Психологический тренинг «Эмоциональная готовность педагогов к инновационной деятельности»
план-конспект занятия по психологии

Юсупова Ляйсан Разифовна

«Прощание»

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Юрий Мерзляков

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД: 1.Тренинг «Эмоциональная готовность педагогов к инновационной деятельности»

СЛАЙД: 2. Цель: развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.

  Задачи:

1. Осознать понятие «Инновация» и развить чувства её необходимости.

2. Создание положительных эмоций к инновациям.

3. Формировать доверительные отношения в коллективе.

4. Развитие творческой познавательной деятельности.

5. Осознать необходимость индивидуального подхода.

6. Формировать эмоциональную разрядку.

Оборудование: камни Марблз, тарелка, мяч, Шляпа счастья, музыка для упражнений, жетоны, мишень, презентация.

План:

  1. Вводная беседа.
  2. Разминка. Упражнение: «Ляйсан, Лазанья, Лондон»
  3. Создание ситуации успеха
  4. Упражнение «Камни Марблз».
  5. Упражнение «5 секунд»
  6. Упражнение «Я учусь у тебя».
  7. Упражнение «Шляпа счастья».
  8. Рефлексия «Обратная связь-мишень»

.Ход тренинга: (5 мин)

1. Вступление.

Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний тренинг посвящен развитию

готовности педагогов к инновационной деятельности. Инновация — это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых технологий, внедрение новых организационных решений.

Показателями инновационного потенциала являются: то, как педагоги воспринимают и относятся к новшествам, на сколько они готовы к освоению инноваций, уровень новаторства педагогов в коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

А насколько высоко развит инновационный потенциал нашего педагогического коллектива, выясним сегодня в ходе данного тренинга.

Основной задачей тренинга является создание положительных эмоций к инновациям.
Для того чтобы наше общение было наиболее эффективным, предлагаю в процессе нашей работы придерживаться таких правил.

СЛАЙД3:  правила:

1.Правило микрофона (когда один говорит, другой ожидает своей очереди).

2.Активность (время тренинга регламентировано, поэтому для максимальной эффективности мы должны работать активно).

3.Телефон поставить на беззвучный режим/в полете.

Проголосуем за правила. Все согласны? Отлично!

СЛАЙД4: Разминка. Упражнение: «Ляйсан, Лазанья, Лондон» (7мин)

 Цель: Формирование в группе доверительных отношений, развитие ассоциативного творческого мышления.

Содержание.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе тремя словами на первую букву своего имени:

первое слово –имя (Ляйсан),

второе – блюдо (Лазанья)

Название города (Лондон).

Повторяться нельзя!

Вывод: Спасибо, дорогие коллеги, разминка прошла отлично, ассоциативное творческое мышление мы с вами активизировали.

 СЛАЙД: 5.Создание ситуации успеха (сидя) (7 мин)

Послушайте притчу:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои,у меня есть трудная задача, и я хотел бы знать,

кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замкУ, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замОк, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь.

СЛАЙД 6: Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна.

Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

-Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

-Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

СЛАЙД 7: Философское определение «Практика - критерий истины».

Вывод. Нам, педагогам, тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе.

Поэтому мы попробуем сегодня попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности и проследить свои ощущения от этого.

Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед.

Френсис Бэкон

Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение.

Ли Цзи.

СЛАЙД 8: Упражнение: «Камни Марблз» (7мин)

Цель: Осознать необходимость индивидуального подхода.

Инструкция. Возьмите в руки камушек Марблз. Рассмотрите его. Обратите внимание на цвет, форму, текстуру, рисунок… Постарайтесь заметить все особенности этого камушка. Запомнили и положите его в тарелку рядом с другими камнями. (В это время камни перемешиваются в тарелке.)

А теперь постарайтесь среди других камней Марблз найти «свой» - тот самый, особенный, который вы долго рассматривали, находили его отличительные особенности.

Вывод: Мы работаем с разными детьми, каждый из которых - индивидуальность, каждый уникален вне зависимости от возраста, пола, характера. Традиционный подход в первую очередь авторитарный. А современный - личностно-ориентированный, гуманистический. Без инноваций переход от традиционного подхода к современному не возможен. Инновации помогают открывать и развивать в ребенке его индивидуальные черты. Так же они дают возможность к каждому найти подход.

Разомнемся. Я предлагаю вам встать и выйти в зал. Почему инновации так пугают педагогов? Потому что они заставляют нас думать непривычно, не так, как привыкли; заставляют нас быстро брать себя в руки и решать поставленные задачи. Поможем нашей психике и проведем упражнение «5 секунд».

СЛАЙД 9: Упражнение «5 секунд» (стоя) музыка быстрая (5 мин)

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: ваша задача - быстро и спонтанно передвигаться по комнате, но быть внимательными, потому что я буду задавать различные задания, на выполнение которых отводится 5 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.

«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;

«Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву»;

«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз»;

«Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;

«Объединитесь в группы те, кто любит детей».

Вывод: что понравилось, что нет, что заставило задуматься, как чувствовали себя те, кто остался один.

В развитие готовности педагогов к инновационной деятельности входит и индивидуальный подход к каждому ребенку (камни Марблз), и готовность к новшествам (упр «5 секунд»), и вера в собственные силы и желание пробовать (вспомните притчу). Но также очень важно педагогу работать над сохранением и преумножением личностного и профессионального ресурса.  

СЛАЙД 10: Упражнение: «Я учусь у тебя». (клубок пряжи) (10 мин)

Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса.

Инструкция: вы наматываете на ладонь нитку пряжи, обращаясь к любому педагогу, называете его по имени и кидаете ему пряжу со словами: «Я учусь у тебя…» и называете профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для вас. Задача принявшего клубок, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он обматывает пряжу вокруг своей ладони и бросает клубок другому участнику.

Вывод: какие мы все замечательные, терпеливые, мудрые, ценные…Скажите, что вы чувствуете сейчас? Приятно было услышать теплые слова? Согласны вы с тем, что ценят в вас ваши коллеги? Это называется психологические поглаживания (обнимашки). Они необходимы каждому человеку, и ребенку, и взрослому.

Натяните паутину немного, чувствуете единение? Пусть так будет всегда, дружба все преодолеет.

В следующем упражнении я предлагаю вам применить инновационный подход к сложной ситуации.

СЛАЙД 11: Упражнение «Шляпа счастья» (10 мин)

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Инструкция.  У Андерсена есть сказка «Калоши счастья».  В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. А я предлагаю вам шляпу счастья и стать счастливым человеком.

Пока музыка играет, вы передаете шляпу по кругу из рук в руки. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках шляпа, надевает ее на голову.

Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

•        Заведующая или старший воспитатель отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

•        В вашей группе подобралось большое количество «сложных» детей.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми. Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

СЛАЙД12: «Прощание»

 

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

•        На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то. Можно теперь сесть на диету.

•        В вашу группу всё время добавляют новых детей.

Каждый ребенок индивидуален, есть возможность поработать с разными детьми.

•        По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые туфли.

•        У большинства детей вашей группы низкие показатели развития познавательных процессов.

Хорошая возможность проанализировать, что дети недостаточно хорошо усвоили.

•        Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец-то своим здоровьем.

•        Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности. Новый коллектив, новые перспективы.

•        Вы серьёзно поругались с мужем, и он с Вами не разговаривает вот уже несколько дней, игнорирует.

Теперь можно ему не готовить, не стирать носки и так далее.

Не выслушивать по вечерам его рассказы о работе.

•        Не готов дома ужин

Разгрузочный день для семьи

Есть желание приготовить что-то новое и быстрое.

•        Рано просыпаетесь в выходной

Столько можно всего сделать за день!!!

И для себя любимой время останется.

Вывод: Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Что надо везде искать позитив!

СЛАЙД 13: Хочется поделиться с вами словами Л. Н. Толстого, который говорил, что «счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочется, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь!»

 

А ресурсы для реализации инноваций вы можете черпать из себя, потому что уже сейчас каждый из вас обладает определенными личностными и профессиональными достоинствами.

СЛАЙД 14: Рефлексия «Обратная связь-мишень» (жетоны и мишень)

Ход: «Уважаемые участники, в конце занятия я прошу оставить отметку в виде жетона на мишени. Оценка осуществляется по 3-балльной шкале.

 Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:

1. Деятельность ведущего-красного цвета.

2. Содержание занятия (ценность)-синего.

3. Деятельность участника (активность)-зеленого.

4. Психологический климат в группе на тренинге-желтого.

 

СЛАЙД 15: Спасибо за внимание!

«Уважаемые участники, в конце занятия я прошу приклеить на мишень жетоны 4 цветов:

1.       Деятельность ведущего.

2.      Содержание занятия                            

             (ценность).

3.      Деятельность участника  

           (активность).

4.       Психологический климат  

          в группе на тренинге.

Оценка осуществляется по

 3-балльной шкале».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Эмоциональная готовность педагогов ДОУ к инновационной деятельности»

Цель. Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.Подробный план/ структураУпражнение «Алексей, Апельсин, Амстердам»Разминка «А при чём здесь Дон Кихот?»Притча «Рискну...

Понятие аффилиации. Аффилиация как один из показателей готовности педагога к инновационной деятельности

У каждого педагога и воспитателя должен быть сформирован высокий уровень аффилиации, умение создать атмосферу психологически-комфортную для каждого ребенка, атмосферу дружбы, взаимопомощи, сопереживан...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения психологической готовности педагогов к тнновационной деятельности....

Тренинг «Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности»

ИННОВАЦИЯ - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потр...

психологический тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"

2 ноября в городе Палех прошел  юбилейный X региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение». В нем участвовали педагоги, воспитатели, руководители образователь...

Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.

В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...

Тренинг для педагогов "Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности"

Тренинг для педагогов "Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности"...