Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов «Настроение»
методическая разработка по теме
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов
«Настроение»
Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном – и оказывающий негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, а также имеющий отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни, где наблюдается дифференцированное влияние его составляющих на разные показатели качества жизни[1].
Целевая группа: педагоги ДОУ.
Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания.
Задачи:
- научить педагогов самостоятельно снимать негативные эмоциональные состояния и мышечное напряжение;
- совершенствовать групповую сплочённость педагогов;
- развивать мотивацию к оптимистической жизненной позиции.
Материалы и оборудование: лист ватмана, фломастеры, магнитная доска, рисунок воздушных шаров, список негативных эмоций, бумага формата А4, пособие «Ноги топают» по количеству возрастных групп в ДОУ, листы черной и белой бумаги по количеству участников, верёвка для обозначения разделительной линии, калоши большого размера, пособие «Настроение» по количеству возрастных групп в ДОУ, ключи, три банки с крышками зелёного, желтого и красного цветов, фишки.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы в ходе занятия, пособии для педагогов для дальнейшего использования в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов «НАСТРОЕНИЕ» | 44.24 КБ |
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов «НАСТРОЕНИЕ» | 359.43 КБ |
Приложение "Ноги топают" | 53.83 КБ |
Приложение "Настроение" | 566.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга
для педагогов
«НАСТРОЕНИЕ»
Подготовила: педагог-психолог
Дорогова Марина Владимировна
г. Лесосибирск
2016г.
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов
«Настроение»
Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном – и оказывающий негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, а также имеющий отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни, где наблюдается дифференцированное влияние его составляющих на разные показатели качества жизни[1].
Целевая группа: педагоги ДОУ.
Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания.
Задачи:
- научить педагогов самостоятельно снимать негативные эмоциональные состояния и мышечное напряжение;
- совершенствовать групповую сплочённость педагогов;
- развивать мотивацию к оптимистической жизненной позиции.
Материалы и оборудование: лист ватмана, фломастеры, магнитная доска, рисунок воздушных шаров, список негативных эмоций, бумага формата А4, пособие «Ноги топают» по количеству возрастных групп в ДОУ, листы черной и белой бумаги по количеству участников, верёвка для обозначения разделительной линии, калоши большого размера, пособие «Настроение» по количеству возрастных групп в ДОУ, ключи, три банки с крышками зелёного, желтого и красного цветов, фишки.
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы в ходе занятия, пособии для педагогов для дальнейшего использования в работе с детьми.
Ход занятия
Мотивация на деятельность |
Мини-лекция Цель: раскрытие психологического понятия и установка на предстоящую деятельность. Синдром профессионального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы[2]. Работа педагога требует огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат. Ваша деятельность насыщена различными напряжёнными ситуациями, нервно-психическими нагрузками, нагрузками на зрительный, слуховой и голосовой аппарат, большое количество контактов в течение рабочего дня, отсутствие эмоциональной разрядки. При такой работе накапливается напряжённость, что порождает раздражительность, возбуждённость, беспокойство. Сегодня мы с вами будем учиться справляться с негативными эмоциональными состояниями для профилактики синдрома профессионального выгорания. |
Установление правил Цель: обеспечить максимальную плодотворность работы и комфорт участникам. Сегодня на время занятия устанавливаются следующие правила:
|
Невербальное само представление участников с получением активной обратной связи |
Упражнение №1«Приветствие без слов» Цель: Раскрепощение участников, снятие эмоционального напряжения, установление контакта группы. Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и др. Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.). Упражнение выполняется и по кругу. Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись? Какие чувства испытали? |
Упражнение №2 «Прими и передай» Цель: концентрация внимания, настрой на деятельность. Участники становятся кругом лицом внутрь, руки согнуты в локтях ладошками вверх. Психолог хлопает правой ладошкой по левой, а затем левой по правой ладошке, стоящего слева участника. И так передают по кругу. Руки остаются в том же положении после передачи. Передача повторяется несколько раз, увеличивая с каждым разом скорость. Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись? |
Совместное рисование |
Упражнение №3 «Шарики чувств» Цель: побудить участников группы «вскрыть» негативные чувства. На магнитной доске изображено 5 воздушных шаров с надписями: руководство, коллеги, воспитанники, родители воспитанников, другие факторы. Перечислены чувства: беспокойство, беспомощность, бессилие, бешенство, взволнованность, возмущение, гнев, горечь, досада, жалость, злость, недовольство, негодование, ненависть, неприязнь, нетерпение, обида, ожесточение, раздражение, разочарование, ярость и др. Психолог предлагает педагогам изобразить каждому по 5 воздушных шаров на общем ватмане любыми из предложенных цветов, не подписывая их, а только написать те негативные эмоции, которые педагоги испытывали в отношении руководства, коллег, воспитанников, родителей воспитанников, или из-за других факторов. Анализ испытываемых чувств поможет снять эмоциональное напряжение. Групповое обсуждение: Желающие могут поделиться. Психолог: Как Вы думаете, почему мы изобразили все наши воздушные шары на общем ватмане. Все мы находимся в одном коллективе, и все наши чувства не остаются не замеченными другими. Если негативные чувства станут переполнять воздушный шар, он может лопнуть и задеть другие воздушные шары свои и чужие, так негативные эмоции от одной сферы передаются другим от одного человека к другому. Что бы этого не случилось, мы научимся выпускать негативные эмоции безопасным способом. |
Регуляция эмоционального состояния участников |
Упражнение №4 «Ноги топают» Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения, обучение контролируемому выходу чувств. Предлагаем снять обувь и сидя на стуле поставить ступни ног на листы бумаги форматом А4. Участники обводят ступни ног фломастером, таким образом, получаются следы. Психолог: через эти следы из вас будут выходить негативные эмоции. Лучший способ дать им выход – это топать изо всех сил ногами по изображенным следам. Мы поймем, что негатив «вышел» из нас, не только по тому, что почувствуем себя лучше, но и потому, что наши стопы станут горячими. Начинаем топать интенсивно. Групповое обсуждение: высказываемся, почувствовали ли участники тепло в стопах, достаточно ли интенсивно топали. Что мешало выразить эмоции. Психолог: предлагаю вам обучить ваших воспитанников этому упражнению и в группах в свободном доступе для детей, поместить пособие «Ноги топают» (изображение ступней ног), для снятия эмоционального напряжения у воспитанников. Пособие смотри в приложении. |
Психолог: Предлагаю выполнить следующее упражнение. |
Упражнение №5 «Вирусы и бактерии» Цель: групповая сплоченность, эмоциональная разрядка, снятие напряжения. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 2 метра. У каждого из вас два листа А4, по моей команде их нужно смять и сделать из них комки двух разных цветов. Комки черного цвета обозначают, вирусы, спам, зараженные файлы, белого цвета - безопасная нужная информация, безопасные файлы. По команде нужно бросить другой команде оба комка. Задача: За10 секунд поймать белые комками, при этом успевая откидывать все черные «опасные» комки. Услышав команду «стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» комков. Пересекать разделительную линию запрещено. Групповое обсуждение: Поделитесь своей тактикой. С какими трудностями столкнулись? Сделайте вывод. Психолог подводит группу к следующему выводу: групповая сплоченность помогает отразить атаку «вредных вирусов» и приумножить «безопасные файлы», так же дело обстоит и с эмоциями. Групповая сплоченность поможет справиться с негативными эмоциями и преумножить положительные. |
Психолог: То, что происходит в жизни можно считать и хорошим, и плохим. Однако в сознании остается наша субъективная оценка: либо позитивная, либо негативная. Пессимисты - это не те, кто настроен на плохое, а те, кто «цепляет» негатив извне и живет им. Оптимизм же, по мнению психологов, это обычное, здоровое состояние человеческой психики. Чтобы стать оптимистом нужно не только научиться абстрагироваться от негатива, а и уметь всегда увидеть позитив. Ханс Кри́стиан А́ндерсен написал сказку «Калоши счастья», где говориться о том, как фея подарила людям волшебные калоши, которые исполняли желания того, кто их обул. Но каждый из этих людей мечтал отменить своё пожелание, переоценив то, что имеет. |
Упражнение №6 «Калоши счастья» Цель: настроить на оптимистическую позицию, выработка умения видеть положительную сторону в ситуации жизненного опыта. Каждый участник по очереди обувает калоши и предлагает положительный аргумент на предложенную ситуацию. - Вас уволили с работы. - Задержали зарплату. - По дороге на работу сломался каблук. - Вас бросил муж. - Ребенок подрался в школе. - Ваш муж изменил вам с вашей подругой. - На работе сделали выговор. - Вы потеряли кошелек. - Вы разбили машину. - Вас плохо подстригли. - Не хватает денег на желаемую покупку. - Пригласили в гости, но нечего надеть и т.д. Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись? Какие чувства испытали? |
Упражнение №7 «Психологическая зарядка» Цель: направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
|
Презентация пособия «Настроение» Психолог: Для того, чтобы справиться с негативными эмоциями, необходимо обозначить какие чувства вы испытываете. Я предлагаю вам специально разработанное мною пособие, которое поможет вам и вашим воспитанникам проанализировать своё настроение и обозначить его. Признание того, что вы испытываете на данный момент негативную эмоцию, помогает снизить эмоциональное напряжение и справится с плохим настроением. В свободном доступе в группе размесите предложенные мной карточки, а которых изображены следующие рисунки: солнышко, солнышко, выглядывающее из-за тучи, туча с дождем и молниям, ботинок, кипящий чайник. Необходимо научить детей ассоциировать своё настроение с предложенными рисунками: солнышко – у меня хорошее настроение; солнышко, выглядывающее из-за тучи – я уже лучше себя чувствую; туча с дождем и молниям – у меня плохое настроение; ботинок – «у меня камушек в ботинке», то есть меня что-то беспокоит; кипящий чайник – я «киплю», возмущён. Если ребёнок испытывает негативную эмоцию, предложите обозначить настроение карточкой, это будет сигналом для других детей и поможет ребёнку успокоиться, осознав свои чувства. Пособие смотри в приложении. |
Упражнение №8 «Ключ от волшебной комнаты» Цель: установка на позитив, эмоционально-психологическое сближение участников. Каждый участник по очереди выходит, берёт ключ и говорит, какую волшебную дверь он бы открыл и что за ней. Скажите мысленно или вслух: «Сегодня меня ждет чудесный день и много приятных сюрпризов!». Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись при выполнении упражнения? |
Упражнение №9 «Рефлексивный светофор» Цель: невербальная рефлексия занятия. Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый), фишки. Педагоги берут фишку и помещают её в банку с выбранным цветом крышки. Зеленый – информация мне нужна, я беру её себе на вооружение и двигаюсь дальше. Жёлтый – мне недостаточно полученной информации по данной теме и мне необходимо дополнительные ресурсы, что бы двигаться дальше. Красный – мне данная информация не нужна, не понятна. Психолог: Спасибо за участие . На следующем занятии мы познакомимся с приемами самоорганизации, для дальнейшей работы по профилактике синдрома профессионального выгорания. Желающие могут высказаться, задать интересующие вопросы. |
Используемые источники
- Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома профессионального выгорания». Авто- реф. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 - 25 с.
- Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер. 2002. – 416с.
- Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: ИП РАН, 2005. - 330 с.
- Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001.
- Симакова Н.Б., Югова Н.Л. Диагностические методики, тренинги, игры и упражнения. – Глазов: «Глазовская типография», 2015. – 45с.
[1] Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: ИП РАН, 2005. - 330 с.
[2] Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома профессионального выгорания». Авто- реф. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 - 25 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном – и оказывающий негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, а также имеющий отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни, где наблюдается дифференцированное влияние его составляющих на разные показатели качества жизни. Орёл В.Е
Синдром профессионального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Козина Н.В.
ПРАВИЛА 1. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. 2. Правило «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. 3. Правило доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь.
Руководство коллеги воспитанники родители воспитанников другие факторы Беспокойство , беспомощность, бессилие, бешенство, взволнованность, возмущение, гнев, горечь, досада, жалость, злость, недовольство, негодование, ненависть, неприязнь, нетерпение, обида, ожесточение, раздражение, разочарование, ярость и др.
«Психологическая зарядка» «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь». « Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача!». « Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче». « Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего». « На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо». « Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу». «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна». « Я бодра и энергична, и дела идут отлично». « Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Георгин и бабочка» Психопрофилактическое занятие в старшей группе.
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы детейЗанятие с использованием сказкотерапии. Проводимые на занятии игры-тренинги вплетены в сюжет сказки Т.Столяровой "Георгин и бабочка". С помощью сказоч...
Конспект подгруппового психопрофилактического занятия.
Конспект подгруппового психопрофилактического занятия для детей старшей группы (5 – 6 лет)Педагог – психолог: Китаева Т. Н., участник конкурса «Учитель года – 2012» в номинации «Педагог-пси...
Психопрофилактическое занятие "Искорки дружбы"
Цель: формирование понимания значимости доверия, взаимопомощи, уважения, положительных эмоций при взаимодействии с людьми....
Психопрофилактические занятия для детей раннего возраста
Конспект образовательной деятельности для детей раннего возраста в период адаптации....
Конспект физкультурного, интегрированного, психопрофилактического занятия "Путешествие в осенний лес".
Занятие разработано для средней группы детского сада....
Психопрофилактическое занятие для дошколят
Индивидуальный подход к ребенку, использование современных технологий и программ, создание безопасмной среды - условия сохранения и укрепления здоровья детей. психопрофилактика предполагает ответствен...
«ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов
Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов«Профилактика эмоционального выгорания»Целевая группа: педагоги ДОУ.Цель: профилактика синдрома профессионального выг...