Мини-тренинг для педагогов "ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ"
материал по теме
Данный материал предназначен педагогам-психологам ДОУ для демонстрации эффективности метода интерактивного взаимодействия педагогов, который способствует мотивации педагога к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в педагогической деятельности путем актуализации, стремления воспитателя к ценности самореализации в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_-_kopiya.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида г. Можайска
ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ
(мини-тренинг для педагогов)
Подготовила и провела: педагог-психолог Полина Ю.С.
Можайск 2015
Цель: продемонстрировать педагогам эффективность метода интерактивного взаимодействия; способствовать мотивации педагога к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в
педагогической деятельности путем актуализации стремления воспитателя к
ценности самореализации в своей деятельности; создание благоприятного
микроклимата в педагогическом коллективе.
Задание:
- осознание и понимание особенностей среды, в которой работает педагог;
- осознание педагогом собственных жизненных ценностей и убеждений;
- выявление преград в личном и профессиональном росте;
- способствование мотивации в педагогической деятельности;
- настрой на позитивное содержание реализации себя как личности и педагога.
Материалы: ручки, белые листы, маркер.
Правила поведения:
1. Открытость и откровенность – прочь всякое стеснение и недомолвки.
2. Активное и динамичное участие.
3. Позитивный настрой.
4. Толерантный настрой - не критиковать и не оценивать.
5. О себе говорим «Я», а не «мы»; «мой», а не наш.
6. Не перебивать того, кто высказывается.
Ход тренинга
- «Давайте поздороваемся!».
Педагоги располагаются на расположенных по кругу стульях.
Приветствие:
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом.
Пусть поздороваются те:
- кто в хорошем настроении;
- кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто любит рисовать;
- кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;
- кто еще не поздоровался.
2. Игра «Что возьмешь на пикник?»
- Давайте представим ситуацию, что вся группа собирается в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один какой-либо предмет или продукт. Название предмета должно рифмоваться с его именем. Например: «Я Катерина, я возьму картину». Затем – следующий (как вариация: следующий участник повторяет реплику своего соседа, и называет себя и свой предмет: «Это Марина, она берет малину, а я Ира, возьму зефира» и т. д.).
- Замечательно! Но нам с вами еще предстоит провести ряд упражнений, которые потребуют от вас уверенности в себе, в коллективе. Каждому человеку, каждому из нас, необходимо чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя необходимым, чувствовать себя в единстве с обществом, важно ощущать доброжелательность окружающих.
3. Игра «Единое целое» («Доброе животное», «Пульс», «Дружеское
рукопожатие»).
Цель: Объединение коллектива, создание командного духа, чувства
единства, доброжелательной обстановки.
Участники, стоя в кругу, берутся за руки.
– Давайте закроем глаза, почувствуем себя, прикосновения наших соседей; теперь давайте услышим свое дыхание, своих соседей, всех присутствующих в зале… Вдох, выдох, вдох, выдох. Теперь, на вдохе мы делаем шажок назад, на выдохе – вперед. Выдох-вдох, выдох-вдох. Остановились. Не размыкаем руки. Открыли глаза. Сейчас мы с вами начали
работать как целое, как единый организм, в котором течет энергия, пульсирует жизнь. От меня сейчас, как эстафетная палочка, побежит к вам и
вернется рукопожатие. Я передаю свое доброжелательное отношение Марине, Марина - Марии, Мария - Светлане и т. д., и наконец, возвращается
ко мне. Наше тепло, хорошее настроение, радость, чувство безопасности передаются, и в нашем зале их становится все больше и больше, так как
каждый из нас добавил частичку своих положительных эмоций.
Спасибо!
- Современная обстановка предъявляет новые требования к дошкольному образованию и к каждому педагогу. Педагоги должны быть
творческими личностями, новаторами идей, постоянно повышать свое профессиональное мастерство.
Сегодня мы поговорим с вами о том, что и общечеловеческие ценности, и педагогическое мастерство, и профессиональные достоинства свойственны природе педагогической работе и потенциально присущи каждому из нас. Следует только позволить проснуться тому, что уже ждет своего освобождения.
4. Упражнение «Педагог реальный – педагог идеальный».
Материал для работы: маркер, лист бумаги.
Участники пишут на своем листе составляющие педагогического мастерства.
Вывод: с участниками подвести итог, проанализировать, какой должен
быть «идеальный педагог».
- Не всегда мы можем реагировать на ситуацию, на какое-то событие
«правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе. Уметь
проанализировать свои действия и реакции оппонента, найти решение и извлечь урок; во время суметь совладать со своими чувствами и поступить
как профессионал – вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый
из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме.
5. Упражнение «Самопознание».
Материал: чистые листы, ручки или карандаши.
Участникам необходимо записать на листе:
- 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;
- 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать;
- 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще.
– Давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.
Подвести итоги. Обратить внимание участников на том, что чаще всего
мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на
то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии.
Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и эмоциональному выгоранию. Мы точно знаем, чего мы не хотим, и теряемся в определениях – чего желаем, к чему стремимся. Но необходимо помнить, что даже самый комфортабельный лайнер не сможет приплыть к цели, если капитан не знает
куда плыть.
- Давайте попробуем переключиться на те достоинства, которые есть в
нас самих, те ценности, которые есть в нашей жизни.
6. Упражнение «Мой герб».
На работу отводим 7 мин. Во время работы участников звучит медленная, спокойная музыка.
Материалы: лист бумаги, маркер.
– Давайте немного пофантазируем. Представим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам, и нам есть чем гордиться. Нам придется поработать над созданием собственных геральдических знаков. Перед вами чистые листы. Выполним с вами маленький графический диктант.
Делим лист вертикальной линией пополам. Далее, двумя горизонтальными линиями, необходимо разделить лист на шесть равных секторов. В полученных секторах надо изобразить фигуры - заготовочки. Они могут быть произвольной величины, в том месте сектора, который будет
озвучен.
В верхнем левом секторе изобразим круг;
в верхнем правом – треугольник,
в среднем левом - графическая ступенька,
в среднем правом – горизонтальные песочные часы (бантик из двух
треугольников);
нижний левый – квадрат,
нижний правый– 2 параллельные дуги (или скобки).
- Теперь Вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до
какого-либо изображения и написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисуночку (можете записывать их рядом с изображением). После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ, и дать разъяснения участникам.
Левый верхний рис. – отношение к себе.
Правый верхний рис. – отношение др. ко мне.
Средний левый – жизненный путь.
Средний правый – внутренний мир.
Левый нижний – отношение к семье.
Правый нижний – отношение к любви.
- Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно-окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно
проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно,
вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации лучшему.
7. Аутотренинг «Я умная, Я красивая, Я счастливая, Я любимая».
– Давайте зафиксируем наш положительный настрой, позитивное отношение к себе, уверенность в своих силах. Нам есть чем гордиться, чем
дорожить. И с уверенностью, по очереди повторяем одно из четырех наиболее важных в нашей жизни и работе утверждений аутотренинга. Даже
если данная фраза не соответствует вашему внутреннему состоянию, не бойтесь произнести ее вслух. Привлекайте к себе светлую, хорошую, добрую
энергию! Повторяя вслух, с уверенностью фразу аутотренинга мы подтверждаем, прежде всего, самим себе – я достойна! я хочу! я могу! у меня
все получается!
По кругу участники повторяют по одной фразе из аутотренинга.
Первый участник озвучивает вслух:
- Я умная.
Следующий – Я красивая;
- Я счастливая;
- Я любимая.
По проведенному аутотренингу ВТ просит объединится в группы. Те,
кто озвучил фразу: «Я умная» - в группу «Умницы», «Я красивая» - в группу
«Красавицы». Соответственно: «Я счастливая» - «Счастливые», «Я любимая»
- «Любимые».
8. Упражнение «Воздушный шар».
Материал для работы: список снаряжения (по количеству команд).
Цель: активизировать решительность, уверенность; закрепить умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения.
- Представим себе, что вы отправились в экспедицию, в которой необходимо выполнить поставленную задачу. Но самолет сломался и для экономии времени, команда принимает решение лететь на воздушном шаре.
Как всегда, в любой экспедиции имеется необходимое снаряжение.
(зачитываем список снаряжения).
- Канат – 25 кг;
- Аптечка – 5 кг;
- Гидрокомпас – 6 кг;
- Консервы мясные – 20 кг;
- Винтовка – 25 кг;
- Конфеты – 20 кг;
- Спальный мешок – 14 кг;
- Ракетница – 8 кг;
- Палатка – 20 кг;
- Кислородный баллон -30 кг;
- Комплект географических карт – 25 кг;
- Канистра с водой - 20 кг;
- Радиоприемник – 3 кг;
- Резиновая лодка – 25 кг.
И вот, где-то посредине океана, ваш шар начинает быстро терять высоту.
Вы понимаете, что для того, чтобы долететь хотя бы до берега, необходимо
поддерживать высоту. Команде необходимо сбросить балласт.
Задача командам за 5 минут:
- выбрать капитана;
- единогласным решением (подчеркиваю – единогласным) решением
принять порядок сброса вещей.
По истечении времени, ВТ подводит итог, о том, что все благополучно
добрались до земли и высадились.
Вызываются капитаны.
– Уважаемые капитаны, выбирая вас, каждый из членов команды высказал СВОЕ решение о кандидатуре капитана. Затем, командным решением вы выбрали предметы первой необходимости. Теперь вы, если были какие-либо разногласия, можете высказать СВОЕ мнение о снаряжении, которое на ваш взгляд, достойно первоочередности сохранения.
Капитаны озвучивают, что необходимо оставить. ВТ просит капитана оценить работу команды.
ВТ предлагает участникам оценить свое участи в упражнении:
Прошу поднять руку тех:
- кто проявил себя как лидер;
- кто проявил себя как организатор;
- кто проявил себя как наблюдатель;
- внимательный слушатель;
- критик;
- генератор идей;
- незаинтересованная личность.
– Как-то сороконожку спросили: «С какой ноги ты начинаешь двигаться?». Она впервые задумалась над этим вопросом, и некоторое время
ей было тяжело даже сдвинуться с места. А когда она поняла, как ответить ей
не этот вопрос, стала чемпионкой по бегу уже, и не только в своей среде.
Есть две группы профессионалов. Одни умеют что-то делать профессионально, но не знают, почему у них так хорошо выходит; другие –
знают, как надо делать, но не умеют осуществить на практике.
Сегодня мы с вами смогли разобраться, ЧТО мы умеем делать хорошо, как у нас это получается или может получаться, и что получается у нас -
ХОРОШО.
9. Упражнение «Реклама».
– И в подтверждение, что наша профессия, одна из самых важных,
лучших, востребованных - прошу каждую команду в течение минуты
придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить
профессию, себя, команду в которой вы участвуете, и всех присутствующих.
Спасибо всем за активное участие в тренинге!
Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь!
Верьте в себя, свои силы и возможности!
Желаю успехов, профессионального роста и личного счастья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация экспериментальной деятельности по теме: «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюторства»
Методист современного детского сада должен обладать тьюторской компетентностью. Методист как тьютор должен осуществлять сопровождение каждого педагога в процессе формирования им индивидуальной о...
Эссе Активность воспитателя в педагогической деятельности - путь к профессиональному росту
Эссе написано к районному конкурсу воспитателей....
Перспективный план мероприятий психологической лаборатории «Осознание себя и своей деятельности - путь к профессиональному росту»
Мной представлен перспективный план работы психологической лаборатории, включающий в себя мероприятия, направленные на осознание себя в сфере профессиональной деятельности....
ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,КАК ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ. (мини-тренинг для педагогов дошкольных заведений) Подготовила: Бондаренко Т. А.
продемонстрировать педагогам эффективность метода интерактивного взаимодействия; способствовать мотивации воспитателя к самосовершенствованию в различных сферах жизни, и непосредственно в педагогическ...
«Осознание себя и своей деятельности как путь к профессиональному росту» Тренинговое занятие для педагогов
Тренинговое занятие для молодых специалистов ДОУ позволяет им проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного п...
Мини-тренинг для родителей "Каким я вижу своего ребенка в первом классе"
Цель тренинга: актуализировать внимание родителей на подготовке детей к школе....
эссе «Молодой педагог - Наставник: путь к профессиональному росту»
Номинация «Молодой педагог» - «Мои первые шаги в профессии»...