Доклад. Речевая деятельность воспитателя на оод "Физическая культура"
консультация по физкультуре на тему
В данном докладе я собрала материалл, для граммотного обучения дошкольников физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»
Доклад
Тема: Речевая деятельность воспитателя, при ведении ООД «Физическая культура»
Выполнила: Чижова Р.И.
г. Семенов
2013 г.
1 . Речевая культура воспитателя, ее роль в развитии дошкольников.
«Воспитатель сам должен быть тем, кем он
хочет сделать воспитанника… или, по крайней
мере, всеми силами к тому стремиться»
Н. Г. Чернышевский.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? нет ли дефектов звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?
Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий. В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит.
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.
Интонационная выразительность речи – немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр
Убыстренная речь детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.
Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, т.к. при употреблении длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно понять содержание сказанного.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение), громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.
Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение.
- Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
- Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
- Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.
2. Речевая деятельность воспитателя при обучении физическим упражнениям, основным движениям и подвижным играм.
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.
Словесные методы.
Данной группе методов относятся: название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Название упражнения.
Многие физические упражнения имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например: «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Воспитатель, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет в основном освоено, воспитатель только называет его.
Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют. Названия сокращают время, которое тратится на те, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.
Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.
Например, показывая в замедленном темпе, как надо метать мешочки на дальность правой рукой, воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, как я буду метать мешочек с песком. Вот я взяла мешочек в правую руку и крепко держу его. Встаю около веревки. Правую ногу отставляю назад, немного поворачиваюсь вправо, руку с мешочком опускаю вниз. А теперь смотрю вперед, прицеливаюсь. Затем замахиваюсь, отвожу руку с мешочком и отставляю ногу как можно дальше назад, бросаю мешочек изо всех сил, а чтобы не упасть, приставляю правую ногу к левой. Теперь посмотрите еще раз.
Такое описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движений и создать четкое представление о них. Объяснение используется при разучивании упражнении. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.
Объяснение должно быть кратким, точным, понятым, образным, эмоциональным. Содержание объяснений изменяется в зависимости от конкретных задач обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. При объяснении следует ссылаться на уже известные упражнения. Так, обучая метанию в цель, воспитатель при объяснении опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе. Это активизирует мышление ребенка, и он быстрее, точнее воспринимает изучаемое движение. Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков.
Пояснения применяются с целью направить на что-то внимание или углубить восприятие детей, подчеркнуть те или иные стороны разучиваемого движения. Пояснение сопровождает показ или выполнение физических упражнений. Слово в данном случае играет дополнительную роль.
Указания.
При разучивании движений, закреплении двигательных навыков и умений слово применяется и в виде коротких указаний, которые могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.
Указания могут даваться как до выполнения упражнения, так и во время его. В первом случае они применяются как способ предварительного инструктирования. Во втором случае воспитатель оценивает правильность выполнения заданий. Оценка качества выполнения способствует уточнению представлений детей о движении, помогает формированию умения замечать ошибки у себя и у сверстников.
Команды.
Распоряжения. Под командой понимается произносимый воспитателем устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т. д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Цель команды — обеспечить одновременное начало и конец действия, определенный темп и направление движения.
Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, в исполнительной — заключен сигнал к немедленному выполнению действия.
Важно научиться правильно подавать команду, т. е. умело акцентировать слова, варьировать силу и интонацию голоса. Так, подавая команду «На месте шагом марш!», сначала произносят слова «На месте шагом...» (предварительная команда), а затем — «Марш!» (исполнительная). Предварительная часть команды подается протяжно, затем делается пауза, и после нее громко, отрывисто, энергично произносится исполнительная часть.
При подаче команды воспитатель обязан стоять в положении «смирно». Его уверенный тон, подтянутость, отчетливость команды дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро и четко выполнять задание.
Распоряжения отличаются от команды тем, что их формулирует сам воспитатель («К окну — поворот!»). Но подаются они также в повелительной форме. Распоряжения используются и для выполнения заданий, связанных с подготовкой места для занятий, раздачей и сбором физкультурного инвентаря.
В младших группах при проведении физических упражнений используются распоряжения; постепенно детей приучают к пониманию и выполнению команд, принятых в гимнастике. Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам помещения, где проводится занятие. Главное, чтобы дети услышали и поняли воспитателя, правильно и своевременно начали действовать.
Если упражнение проводится под музыку, то предварительная часть команды (распоряжения) называется словами, а исполнительную часть (сигнал к исполнению) заменяет первый музыкальный аккорд.
Вопросы к детям побуждают к наблюдательности, активизируют мышление и речь, помогают уточнить представления о движении, вызывают интерес к ним.
В начале занятия целесообразно, например, спросить у детей, кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры. В процессе занятия можно спросить, правильно ли выполняются упражнения. Эти вопросы помогают замечать ошибки. При ответах дети называют элементы техники, определяют характер усилий, отмечают ошибки и т. д.
Рассказ, придуманный воспитателем или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.
Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, воспитатель рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т. д., а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает воспитателю выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям же — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
Беседа может быть связана с чтением книги, рассматриванием рисунков, картин, с экскурсией на стадион, с прогулкой на лыжах и т. д. Беседу проводят как до занятий, прогулок, экскурсий, так и после них. Например, беседа после лыжной прогулки поможет уточнить технику передвижения на лыжах, поворотов, подъемов на горку и спусков с нее, а также обобщить знания о подготовке к такой прогулке (смазать лыжи с учетом свойств снега при различной температуре, одеться соответственно погоде). Беседа проводится со всей группой или с подгруппой. Воспитатель заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы.
3. Взаимосвязь процессов физического воспитания и развитие речи детей дошкольного возраста.
Формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Система упражнений и игр - способствует развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти, а также развитию речи дошкольников. Игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
В задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности входят :
-Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
-Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
-Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
-Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
Формы физкультурно - речевой работы.
Виды | Пример | Цель использования, в каких случаях используется | |
1 | Считалки | Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…» Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» | Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего |
2 | Слова – заклички в подвижных играх | Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…» Игра «Два Мороза» «Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» | Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. |
3 | Стихи на спортивную тематику | Стихотворение «Канатоходец» «В час прогулки по канату Я уверенность храню. Свой мешочек (он не вата), Ни за что не уроню». | Используются при выполнении ОРУ и основных движений |
4 | Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов |
5 | Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: - «Знаете ли вы такую игру?»; - «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; - «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности |
6 | Игровые зарядки | Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, Очень важный был. Ранним утром спозаранку Прогуляться выходил» | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса |
7 | Речевые приемы | Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш» «Дровосек рубит дрова, ух!» Наклоны: «Часики, тик-так» и др. | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников |
8 | Различные виды расчета при построении | «На 1,2 – рассчитайсь!», «По – порядку рассчитайсь!» | Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников |
9 | Стихи и песни тематического содержания | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах |
10 | Театрализованные спектакли о спорте и Здоровом образе жизни. | Голицина Н.С., Шумова И.М. «Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. | Развитие памяти, внимания, речи. Мотивация к занятим физической культурой. |
11 | Ритмическая и пальчиковая гимнастика | Ритмическая гимнастика: Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк» Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева» Пальчиковая гимнастика: «Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем». | Развитие ритма и мелкой моторики рук |
12 | Упражнения на развитие мелкой моторики | Эстафеты: «Звуковая поляна», «Волк и заяц». Игры с мячом: «Хватайка», «Горячая картошка»» | Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции |
13 | Дыхательная гимнастика | «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» | Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно образовательная деятельность воспитателя по физической культуре с детьми подготовительной группы
Данный конспект помогает организовать непосредственно образовательную совместную деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре и детей....
Принципы регламентирующие деятельность воспитателя по физической культуре.
В мотодике описаны принципы: принцип фасцинации; принцеп синкретичный;принцип творческой направлености....
Доклад «Речевая деятельность педагога»
Реформирование системы дошкольного образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального роста работников сферы образования, одна из целей которого - развитие умен...
Циклограмма деятельности воспитателя по физической культуре
Циклограмма деятельности по физо...
Консультация для педагогов «Познавательно-речевая деятельность воспитателя в процессе формирования у дошкольников представлений по лексической теме «Транспорт»»
Существуют такие сферы жизнедеятельности человека, в которых слово, речевое действие, умение общаться становятся важнейшим (если не основным) инструментом деятельности, главным средством реализации ее...
Опыт работы "Внедрение степ – платформы в воспитательно-образовательную деятельность воспитателя по физической культуре в ДОУ, с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Повышение уровня здоровья дошкольников посредством степ – платформы....