагогов " На пути к успеху"

Тренинг направлен на развитие коммуникативной компетентности....