Метод проектов в образовательном процессе ДОУ
проект на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад №1
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»
Воспитатель: Олюшина Наталия Михайловна
Цель : внедрение проектного метода в практику работы ДОУ.
Основные задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- обучение педагогов проектной деятельности;
- развитие творческой инициативы педагогов.
Предварительная работа:
- анкетирование педагогов ;
- изучение методической литературы по проектной деятельности.
Содержание :
- Что такое метод проектов.
- Виды, типы проектов.
- Педагогическая значимость проектов.
- Особенности проектной деятельности в ДОУ.
Презентация проекта?
Предварительная работа: реализация проектов с воспитанниками
«Проект» в переводе с латинского языка обозначает «брошенный вперед».
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:
- самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
- ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
- По составу участников (дети, родители, сотрудники);
- По срокам реализации ( краткосрочные(1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца);долгосрочные (учебный год);
- По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
- По тематике.
Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ:
- межгрупповые;
- групповые ( «День рождения группы»);
- индивидуальные( «Я и моя семья»);
- комплексные («Книжкина неделя»).
Типы проектов:
- исследовательско - творческие;
- ролевые, игровые;
- информационно - практико-ориентированные;
- творческие.
Педагогическая значимость проектов
В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.
Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности
- Учёт интересов ребёнка.
- Деятельность без принуждения.
- Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
- Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
- Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
- Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
- Совместное с педагогом достижение цели.
Распределение деятельности педагога и детей в процессе реализации проекта
Этап проведения | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Подготовительный | Формулирует проблему, цель, исходя из интересов детей. Вводит в игровую, сюжетную ситуацию. Организует мотивацию детей. Намечает план мероприятий для поддержания интересам детей и родителей. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. |
2 этап Основной | Помогает в решении задач. Организует деятельность. Оказывает практическую помощь. Направляет осуществление проекта, организует разные виды деятельности (беседы, игры, продуктивную деятельность, и др.) Организует работу с семьёй. Привлекает специалистов ДОУ. | Объединение детей. Совместная деятельность с детьми и родителями. |
3 этап Заключительный | Представление продукта проектной деятельности: досуг, праздник выставка и др. Обсуждение результатов. | Участие в итоговом мероприятии. Совместное со взрослыми обсуждение результатов. |
Как разработать проект
- Определить цель проекта.
- Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
- Определить состав участников проекта.
- Составить план-схему ( с указанием сроков и результатов).
- Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
- Реализовать проект.
- Представить итоговый продукт совместной деятельности( мероприятие, праздник, выставка и др.)
- Проанализировать результат.
Паспорт проекта
Авторы :____________________________________________
Тема проекта :_______________________________________
Вид проекта :________________________________________
Цель проекта :_______________________________________
Задачи проекта :_____________________________________
Участники проекта :__________________________________
Сроки реализации :___________________________________
Ожидаемый результат: ________________________________
План-схема оформления проекта
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства для реализации проекта | Примечания |
1 этап (подготовительный) 2 этап (основной) З этап (заключительный) |
|
|
|
В педагогической практике дошкольных учреждений на данном этапе педагогической деятельности используются в основном два вида проектов. Это детские исследовательские проекты и творческие проекты педагогов.
Остановимся на детском исследовательском проекте. Метод детских исследовательских проектов ориентирован на:
- осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
- применение и приобретение детьми новых знаний.
Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.
Реализация проекта включает несколько этапов:
I этап – определение темы исследования, задач для педагога, родителей, детей.
II этап – обозначение темы для детей. Предложить оформить папку, книгу по теме проекта.
III этап – совместная работа детей и родителей по организации и оформлению исследовательского проекта.
IV этап – защита или презентация.
При защите выделяются интересные открытия, делаются замечания, предложения.
Детские исследовательские проекты проходят несколько этапов защиты и презентации.
I этап – в группе для детей или родителей.
II этап – в детском саду для детей других групп или педагогов детского сада.
Реализация детских проектов помогает многим детям:
- испытать радость открытия;
- чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
- успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.
Достижения ребенка представлены в портфолио.
Творческие проекты педагогов.
При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т.д., или другие формы, более близкие педагогу).
Мною разработана следующая структура проекта:
I. Обоснование актуальности выбора темы (актуальность темы).
II. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность.
III. Этапы реализации проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:
- определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
- разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
- определяют прогнозируемый результат;
- обсуждают проект с родителями;
- выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
- определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МКДОУ, аттестация и т.д.
Основные результаты, которые мы предполагаем получить:
- эмоциональный отклик ребенка на ту или иную информацию.
активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Используемая литература:
1. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова
Образовательные проекты в детском саду.
Айрис Пресс, Москва 2008 г.
2. Л.Д.Морозова
Педагогическое проектирование в ДОУ : от методики
Практике.
Творческий центр «Сфера», Москва 2010 г.
АНКЕТА
для педагогов ДОУ
«Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
1. Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?
* да;
* нет;
* частично.
2. Имеете ли Вы представление о методе проектов ?
* да;
* нет.
3. Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам :
* разработать и реализовать проект самостоятельно;
* с помощью старшего воспитателя, коллег.
4.. Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать ?
* постановка цели проекта;
* определение задачи;
* прогнозирование конечного результата;
* поэтапное выполнение проектных мероприятий;
* презентация проекта.
5. Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство на основе проектного метода ?
* владею всеми критериями;
* владею подконтрольно;
* испытываю затруднения в понимании и организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация системы работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
проектная работа...
Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"
Методические рекомендации по разработке и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....
Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.
Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....
«Внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ»
методическая разработка по внедрению проектного метода в работу детского сада...
Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ
Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ...
Статья "Эффективность влияния методов проектов на образовательный процесс ДОУ".
Внедрение инновационного опыта в образовательное пространство ДОУ через проектную деятельность....
Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».
Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...