Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"
консультация по коррекционной педагогике по теме
1.Современное состояние инклюзивного образования.
2.Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_soprovozhdenie_pedagoga-psihologa_v_usloviyah_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
1.Современное состояние инклюзивного образования.
2.Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования.
1.Современное состояние инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
- Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
- Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
- Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
- Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
- Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
- Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
- Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
- Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностям и(Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
- Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
- Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
- Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
- Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
- Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Ситуация с инклюзивным образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.
Рассмотрев условия реализации инклюзивного образования в системе высшего образования Российской Федерации, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:
1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно разработана, в частности в законе «Об образовании» дано его точное определение и область применения, что способствует его внедрению в учебных организациях всех уровней. Однако на региональном уровне нормативно-правовая база разработана недостаточно.
2. Неприспособленность условий и неполный охват потребностей учащихся с инвалидностью, а также отсутствием учета по категориям.
3. При внедрении инклюзивного образования стоит учитывать дифференциацию образовательных сред и условий, разницу в направлениях подготовки, организационных формах, источниках финансирования образовательных учреждений.
4. Важным условием для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью является использование средств электронного обучения и доступность дистанционного образования в учебных заведениях, однако, это может являться и препятствием для общения и социализации инвалидов.
5. Учащимся с особыми образовательными потребностями необходима адаптированная учебная программа и учебный план, включающие индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин.
6. Необходимо проектирование и переустройство зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т.д.
7. Требуется использование специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.).
8. Для обеспечения финансирования необходимо привлечение общественных и спонсорских организаций.
9. Педагоги и сотрудники должны иметь подготовку для общения с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, быть готовыми оказать поддержку в образовательном процессе и подстраиваться под особые потребности каждого учащегося.
10. Необходимо внедрение психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.
11. Важным компонентом образовательной среды являются взаимоотношения внутри коллектива учащихся; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах, что связанно с культурой коллектива, зрелостью учащихся, отношением педагогов и общества, проведением пропагандистской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.
12. Для внедрения включенного обучения в учебных заведениях необходимо формирование единой системы и образовательной политики, создание единых образовательных стандартов и механизмов инклюзии.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
2. Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
Цель сопровождения: Создание условий для социальной адаптации ребёнка-инвалида в образовательном учреждении. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы
Задачи сопровождения:
- Оказание помощи в преодолении социально- эмоциональных проблем, формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков.
- Организация и осуществление коррекционно- развивающей работы с ребёнком-инвалидом.
- Прогноз и профилактика трудностей в обучении.
- Мониторинг динамики развития ребёнка.
- Помощь в выборе образовательного маршрута, профессиональное самоопределение
Направления работы:
- организационно-методическое
- консультативное
- диагностическое
- информационно-просветительское
- коррекционно-развивающее
Принципы:
- Рекомендательный характер советов сопровождающего.
- Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка». Непрерывность сопровождения.
- Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, владеющих единой системой методов.
- Система комплексного психолого - педагогического сопровождения детей- инвалидов.
Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения:
- составление индивидуальных учебных планов,
- планирование индивидуальных образовательных траекторий
Диагностическое направление:
- Оценка уровня и особенностей развития ребёнка, его поведения (коммуникативная, эмоционально-волевая сферы).
- Оценка ресурсных возможностей ребёнка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности
- Оценка возможностей социальной адаптации в детском обществе и в ОУ в целом.
- Стартовая и текущая психолого-медико- педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им программы
Консультативное направление:
- Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами, единых для всех участников образовательного процесса;
- Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;
- Консультирование учащихся по выявленным проблемам;
- Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и социально-правовым вопросам.
Информационно-просветительская работа:
Цель: организация информационно- просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Коррекционно-развивающее направление
- Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде
- Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Преодоление пассивности.
- Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям : осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.
Формы и методы работы
Методы психологической реабилитации:
•Беседы, индивидуальные психологические консультации,
•Коррекционно-развивающие занятия,
•Ролевые игры, тренинговые упражнения,
•Группа психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.
Работа с родителями:
•Классные и общешкольные собрания,
•Индивидуальные консультации,
•Лекции, родительские тренинги,
•Посещение семьи
Планируемые результаты сопровождения детей-инвалидов:
- Успешность овладения детьми- инвалидами образовательной программой.
- Отсутствие пропусков без уважительной причины.
- Положительная динамика психосоматического здоровья, снижение заболеваемости.
- Наличие друзей у детей-инвалидов среди детей группы или одноклассников.
- Участие данных учащихся в коллективных видах деятельности.
- Улучшение у здоровых детей учебных возможностей, развитие толерантности, активности, самостоятельность
Литература:
1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.
2.Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.
3.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"
На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...
«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...
Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
Количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения, в последние годы увеличилось, но зачастую отсутствуют необходимые условия в учреждениях общеобразовательного вида для реализации образовательных по...
Презентация. Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования....
Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.
В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...