Консультация для воспитателей «Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей»
консультация на тему

Миронцева Лариса Николаевна

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса.

Давайте проанализируем технологию деятельностного метода, которым мы пользуемся во время проведения образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Золотой петушок»

с. Доброе  Добровского  муниципального района Липецкой области

C:\Users\мв\Desktop\картинки детей\Новая папка (2)\15887-zayavleniya-o-razdelenii-licevogo-scheta-privatizirovannoy-kvartiry.jpg

«Системно - деятельностный

подход как способ организации

образовательной деятельности детей»

C:\Users\мв\Desktop\мультики-дети\0_7e462_63cc564_orig.png

«Найду сам способ»

Подготовила: воспитатель Миронцева Л.Н.

2016г.

Консультация для воспитателей

«Системно - деятельностный подход как способ

образовательной деятельности детей»

Скажи мне, и я забуду, покажи мне,

и я запомню, дай мне действовать

самому - и я научусь.

                              Китайская мудрость

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования 

(ФГОС ДО).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Цель моего выступления: раскрыть суть системно - деятельностного подхода в образовательной деятельности детей.

  • Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008).
  • Деятельностный подход - субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
  • Системно - деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса.

Давайте проанализируем технологию деятельностного метода, которым мы пользуемся во время проведения ОД.

Структура образовательной деятельности  на основании деятельностного подхода

  • Создание проблемной ситуации
  • Мотивирование к деятельности  
  • Проектирование решений  проблемной  ситуации
  • Выполнение действий (заданий)
  • Анализ результатов
  • Целевая установка деятельности
  • Подведение итогов

 

Этапы деятельности

 

Содержание

1. Создание проблемной ситуации

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось

2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.)

3. Приходит кто-то в гости или игрушка

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)

6. Интрига (подождите,  после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы :  «Какого?»)

10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование  решений проблемной ситуации

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Подведение итогов

Найти  кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода

Традиционный процесс обучения

Образовательная деятельность при деятельностном подходе

Задействованная сторона мышления

Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная)

Творческая сторона мышления (продуктивная)

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку

Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем

Деятельность ребенка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте)«Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).

4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).

5. Играйте с детьми каждый день.

6. Темы«Антонимы»«Чем похожи…»«Чем может быть… листок, палочка и т. п.»«Если бы ты превратился в …».

7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).

Методологические подходы к организации занятий с детьми: 

- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;

- Обязательны смена мизансцен и движение;

- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;

- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;

- Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;

- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: 

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей

Формы самореализации дошкольников:

  • Выставки (тематические и авторские);
  • Персональные выставки детских работ;
  • Презентации;  
  • Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
  • Коллекции.

Золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Литература:

1) Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 20013 - №4. - С18-22.

2) Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.-С. 13-27.

3) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

4) ФГОС ДО - ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155.5) Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей»

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе разли...

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования

Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"

Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...

Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».

laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...

Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».

В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям,...