Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
учебно-методический материал

ТОПЧИЕВА ТАМАРА ФЕДОРОВНА

Данная  разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_stsenariy.docx43.6 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_pedsoveta.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 15 «Ладушки»

Методическая разработка педсовета  

«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

                                                                                                                 Подготовила:

                                                                                                                 старший  воспитатель

                                                                                                                 Топчиева Т. Ф.

                                                                                                     дата проведения: 26.01.2023г.                                                                

                                                                                                         

                                                                                                               

                                                                                                   

                                                                                               

г. Камень – на - Оби

2023год

Цель: закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»

Оборудование: табло с цифрами, волчок, игровой стол, конверты от телезрителей, фото телезрителей сова-картинка, черный ящик, песня-музыкальная пауза,

Ход:

1слайд
       Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш педсовет
посвящен теме: «Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

     Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Дошкольное образование – это база для функциональной грамотности ребёнка. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира, помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей.

 Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и  речевой активность, грамотность в естественных науках и основ экологии, финансовая и математическая грамотность, социально-коммуникативная  грамотность).

   Рассмотрим:  Речевую грамотность.

 Овладение речью – это способ действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее дошкольник пользуется ими, тем лучше он

познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения в школе. Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста – стихийный процесс, он требует педагогического руководства, а задача  взрослых - приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. 

    Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия.

            

Экологическая  грамотность

Формирование экологической грамотности  закладывает у детей дошкольного возраста знания о законах природы, доступные пониманию детей. По средствам экологической  грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, интерес к поисковой деятельности.

Экологическая грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

  Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

2слайд

И предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».  Наша игра будет своеобразным «пробегом» по тропе знаний в данной области.  

(Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.)

3слайд

Старший воспитатель: Сегодня мы начинаем прямую трансляцию зимней серии игр «Что? Где? Когда?», и я хочу пригласить команду и представить знатоков:

- ....педагог, имеющий знания в области безопасного поведения на дороге,

..- специалист в области интеллектуально-личностного
развития

..... - знаток в области экологии.

....- специалист в области раннего
развития детей

- ..... - знаток в области физической культуры и ЗОЖ

 - ....- организатор праздников.

-.....- педагог, имеющий знания в области театрализованной деятельности

- ......- знаток в области в области эстетической культуры.

 -.... молодой  педагог

-..... - педагог, имеющий знания в области развития речи

-......- педагог, имеющий знания в области экспериментирования

...... - знаток в области безопасности  

4слайд

- Правила нашей игры следующие: игровой стол разделен на несколько секторов с заданиями, с помощью волчка выбираем задание, за каждый правильный ответ команда получает один балл, за неточный или не верный ответ – минус один балл;

в заданиях предусмотрены сектора: блиц турнир и черный ящик, музыкальная пауза.

На обсуждение каждого вопроса команде дается одна минута,

на обсуждение каждого вопроса в блиц турнире – 20 секунд.

(Крутится волчок. Звучит музыка “Дикая лошадь”из передачи “Что? Где? Когда?.)

5слайд

                                1 раунд. Волчок.

Вед. У меня вопрос к капитану команды. Госпожа                , какой настрой у игроков? (ответ).

Вед.   Сектор .

 1.- Вед: блицтурнир Вы должны ответить на эти вопросы, на каждый вопрос даётся по 20 секунд. Готовы ?

Вопросы:

1 Функциональная грамотность - это….

2Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:

•формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

•формирование речевой активности дошкольников;

•формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

•формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

3Функциональная грамотность связана с готовностью:  добывать знания

- применять знания и умения

- оценивать знания и умения

- осуществлять саморазвитие

Для чего нужно в условиях дошкольной организации формировать функционально грамотного человека?

4Три основные компетенции обучающихся в области естественнонаучной грамотности  Научно объяснять феномены (описание, объяснение и предсказание научных явлений) • Оценить и сформировать научные вопросы (понимание • основных особенностей естественнонаучного исследования) • Научно интерпретировать данные и доказательства • (обработка эмпирических доказательств и научное обоснование

ТАБЛО     счёт 1-0. (выставить цифры на табло).

        6слайд

2 раунд. (Волчок).

7слайд

Против вас играет заведующий д/с... 

Уважаемые знатоки  Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.  Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Внимание вопрос:  какая компетентность одна из составляющих функциональной грамотности  и способы ее развития формируют у ребенка умение общаться делать выводы ясно и чётко излагать мысли; убеждать; аргументировать; умение проанализировать высказывание; умение выносить суждения; умение проводить беседу, обсуждение, задавать вопросы

 (Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)

  • Ответ:  «Способы развития речевых компетенций как компонента функциональной грамотности  дошкольников»

ТАБЛО Счёт…..

 8слайд

9слайд

Вед: Задание  от заведующей д/с.......каждый педагог творческая личность. придумайте окончание стихотворения:

Вы слыхали, на базаре,

                       Балалайку продавали………..(ответ).

ТАБЛО

10слайд

3  раунд. (Волчок)..

11слайд

3. Сектор №3. Против вас играет старший воспитатель д/с......( Фото).

В современное время простой грамотности уже недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы дети были готовы к современной жизни.  Внимание  вопрос:  Главными функциональными качествами этой грамотности являются способность человека использовать знания, выявлять проблемы и

делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего

мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,

вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро

адаптироваться и развиваться в ней.  Спасибо за внимание. Желаю удачи!

Ответ: «Формирование экологической грамотности у дошкольников»

ТАБЛО Счёт……….

12слайд

4  раунд. (Волчок).

Вед: у меня вопрос к новичкам, находящихся в зале. Как на ваш взгляд играет команда                        .

Вопрос к капитану: КАК СЧИТАЕТЕ КОМАНДА УСТАЛА?». (Ответы).

Вед: - Настало время музыкальной паузы. (зарядка муз.).

13слайд ВИДЕО

5.  раунд.

Против вас играет музыкальный руководитель ДОУ №......Внимание ВОПРОС . Что помогает детям в процессе обучения чувствовать красоту произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или  изобразительном творчестве.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через, умение ее слушать, анализировать

Ответ «Использование инновационных технологий для речевого развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»  

ТАБЛО Счёт…..

14слайд

6 раунд. Волчок

15слайд

Вед: Сектор № 6. Внимание- чёрный ящик.

8.-Уважаемые знатоки. Мир этих предметов  неразрывно связан с жизнью и бытом русского народа и музыкой. На протяжении многих веков они   звучали на площадях и улицах русских городов и сёл.  

Многие из них  прошли тяжёлые испытания. Их уничтожали, запрещали, но в руках народных исполнителей-музыкантов, они смогли преодолеть все трудности. Многие из них  получили « второе рождение» в руках современных мастеров и исполнителей.

В звучании этих удивительных предметов живёт душа русского народа.

 Что в чёрном ящике?

16слайд

Муз.рук. Уважаемые знатоки, каждый педагог, на мой взгляд, должен обладать музыкальным слухом- это необходимо при разучивании песен.

А сейчас предлагаю вам всем взять в руки музыкальные инструменты и озвучить сказку –шумелку «Чья музыка лучше?» Слайд 1)

  Но, чтобы нам с вами играть правильно, давайте вместе, каждый на своем инструменте будем отсчитывать секунды на счет 1,2,3,4 и.т.д. А теперь каждый может играть, изображая то, что ему предложено. (см. наклейки).

 (Слайд 2)

    Однажды, когда хозяев не было дома, на кухне возник спор. Спорить начала посуда: «Чья музыка лучше?»  
«У меня просто волшебный  музыка и чудесный голос», - сказал большой хрустальный  бокал. Я играю  красиво и приятно. И он зазвенел.  ТРЕУГОЛЬНИК.
 
   «У нас тоже очень красивая музыка», - сказали две чашечки
.(Слайд 3) Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем спеть приятную песенку», - сказали чашечки и зазвенели.  МЕТАЛЛОФОН (2палочки)
    (Слайд4)  « Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки. Когда мы звучим, всем становится весело и хорошо! И сыграли  весёлый наигрыш. ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
  (Слайд5) «Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «Моя музыка тихая, но голос просто неподражаем! Послушайте, как рисовые зерна прыгают внутри меня и зажигательно танцуют». И она загремела. МАРАКАСЫ


(Слайд 6) «Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала как будто солдаты шли на парад.
БАРАБАН и палочки
(Слайд 7)«Твой голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня! Я могу издавать очень громкий звук». И она зазвонила, как колокол:
ТАРЕЛКА

(Слайд 8) Зато, трещать как я, не может никто из вас, сказала терка и начала быстро чесать свой блестящий бок. ТРЕЩОТКА

(Слайд 9) Ну а я зато, самый звонкий и громкий – прокричал чайник со свистком и напел свою веселую мелодию СВИСТОК (ДУДОЧКА) 

Этот спор продолжался еще какое-то время, пока всем обитателям дома не стало скучно. Все они на мгновение замолчали.  (Слайд 10)

Из комнаты доносилось тихое и  спокойное  тиканье часов…..

Этим старинным часам некогда было спорить, да и сказать  они ничего  не могли, потому что все время играли свою музыку (тикают часики)…..

ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ

Услышав это, спорщики  молча подумали: «Вот так звучит время», и стали дружно подпевать ему. Получился самый настоящий оркестр, который играл настоящую музыку, потому что никто не спорил……! (все играют

Молодцы!

ТАБЛО

17слайд

 7 раунд. Волчок.

            18слайд

         

Вед: Сектор № 7 Против вас играет педагог из ДОУ №..... (фото).

Вед: внимание - вопрос: назовите одно из направлений развития и образования детей является эффективным средством формирования предпосылок функциональной грамотности в контексте с ним можно способствовать развитию предпосылок речевой и естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности. развитию эстетических чувств  

Время пошло.

Ответ «Формирование предпосылок функциональной грамотности в ходе художественно-эстетического развития дошкольников»

19слайд

Вед: Счёт 6-5 в пользу знатоков . Я поздравляю команду                        . Вы показали высокие знания в области «Формировании предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

Внимание «хрустальная сова» по праву достаётся вам. Благодарю всех за игру.

 

Решение педсовета :

1.Расширить практику применения нетрадиционных методов,
способствующих развитию речевой и экологической грамотности
дошкольников посредством обновления образовательного процесса в ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
2. Пополнять «центры речевые   и экологии» нетрадиционным оборудованием, и постоянно использовать их в работе.
3. Педагогам пополнить картотеку игр и упражнений, способствующих
формированию речевой ,экологической грамотности  детей согласно возрастной категории групп.
4. Продолжать работу с родителями по данной теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности» 2023г.

Слайд 2

Интеллектуальная игра

Слайд 3

Интеллектуальная игра

Слайд 4

3 6 5 4 1 7 8 2

Слайд 5

Блиц-турнир

Слайд 6

Вопрос Какая компетентность одна из составляющих функциональной грамотности и способы ее развития формируют у ребенка умение общаться делать выводы, ясно и чётко излагать мысли, убеждать, аргументировать, анализировать, выносить суждения; проводить беседу, задавать вопросы.

Слайд 7

3 6 5 4 1 7 8 2

Слайд 8

Вопрос Вы слыхали на базаре Балалайку продавали………..

Слайд 9

3 6 5 4 1 7 8 2

Слайд 10

Вопрос Главными функциональными качествами этой грамотности являются способность человека использовать знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней.

Слайд 11

3 6 5 4 1 7 8 2

Слайд 12

Музыкальная пауза

Слайд 14

3 6 5 4 1 7 8 2

Слайд 15

Вопрос Что помогает детям в процессе обучения чувствовать красоту произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.

Слайд 16

3 6 5 4 1 7 8 2

Слайд 17

«Черный ящик»

Слайд 18

3 6 5 4 1 7 8 2

Слайд 19

Вопрос Назовите одно из направлений развития и образования детей является эффективным средством формирования предпосылок функциональной грамотности в контексте с ним можно способствовать развитию предпосылок речевой и естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности. развитию эстетических чувств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

В данной статье находится материал по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

Методическая разработка "Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Художественно-эстетическое развитие для детей дошкольного возраста"

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по темме "Новогодний праздник" с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии деятельностного под...