Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Образовательная область-познавательное развитие Тема: «Животные зимой»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Аверина Ольга Валерьевна

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы

Образовательная область-познавательное развитие

Тема: «Животные зимой»

Содержание:

1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.

2.Составление рассказа «Приключения зайца» (по мнемотаблицам).

3.Опыт «Как маскируются животные» (заяц, лиса.)

4.Конструирование «Заяц» (модульное оригами.)

Цели занятия:

Образовательные:

· Конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса;

· Устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;

·Формировать познавательный интерес и умения разрешать проблемную ситуацию: «а как вы думаете?... «что будет, если?.., «что сделать?..

Развивающие:

· Развивать активную речь детей;

·Развивать зрительное внимание, память;

·Совершенствовать словарно-логическое мышление;

·Умение составлять рассказ с опорой на схему;

·Работа по индивидуальным карточкам («цепочка слов»)

·Развивать конструктивизм, творческие мышления, мелкую моторику пальцев.

Воспитательная:

 Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

Любовь к природе, животным, стремление помочь им в трудных условиях;

·Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование:

Демонстрационный материал: «письмо-снежинка», мяч, мнемотаблица по составлению рассказа, карточки в конверте на каждого ребенка (по 5штук), иллюстрации на тему «Зима», силуэты животных – заяц, лиса, лось, белка; силуэты дома и дерева;

Методы и приемы:

Наглядные моделирование игровой ситуации с целью постановкпроблем и создания мотивации (снежинка – письмо отЗайца).

Словесные: образец воспитателя, вопросы, речевые упражненияфизкультминутка, модульное оригами.

Словарь: «мышкует», «петляет», лютый мороз, обгладывает, опрометьстрекоча, кору гложет.

Предварительная работа:

1Чтение и пересказ Е. Чарушина «Заяц», сказки А. Черныш «Заяц–хвастун».

2Беседа «Дикие животные зимой».

3.Отгадывание загадок о животных.

4 Д/игра «Путешествие в зимний лес».

5.Составление рассказа по мнемотаблице.

6.Рассматривание иллюстраций «Время года».

7.Модульное оригами: заготовки для изготовления поделки «Зайка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovoe.odt26.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы

Образовательная область-познавательное развитие

Тема: «Животные зимой»

Содержание:

1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.

2.Составление рассказа «Приключения зайца» (по мнемотаблицам).

3.Опыт «Как маскируются животные» (заяц, лиса.)

4.Конструирование «Заяц» (модульное оригами.)

Цели занятия:

Образовательные:

· Конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса;

· Устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;

·Формировать познавательный интерес и умения разрешать проблемную ситуацию: «а как вы думаете?... «что будет, если?.., «что сделать?..

        Развивающие:

· Развивать активную речь детей;

·Развивать зрительное внимание, память;

·Совершенствовать словарно-логическое мышление;

·Умение составлять рассказ с опорой на схему;

·Работа по индивидуальным карточкам («цепочка слов»)

·Развивать конструктивизм, творческие мышления, мелкую моторику пальцев.

Воспитательная:

 Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

Любовь к природе, животным, стремление помочь им в трудных условиях;

·Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование:

Демонстрационный материал: «письмо-снежинка», мяч, мнемотаблица по составлению рассказа, карточки в конверте на каждого ребенка (по 5штук), иллюстрации на тему «Зима», силуэты животных – заяц, лиса, лось, белка; силуэты дома и дерева;

Методы и приемы:

Наглядные моделирование игровой ситуации с целью постановкпроблем и создания мотивации (снежинка – письмо отЗайца).

Словесные: образец воспитателя, вопросы, речевые упражненияфизкультминутка, модульное оригами.

Словарь: «мышкует», «петляет», лютый мороз, обгладывает, опрометьстрекоча, кору гложет.

Предварительная работа:

1Чтение и пересказ Е. Чарушина «Заяц», сказки А. Черныш «Заяц–хвастун».

2Беседа «Дикие животные зимой».

3.Отгадывание загадок о животных.

4 Д/игра «Путешествие в зимний лес».

5.Составление рассказа по мнемотаблице.

6.Рассматривание иллюстраций «Время года».

7.Модульное оригами: заготовки для изготовления поделки «Зайка».

Ход занятия

Круг друзей. Приветствие.

Пальчиковая игра «Мальчик пальчик»

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ежика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(загибаем пальчики при перечислении).

-  Вот сколько животных повстречал мальчик – пальчик в зимнем лесу. А где же эти животные живут и как называются их домики, сейчас мы расскажем.

Игра с мячом «Чей домик»

У лисы-нора, у волка-логово, у зайца-кустик, у белки-дупло, у медведя-берлога…

 Да, зимой все животные пытаются согреться от лютого мороза, холодного ледяного ветра и вы молодцы, правильно назвали жилище диких животных.

 А что делается у нас за окном? Какая погода? (обращает внимание на большую снежинку, приклеенную с обратной стороны стекла).

 Ой, а что это за большая снежинка? Да это не просто снежинка. Это письмо. Вот оно. (Показывает детям).

Так… прекрасно…Адрес точный.

Наш указан детский сад

Там, наверное загадки

Очень ждут ребят.

 Ребята оказывается чудеса еще не закончились, наверное это дедушка Мороз постарался. Давайте посмотрим, от кого письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне. Я не хочу жить в магазине на полке. Решил уйти в настоящий лес. Расскажите мне, как живые звери живут в лесу зимой и как они спасаются от хищных зверей»

Ваш зайчик.

-  Друзья, поможем зайцу? (ДА)

 Дети садятся на стулья.

Предлагаю отправиться в зимний лес.

(Обращает внимание на доску). Представьте, что мы в лесу. Сейчас мы с вами сравним жизнь диких животных в лесу с высоким домом и деревом. Проведем сравнение (работа у доски).

Дидактическое упражнение «Кто, где живет?»

Слева: 4х этажный дом

Справа: дерево.

(От дома к дереву протянуты полоски по этажам.)

 Попробуем отгадать первую загадку о белке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

1.Правильно это белка живет на самом верхнем этаже. Вот здесь. (Выставляется силуэт белки на верхний этаж.)

Вопросы: Чем питается белка на дерев

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям

Что ей помогает спасаться от врагов?

Что защищает от холода?

2. Загадка о лисе.

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…(Лиса)

(Вставляется лиса). Наземное животное, живет на нижнем этаже.

Вопросы:  Чем питается зимой?

Что ей в этом помогает?

Как спасается от врага?

3. Загадка о лосе.

Он и смелый, он и быстрый,

У него рога ветвисты

Средь заснеженных болот

Он лишайник вкусный рвет.

(Вставляется лось.) Наземное животное.

Вопросы: на каком этаже обитает лось?

С какого этажа добывает корм зимой?

Что ему в этом помогает?

Как лось защищается от врагов?

4.Загадка о зайце.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг – прыг!

По снежочку тык – тык!

(Вставляется заяц.) Наземное животное, полностью живет на нижнем этаже.

Вопросы: Чем питается зимой?

Что ему в этом  помогает?

Как спасается от врагов?

Что ему помогает выдержать холода?

Молодцы, ребята!

Дидактическое упражнение «Что ты знаешь об этих животных?

Скажите мне, лиса какая? (рыжая, хитрая, пушистая, осторожная,

Патрикеевна.)

Заяц какой?  (белый, пушистый, пугливый, быстрый, трусливый, осторожный.

А сейчас поиграем в слова. Составить предложения о зайце и лисе.

Игра «живые слова»

Например  - зайка прыгает, прыгает зайка.

Лиса хитрая, хитрая лиса.

(Дети составляют предложения про зайку и лису).

Вот и замечательно. Мы с вами составили предложения, назвали какой бывает лиса, заяц, и теперь предлагаю вам сочинить историю про зайца. Давайте придумаем как заяц и лиса встретились и что могло случится в зимнем лису. А поможет вам в этом вот эта таблица. Но сначала послушайте мой рассказ.

«Жил – был заяц, очень скромный и пугливый. Снега в лесу выпало очень много. Однажды, вдоволь, наевшись коры от кустиков и деревьев, он собрался было идти домой, да вдруг увидел лису. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит:  где под глубоким снегом мышь пискнет, где снег чуть – чуть шевельнется. Долго прислушивалась лиса, да так и не поймала мышку, поэтому была очень сердита и голодна. Тут лиса увидела зайца, притаилась, выжидает. Зайчик очень испугался, у него дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И заяц бросился «петлять» между деревьев. Так он путал следы, убегая от лисы. А лиса спрыгнула с пенька и бросилась за зайцем, но запуталась в заячьих следах. А зайчик притаился среди белого снега, «замер неподвижно» и лиса пробежала мимо, не увидев зайца.

    Вот какая история случилась с зайцем в зимнем лесу.

А теперь ваша история, в этом вам поможет таблица с условными обозначениями.

Рассказы детей по мнемотаблице

Физкультминутка

Зайцы скачут скок – скок - скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк

Раз – согнуться, разогнутьс

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Вот и кончилась игра.

Дети садятся на стулья.

Ребята у зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом, и иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Я вам сейчас покажу опыт, называетсямаскировка: как заяц прячется среди снега от лисы.

Опыт. Модель маскировки (показать фигурку зайца то на пестрой, то на белой части модели).

Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зайца делает его не заметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть не подвижным (замереть на месте).

Правда, наш заяц в рассказе молодец, ребята, смог уйти от лисицы, спрятаться среди снега. Давайте сделаем ему новогодний подарок (бусы разноцветные)

Дидактическое упражнение «Составь цепочку из слов»

Например – 1.заяц, 2.цыпленок, 3. карандаш, 4. шар, 5. рыба.

Воспитатель обращает внимание на ключевое слово, оно обозначено символом.

Вот, ребята, теперь мы знаем, как трудно и опасно зайцу жить в зимнем лесу. На зайца все охотятся и человек, и хищники. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги и шерсть белой окраски. Наш зайка из магазина совсем не такой. Не сможет он жить в лесу среди диких животных. Не стоит ему идти туда и мы, ребята, напишем ему письмо и пригласим к нам в группу, будем заботиться о нем и играть с ним.

Ребята, как ни холодно в лесу животным, но зима прекрасная и красивое время года.

Художники пишут картины зимнего леса, изображают животных (показ иллюстраций); композиторы сочиняют музыку, поэты – стихи,  воспевая красоту русской зимы.

Давайте закроем глаза и представим себя в зимнем сказочном лесу.

Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Под голубыми небесами»

Музыка П. И. Чуковского «Времена года»

Релаксация «Мы в лесу»

(Звучит музыка, чтение стихотворения о зиме.)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель предлагает открыть глаза (музыка звучит дальше).

Обращает внимание: « А вот и наша сказочная полянка».

Здесь и зайчики и лисичка и медвежонок.

 Предлагает сделать своего зайца и поселить его здесь в группе на сказочной полянке. Ему здесь понравится и ни в какой другойлес зайцу ненужно идти.

Конструирование «Заяц» (модульное оригами).

Итог. Ребята как вы думаете: помогли мы зайцу, который нам прислал письмо? Рассказали мы ему, как опасно жить в   

 зимнем лесу.

Да помогли. Да еще смастерили своего зайчика. Спасибо. Молодцы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная пл...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Берёза – белая подруга»

Цель: формировать патриотическое сознания, чувство гордости и любви к русской березе - символу России     Задачи:образовательные-  дать представление о самом почитаемом дереве...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мы готовы к школе» для детей подготовительной к школе группы, образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: создание условий для формирования готовности детей 6-7 к обучению в школе. Задачи:1. Развивать у детей интерес и желание к школьному обучению.2. Закреплять знания о героях ск...