Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Двенадцать месяцев».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Малиновская Ольга Павловна

систематизировать знания детей о временах года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Двенадцать месяцев».

Цель: систематизировать знания детей о временах года.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;
  • различать и называть существенные признаки времён года;
  • группировать признаки и предметы по их соответствию согласно символу;
  •  продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций;
  • закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;
  • продолжать учить работать со схемами;
  • закрепить знание деревьев, находить соответствующие листья в упражнении «Узнай и назови»;
  • воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках; учить составлять кроссворд из отгадок;
  • активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической,
    диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя.

  1. Развивающие:
  • развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;
  • развивать графические навыки;
  • развивать внимание, восприятие;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, аккуратность (аппликация из листьев).

Способы организации: фронтальный, индивидуальный.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, а именно: художественное слово (фрагмент из сказки, загадки), музыкальное сопровождение, вопрос - ответ, графическое упражнение «Дорисуй узор» (по клеткам), составление кроссворда, аппликация из листьев, логоритмическое  упражнение, введение символов – квадратов и символов-гномов для определения времен года и месяцев, интонационная выразительность, мимика. 

Материал:
- символы времён года (четыре цветных прямоугольника: синий, зелёный, красный, желтый, силуэт солнца).
- схематичные изображения  к зиме: варежки и валенки,  санки и лыжи, снежинка, ёлка и новогодние игрушки, ветер и термометр с низкой температурой, животные, кормушка; 
- схематичные изображения  к весне: сосульки, подснежники, ветка с почками, силуэты птичек, гнездо с яичками, скворечник., праздники, огородные инструменты;
- схематичные изображения  к лету: зеленое дерево, цветы, картинка водоёма,  мяч, земляника, насекомые, солнце, термометр с высокой температурой .
- схематичные изображения  к осени: урожай, дождь, плащ, листопад, птицы улетающие, 1 сентября;                                 - символическое изображение двенадцати месяцев (гномики в колпачках синего, зелёного, красного и желтого цвета).
Для практической работы: листок в клетку с образцом выполнения задания,  простые карандаши, лист с сеткой для кроссворда, картинки с изображением перелетных птиц (соловей, ласточка, скворец, грач, ворона), сухие листочки с деревьев, лист для аппликации «Листопад», клей ПВА, мольберт, аудиозапись «Времена года» Чайковского.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года. Дети сидят на стульчиках, слушают.

Зачитывается отрывок сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Воспитатель:  Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
Дети:  Двенадцать.                                                                      Воспитатель:  Кто из вас сможет назвать их?
Дети по возможности называют месяцы, в случае запинки воспитатель подсказывает.

Воспитатель: - Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
На столе лежит шкатулка.

Воспитатель: Ребята, интересно, что в этой шкатулке? (в шкатулке лежат силуэтные изображения месяцев года:  гномики, цвет шапочек которых соответствует времени года -  зима синий, весна зелёный, лето красный, осень желтый). Педагог невзначай рассыпает из шкатулки гномиков.

Воспитатель:  все гномики перепутались, (выставляет гномиков в хаотичном порядке).
Как же быть дальше? (
выставляет цветные карточки - символы времён года).
- Как вы думаете, какой цвет соответствует какому времени года?(
дети называют времена года в соответствии с цветовыми символами - ОТВЕТ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ).
- А как же быть с гномиками? Ведь они перепутались! Кто или что поможет нам разобраться? Вот это загадка!
- А знаете, я, кажется, придумала! Русским народом издревле придумывались загадки и их отгадывали самые смекалистые, самые смышленые. Послушайте и попробуйте отгадать.

Большой подсолнух в небе                     Бродит одиноко
Цветёт он много лет,                               Огненное око.
Цветёт зимой и летом,                             Всюду, где бывает
А семечек все нет.                                    Взглядом согревает.

 

Дети дают ответы на загадки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно солнце поможет исправить путаницу?
Дети: Потому, что солнце бывает всегда и зимой, и весной, и летом, и осенью.
Воспитатель выставляет символ солнца между гномиками месяцами:  Вот тут-то солнышко нам поможет, ведь оно одно, мы уже об этом говорили.

2.Воспитатель перекладывает символ солнца на синюю карточку. Из шкатулки на ковёр раскладываются схемы.
Воспитатель: Посмотрите, солнышко сейчас указывает на зиму. Давайте подберём те картинки- схемы, которые подходят к этому времени года.
Дети подбирают картинки и отвечают на вопросы воспитателя:
- зачем нужны варежки?
- почему может быть холодно?
- почему ты взял картинку снежинки?
- почему лыжи, санки?
- а что, на самокате нельзя кататься зимой?
- почему ты взял картинки ёлки, игрушки?
Воспитатель: ты сказал Новый год? Почему Новый? Потому, что после старого года всегда наступает Новый год. 

Воспитатель: А сейчас у нас с вами есть ещё одно задание. Для каждого из вас приготовлен листочек в клетку с образцом рисунка. Проходите за столы.  Внимательно рассмотрите картинку. Что нарисовано? (елочка-сугроб-елочка-сугроб). Рисунок повторяется до конца строчки. Аккуратно выполняйте задание.  Когда вы его  выполните, то солнышко укажет нам дальше дорогу в путешествие по временам года.

3.Воспитатель перекладывает символ солнца на зелёную карточку.
Воспитатель:  На какое время года указывает нам солнце?
Дети:  на весну.
Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года.
Дети выставляют картинки.

Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием:

- Почему ты взял картинку с птицами и гнездом?

- Какие праздники бывают весной?

- Для чего лейка и лопатка?

 - Как мы говорим, когда капает с крыш?     

Молодцы. Сейчас я загадаю вам загадки. А ваши отгадки помогут вам разгадать кроссворд.
На мольберт прикрепляется ватман с изображением сетки кроссворда,  в центре которого фломастером написано слово ВЕСНА.

Загадки к кроссворду:

1 .Домик птицы, как ларец.

В ларчике живет... (скворец)

2. Трелью песня разлилась
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье,
Голосистый ...
(соловей)

3. Кто приклеил майским днем
Рукавичку под окном,
Поселил в нее жильцов —
Непоседливых птенцов?

(ласточка)

  1. С рассвета шумели и галдели,
    Потом вспорхнули, улетели.
    Снова карканье из кроны-
    Разбудили всех
    ... (вороны)

      5. Всех перелётных птиц черней,
      Чистит пашню от червей.
                                  (грач)

 (Дети с воспитателем отгадывают загадки о перелетных птицах и вписывают в кроссворд отгадки, при правильном ответе – картинка с изображением птицы).

Воспитатель: Какая птица лишняя?  Почему?  

4.Воспитатель перекладывает символ солнца на красную карточку.
- На какое время года указывает нам солнце?
Дети:  на лето.
Воспитатель : давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года. (Дети выставляют картинки. Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием).

- какие ягоды созревают летом?

- солнце бывает и в другие времена года, почему ты эту карточку взял?

- ведь весной тоже цветы бывают, почему эту картинку ты выбрал?

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

На лугу растут цветы небывалой красоты

 (потягивание, руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты (потягивания, руки вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда 

(дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки  (наклоны)

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

На тропинку — прыг! - лягушка. Ты куда спешишь, квакушка? С кочки прыг! На кочку прыг! В Воду плюх! Ногами дрыг! 

(прыжки на месте)

Вот спокойно ёж идет на иголках гриб несёт. Он проходит под кустами и шуршит за лопухами  (ходьба на месте)

Ну, а нам пора садиться и учиться, не лениться! 

(садятся на места)

Воспитатель перекладывает солнышко на желтую

карточку.
- На какое время года указывает нам солнце?
Дети: - На осень.
Воспитатель предлагает детям подобрать картинки соответствующие осени.
Проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущими заданиями.
- Почему ты взяла эту карточку с птицами?

- Что делают с овощами и фруктами осенью? Как это назвать одним словом? (урожай)

- Летом тоже дождь бывает, почему эта картинка подходит?

Воспитатель : А сейчас упражнение «Угадай, чей лист?» Ветер сдул листья с деревьев, назовите с каких? (Дети узнают листья, называют) – Лист с березы - березовый лист, с клена-… кленовый, с рябины-… рябиновый, с дуба- … дубовый, с осины-… осиновый лист. Давайте из этих листьев сделаем картину (Проходят к столам, приклеивают листья на альбомный лист бумаги, клей ПВА) Смотрите, как красиво получилось! Осенний ковер.

 Воспитатель : Все задания мы с вами выполнили. Осталось расставить наших перепутавшихся гномиков-месяцев  (каждый ребёнок выкладывает символы соответственно цветовым условным обозначениям времен года. Символ солнышка выставляется в середине).
Воспитатель : Давайте еще раз правильно назовем времена года и месяцы (называют месяцы соответственно времени года).

Что вам понравилось  сегодня на занятии? Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать?

 Похвалить всех детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «На поиск сокровищ с капитаном Ураганом»

Развитие психо-физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через формирование широкого круга выполняемых игровых действий, решение проблемно-игровых ситуаций с использованием игрового пар...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Познавательное развитие»

ФЭМП тема: «Счёт разноцветных кружков»(с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Познавательное развитие»

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим»(с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная пл...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Обобщение и закрепление знаний полученных в течение года.Задачи:Образовательные задачи: Закрепить знание детей о последовательности дней недели, времени года, месяцев; закрепить в памяти де...