Понятие аффилиации. Аффилиация как один из показателей готовности педагога к инновационной деятельности
статья на тему
У каждого педагога и воспитателя должен быть сформирован высокий уровень аффилиации, умение создать атмосферу психологически-комфортную для каждого ребенка, атмосферу дружбы, взаимопомощи, сопереживания, что позволит ребенку чувствовать себя полноценным членом коллектива, сделает его более уверенным в своих силах, позволит раскрыться как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
affiliatsiya.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие аффилиации.
Аффилиация как один из показателей готовности педагога к инновационной деятельности.
В законе РФ «Об образовании» одной из главных задач является стимулирование и развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт призван обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, развивать и совершенствовать инновационную деятельность педагогов, ориентировать на индивидуальность ребенка и развитие его творческих способностей. Инновационная педагогическая деятельность - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей. Работа по формированию готовности педагогов к инновационной помимо прочих предполагает оценку аффилиации (потребности педагога контактировать и взаимодействовать с коллегами, детьми, родителями).
В психологии, аффилиация («соединение, связь») - это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение - всё это понятие аффилиации. Формирование этой потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.
При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку, близость других приводит и к снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрация. Мотив (потребность) аффилиации - заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, умении жить в коллективе, социуме.
В наш век научно-технических революций и интернет технологий мы без проблем можем осуществлять связь друг с другом посредством смс сообщений, социальных сетей в интернете, по телефону, электронному адресу, или увидеться по Skype с помощью веб-камеры и т.д. Однако, взрослые люди и дети созданы таким образом, чтобы общаться друг с другом лицом к лицу, с глазу на глаз. Мы находимся в социуме - с врожденной потребностью собираться вместе, пожимать друг другу руки, обниматься, целоваться, хлопать друг друга по спине, шептать на ухо, играть, радоваться успехам друг друга и т.д. Кстати, в нашем мозге есть области, созданные специально для того, чтобы различать человеческие лица: часть мозга как бы оживляется, когда мы видим дружелюбное лицо.
Но каждый из нас нуждается в общении по-разному. Есть люди, которые никогда не сидят дома, постоянно ходят на вечеринки, любят бывать в обществе и общаться с друзьями, коллегами и клиентами. Даже оставаясь дома, они развлекаются, приглашая друзей пообедать или вместе посмотреть интересный матч. Есть люди, которые ведут замкнутый образ жизни, не любят привлекать к себе внимание и предпочитают компанию близких друзей бесконечным встречам с новыми людьми. Эти две крайности представляют два полюса категории «аффилиация», определяющей, насколько человеку нравится проводить время с людьми и насколько его это воодушевляет или, напротив, мешает.
Люди с низкой аффилиацией - самодостаточные и независимые.
Если человеку нравится быть одному, потому что в это время он может подумать, поразмышлять, спокойно, не отвлекаясь, это не значит, что ему не хватает социальных навыков, просто он не желает допускать кого-то в свое личное пространство. Длительное общение с людьми иногда опустошает. Они нарушают ход мыслей, беспокоят вопросами, комментариями, шумом. Уходя от них, человек восстанавливает свои силы. В каком-то смысле он для себя - лучший друг и не всегда избегает встреч с новыми людьми, просто предпочитает проводить время в кругу близких друзей. Когда нужно выполнить работу, способен сосредоточиться исключительно на ней. Добивается наилучших результатов, когда работает самостоятельно или с небольшой группой людей, а не с бесконечной вереницей новых лиц, его не нелегко втянуть в праздную беседу или сплетни.
Люди с высокой аффилиацией - безоговорочные экстраверты
Тянутся к людям, максимально общительны, общаясь с другими, испытывают воодушевление и радость. Им несложно улыбнуться, и они любят смеяться. Люди считают их дружелюбными, общительными, компанейскими, словоохотливыми и даже забавными. Они не могут работать и находиться вне коллектива. В коллективе их сила! Они добиваются наилучших результатов только в окружении людей, обожают бывать в людных местах, находиться в центре внимания. Любят рассказывать о себе, о своей работе, романах и потерях - о своей жизни.
Такие качества, как общительность, дружелюбие, активность, энергичность, умение и желание находиться в коллективе, не конфликтность – должны быть присущи любому педагогу и воспитателю.
У каждого педагога и воспитателя должен быть сформирован высокий уровень аффилиации, умение создать атмосферу психологически-комфортную для каждого ребенка, атмосферу дружбы, взаимопомощи, сопереживания, что позволит ребенку чувствовать себя полноценным членом коллектива, сделает его более уверенным в своих силах, позволит раскрыться как личности. Именно педагог и воспитатель делает пребывание ребенка в детском саду или школе комфортным и радостным. Уровень аффилиации показывает готовность воспитателя к инновационной деятельности, является одним из аспектов, формирующих инновационную позицию педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения психологической готовности педагогов к тнновационной деятельности....
Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности»
ИННОВАЦИЯ - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потр...
Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.
В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...
Анкета «Педагогическая самооценка готовности педагогов к инновационной деятельности"
Анкетирование педагогов ДОУ...
"Профессиональная готовность педагога к инновационной деятельности".
Сообщение "Профессиональная готовность педагога к инновационной деятельности"....
Методика готовности педагогов к инновационной деятельности
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА"Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности"(автор В.А.Сластенин)...
Тренинг для педагогов "Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности"
Тренинг для педагогов "Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности"...