Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях инклюзивного образования
методическая разработка по психологии

Наталья Викторовна Лозбякова

                                 Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними.                                                                                                                                   https://lozbikova-lenprogimnaziaya.edumsko.ru/articles/post/3243378

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_podgotovki_pedagogov_k.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки. Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы постдипломного образования и повышения квалификации, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары. Подготовка обеспечивает наличие новых профессиональных компетенций, в том числе умение диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ, его потенциальные возможности и образовательные пределы, определять систему оценки знаний, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Профессионально подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать, избегать как отстранения от таких детей, и так и гипер-внимания к ним.

Подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования требует постоянного самообучения и саморазвития. Цель — выявлять и решать практические проблемы, анализировать педагогические явления, проводить опытно-эксперементальную работу в системе инклюзии. Профессиональные качества, необходимые в условиях инклюзии Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств инклюзивной компетенции.

1. Мотивационно-ценностные качества.  Знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы. Принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в учебе; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам. Иметь способность к эмпатии, корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ. Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма. Обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах «особого» ученика и его семьи. Обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в учебе, но не ожидая результатов, превышающих их возможности. Уметь формировать у здоровых детей толерантное отношение к ровесникам с ОВЗ.

 2. Операционно-деятельностные качества. Знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ. Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать предварительные прогнозы их развития с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы. Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ современные методы и технологии. Адекватно применять методы организации коррекционно-развивающей работы. В том числе проектные. Микропроекты в виде небольшого исследования для адаптации «особого» ребенка к новому материалу. Длительные исследовательские и творческие макропроекты. Например, исследования «Различие поэтических приемов» и «Физика в ежедневной жизни» с итоговой презентацией. Использовать различные формы совместной деятельности здоровых детей и детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики, психических процессов и произвольной психической деятельности. Метод «воспитывающих ситуаций». Работа над общими учебными проектами. Выстраивать процесс включения «особых» учеников с учетом их уровня интеллекта и зоны ближайшего развития в процесс обучения всего класса. Например, по такой схеме: индивидуализированные задания — перевод их в разряд дифференцированных — выполнение заданий совместно со всеми детьми. Проектировать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду, одновременно отвечающую потребностям здоровых детей и детей с ОВЗ. Если в классе дети с нарушением зрения — дозировать зрительную нагрузку и использование информационных технологий. Слабослышащего ребенка посадить так, чтобы он четко видел лицо учителя. Детям с ЗПР давать алгоритм и пошаговую инструкцию выполнения заданий. Модифицировать задания с опорой на здоровые системы восприятия детей с ОВЗ. Готовить документы для заседания психолого-медико-педагогического консилиума (при отсутствии тьютора), участвовать в его работе.

3. Рефлексивно-оценочные способности Владеть специальной терминологией. Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования. Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии. Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. Читайте также: Инклюзивное образование в России: разрушая барьеры и создавая условия Олег Новиков: «Сегодня важны индивидуальные образовательные траектории» Подведены итоги конкурса «Школа, устремлённая в будущее» XI Всероссийский заочный конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М. И. Гуревича

Саморегуляция педагогов Готовность педагогов работать с «особыми» детьми предполагает умение создавать для них здоровьесберегающую среду. Это невозможно без самообладания, уравновешенности, эмоциональной устойчивости учителей. Эти качества развивают релаксация, музыкальная и цветотерапия, дыхательная гимнастика, телесно ориентированные упражнения. Рассмотрим прием «Расслабленная челюсть» для освобождения от подавленной агрессивной энергии. Цель упражнения — освободиться от подавленной агрессии, сконцентрированной в нижней челюсти, обрести целостность. 1. Сядьте, ступни хорошо прижмите к полу. 2. Сконцентрируйтесь на области рта и нижней челюсти. 3. Положите на нижнюю точку подбородка указательный палец правой или левой руки. 4. Приоткройте и закройте рот 5 раз. 5. Плавно подвигайте нижней челюстью вправо и влево 5 раз. 6. Подвигайте нижней челюстью вперед 5 раз. 7. Приоткройте рот и сделайте 5 круговых движений нижней челюстью против часовой стрелки и 5 круговых движений по часовой стрелке. 8. Соблюдайте условия: не морщите нос, не двигайте головой, не задерживайте дыхание. 9. Уберите палец от подбородка. 10. Прочувствуйте свое новое состояние. В результате энергия агрессии, изначальная энергия жизни этого мира, распределится по всему телу в качестве творческого начала. Профессиональная подготовка педагогических коллективов в инклюзии обеспечивает создание благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ. Коллектив педагогов, работающий как единая команда, дает возможность «особым» детям полностью реализовать свой потенциал и стать успешным членом общества.

Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-uchiteley-k-rabote-s-detmi-s-ovz-/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"

Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образова...

Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"

1.Современное состояние инклюзивного образования. 2.Специфика деятельности (сопровождения)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования....

Сопровождение педагогов в процессе осуществления инклюзивного образования.

В данной статье пойдет речь о принципах психолого-педагогического сопровождения педагогов, в чём  заключается процесс сопровождения педагогов со стороны заведующего, старшего воспитателя, пс...

«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Статья: "Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО".

Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и ...