Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
консультация на тему
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ.
Асоян Н.П.,
воспитатель МБДОУ № 37
В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами встает вопрос о поиске новых форм психолого-педагогического взаимодействия с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.
Семья с ребенком ОВЗ находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток на процесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребенком может усугубить его недоразвитие. Поэтому каждой семье необходима психолого-педагогическая помощь, которая должна быть направлена на коррекцию ресурсов в семье, обеспечить эффективные подходы по воспитанию, обучению и развитию ребенка с ОВЗ.
МБДОУ №37 г. Армавира Краснодарского края имеет опыт работы с семьями воспитывающими детей с ОВЗ.
В нашем ДОУ инклюзивная практика осуществляется путем непосредственного включения детей с ОВЗ в общеобразовательную среду. Так дети, с ранним детским аутизмом (РДА) и дети с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ) посещают группы общеразвивающей направленности.
В ДОУ дети с ОВЗ и их семьи находятся в тесном взаимодействии с воспитателями, учителями-дефектологами, логопедами, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому развитию.
Педагогический коллектив определил следующие задачи в работе с семьями имеющими детей с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования:
- сопровождать ребенка с ОВЗ и его семью в их жизненной среде;
- создавать условия для образования ребенка с ОВЗ в нашем ДОУ с учетом организации образовательной, предметно-развивающей среды;
- социализировать ребенка с ОВЗ и его семью;
- использовать все доступные методы и приемы с сотрудничеством с семьей в вопросах развития и образования ребенка, оказание помощи в подборе специальной психолого-педагогической литературы, развивающих, коррекционных, образовательных заданий.
Своей педагогической находкой, гордостью мы считаем созданный нами клуб «Семейное счастье», который посещают 40 человек. Это родители детей из «Патранажной группы» , группы кратковременного пребывания, родители , посещающие консультативный пункт и родители бывших выпускников.
Встречи в клубе проводятся 2 раза в месяц по трем направлениям:
1.Оптимизация семейных отношений, развитие социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
2.Формирование навыков конструктивного взаимодействия с ребенком.
3.Развитие уверенности в себе.
Руководитель клуба « Семейное счастье» старший воспитатель Кузнецова В.В. ,организаторы клуба –все узкие специалисты.
Частыми гостями клуба являются специалисты психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования города.
На заседаниях клуба родители делятся своим опытом, задают вопросы, обыгрывают ситуации. Участники клуба оказывают друг другу практическую помощь и эмоциональную поддержку.
Важнейший эффект такого клуба в том, что помогая другому родитель помогает себе. Он начинает понимать , что его собственный опыт также очень ценен и может сыграть большую роль в жизни другого человека.
Взаимодействие членов клуба в большинстве случаев, не ограничивается совместными встречами и мероприятиями. Они общаются друг с другом и с педагогами по телефону, на интернет форумах, встречаются в неформальной обстановке.
Мы заметили, что родители, которые посещают клуб « Семейное счастье» , более адекватно относятся к проблемам собственного ребенка и своим внутрисемейным проблемам, больше доверяют нам и прислушиваются к рекомендациям , соответственно повышается эффект помощи оказываемой семьям имеющим ребенка с ОВЗ специалистами.
Практика нашего ДОУ по обучению детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА) составляет 12 лет. Педагоги нашего ДОУ стараются помочь родителям принять своего ребенка, сформировать реалистический взгляд на дефект ребенка, научиться ценить и любить его.
Своей маленькой , но интересной находкой мы считаем созданный нами дневник достижений семьи , воспитывающей ребенка с ранним детским аутизмом под названием « Планета успеха».
Это яркий , красочный дневник , который создается руками родителей, детей и педагогов .
На его страницах отражаются даже самые, казалось бы , незначительные достижения : папа впервые вместе с ребенком- аутистом сходил в магазин, воспитатель установил контакт с ребенком аутистом через «фотообьектив», ребенок сам застегнул босоножки.
Дневник « Планета успеха» самая интересная и любимая книга о себе, своей семье, своих успехах. Эта «волшебная книга» становиться гордостью семьи и воспитателей.
Необходимо подчеркнуть, что педагогическое сопровождение семей , воспитывающих ребенка с синдромом «ранний детский аутизм» в нашем детском саду направлено , прежде всего на поиск срытых ресурсов семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе условий для активизации социальной позиции родителей и восстановления социальных связей.
Семья и группа детского сада – первые социумы, которые готовят ребенка к дальнейшей жизни в обществе.
Мы предлагаем родителям совместно с детьми посещать общественные места: аптеки, магазины, рынок, спортивные детские площадки и подкреплять совместные походы в «свет» фотоматериалами. В процессе наблюдения за родителями и детьми мы увидели положительные изменения в взаимоотношениях, у родителей уменьшилась тревожность, переживания, появился интерес к окружающему миру, готовность активно решать проблемы семьи и ребенка, позитивно смотреть в будущее.
При выборе форм взаимодействия с семьями воспитанников мы помним, что родители должны постоянно совершенствовать практические воспитательные навыки. Очень актуальны вопросы адаптации ребенка к условиям инклюзивного обучения, поэтому мы стараемся расширить формы взаимодействия с родителями проводя:
- дни открытых дверей (один раз в полугодие);
- создавая страницы в социальных сетях «Полезные советы»;
- он-лайн консультирования «Путеводитель для родителей».
Общение с родителями в социальных сетях без постороннего присутствия, в удобной домашней обстановке, позволяют нам лучше узнать родителей и детей в различных бытовых ситуациях, помочь преодолеть негативные проявления в поведении детей, узнать ребенка и родителей с разных позиций.
За время нашей работы с детьми с ОВЗ сложилась система сопровождения ребенка и семьи не только в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении , но и после их поступления в школу. Так наши выпускники обучаются в общеразвивающих школах коррекционных классах . Мы поддерживаем отношения с выпускниками и дружим с семьями . Родители не только делятся достижениями и успехами своих детей , но и обращаются за помощью в трудной ситуации, приглашают на семейные праздники.
Мы уверены, что наши выпускники и их родители продолжают общаться с нами потому что видят в нас своих друзей, помощников , соратников и наши формы работы являются эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. «Современные формы взаимодействия с семьей»
О сотрудничестве дошкольного учреждения с семей воспитанников, рассматриваются разные методы и формы работы,...
консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...
Консультация для педагогов: "Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями"
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильне...
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями»
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями». Предложенно несколько инновационных вариантов нетрадиционных форм взаимодействия....
Консультация для педагогов ДОУ "Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями"
Попытка воспитывать детей младшего возраста без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер.А.В.Сухомлинский...
«Структура и формы работы специалистов в условиях инклюзивного образования в ДОУ»
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обуч...
Вопросы взаимодействия с социальными партнерами, сетевое взаимодействие между ОО в инклюзивном образовании дошкольников
МБДОУ «Д/с КВ №16» сотрудничает с разными социальными и общественными структурами через разнообразные формы и виды совместной деятельности.Приоритетным направлением сотрудничества является...