из опыта работы по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы"
статья
Данный опыт будет полезен для воспитателей ДОУ, студентов педагогического колледжа. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_master_klass.odt | 8.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы
Соколова Е.Н.,
воспитатель МБДОУ Дс 22,
г. Камышин,
Сразу после рождения ребёнок попадает в мир, полный уже сложившихся норм, ценностей и традиций. Все эти факторы участвуют в становлении его личности, формируют индивидуальные представления, установки и способы взаимодействия с другими людьми.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из важнейших задач дошкольного образования является задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства, а также формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа.
Тема проекта "Кукольный сундучок" была выбрана не случайно. В прошлом учебном году реализуя проект «Народные игры» родители наших воспитанников были пассивны, неохотно участвовали в нем, но после проведенного мастер-класса «Народная кукла» интерес к проекту повысился. Мы видели, как были заинтересованы родители в изготовлении тряпичных кукол и дети, получившие их в подарок.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы.
Работу мы начали с подробного изучения собранной информации о народной кукле, провели анкетирование родителей. Анализ анкетирования показал, что дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о народной тряпичной кукле. Да и современные родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Исходя из наблюдений за игровой деятельностью воспитанников, мы отметили, что основу сюжетно-ролевых игр составляют боевики и конкурсы красоты.
Вовлекая дошкольников в решение проблемы (Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?) размышляли, как сделать этот процесс понятным, увлекательным и творческим? Книги, мультфильмы, кинофильмы могут рассказать детям, как жили люди в старину, но, к сожалению, не дают стать участником событий и проявить своё творчество.
Предметно-развивающую среду группы пополнили коллекцией народных тряпичных кукол. Сделанные нами куклы привлекли внимание детей, и каждый ребёнок попробовал разыгрывать сказки и сценки с их использованием.
В работе с детьми использовали различные виды деятельности: познавательную (рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, фильмов, НОД), игровую (экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и народных праздников, чтение и обыгрывание произведений устного народного творчества), двигательную (народные игры), музыкальную (разучивание народных песен, игр).
В течение учебного года к каждому народному празднику в совместной продуктивной деятельности с детьми изготавливали одну из кукол: обрядовую, обереговую или игровую. Дети, которые не могли выполнить куклу в саду, уносили лоскутки домой и вместе с родителями преодолевали трудности. При изготовлении кукол - "Кубышка-травница", "Неразлучники", "Капустка", "Закрутка", деятельность детей носила уже не только репродуктивный характер, а творческий. Каждая семья хотела украсить куклу так, чтобы она стала самой красивой. После каждого занятия по созданию кукол наша выставка начала пополняться новыми «экспонатами».
Чтобы процесс изготовления куклы проходил более наглядно, был подобран материал и оформлен в виде презентаций в PowerPoint. А для того, чтобы дети могли ещё раз сделать наиболее понравившуюся им куклу самостоятельно или изготовить ее дома вместе с родителями, была составлена картотека по этапам изготовления каждой куклы в отдельности.
Работа по изготовлению кукол давала положительные результаты: работа с мягким материалом давала ощущение тепла, развивалась мелкая моторика, дети могли рассказать родителям историю создания куклы.
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — Санкт-Петербург издательство «Детство-Пресс», 2006.
Детская литература
3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
4. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
5. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
Электронные (интернет) ресурсы
6. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
7. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста"
Познакомить детей с экономической деятельностью....
квалификационная работа по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Южного Урала"
Это квалификационная работа , написанная мной в 2010 году при аттестации на высшую квалификационную категорию.В нее вошли следующие разделы: ...
Выступление из опыта работы. "Развитие экологического восприятия детей старшего дошкольного возраста через познание окружающего мира на прогулках".
Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам....
Статья из опыта работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспер...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории родного города через создание мультипликационного фильма
Говоря о роли мультфильмов в детском воспитании, психологи отмечают, что они помогают становлению личности. Мультфильмы – это очень детская вещь.Снимать мультфильмы – это увлекательнейшая ...
Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...
Статья «Как развивать у детей старшего дошкольного возраста стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность». Апрель 2024г.
Формирование духовного, нравственного, эстетического воспитания лежит в основе знакомства и понимания русских национальной культуры, обычаев, особенностей. Этот вопрос очень актуален в современном мир...