Тематическое планирование по подпрограмме «Формирование знаний экологической грамотности у детей».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Календарно-тематическое планирование по подпрограмме
«Формирование знаний экологической грамотности у детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_2016_do_noyabrya_vklyuchitelno.docx | 68.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по подпрограмме
«Формирование знаний экологической грамотности у детей».
_____________Блок №1. «Лес и его обитатели»
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | |||||||||
Социально-педагогическая реабилитация. | ||||||||||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Январь | Группа | ||||||||||
Цель: уточнить знания детей о характерных признаках зимы; рассказать о зимних явлениях природы: метель, вьюга, пурга. | Январь | Группа | ||||||||||
Цель: дать детям представление о Красной книге, раскрыть ее сущность; способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. | Январь | Библиотека | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» | |||||||||
Цель: обобщить знания детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. | Январь | Группа | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия» | |||||||||
Социально-психологическая реабилитация | ||||||||||||
1. Рассматривание картины Д. Александрова «Зимняя сказка». Цель: познакомить детей с репродукцией; добиваться умения воспринимать художественное произведение, составлять рассказы по картине; развивать эстетическое восприятие. | Январь | Библиотека | ||||||||||
Цель: формировать способность правильно, строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным ответом. | Январь | Библиотека | ||||||||||
| Январь | Группа | ||||||||||
Культурно-досуговая деятельность | ||||||||||||
Цель: формировать экологические представления у детей в игровой деятельности. | Январь | Группа | ||||||||||
| Январь | Группа | ||||||||||
Цель: формировать экологические представления у детей в игровой деятельности. | Январь | Группа | ||||||||||
Кружковая работа | ||||||||||||
Цель: научить воспитанников делать кормушки для птиц из подручных материалов. | Январь | Группа | ||||||||||
Цель: Формировать умения рисовать кистью, проводя линии в одном направлении (сверху вниз, слева направо, ритмично наносить узкие мазки, штрихи концом ворса кисти; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. | Январь | Группа | ||||||||||
| Январь | Группа | ||||||||||
Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. | Январь | Группа |
_____________Блок № 2. «Зимние явления в неживой природе»
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | ||||||||||||
Социально-педагогическая реабилитация. | |||||||||||||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Февраль | Группа | |||||||||||||
Цель: формировать экологические представления у детей в игровой деятельности. | Февраль | Беспятовская роща | |||||||||||||
Цель: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки; обобщить знания о том, как приспособились к зиме речные обитатели. | Февраль | Микр-н № 2, пруд. | |||||||||||||
Социально-психологическая реабилитация | |||||||||||||||
Цель: познакомить детей с репродукцией; добиваться умения воспринимать художественное произведение, составлять рассказы по картине; развивать эстетическое восприятие. | Февраль | Библиотека | |||||||||||||
Цель: учить детей осознавать тему и содержание произведения. С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша». | Февраль | Группа | |||||||||||||
3. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?». Игра-имитация «Снежные явления». Цель: формировать экологические представления у детей в игровой деятельности. | Февраль | Группа | |||||||||||||
Цель: Прививать любовь к поэзии, формировать навыки выразительного чтения стихотворений, учить узнавать на портретах детских поэтов. | Февраль | Группа | |||||||||||||
Культурно-досуговая деятельность | |||||||||||||||
Цель: учить детей осознавать тему и содержание произведения. | Февраль | Группа | |||||||||||||
Цель: учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание. | Февраль | Группа | |||||||||||||
Цель: учить детей осознавать тему и содержание произведения. | Февраль | Группа | |||||||||||||
Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных. | Февраль | Группа | |||||||||||||
Кружковая работа | |||||||||||||||
Цель: создание образа зимнего леса. | Февраль | Библиотека | |||||||||||||
Цель: познакомить объектами не живой природы, их характерными особенностями. Рассматривание объектов не живой природы (вода, песок, камень, воздух). | Февраль | Группа | |||||||||||||
Цель: учить детей различать признаки времен года. | Февраль | Группа |
_____________Блок № 3. «Весна»_____________
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечания | |||||
Социально-педагогическая реабилитация. | ||||||||
Цель: Развивать обобщённые представления детей о весне. Расширять знания о характерных признаках весны; учить находить эти признаки самостоятельно. Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках, травах. Способствовать пониманию простых взаимосвязей между природными явлениями и их последствиями. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе. | Март | Группа | ||||||
Цель: Дать детям знания о том, как создавать благоприятные условия для комнатных растений; объяснить, что для них необходимы свет, тепло, подкормка, воздух и вода. Расширить представления о комнатных растениях. | Март | Группа | ||||||
Цель: углубить знания о птицах; продолжать знакомить детей с перелётными птицами: чем питаются, где и как вьют гнёзда и т. п. Обогащать словарный запас и развивать речь. Объяснить, что птиц нельзя пугать, разорять их гнёзда, трогать яйца. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам. | Март | Библиотека | ||||||
Социально-психологическая реабилитация | ||||||||
Цель: познакомить детей с репродукцией; добиваться умения воспринимать художественное произведение, составлять рассказы по картине; развивать эстетическое восприятие. Наблюдение за увеличением продолжительности дня. | Март | Библиотека | ||||||
2. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны», Ф. Тютчев «Зима не даром злится», Н. Сладков «Воробьишкина весна», «Весенние радости», «Зимние долги», А. Плещеев «Уж тает снег. ». К. Ушинский «Утренние часы». Цель: учить детей осознавать тему и содержание произведения. | Март | Группа | ||||||
Цель: Прививать любовь к поэзии, формировать навыки выразительного чтения стихотворений, учить узнавать на портретах детских поэтов. | Март | Группа | ||||||
Культурно-досуговая деятельность | ||||||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Март | Группа | ||||||
| Март | Группа | ||||||
Цель: формировать экологические представления у детей в игровой деятельности. | Март | Участок | ||||||
Кружковая работа. | ||||||||
Цель: формирование экологической культуры детей; активизировать и закреплять знания детей о весне. | Март | Группа | ||||||
Цель: развивать умение работать сообща, достигать общую цель, добиваться хорошего результата. | Март | Группа | ||||||
3 . Чтение художественной литературы: Л. Пантелеев «Две лягушки», «Весна красна ты с чем пришла?», «Подснежник» Е. Серова, «Весенние радости» Н. Сладков, «Весенний ветер» В. Сухомлинский, «Весенние воды» Тютчев. Цель: учить детей осознавать тему и содержание произведения. | Март | Группа |
_____________Блок № 4. «Природа вокруг нас»______________
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | |
Социально-педагогическая реабилитация. | ||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Апрель | Группа | ||
Цель: закреплять знания детей о весне, учить наблюдать за природой. | Апрель | Группа | ||
Цель: Систематизировать знания об сезонных изменениях в природе. Развивать представление о взаимосвязи с живой природой. | Апрель | Группа | ||
Социально-психологическая реабилитация | ||||
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе; продемонстрировать радость общения с природой своей местности. | Апрель | Группа | ||
Цель: воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе; развивать представление о влиянии человека на жизнь природы. | Апрель | Группа | ||
Культурно-досуговая деятельность. | ||||
Цель: систематизировать знания об сезонных изменениях в природе; развивать представление о взаимосвязи с живой природой. | Апрель | Группа | ||
| Апрель | Группа | ||
Цель: воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений. | Апрель | Группа | ||
Кружковая работа | ||||
Цель: учить детей распознавать и называть первые весенние цветы. Уточнять роль растений в жизни человека. | Апрель | Группа | ||
Цель: развивать представление о влиянии человека на жизнь природы. | Апрель | Группа | ||
Д/и «Времена года». | Апрель | Группа |
_____________Блок № 5 «Солнечные лучики»______________
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | ||||
Социально-педагогическая реабилитация. | |||||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Май | Участок | |||||
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы. | Май | Группа | |||||
Цель: формировать положительное отношение к труду и его результатам ; совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности; | Май | Группа | |||||
Социально-психологическая реабилитация | |||||||
| Май | Белый колодец | |||||
2. Беседа. «Пробуждение природы». Наблюдения в природе: появление первых листиков на деревьях, травы, первых цветов, букашек. Цель: Развивать логическое мышление: учить устанавливать причинно- следственные связи, взаимосвязи и последовательность явлений природы. Развивать временную ориентацию. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. | Май | Участок | |||||
3.Беседа. «Почему надо знать экологическую этику»? Цель: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Родины. | Май | Участок | |||||
Культурно-досуговая деятельность. | |||||||
Цель: формировать познавательные интересы, продолжать знакомить детей с цепочками питания, способствовать развитию речи, мелкой моторики, памяти, внимания, сообразительности. | Май | Группа | |||||
Цель: пропаганда добра, милосердия, любви к природе у детей. | Май | Участок | |||||
Цель: учить детей осознавать тему и содержание произведения. Беседа о пользе растений. | Май | Группа | |||||
Кружковая работа | |||||||
Цель: уточнение представлений о жизни растений и насекомых весной. | Май | Участок | |||||
Рисование цветными карандашами на большом круге «Красота весенней природы». Цель: формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы. | Май | Группа | |||||
Цель: развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата. | Май | Группа |
_____Блок № 6 « Что где растет, кто где живет?»____
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | |||
Социально-педагогическая реабилитация. | ||||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Июнь | Участок | ||||
Цель: воспитывать чувство сотоварищества, уважение к партнёрам и соперникам по викторине; продолжать воспитывать любовь к родной природе; | Июнь | Группа | ||||
Цель: Воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание сохранить лес. | Июнь | Участок | ||||
Социально-психологическая реабилитация | ||||||
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к животным. | Июнь | Участок | ||||
Цель: воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. | Июнь | Группа | ||||
Культурно-досуговая деятельность. | ||||||
Цель: расширение знаний детей о лесе и его обитателях. | Июнь | Группа | ||||
Цель: учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений. | Июнь | Группа | ||||
Цель: закреплять знания детей о разных видах питания животных в природе; развивать умения различать понятия "Домашние" и "Дикие" животные. | Июнь | Группа | ||||
Кружковая работа | ||||||
Цель: учить рисовать на неровной поверхности, изображать разные формы цветов. | Июнь | Участок | ||||
Цель: формирование эстетического восприятия, образного представления, воображения, эстетических чувств, художественных творческих способностей. | Июнь | Участок | ||||
Цель: Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Июнь | Группа |
_____________Блок № 7 «Лекарственные растения»
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | ||
Социально-педагогическая реабилитация. | |||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Июль | Группа | |||
2. Беседа «Зачем человеку нужны лекарственные растения?» Цель: расширение кругозора и формирование представления о роли лекарственных растений в жизни человека. | Июль | Группа | |||
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах; познакомить с произведениями. | Июль | Группа | |||
Социально-психологическая реабилитация | |||||
Цель: воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. | Июль | Группа | |||
Цель: развивать представление детей о внешнем виде, формах листьев, цветках лекарственных растений. | Июль | Белый колодец | |||
Культурно-досуговая деятельность | |||||
Цель: развивать представление детей о внешнем виде, формах листьев, цветках лекарственных растений. | Июль | Участок
| |||
Цель: развивать умение отгадывать загадки различного типа, используя новую информацию; Д/и "Угадай по описанию". Цель: развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. | Июль | Участок | |||
Цель: учить детей любить процесс труда, получать удовольствие от выполненной работы. | Июль | Участок
| |||
Кружковая работа | |||||
Дыхательная гимнастика: «Вдыхаем ароматы цветов». Цель: развивать умение создавать образ цветка из вырезанных деталей методом наложения, использовать в работе гофрированную бумагу; закреплять умение создавать коллективную работу. | Июль | Группа Участок | |||
2. Дидактическая игра «Составление гербария», "Узнай растение", «От какого растения часть? », «Что лечит это растение? » Цель: закрепить умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху. | Июль | Группа | |||
Цель: закрепить полученные знания детей о внешнем образе лекарственных растений. | Июль | Группа |
____Блок № 8 «Мы друзья природы».
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | ||
Социально-педагогическая реабилитация. | |||||
Цель: закрепить знания детей о пресноводных обитателях озёр и рек, подземных обитателях. | Август | Группа | |||
Цель: формирование экологической культуры. | Август | Парк им.Леонова | |||
Цель: закрепление представлений о видах насекомых, их образе жизни, значении. | Август | Участок | |||
Социально-психологическая реабилитация | |||||
Цель: Расширять знания детей об окружающей нас природе. Развивать познавательную активность детей. | Август | Участок | |||
Цель: расширять умение организовывать досуг, развивая память, мышление, воображение. | Август | Участок | |||
Культурно-досуговая деятельность | |||||
Цель: закрепление знаний о растениях нашего края. | Август | Группа | |||
Цель: познакомить детей с заповедниками, их предназначением. | Август | Группа | |||
Кружковая работа | |||||
Коллективная работа. Цель: закрепить умение детей работать сообща, действовать по схеме. | Август | Группа | |||
Цель: закрепить умение детей работать сообща, действовать по схеме. | Август | Группа | |||
Цель: познакомить с техникой; закрепить умение детей работать сообща, действовать по схеме. | Август | Группа |
______Блок № 9 «Какое время года?»
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | ||
Социально-педагогическая реабилитация. | |||||
Цель: расширять и формировать знания детей о данном месяце, его сезонных особенностях, отличиях. | Сентябрь | Группа | |||
2. Беседа «Как растения готовятся к зиме». Цель: Учить детей воспринимать растения как живые существа: уточнять знания о частях растений, влияние света, воды, тепла на жизнь растений. | Сентябрь | Группа | |||
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе; установить связь между продолжительностью дня, температурой воздуха. | Сентябрь | Участок | |||
Социально-психологическая реабилитация | |||||
Цель: Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах. Развивать представление о связи птиц со средой обитания. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Сентябрь | Группа | |||
Цель: закрепить и расширить представления детей об осенних явлениях. | Сентябрь | Парк им.Леонова | |||
Цель: развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию. | Сентябрь | Группа | |||
Культурно-досуговая деятельность | |||||
Цель: создать у детей радостное настроение; вызвать эмоциональную отзывчивость. | Сентябрь | Актовый зал | |||
Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе. | Сентябрь | Участок | |||
Кружковая работа | |||||
| Сентябрь | Группа | |||
Цель: Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений. | Сентябрь | Библиотека | |||
| Сентябрь | Группа |
___________Блок № 10 «Грибными дорожками».
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Место проведения | Примечание | |
Социально-педагогическая реабилитация. | ||||
1. Беседа «Съедобные не съедобные грибы». Цель: закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы, о местах их произрастания. | Октябрь | Группа | ||
2. Знакомство с энциклопедией грибов» Цель: закрепить и обобщить знания детей о грибах. | Октябрь | Группа | ||
Социально-психологическая реабилитация | ||||
| Октябрь | Группа | ||
| Октябрь | Группа | ||
Культурно-досуговая деятельность | ||||
Цель: развивать логическое мышление, воображение, творчество. | Октябрь | Группа | ||
Цель: познакомить детей с грибами, встречающимися в наших лесах. | Октябрь | Группа | ||
Цель: научить по внешнему виду отличать съедобные и ядовитые грибы; познакомить с правилами безопасности при сборе грибов. | Октябрь | Группа | ||
Кружковая работа | ||||
развивать творческие способности; учить детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы: раскатывание цилиндра-ножки; соединение деталей. | Октябрь | Группа | ||
Коллективная работа. Цель: развивать творческие способности. | Октябрь | Группа | ||
Цель: уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов; обогатить словарный запас детей. | Октябрь | Группа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно- тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;во...
Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Перспективно-тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Перспективно - тематическое планирование для детей 5-7 лет...
Проект «Мы играем в магазин» по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 4-го года жизни посредством обогащения знаний детей о профессиях работников торговли группа для детей от 3 до 4 лет «Весёлые гномики »
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в ...
Статья "Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
В статье представлен материал, который используется для формирования знаний экологического воспитания у дошкольников....
Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Данная разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности ...
Перспективно- тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Перстективное планирование на каждый месяц...