Методическая разработка педсовета«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
учебно-методический материал
Данная разработка поможет педагогам провести педсовет и закрепить закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.6 КБ |
![]() | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ладушки»
Методическая разработка педсовета
«Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Подготовила:
старший воспитатель
Топчиева Т. Ф.
дата проведения: 26.01.2023г.
г. Камень – на - Оби
2023год
Цель: закрепить знания педагогов по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности»
Оборудование: табло с цифрами, волчок, игровой стол, конверты от телезрителей, фото телезрителей сова-картинка, черный ящик, песня-музыкальная пауза,
Ход:
1слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшний наш педсовет
посвящен теме: «Формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Дошкольное образование – это база для функциональной грамотности ребёнка. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира, помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и речевой активность, грамотность в естественных науках и основ экологии, финансовая и математическая грамотность, социально-коммуникативная грамотность).
Рассмотрим: Речевую грамотность.
Овладение речью – это способ действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее дошкольник пользуется ими, тем лучше он
познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения в школе. Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста – стихийный процесс, он требует педагогического руководства, а задача взрослых - приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия.
Экологическая грамотность
Формирование экологической грамотности закладывает у детей дошкольного возраста знания о законах природы, доступные пониманию детей. По средствам экологической грамотности у ребенка развивается любознательность, познавательная активность, интерес к поисковой деятельности.
Экологическая грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы по формированию предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.
2слайд
И предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Наша игра будет своеобразным «пробегом» по тропе знаний в данной области.
(Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.)
3слайд
Старший воспитатель: Сегодня мы начинаем прямую трансляцию зимней серии игр «Что? Где? Когда?», и я хочу пригласить команду и представить знатоков:
- ....педагог, имеющий знания в области безопасного поведения на дороге,
..- специалист в области интеллектуально-личностного
развития
..... - знаток в области экологии.
....- специалист в области раннего
развития детей
- ..... - знаток в области физической культуры и ЗОЖ
- ....- организатор праздников.
-.....- педагог, имеющий знания в области театрализованной деятельности
- ......- знаток в области в области эстетической культуры.
-.... молодой педагог
-..... - педагог, имеющий знания в области развития речи
-......- педагог, имеющий знания в области экспериментирования
...... - знаток в области безопасности
4слайд
- Правила нашей игры следующие: игровой стол разделен на несколько секторов с заданиями, с помощью волчка выбираем задание, за каждый правильный ответ команда получает один балл, за неточный или не верный ответ – минус один балл;
в заданиях предусмотрены сектора: блиц турнир и черный ящик, музыкальная пауза.
На обсуждение каждого вопроса команде дается одна минута,
на обсуждение каждого вопроса в блиц турнире – 20 секунд.
(Крутится волчок. Звучит музыка “Дикая лошадь”из передачи “Что? Где? Когда?.)
5слайд
1 раунд. Волчок.
Вед. У меня вопрос к капитану команды. Госпожа , какой настрой у игроков? (ответ).
Вед. Сектор .
1.- Вед: блицтурнир Вы должны ответить на эти вопросы, на каждый вопрос даётся по 20 секунд. Готовы ?
Вопросы:
1 Функциональная грамотность - это….
2Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлено на:
•формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
•формирование речевой активности дошкольников;
•формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
•формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
3Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания
- применять знания и умения
- оценивать знания и умения
- осуществлять саморазвитие
Для чего нужно в условиях дошкольной организации формировать функционально грамотного человека?
4Три основные компетенции обучающихся в области естественнонаучной грамотности Научно объяснять феномены (описание, объяснение и предсказание научных явлений) • Оценить и сформировать научные вопросы (понимание • основных особенностей естественнонаучного исследования) • Научно интерпретировать данные и доказательства • (обработка эмпирических доказательств и научное обоснование
ТАБЛО счёт 1-0. (выставить цифры на табло).
6слайд
2 раунд. (Волчок).
7слайд
Против вас играет заведующий д/с...
Уважаемые знатоки Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Внимание вопрос: какая компетентность одна из составляющих функциональной грамотности и способы ее развития формируют у ребенка умение общаться делать выводы ясно и чётко излагать мысли; убеждать; аргументировать; умение проанализировать высказывание; умение выносить суждения; умение проводить беседу, обсуждение, задавать вопросы
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
- Ответ: «Способы развития речевых компетенций как компонента функциональной грамотности дошкольников»
ТАБЛО Счёт…..
8слайд
9слайд
Вед: Задание от заведующей д/с.......каждый педагог творческая личность. придумайте окончание стихотворения:
Вы слыхали, на базаре,
Балалайку продавали………..(ответ).
ТАБЛО
10слайд
3 раунд. (Волчок)..
11слайд
3. Сектор №3. Против вас играет старший воспитатель д/с......( Фото).
В современное время простой грамотности уже недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы дети были готовы к современной жизни. Внимание вопрос: Главными функциональными качествами этой грамотности являются способность человека использовать знания, выявлять проблемы и
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и развиваться в ней. Спасибо за внимание. Желаю удачи!
Ответ: «Формирование экологической грамотности у дошкольников»
ТАБЛО Счёт……….
12слайд
4 раунд. (Волчок).
Вед: у меня вопрос к новичкам, находящихся в зале. Как на ваш взгляд играет команда .
Вопрос к капитану: КАК СЧИТАЕТЕ КОМАНДА УСТАЛА?». (Ответы).
Вед: - Настало время музыкальной паузы. (зарядка муз.).
13слайд ВИДЕО
5. раунд.
Против вас играет музыкальный руководитель ДОУ №......Внимание ВОПРОС . Что помогает детям в процессе обучения чувствовать красоту произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через, умение ее слушать, анализировать
Ответ «Использование инновационных технологий для речевого развития в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
ТАБЛО Счёт…..
14слайд
6 раунд. Волчок
15слайд
Вед: Сектор № 6. Внимание- чёрный ящик.
8.-Уважаемые знатоки. Мир этих предметов неразрывно связан с жизнью и бытом русского народа и музыкой. На протяжении многих веков они звучали на площадях и улицах русских городов и сёл.
Многие из них прошли тяжёлые испытания. Их уничтожали, запрещали, но в руках народных исполнителей-музыкантов, они смогли преодолеть все трудности. Многие из них получили « второе рождение» в руках современных мастеров и исполнителей.
В звучании этих удивительных предметов живёт душа русского народа.
Что в чёрном ящике?
16слайд
Муз.рук. Уважаемые знатоки, каждый педагог, на мой взгляд, должен обладать музыкальным слухом- это необходимо при разучивании песен.
А сейчас предлагаю вам всем взять в руки музыкальные инструменты и озвучить сказку –шумелку «Чья музыка лучше?» Слайд 1)
Но, чтобы нам с вами играть правильно, давайте вместе, каждый на своем инструменте будем отсчитывать секунды на счет 1,2,3,4 и.т.д. А теперь каждый может играть, изображая то, что ему предложено. (см. наклейки).
(Слайд 2)
Однажды, когда хозяев не было дома, на кухне возник спор. Спорить начала посуда: «Чья музыка лучше?»
«У меня просто волшебный музыка и чудесный голос», - сказал большой хрустальный бокал. Я играю красиво и приятно. И он зазвенел. ТРЕУГОЛЬНИК.
«У нас тоже очень красивая музыка», - сказали две чашечки.(Слайд 3) Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем спеть приятную песенку», - сказали чашечки и зазвенели. МЕТАЛЛОФОН (2палочки)
(Слайд4) « Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки. Когда мы звучим, всем становится весело и хорошо! И сыграли весёлый наигрыш. ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
(Слайд5) «Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «Моя музыка тихая, но голос просто неподражаем! Послушайте, как рисовые зерна прыгают внутри меня и зажигательно танцуют». И она загремела. МАРАКАСЫ
(Слайд 6) «Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала как будто солдаты шли на парад.
БАРАБАН и палочки
(Слайд 7)«Твой голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня! Я могу издавать очень громкий звук». И она зазвонила, как колокол:
ТАРЕЛКА
(Слайд 8) Зато, трещать как я, не может никто из вас, сказала терка и начала быстро чесать свой блестящий бок. ТРЕЩОТКА
(Слайд 9) Ну а я зато, самый звонкий и громкий – прокричал чайник со свистком и напел свою веселую мелодию СВИСТОК (ДУДОЧКА)
Этот спор продолжался еще какое-то время, пока всем обитателям дома не стало скучно. Все они на мгновение замолчали. (Слайд 10)
Из комнаты доносилось тихое и спокойное тиканье часов…..
Этим старинным часам некогда было спорить, да и сказать они ничего не могли, потому что все время играли свою музыку (тикают часики)…..
ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ
Услышав это, спорщики молча подумали: «Вот так звучит время», и стали дружно подпевать ему. Получился самый настоящий оркестр, который играл настоящую музыку, потому что никто не спорил……! (все играют
Молодцы!
ТАБЛО
17слайд
7 раунд. Волчок.
18слайд
Вед: Сектор № 7 Против вас играет педагог из ДОУ №..... (фото).
Вед: внимание - вопрос: назовите одно из направлений развития и образования детей является эффективным средством формирования предпосылок функциональной грамотности в контексте с ним можно способствовать развитию предпосылок речевой и естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности. развитию эстетических чувств
Время пошло.
Ответ «Формирование предпосылок функциональной грамотности в ходе художественно-эстетического развития дошкольников»
19слайд
Вед: Счёт 6-5 в пользу знатоков . Я поздравляю команду . Вы показали высокие знания в области «Формировании предпосылок функциональной грамотности: в области речевой, экологической грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
Внимание «хрустальная сова» по праву достаётся вам. Благодарю всех за игру.
Решение педсовета :
1.Расширить практику применения нетрадиционных методов,
способствующих развитию речевой и экологической грамотности
дошкольников посредством обновления образовательного процесса в ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
2. Пополнять «центры речевые и экологии» нетрадиционным оборудованием, и постоянно использовать их в работе.
3. Педагогам пополнить картотеку игр и упражнений, способствующих
формированию речевой ,экологической грамотности детей согласно возрастной категории групп.
4. Продолжать работу с родителями по данной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллектуальная игра
Интеллектуальная игра
3 6 5 4 1 7 8 2
Блиц-турнир
Вопрос Какая компетентность одна из составляющих функциональной грамотности и способы ее развития формируют у ребенка умение общаться делать выводы, ясно и чётко излагать мысли, убеждать, аргументировать, анализировать, выносить суждения; проводить беседу, задавать вопросы.
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Вы слыхали на базаре Балалайку продавали………..
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Главными функциональными качествами этой грамотности являются способность человека использовать знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней.
3 6 5 4 1 7 8 2
Музыкальная пауза
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Что помогает детям в процессе обучения чувствовать красоту произведения и выражать свою радость от его восприятия в речи, движениях или изобразительном творчестве.
3 6 5 4 1 7 8 2
«Черный ящик»
3 6 5 4 1 7 8 2
Вопрос Назовите одно из направлений развития и образования детей является эффективным средством формирования предпосылок функциональной грамотности в контексте с ним можно способствовать развитию предпосылок речевой и естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности. развитию эстетических чувств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/09/picture-390973-1462778691.jpg)
Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/09/picture-390973-1462778691.jpg)
Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-213497-1362024922.jpg)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Педагогическая концепция воспитателя....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-401499-1392663147.jpg)
Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360906-1386172785.jpg)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
В данной статье находится материал по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/09/picture-390973-1462778691.jpg)
Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет) Что может быть главней на свете, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-235095-1678683689.jpg)
Методическая разработка "Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Художественно-эстетическое развитие для детей дошкольного возраста"
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по темме "Новогодний праздник" с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; технологии деятельностного под...