Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
учебно-методический материал
Данная разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_stsenariy.docx | 43.6 КБ |
prezentatsiya_k_pedsoveta.ppt | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ладушки»
Методическая разработка педсовета
«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Подготовила:
старший воспитатель
Топчиева Т. Ф.
дата проведения: 26.01.2023г.
г. Камень – на - Оби
2023год
Цель: закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»
Оборудование: табло с цифрами, волчок, игровой стол, конверты от телезрителей, фото телезрителей сова-картинка, черный ящик, песня-музыкальная пауза,
Ход:
1слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш педсовет
посвящен теме: «Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Дошкольное образование – это база для функциональной грамотности ребёнка. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира, помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и речевой активность, грамотность в естественных науках и основ экологии, финансовая и математическая грамотность, социально-коммуникативная грамотность).
Рассмотрим: Речевую грамотность.
Овладение речью – это способ действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее дошкольник пользуется ими, тем лучше он
познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения в школе. Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста – стихийный процесс, он требует педагогического руководства, а задача взрослых - приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия.
Экологическая грамотность
Формирование экологической грамотности закладывает у детей дошкольного возраста знания о законах природы, доступные пониманию детей. По средствам экологической грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, интерес к поисковой деятельности.
Экологическая грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.
2слайд
И предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Наша игра будет своеобразным «пробегом» по тропе знаний в данной области.
(Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.)
3слайд
Старший воспитатель: Сегодня мы начинаем прямую трансляцию зимней серии игр «Что? Где? Когда?», и я хочу пригласить команду и представить знатоков:
- ....педагог, имеющий знания в области безопасного поведения на дороге,
..- специалист в области интеллектуально-личностного
развития
..... - знаток в области экологии.
....- специалист в области раннего
развития детей
- ..... - знаток в области физической культуры и ЗОЖ
- ....- организатор праздников.
-.....- педагог, имеющий знания в области театрализованной деятельности
- ......- знаток в области в области эстетической культуры.
-.... молодой педагог
-..... - педагог, имеющий знания в области развития речи
-......- педагог, имеющий знания в области экспериментирования
...... - знаток в области безопасности
4слайд
- Правила нашей игры следующие: игровой стол разделен на несколько секторов с заданиями, с помощью волчка выбираем задание, за каждый правильный ответ команда получает один балл, за неточный или не верный ответ – минус один балл;
в заданиях предусмотрены сектора: блиц турнир и черный ящик, музыкальная пауза.
На обсуждение каждого вопроса команде дается одна минута,
на обсуждение каждого вопроса в блиц турнире – 20 секунд.
(Крутится волчок. Звучит музыка “Дикая лошадь”из передачи “Что? Где? Когда?.)
5слайд
1 раунд. Волчок.
Вед. У меня вопрос к капитану команды. Госпожа , какой настрой у игроков? (ответ).
Вед. Сектор .
1.- Вед: блицтурнир Вы должны ответить на эти вопросы, на каждый вопрос даётся по 20 секунд. Готовы ?
Вопросы:
1 Функциональная грамотность - это….
2Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:
•формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
•формирование речевой активности дошкольников;
•формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
•формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
3Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания
- применять знания и умения
- оценивать знания и умения
- осуществлять саморазвитие
Для чего нужно в условиях дошкольной организации формировать функционально грамотного человека?
4Три основные компетенции обучающихся в области естественнонаучной грамотности Научно объяснять феномены (описание, объяснение и предсказание научных явлений) • Оценить и сформировать научные вопросы (понимание • основных особенностей естественнонаучного исследования) • Научно интерпретировать данные и доказательства • (обработка эмпирических доказательств и научное обоснование
ТАБЛО счёт 1-0. (выставить цифры на табло).
6слайд
2 раунд. (Волчок).
7слайд
Против вас играет заведующий д/с...
Уважаемые знатоки Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Внимание вопрос: какая компетентность одна из составляющих функциональной грамотности и способы ее развития формируют у ребенка умение общаться делать выводы ясно и чётко излагать мысли; убеждать; аргументировать; умение проанализировать высказывание; умение выносить суждения; умение проводить беседу, обсуждение, задавать вопросы
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
- Ответ: «Способы развития речевых компетенций как компонента функциональной грамотности дошкольников»
ТАБЛО Счёт…..
8слайд
9слайд
Вед: Задание от заведующей д/с.......каждый педагог творческая личность. придумайте окончание стихотворения:
Вы слыхали, на базаре,
Балалайку продавали………..(ответ).
ТАБЛО
10слайд
3 раунд. (Волчок)..
11слайд
3. Сектор №3. Против вас играет старший воспитатель д/с......( Фото).
В современное время простой грамотности уже недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы дети были готовы к современной жизни. Внимание вопрос: Главными функциональными качествами этой грамотности являются способность человека использовать знания, выявлять проблемы и
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и развиваться в ней. Спасибо за внимание. Желаю удачи!
Ответ: «Формирование экологической грамотности у дошкольников»
ТАБЛО Счёт……….
12слайд
4 раунд. (Волчок).
Вед: у меня вопрос к новичкам, находящихся в зале. Как на ваш взгляд играет команда .
Вопрос к капитану: КАК СЧИТАЕТЕ КОМАНДА УСТАЛА?». (Ответы).
Вед: - Настало время музыкальной паузы. (зарядка муз.).
13слайд ВИДЕО
5. раунд.
Против вас играет музыкальный руководитель ДОУ №......Внимание ВОПРОС . Что помогает детям в процессе обучения чувствовать красоту произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через, умение ее слушать, анализировать
Ответ «Использование инновационных технологий для речевого развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
ТАБЛО Счёт…..
14слайд
6 раунд. Волчок
15слайд
Вед: Сектор № 6. Внимание- чёрный ящик.
8.-Уважаемые знатоки. Мир этих предметов неразрывно связан с жизнью и бытом русского народа и музыкой. На протяжении многих веков они звучали на площадях и улицах русских городов и сёл.
Многие из них прошли тяжёлые испытания. Их уничтожали, запрещали, но в руках народных исполнителей-музыкантов, они смогли преодолеть все трудности. Многие из них получили « второе рождение» в руках современных мастеров и исполнителей.
В звучании этих удивительных предметов живёт душа русского народа.
Что в чёрном ящике?
16слайд
Муз.рук. Уважаемые знатоки, каждый педагог, на мой взгляд, должен обладать музыкальным слухом- это необходимо при разучивании песен.
А сейчас предлагаю вам всем взять в руки музыкальные инструменты и озвучить сказку –шумелку «Чья музыка лучше?» Слайд 1)
Но, чтобы нам с вами играть правильно, давайте вместе, каждый на своем инструменте будем отсчитывать секунды на счет 1,2,3,4 и.т.д. А теперь каждый может играть, изображая то, что ему предложено. (см. наклейки).
(Слайд 2)
Однажды, когда хозяев не было дома, на кухне возник спор. Спорить начала посуда: «Чья музыка лучше?»
«У меня просто волшебный музыка и чудесный голос», - сказал большой хрустальный бокал. Я играю красиво и приятно. И он зазвенел. ТРЕУГОЛЬНИК.
«У нас тоже очень красивая музыка», - сказали две чашечки.(Слайд 3) Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем спеть приятную песенку», - сказали чашечки и зазвенели. МЕТАЛЛОФОН (2палочки)
(Слайд4) « Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки. Когда мы звучим, всем становится весело и хорошо! И сыграли весёлый наигрыш. ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
(Слайд5) «Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «Моя музыка тихая, но голос просто неподражаем! Послушайте, как рисовые зерна прыгают внутри меня и зажигательно танцуют». И она загремела. МАРАКАСЫ
(Слайд 6) «Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала как будто солдаты шли на парад.
БАРАБАН и палочки
(Слайд 7)«Твой голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня! Я могу издавать очень громкий звук». И она зазвонила, как колокол:
ТАРЕЛКА
(Слайд 8) Зато, трещать как я, не может никто из вас, сказала терка и начала быстро чесать свой блестящий бок. ТРЕЩОТКА
(Слайд 9) Ну а я зато, самый звонкий и громкий – прокричал чайник со свистком и напел свою веселую мелодию СВИСТОК (ДУДОЧКА)
Этот спор продолжался еще какое-то время, пока всем обитателям дома не стало скучно. Все они на мгновение замолчали. (Слайд 10)
Из комнаты доносилось тихое и спокойное тиканье часов…..
Этим старинным часам некогда было спорить, да и сказать они ничего не могли, потому что все время играли свою музыку (тикают часики)…..
ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ
Услышав это, спорщики молча подумали: «Вот так звучит время», и стали дружно подпевать ему. Получился самый настоящий оркестр, который играл настоящую музыку, потому что никто не спорил……! (все играют
Молодцы!
ТАБЛО
17слайд
7 раунд. Волчок.
18слайд
Вед: Сектор № 7 Против вас играет педагог из ДОУ №..... (фото).
Вед: внимание - вопрос: назовите одно из направлений развития и образования детей является эффективным средством формирования предпосылок функциональной грамотности в контексте с ним можно способствовать развитию предпосылок речевой и естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности. развитию эстетических чувств
Время пошло.
Ответ «Формирование предпосылок функциональной грамотности в ходе художественно-эстетического развития дошкольников»
19слайд
Вед: Счёт 6-5 в пользу знатоков . Я поздравляю команду . Вы показали высокие знания в области «Формировании предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Внимание «хрустальная сова» по праву достаётся вам. Благодарю всех за игру.
Решение педсовета :
1.Расширить практику применения нетрадиционных методов,
способствующих развитию речевой и экологической грамотности
дошкольников посредством обновления образовательного процесса в ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
2. Пополнять «центры речевые и экологии» нетрадиционным оборудованием, и постоянно использовать их в работе.
3. Педагогам пополнить картотеку игр и упражнений, способствующих
формированию речевой ,экологической грамотности детей согласно возрастной категории групп.
4. Продолжать работу с родителями по данной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра
3 6 5 4 1 7 8 2
Блиц-турнир
Вопрос Какая компетентность одна из составляющих функциональной грамотности и способы ее развития формируют у ребенка умение общаться делать выводы, ясно и чётко излагать мысли, убеждать, аргументировать, анализировать, выносить суждения; проводить беседу, задавать вопросы.
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Вы слыхали на базаре Балалайку продавали………..
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Главными функциональными качествами этой грамотности являются способность человека использовать знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней.
3 6 5 4 1 7 8 2
Музыкальная пауза
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Что помогает детям в процессе обучения чувствовать красоту произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.
3 6 5 4 1 7 8 2
«Черный ящик»
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Назовите одно из направлений развития и образования детей является эффективным средством формирования предпосылок функциональной грамотности в контексте с ним можно способствовать развитию предпосылок речевой и естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности. развитию эстетических чувств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...
Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….» ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Педагогическая концепция воспитателя....
Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
В данной статье находится материал по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....
Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет) Что может быть главней на свете, ...
Методическая разработка "Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Художественно-эстетическое развитие для детей дошкольного возраста"
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по темме "Новогодний праздник" с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии деятельностного под...