ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
статья на тему

Шкарупова Ольга Владимировна
Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения психологической готовности педагогов к тнновационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_gotovnosti_pedagogov_k_innovatsii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: готовность; психологическая готовность; структура психологической готовности к инновационной деятельности; инновационная деятельность.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Проанализированы психолого-педагогические исследования, посвященные изучению данного феномена. Предпринята попытка выделения структуры психологической готовности педагога к инновационной деятельности, что позволит определить и разработать психолого-педагогические технологии ее формирования у педагогов.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе проблема психологической готовности к деятельности рассматривается с позиции функционального и личностного подходов. В рамках функционального подхода психологическая готовность понимается в ее взаимосвязи с психологическими функциями, необходимыми для достижения высоких результатов в деятельности (Е. С. Кузьмин, В. А. Ядов).

В личностном же подходе психологическая готовность изучается в связи с личностными предпосылками к успешной деятельности (К. М. Дурай-Новакова. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович). В исследованиях М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович определена динамическая структура психологической готовности, включающая следующие компоненты:

1) осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи;

2) осознание целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания;

3) осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта, который

связан с решением задач в прошлом и выполнения подобных требований;

4) на основе опыта и оценки условий условиях стремительных и постоянных изменений в системе образования России (внедрение новых ФГОС, формирование универсальных учебных действий) выдвигаются новые требования к личности и профессиональной компетентности воспитателя, побуждая его к активному и непрерывному участию в инновационной деятельности. Не вызывает сомнений тот факт, что успешная педагогическая деятельность базируется не только на инновационных подходах, но и на готовности педагога принимать участие в инновационной педагогической работе [6]. Вместе с тем темп изменений в системе образования не позволяет воспитателю ДОО сознательно и своевременно перестраивать свои знания, умения, осваивать новый профессиональный опыт, итогом чего становится «инновационная усталость». Все это актуализирует проблему сопровождения инновационной деятельности, а также развития и поддержания психологической готовности к инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Феномен «готовности к инновационной деятельности» достаточно широко представлен в психолого-педагогических исследовательской деятельности, в которой определяются наиболее оптимальные способы решения заданий.

Согласно данному подходу, состояние психологической готовности имеет сложную динамическую структуру и выражает интеллектуальные, эмоционально-волевые и мотивационные стороны психики человека в их соотношении с возникающими условиями и будущими задачами. Выделенные компоненты психологической готовности личности к деятельности определяют успешность выполнения человеком профессиональных функций, при этом указывается на диалектическое единство долговременной и ситуативной готовности - а именно то, что долговременная готовность определяется эффективностью реализации ситуативной готовности в конкретных обстоятельствах [3]. Исследователями М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович также указывается, что наиболее важные показатели долговременной готовности связаны с мотивационной сферой личности и проявляются в потребности успешного выполнения поставленного задания, в интересе к объекту деятельности и способу его осуществления, а также в стремлении к успеху. Вместе с тем чувство ответственности, уверенность в своих действиях, вера в успех, само регуляция, мобилизация всех сил для решения задания и умение сконцентрироваться на нем связаны с эмоциональноволевыми компонентами психологической готовности [3]. Рассматривая психологическую готовность к инновациям в педагогической деятельности, Е. Н. Францева определяет ее как «интегративное психическое образование, представляющее единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов, где в качестве системообразующего выступает деятельности компонент, а основной характеристикой системы является креативность» [7, с. 17].

Выход на инновационный уровень педагогической деятельности, прежде всего, требует перестройки мотивационной сферы личности, его ценностных ориентаций, целей, установок, иерархии внешних и внутренних стимулов, направленности. Именно поэтому готовность к инновационной деятельности рассматривается как необходимое универсальное качество педагога, главное условие эффективной профессиональной деятельности в высокотехнологичном инновационном обществе. Однако актуальный уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству в профессиональной деятельности, принятию нестандартных решений, проявлению инициативы и сверхнормативной активности не соответствует предполагаемому уровню инновационности в образовании, требуемому в свете заявленного правительством РФ процесса обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что личностно-профессиональные особенности педагога как субъекта инновационной педагогической деятельности во многом определяют структуру и содержание его готовности к инновационной деятельности, которая определяется наличием у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владением эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способностью к творчеству и рефлексии. В этом случае готовность выступает как основа для активной общественной и профессионально-педагогической позиции, побуждая к инновационной деятельности.

В работах В. А. Сластенина под готовностью педагога к инновационной профессиональной деятельности понимаются интегративное качество личности, которое, представляя собой, единство личностных и операционных компонентов, обеспечивает эффективность этой деятельности; в структуре  выделяются мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный компоненты [5].

В своих исследованиях И. В. Гавриш определяет готовность педагога к инновационной профессиональной деятельности как интегративную качеством его личности, которое проявляется в диалектическом единстве всех структурных компонентов, свойств, связей и отношений. Этому наиболее полно соответствует ее понимание как сложного личностного образования, является условием и регулятором успешной  инновационной профессиональной деятельности педагога. Структура готовности оказывается тождественной структуре функциональной психологической системы инновационной педагогической деятельности и включает следующие компоненты: мотивы, цели, информационную основу и программу деятельности, а также блок принятия решения и подсистему профессионально важных качеств личности [1].

В своем исследовании психологической готовности к инновационной деятельности как характеристики образовательной среды О. М. Краснорядцева отмечает, что «психологическая готовность к инновационной деятельности отражает динамические характеристики многомерного жизненного мира человека (инициативность как готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности,полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты; открытость к изменениям; готовность к переменам. [4, с. 152].

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определяем психологическую готовность к инновационной деятельности как сложный целостный процесс личности, характеризующийся уверенностью педагога в своих силах, достижении поставленных целей и задач.

В представленных педагогических исследованиях структуры готовности к инновационной деятельности системно объединены ее технологическая и личностная стороны, что обеспечивает необходимую целостность образа педагога-новатора. Уровень развития личностных структур прямо или косвенно определяет качество операционных составляющих инновационной деятельности, поскольку именно отношение педагога к инновациям, определяет успешность реализации нововведений в практике работы общеобразовательных учебных заведений.

К факторам проявления готовности к инновационной деятельности В. И. Долгова относит активность, направленность, индивидуально-психологические особенности, индивидуальный стиль деятельности, установку, Я-концепцию, ценностные ориентации и отношения, способность к творческой деятельности, инновационные важные качества личности, профессионализм, готовность к риску [2].

Рассматривая структуру готовности педагога к инновационной деятельности, мы опирались на подход В. А. Сластенина иЛ. С. Подымовой, согласно которому инновационная деятельность педагога имеет четыре компонента: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный [5].

Проанализировав существующие подходы к изучению психологической готовности к инновационной деятельности и ее компонентов с учетом возможностей психологического сопровождения ее развития, мы представляем целесообразным выделение следующих компонентов психологической готовности к инновационной деятельности:

1) мотивационный компонент - отношение к педагогическим инновациям, а

также мотивационная готовность педагога к совершенствованию собственной профессиональной деятельности;

2) когнитивный компонент - знания и представления педагога об инновационных технологиях и о собственном инновационном потенциале;

3) волевой компонент – способность произвольно руководить своими действиями, чувствами, поведением в условиях инновационной деятельности;

4) рефлексивно-оценочный компонент - самоконтроль и рефлективность, не-

обходимая для осмысления педагогом опыта собственной инновационной деятельности;

5) личностный - качеств личности, способствующих включению педагога в инновационную деятельность (толерантность к неопределенности, интеллектуальная лабильность, стрессоустойчивость, мобильность, креативность).

Мы считаем, что психологическая деятельность по целенаправленному формированию выделенных компонентов психологической готовности к инновационной деятельности позволит снизить сопротивление педагогов к инновациям, обеспечит активизацию инновационной деятельности в образовательном учреждении, а также будет способствовать созданию педагогами собственных инновационных проектов в образовательном учреждении.

БИБЛИЙСКИЙ СПИСОК

1. Гавриш И. В. Теоретические основы формирования готовности будущих учителей к инновационной деятельности : дис . ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Харьков, 2006.

2. Долгова В. И. Инновационная культура и педагогический менеджмент. Челябинск: ЧГПУ; АТОКСО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие аффилиации. Аффилиация как один из показателей готовности педагога к инновационной деятельности

У каждого педагога и воспитателя должен быть сформирован высокий уровень аффилиации, умение создать атмосферу психологически-комфортную для каждого ребенка, атмосферу дружбы, взаимопомощи, сопереживан...

Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности»

ИННОВАЦИЯ - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потр...

Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.

В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...

"Профессиональная готовность педагога к инновационной деятельности".

Сообщение "Профессиональная готовность педагога к инновационной деятельности"....

Тренинг для педагогов "Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности"

Тренинг для педагогов "Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности"...

Психологический тренинг «Эмоциональная готовность педагогов к инновационной деятельности»

laquo;Прощание»Учитесь управлять собой.Во всем ищите добрые начала.И, споря с трудною судьбой,Умейте начинать сначала,Споткнувшись, самому вставать,В себе самом искать опоруПри быстром продвиже...