Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"
статья на тему
Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedagogov.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Асоян Наталия Петровна
Воспитатель МАДОУ детский сад №37,г. Армавир
Основные формы сопровождения дошкольников с РАС
в условиях инклюзивного образования.
Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей. При этом, на законодательном уровне обозначена сущность инклюзивного образования как равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон «Об образовании в РФ», 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2). Это обеспечивает реализацию прав ребёнка с нарушениями в развитии на получение образования наравне со сверстниками, а также право родителей (законных представителей) принимать решение о судьбе своего ребёнка. Более того инклюзивное дошкольное образование является важнейшим вкладом для последующей интеграции инвалидов в общество.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 г.) определяет специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование направлено на разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Дети с расстройствами аутистического спектра составляют относительно распространённую, а в последнее время всё увеличивающуюся категорию детей, требующих организации специальных условий жизни, воспитания и обучения. Психические особенности данной категории детей препятствуют реализации потребностей и потенциальных возможностей. Трудности в установлении контактов, продуктивном взаимодействии и достижении результатов в деятельности с другими людьми обусловливают необходимость в квалифицированном сопровождении таких детей. Взрослые люди, участвующие в организации жизни и деятельности детей, должны учитывать трудности ребёнка с расстройствами аутистического спектра в осуществлении произвольной регуляции познавательной деятельности, эмоций и всего поведения в целом.
Каждый ребенок особенный - это бесспорно. Есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности.
Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра таковы, что серьёзно затрудняют именно общение и взаимодействие с окружающими. Более того, без учёта этих особенностей практически невозможно не только целенаправленное обучение и воспитание ребёнка, но и элементарное общение. Именно поэтому процесс формирования готовности к интеграции в социум наиболее сложен в отношении детей с расстройствами аутистического спектра. Очевидно, что организация коррекционно-развивающего взаимодействия с детьми-аутистами будет требовать от специалистов детального определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующих особым образовательным потребностям ребенка.
Организация инклюзивной практики актуализирует проблему психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования.
На наш взгляд, психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования - это процесс взаимодействия всех субъектов образовательных отношений.
В рамках инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования» нами разработана модель психолого-педадагогического сопровождения. Выделены следующие взаимообусловленные блоки модели: первый блок – формирование готовности дошкольников с расстройствами аутистического спектра к интеграции в логике индивидуального сопровождения, второй блок – системное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования.
При реализации первого блока с 2015 г. 4 –ро детей от 5-7 лет с синдромом Аспергера, посещающие группу полного дня компенсирующей направленности в течении одного года стали постепенно, слегка, частично включаться в совместные мероприятия с детьми группы общеразвивающей направленности: музыкальные и физкультурные занятия, праздники, спортивные развлечения, кукольный театр и т.п. При этом учитель-дефектолог сопровождает ребенка на данных мероприятиях и наблюдает за ним.
«Очень важно, чтобы ребенок-помощник и целевой ребенок с аутизмом были примерно одного возраста, чтобы использовать весь потенциал, как для развития дружеских отношений между детьми, так и для обеспечения условий для возникновения соответствующей возрасту развивающей игровой деятельности».
В ходе работы педагог организует обстановку для ребенка РАС и ребенка-помощника таким образом, чтобы они просто играли рядом друг с другом, не взаимодействуя напрямую. Далее он вводит игры, которые заключаются в поочередном взаимодействии детей с игрушками: перекатывание машинки друг другу, мяча, строительство башни из кубиков и т.п. Эта игровая деятельность не требует от ребенка с РАС сложной речевой активности при взаимодействии со сверстником и поэтому не вызывает у ребенка отрицательных реакций. При этом он начинает проявлять интерес к ребенку-помощнику, у него начинают формироваться элементарные способы взаимодействия. По мере установления устойчивого контакта между детьми, педагог вводит в игровую деятельность более сложные виды игр, требующие соблюдения некоторых правил и все большего проявления речевой активности. При этом к игровой деятельности педагог подключает еще 2-3 детей, чтобы смоделировать естественную среду. В это время педагог выступает в качестве наблюдателя и подсказывает ребенку-помощнику идеи для игры.
Мы заметили, что совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают уникальный опыт взаимоотношений. У здорового ребенка гораздо больше ресурсов для
быстрой социализации, а у ребенка с РАС возможности быстро усваивать
навыки поведения гораздо меньше.
Особенностью работы по формированию готовности ребенка с РАС к вхождению в группу сверстников ( компенсирующей направленности или при частичной интеграции в общеразвивающую группу) является применение в течение дня воспитателями и дефектологом пооперационных карт в виде блокнота, фотоальбома, кубика, календаря плаката и др. Эти карты являются своеобразной формой коммуникации с ребенком с РАС. Они применяются в групповой и индивидуальной работе с детьми, а также в режимных моментах. Карты находятся в раздевалке, в групповом помещении, на столах во время занятий, а также у каждого ребенка индивидуально. Применение карт помогает четко организовать деятельность ребенка. Он видит конечный результат, которого ему необходимо достичь, благодаря чему снижается эмоциональный дискомфорт ребенка.
Применение пооперационных карт помогает ребенку в дальнейшем легче адаптироваться в детском коллективе сверстников. Благодаря такой карте ребенок будет четко знать, что будет происходить в следующий момент. Это будет способствовать уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций. При включении в коллектив сверстников у него появляется возможность чувствовать себя уверенней и действовать в определенных ситуациях на уровне остальных детей.
Созданное и применяемое нами практическое пособие «Фотообъектив» оказывает немаловажную роль при установлении первоначального контакта с ребенком и формировании у него в дальнейшем коммуникативных навыков. Игровой фотообъектив является средством для смягчения эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов, и направлено на реализацию взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с целью реализации коррекционно-развивающих задач и расширения представлений об окружающем мире. Плюсом этого практического пособия является возможность ощущать ребенку безопасное расстояние от окружающего мира.
В серии статей к.п.н. института коррекционной педагогики РАО г. Москвы Н.Б. Лаврентьевой посвященных проблеме подготовки аутичных детей к школьному обучению (Дефектология №4-5, 2008 г.) , журнале «Воспитание и обучение детей с нарушения развития» №3 2016 г., автор объясняет, что ребенок с РАС с трудом привыкает к школьному режиму, новым для него правилам и нуждается в более длительном периоде адаптации к новой школьной ситуации. Поэтому, на первых порах продуктивное усвоение учебного материала будет затруднено. Автор считает, что опережающее обучение чтению и письму в дошкольном возрасте (5-7 лет) с аутичными детьми, пользующимися речью, дает им достаточный запас школьно значимых навыков, которые позволят ему безболезненно пройти трудный период школьной адаптации и предлагает авторскую методику под названием «Личный букварь». Этот букварь является букварем в узком смысле, т.е. служит только для изучения букв, для создания у ребенка представления о букве, о том, что она обретает смысл в слове.
С сентября 2016 г. в качестве эксперимента учитель-дефектолог на индивидуальных занятиях использует данную методику с 2-мя детьми (6-7 лет) с синдромом Аспергера. В нашей практике создание Личного букваря и изучение букв началось с буквы «Я», а не с «А», т.к. это помогает ребенку соотносить с собой предметы и события, которые значимы в его жизни и формировать представления о себе от первого лица.
Педагог применяет следующие этапы работы по созданию Личного букваря: в блокноте заранее педагогом готовится шаблон. В левом верхнем углу прописывается изучаемая буква. Рядом расположены три строчки - на первой педагогом пропечатываются буквы, которые ребенок в дальнейшем должен обвести. На второй строчке буквы уже обозначены точками и продолжается работа ребенка. На третьей строке ребенок сам или дома с родителями пропечатывает данную букву. Ниже на странице расположены три окошка для зарисовывания предметов. Педагог предлагает картинки с надписью, в названии которых имеется данная буква. Вместе с ребенком располагает данные картинки в последовательности (в начале слова, в середине и в конце). Далее ребенок изображает предмет в своих окошках и дописывает недостающую букву. Если у ребенка появляются затруднения, педагог выполняет это вместе с ребенком. В октябре-ноябре следующего учебного года мы предполагаем совместно с учителем начальных классов школы, в которую пойдут данные дети, выявить эффективность применения данной методики.
В рамках психолого-педагогического сопровождения основными направлениями работы становятся разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения; создание и развитие диалогового пространства между специалистами и родителями; нормализации эмоционального статуса родителей; педагогической поддержки супругов в принятии новых ролей и переструктурировании внутренних границ семьи.
Своей педагогической находкой, гордостью мы считаем созданный нами клуб «Семейное счастье», который посещают 40 человек. Это родители детей из «Патранажной группы» , группы кратковременного пребывания, родители , посещающие консультативный пункт и родители бывших выпускников.
Встречи в клубе проводятся 2 раза в месяц по трем направлениям:
1.Оптимизация семейных отношений, развитие социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с РДА.
2.Формирование навыков конструктивного взаимодействия с ребенком.
3.Развитие уверенности в себе.
На заседаниях клуба родители делятся своим опытом, задают вопросы, обыгрывают ситуации. Участники клуба оказывают друг другу практическую помощь и эмоциональную поддержку.
Важнейший эффект такого клуба в том, что помогая другому, родитель помогает себе. Он начинает понимать, что его собственный опыт также очень ценен и может сыграть большую роль в жизни другого человека.
Взаимодействие членов клуба в большинстве случаев, не ограничивается совместными встречами и мероприятиями. Они общаются друг с другом и с педагогами по телефону, на интернет форумах, встречаются в неформальной обстановке.
Мы заметили, что родители, которые посещают клуб « Семейное счастье», более адекватно относятся к проблемам собственного ребенка и своим внутрисемейным проблемам, больше доверяют нам и прислушиваются к рекомендациям, соответственно повышается эффект помощи оказываемой семьям имеющим ребенка аутиста специалистами.
Нами создан дневник достижений семьи, воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом под названием « Планета успеха».
Это яркий, красочный дневник, который создается руками родителей, детей и педагогов.
На его страницах отражаются даже самые, казалось бы, незначительные достижения: папа впервые вместе с ребенком аутистом сходил в магазин, воспитатель установил контакт с ребенком аутистом через «фотообьектив», ребенок сам застегнул босоножки.
Дневник « Планета успеха» самая интересная и любимая книга о себе, своей семье, своих успехах. Эта «волшебная книга» становится гордостью семьи и воспитателей.
Необходимо подчеркнуть, что педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с синдромом «ранний детский аутизм» в нашем детском саду направлено прежде всего на поиск скрытых ресурсов семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе условий для активизации социальной позиции родителей и восстановления социальных связей.
На протяжении всего психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ учим социально-значимым навыкам, которые позволят ребенку быть максимально самостоятельным в жизни и наиболее полно интегрированным в обществе. С этой целью педагогами создается комната по обучению бытовым навыкам у детей с РАС.
В процессе организации совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной практики, с учетом разнообразия индивидуальных особенностей детей, особенно остро встает проблема общения между детьми, «выстраивания» отношений внутри группы. Это обусловливает разработку технологий эффективной социализации с учетом возможностей и потребностей в развитии всех детей группы и разрешит задачи социального взаимодействия детей на гуманистической основе.
Модель такого сопровождения детей с РАС усовершенствуется, уточняется и насыщается собственными методическими разработками и формами коррекционной работы.
Список литературы:
- «Инклюзивная практика в дошкольном образовании». / под ред. Т.В. Волосовец, М: Мозаика-Синтез, 2011 г.
- Аршатская О. «О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалисто и родителей». // Дошкольное воспитание, 2006 - №8
- «Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития». / под ред. Савина Е.А., М: Владос, 2008 г.
- Карвасарская И.Б. «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.
Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....
Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОО.
В презентации описана модель взаимодействия всех участников педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной орган...
"Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"
В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"
1.Современное состояние инклюзивного образования. 2.Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования....
Презентация к статье на тему "Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования"
Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?...
Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях инклюзивного образования
Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. В услов...