МАСТЕР-КЛАСС «Социокультурное развитие дошкольников через образ народной тряпичной куклы»
методическая разработка

Мельниченко Елена Сергеевна
Одним из немаловажных факторов приобщения детей к социокультурным ценностям является знакомство с культурным наследием нашей страны, с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма и народных игрушек с духовными традициями народа. Решать такие задачи помогают мастер – классы, проекты, создание мини-музеев в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс121.99 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю нашу встречу начать с игры «Найди свою семью». Мы сейчас разделимся на 2 группы- (группа – «человек», группа – «семья») У группы «человек» карточки с вопросами, у группы «семья» карточки с ответами, каждый «человек» ищет свою «семью»

После того, как «человек» нашел свою «семью», зачитывают вопрос и ответ

1.      Что такое ценности? (Ответ: Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ).

2.      Каким путем осуществляется социокультурное развитие? (Ответ: Социокультурное развитие по ФГОС ДО осуществляется путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа).

3.      Что такое формирование социокультурных ценностей у детей? (Ответ: Формирование социокультурных ценностей у детей – это процесс социокультурного воспитания, в котором осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила).

4.      Что такое социальная культура? (Ответ: Социальная культура – это элемент всей духовной жизни общества. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, защищает социум).

5.      Что такое социокультурное развитие? (Ответ: Социокультурное развитие – это процесс,                      в ходе которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, членом которого является человек. Социокультурное развитие – это процесс формирования у детей представлений о добре и зле, правде и истине, а также приобретение способности соотносить свою жизнь с социокультурными образцами, умение ставить перед собой вопрос: соизмерим ли мой выбор с правдой, добром? Сделан ли он по совести?)

6.      Какие педагогические условия должны быть созданы для формирования у детей представлений о социокультурных ценностях? (Ответ: Включение информации о социокультурных ценностях в процесс разных видов деятельности; целенаправленное формирование у детей норм и правил поведения, соответствующих социокультурным ценностям, принятым в обществе; расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений                                          о социокультурных ценностях в практической деятельности).

Ведущий предлагает педагогам пройти на свои места, согласно названию команды..

1 слайд Как вы уже поняли, сегодня мы немного поговорим о приобщении дошкольников к социокультурным ценностям.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условиях. Но это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

А что для наших детей значит «социокультурное развитие?». Это прежде всего формирование системы ценностей: представление о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т.д. В процессе социокультурного воспитания, осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

2 слайд Приобщение к социокультурным ценностям  -  важное  направление образования

детей дошкольного возраста.  В этот раздел входит:

-  ознакомление с окружающим  предметным и    социальным миром, расширение

кругозора детей, формирование целостной картины мира;

-  формирование  первичных  представлений  о  малой  родине  и  Отечестве,  о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

-  формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме

людей, о многообразии стран и народов мира.

3 слайд Дошкольный  возраст  является  благоприятным  для  введения  детей  в  мир

социокультурных  ценностей.  Это  дает  им  духовно-нравственное,  художественно-эстетичное и познавательное развитие.

4-5 слайд Предлагаю вспомнить какие ценности выделены в ФОП ДО? У каждой команды на столах лежат листочки со словами. Пожалуйста, выберите те ценности, которые прописаны в ФОП ДО.

- Родина; природа; жизнь; милосердие; добро; человек; семья; дружба; сотрудничество; познание; труд; культура.

Общение, свобода и независимость, образование, слава, творчество, общение с природой, вера, религия.

ИГРА «РОМАШКА»(на доске).

В этих ценностях представлены основные смысловые стороны жизни, культуры,

раскрываются  духовные  приоритеты  современного  российского  общества, традиционные идеалы русского образа жизни.

6 слайд Для реализации этих целей в работе    с детьми  существует несколько  групп методов и  приёмов, с  помощью  которых  педагог  осуществляет  реализацию  целей  и  задач  организации занятий по данному направлению.

1.Словесные (Объяснение, загадки, стихотворения, короткие сюжеты, чтение)

2. Наглядные (картинки, иллюстрации, демонстрация, показ презентаций, просмотр видео, собственный  пример,  лэпбуки)

3.Практические (упражнения,  игры, моделирование, социальные акции, все виды творческой художественной деятельности детей)

4.Игровые

5. Исследовательские методы (тематические проекты)

Одним из немаловажных факторов приобщения детей к социокультурным ценностям  является знакомство с культурным наследием нашей страны, с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма и народных игрушек с духовными традициями народа. Решать такие задачи помогают мастер – классы, проекты, создание мини-музеев в ДОУ.

 7 слайд Сегодня хотим представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Социокультурное развитие дошкольников  через образ народной тряпичной куклы»

Цель и задачи мастер-класса вы можете увидеть на слайде.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов для формирования социокультурных ценностей у дошкольников в процессе знакомства их с народными тряпичными куклами. 

Задачи: 1. Поделиться с педагогами личным опытом изготовления русских народных тряпичных кукол

2. Познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы на примере куклы оберега «Отдарок на подарок» и приемами работы с тканью.

3. Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытность.

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

Что такое кукла? Мы знаем с самого детства.
Куклы — не просто предмет интерьера или игрушка. С древних времен кукла
была прообразом человека и участвовала в самых разных магических
обрядах и ритуалах.

8 слайд Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русского
народа. Они бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без
иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом
одновременно, поэтому колоть еѐ иглой негоже, а делать лицо по народным
поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу. 

Кукла тоже имеет свою многовековую историю. Появившись в далеком
прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений
и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре,
красоте. Хоть они и тряпичные они могли защитить человека от злых сил,
принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые
тряпичные куколки.

9 слайд По своему предназначению традиционные куклы русских делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги.

  Обрядовые куклы.-

Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды

 Кукла- Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы.

 10 слайд Игровые куклы.

   -Зайчик на пальчик –  куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх.  Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме.  

   - Малышок - голышок – самая простая в изготовлении куколка.

11 слайд Обереговые куклы.

Обереговых кукол крайне мало. Оберег-предмет, несущий в себе сакральное значение. На несколько деревень могла существовать единственная бабушка, умеющая их делать. Делались куклы на охрану здоровья, дома,  для детей, по случаю (например, когда мужчина уходит на войну или на заработки). Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывать особые молитвы. Обереги никогда не продавались.  К обережным куклам относятся:

       -Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

12 слайд - Кукла «Рождественский ангел» (слайд 9 )  дарилась на Пасху или в Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Она использовалась как елочное украшение, а также вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Можно прикрепить у входа в дом, тогда этот приветливый и нарядный ангелочек будет встречать ваших гостей

Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу, тюль, ситец. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков.

13 слайд 1) Кукла-берегиня «Колокольчик»,. оберегает дом от дурных вестей,
помогает поддерживать хорошее настроение.
14 слайд 3) Кукла травница - для здоровья.
4) Куклы неразлучники- для влюбленных.на свадьбу.
15 слайд 5) Куклы десятиручки- помощники в делах .
7) Кукла пеленашка -делали беременные женщины для своих будущих
детей. Куклы передают энергетику мамы.
16 слайд 8) Кукла подорожница- помощница в дороге.
9) Кукла ловушка для снов - для хороших снов.

17 слайд 2) Кукла отдарок на подарок. Делали дети и дарили своим родителям и
родственникам, в знак благодарности за любовь и заботу.

Конечно же, не надо забывать, что при изготовлении любых поделок
нужно быть в хорошем настроении, позитивным человеком. В качестве
сувенира использовать только для близких людей и с хорошими
помыслами.
- А вам хотелось бы поиграть такой куклой?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
18 слайд - Сейчас мы с вами своими руками будем делать куклу - подарок на отдарок.
Кто помнит, в каком случае делали этих кукол?

Предполагают, что кукла «Отдарок-на-подарок» была одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на Руси. Делать эту куколку ребёнка учила бабушка. И первую куколку малыш мастерил для родителей, тем самым сызмальства приучаясь быть благодарным, за то, что они растят его и заботятся о нём.

Если ребенок, скручивая куклу, будет думать о том, для кого он ее делает, и от всего сердца желать этому человеку добра, простая тряпичная кукла превращается в оберег. Тогда в трудную минуту, взглянув на эту куколку, человек вспомнит, что он нужен и любим, и это придаст ему сил.

Наша  кукла  будет  тряпичной.  Что  это  значит?  Безликой.  Что  это  значит?

Рукотворной. Что это значит? Почему куклу называют закрутка?

-  Детки  могут  сделать  эту  куклу  под  руководством  взрослых  для  себя  в

качестве  игрушки.  Справиться  с  такой  работой  самостоятельно  сможет

ребенок с 6 лет.

Напоминаю: куклу нужно создавать с добрыми мыслями и любовью!

В  поделках  застывает  частичка  нашей  души  и  излучает  ту  энергетику,

которую мы в нее вложили в ходе процесса изготовления.

19 слайд Чтобы работа спорилась, мы предлагаем вам схему - изготовления куклы.

1.  Берем  ткань.  Сворачиваем  ее  во  внутрь  с  двух  сторон  туго.  Получилась-скрутка рулик. Это основа для туловища.

2.  Перегибаем  пополам  и  перематываем  красной  ниткой  скрутку  на  уровне

шеи. Получилась голова.

3.  Берем второй квадрат ткани.  Его нужно просто скрутить колбаской туго.

Это  руки.  По  краям  с  двух  сторон  замотать  скрутку  красной  ниткой.  Это

ладошки.

4.  Берем  первую  скрутку-  туловище,  отгибаем  верхнюю  часть  ткани  и

вставляем   ручки,  как  показано  на  схеме.  Оборачиваем  красной  ниткой

вокруг талии. Покажите, где у вас талия. Получился пояс.

5. Наша кукла готова.

Я предлагаю нарядить ваших куколок, повязать им нарядные ленточки., Ленточку вы выберете того цвета, которая соответствует вашему настроению. (Дети оценивают свою работу на занятии).

Синяя ленточка –у меня все получилось; возьму на заметку

Серая ленточка – было трудно, не совсем интересно.

Возьмите своих кукол в руки. Давайте трижды повернемся, приговаривая «Отвернись злом, повернись добром». Теперь эти куколки будут вас оберегать. А если вы их подарите своим близким, они будут оберегать и их.

-  А теперь давайте поставим наших красавиц в  хоровод и посмотрим, что же

получилось.

20 слайд И в заключение … В народе есть пословица "Подарки любят отдарки". И куколка эта, несмотря на свою простоту, несет в себе глубокий смысл и напоминает нам о том, что наши предки умели воспитывать через куклу кое-что важное, а именно - быть благодарным за любое доброе деяние в свой адрес и всегда отвечать добром на добро.

Если же ты все-таки решила так делать, то главный смысл в этом следующий – в ответ на частицу души, подаренной тебе человеком, ты даришь ему немножко (или множко) своего тепла, любви и радости. Но в каждом случае этого делать не нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов "Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изготовление народной тряпичной куклы Кувадки"

 Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре....

Конспект мастер-класса для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» «Народная кукла для наших детей»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Изготовление тряпичной куклы как средство развития творческого потенциала ребенка»

Цель мастер-класса:Повышение  профессионального мастерства педагогов по художественно-эстетическому развитию детей.Задачи:Познакомить участников мастер-класса с народной тряпичной куклой как трад...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

Мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колокольчик».

В продолжении реализации образовательного проекта «Народная кукла» в нашем детском саду прошел мастер-класс с родителями воспитанников по изготовлению народной обережной куклы «Колок...