Статья "Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
статья
В статье представлен материал, который используется для формирования знаний экологического воспитания у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.93 КБ |
svidetelstvo.pdf | 414.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рязанова Наталья Вячеславовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №26»
Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Аннотация: Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому, начиная с дошкольного детства необходимо осуществлять формирование знаний по экологическому воспитанию у ребенка через игровую деятельность. Представленный опыт работы будет актуален и может реализоваться коллегами в практике работы ДОУ.
Ключевые слова: экологическое воспитание, игровая деятельность, формы работы, создание условий.
Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [5] одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Другими словами, речь идет об экологической культуре, которая проявляется на уровне поведения или деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям, поэтому педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Идея современной комплексной экологии активно внедряется в практику воспитания дошкольников. [1]
На протяжении всей истории педагогической мысли проблема взаимодействия человека и природы исследовалась многими авторами. В трудах отечественных и зарубежных педагогов и мыслителей - Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, B. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского отражена роль природы в нравственно-эстетическом развитии человека.
В 70-х годах в дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева) и неживой (И.С.Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. [2]
В современных исследованиях Н. О. Никоновой, Л. С. Римашевской отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом. [3]
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества. Дошкольное учреждение уже сегодня присуще особое видение мира, как объекта его постоянной работы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача, которая стоит перед педагогами в настоящее время, а через игровую деятельность лучше всего получиться освоить данные знания.
Работа по данной теме проводилась на базе МБДОУ «Детского сада № 26» города Еманжелинска Челябинской области, в которой приняли участие дети старшего дошкольного возраста двух групп. На начальном этапе было проведено исследование, с целью выявления исходного уровня сформированности экологических знаний, использован диагностический материал на основе методики О. Соломенниковой [4] . Критерии представлены в таблице №1
задания | навыки | ситуация | результаты | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||
1 | направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком) | Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом: 1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания; 2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению; 3) выбрать насекомых и разместить их на карте. После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы. Критерии оценки | ||||
Низкий уровень – ребенок не может справиться с заданием даже при помощи воспитателя | 5детей 25% | 6 детей 30% | ||||
Средний уровень – ребенок выполняет задание с небольшой подсказкой взрослого | 15 детей 75% | 13 детей 65% | ||||
Высокий уровень – ребенок выполняет задание полностью | 0 | 1 ребенок 5% | ||||
2 | направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком). | Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру. Затем предлагается из представленных растений выбрать: а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза); б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина); в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника); г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан). Критерии оценки: | ||||
Низкий уровень | 6 детей 30% | 10 детей 50% | ||||
Средний уровень | 13 детей 65% | 10 детей 50% | ||||
Высокий уровень | 1 ребенок 5% | 0 | ||||
3 | направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком). | Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования. Критерии оценки: | ||||
Низкий уровень | 7 детей 35% | 5 детей 25% | ||||
Средний уровень | 9 детей 45% | 12 детей 60% | ||||
Высокий уровень | 4 ребенка 20% | 3 детей 15% | ||||
4 | направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами). | Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы. Критерии оценки: | ||||
Низкий уровень | 5 детей 25% | 6 детей 30% | ||||
Средний уровень | 10 детей 50% | 8 детей 40% | ||||
Высокий уровень | 5 детей 25% | 6 детей 30% | ||||
5 | направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком). | Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т.п. Критерии оценки: | ||||
Низкий уровень | 4 ребенка 20% | 3 ребенка 15% | ||||
Средний уровень | 13 детей 65% | 15 детей 75% | ||||
Высокий уровень | 3 ребенка 15% | 2 ребенка 10% |
На основе полученных данных нами была разработана и внедрена серия игр по экологическому воспитанию на учебный год по старшему дошкольному возрасту.
Таблица 2
название | Цель | |
сентябрь | ||
Настольно-печатная игра «Спаси окружающий мир» | Формировать представления об экологических проблемах, которые приносят природе огромный ущерб, о правилах поведения в природе | |
Сюжетно-ролевая игра «В гостях у лесника» | Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков. | |
Дидактическая игра «Кто где живет?» | Закрепить знания детей о жилищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). | |
Интерактивная игра «Отличные выходные – рыбалка» | Привлечь внимание детей к актуальным экологическим проблемам родного края: загрязнение водоемов, показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Познакомить детей с видами рыб, заселяющих водоемы родного края. | |
октябрь | ||
Настольно-печатная игра «Сбереги нашу природу» | Привлечь внимание к актуальным экологическим проблемам родного края: загрязнение лесов, рек и улиц города. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему окружающему миру. | |
Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Осень» | Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и исследовательскую деятельность. | |
Дидактическая игра «Кто чем питается?» | Закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе. | |
1 неделя Безопасное поведение в природе | Формирование представлений о процессе конденсации | |
ноябрь | ||
Настольно-печатная игра «Экологическая опасность» | Развивать у детей понимание того, как необходимо себя вести чтобы не вредить природе; формировать у детей навыки сотрудничества и взаимопомощи | |
Дидактическое пособие «Экологическая книга» | Формировать представления о том, что включает в себя понятие «экология». Расширять знания о среде обитания животных, птиц, насекомых, рыб. | |
Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес» | Сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания о правилах поведения в лесу. | |
Акция «Покормите птиц! – Синичкин день» | Привлечь внимание к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки. | |
декабрь | ||
Настольно-печатная игра «Юные экологи» | Формировать потребность бережного и заботливого отношения к природе. Воспитывать познавательный интерес, умение самостоятельно обосновывать свой выбор по проблеме загрязнения окружающей среды. | |
Экологическая игра «Зоологический стадион» | Закрепить знания о различных видах животных, их питании, месте обитания в природе. | |
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» | Закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека). | |
январь | ||
Настольно-печатная игра «Экологическое путешествие «Вокруг света» | Расширить представления о растениях и животных. Обобщить и пополнить детские знания о состоянии окружающей среды, явлениях природы, географии и разнообразии животного мира. | |
Сюжетно-ролевая игра «Лес – дом для животных» | Закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических ярусах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. | |
Дидактическая игра «Наши птицы» | Формировать знания о птицах (строения, месте обитания, питания) | |
Квест - игра «Сбережем природу» | Содействовать воспитанию гуманного, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде (вырубка леса, истребление обитателей флоры и фауны) | |
февраль | ||
Настольно-печатная игра «Собери контейнеры» | Развивать чувства ответственности за состояние природы, ближайшего окружения, свои поступки; формировать представления о происхождении предметов, их создателях, пользе и вреде стекла, металла, бумаги и тд (сортировка, переработка и утилизация мусора). | |
Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Зима» | Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и исследовательскую деятельность. | |
Экологическое лукошко «В гостях у Айболита» | Продолжать формировать представления о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях. | |
Дидактическая игра «Заколдованное письмо» | Закрепить представления о характерных признаках овощей и фруктов, их роли в поддержании здоровья человека. | |
март | ||
Дидактическая игра «Среда обитания» | Расширять знания о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух). Учить классифицировать объекты природы по заданному признаку | |
Настольно-печатная игра «Цветочный магазин» | Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения | |
Квест - игра «Зеленые спасатели» | Содействовать воспитанию гуманного, социально-активного человека, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде (утилизация мусора) | |
апрель | ||
Настольно-печатная игра «Опасный и полезный пластик» | Формировать представлений о пластике; познакомить детей с правилами пользования и утилизации пластика; способствовать развитию желания соблюдать правила поведения в природе, дома, на улице. | |
Дидактическое многофункциональное пособие Лепбук «Весна» | Повышать познавательную активность, уровень развития словаря. Развивать творческую инициативу, воображение и исследовательскую деятельность. | |
Акция «Посади дерево» | Развивать интерес к изучению природы родного края. Воспитать заботливое отношение к природе. | |
Интерактивная игра «Зеленый патруль – Сделаем наш лес чище» | Формировать у детей экологически осознанное отношение к проблеме загрязнения окружающей среды, проблеме раздельного сбора мусора и возможности его переработки. | |
май | ||
Настольно-печатная игра «Спасем Лес» | Воспитать гуманное и бережное отношение к природе. Формировать желание принимать участие в охране природы. | |
Квест - игра «Сбережем источник» | Формировать бережное отношения к природным ресурсам.(значение воды, разумное ее использование, очистка воды) | |
Сюжетно- ролевая игра «Прогулка в лес» | Формировать правильное отношение к лесным обитателям; расширить знания детей о правилах поведения в лесу; упражнять в распознавании экологических знаков. |
В конце учебного года проведен контрольный эксперимент, где мы использовали те же диагностические задания. Хотелось бы отметить, что в экспериментальной группе в ходе диагностики низкий уровень отсутствует по всем заданиям, а высокий уровень почти у половины группы (15 детей). Дети стали более любознательней, внимательнее и активно применяют полученные знания в самостоятельной деятельности. В контрольной группе результаты незначительно улучшались в сравнении с началом года.
Таким образом, в ходе работы, мы смогли создать определенную систему работы. Данная проблема остается актуальной, мы планируем и дальше вести работу по формированию знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Список используемой литературы:
1.Концепция дошкольного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1989. -№5. С. 10-24.
2.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Римашевская Л.С., Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- с. 97.
4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика – синтез, 2017.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ ( ред. От 24.07.2023) .
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Консультация " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автором представлена консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность....
"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Доклад выступления на семинар...
"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. Дошкольное учрежден...