Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн).
Одна из годовых задач работы МБДОУ№18: "Развитие мыслительных операций дошкольников посредством реализации системно-деятельностного подходв к воспитательно-образоваттельному процессу". В рамках реализации годовой задачи я , как старший воспитатель провела ряд мероприятий. Предлагаю Вам консультацию и семанар -практикум для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proekta.docx | 30.19 КБ |
sist-deyat_podhod.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта «В гостях у вилки»
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители.
Сроки проведения: с 11 по 15 ноября.
Итоговое событие: презентация правил по сервировке стола.
Предпосылки к определению цели детьми: исчезновение вилок в группе.
Цель детей: вернуть вилку (узнать как можно больше интересного о вилке).
Задачи проекта (лист 1)
Направления | Задачи | ||
развития | Воспитательные | Развивающие | Обучающие |
Физиче- | — | Развивать ловкость, ко- | Приучать к выпол- |
ское | ординацию движений в подвижных играх | нению действий по сигналу | |
Социаль- | Воспитывать | Совершенствовать | Развивать творческое |
но-коммуника- тивное | самостоятельность и инициативность в орга- низации игр | навыки аккуратного приема пищи, умения правильно пользоваться столовыми приборами. Формировать игровые навыки для развития сюжетов игр: «Семья», «Магазин посуды» | мышление и воображение через игры по системе ТРИЗ «Теремок» (прием прямой аналогии), «А что было бы, если...» (прием фантастической гипотезы), «Представьте, что вы...» (прием эмпатии)) |
Познава- тельное | Воспитывать бережное отношение к используемым предметам | Формировать познавательный интерес с помощью экспериментальной деятель- ности | Расширять представления о многообразии вилок и их назначении. Знакомить с правилами сервировки стола. Развивать умение сравнивать предметы по величине |
Художе- ственно- эстетическое | Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисунками | Развивать творческие способности (оригинальность, необычность создаваемого изображения) в изобразительной деятельности через использование приемов ТРИЗ и РТВ | Формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции |
Речевое | Воспитывать интерес к книгам | Развивать связную (монологическую) речь через использование приемов ТРИЗ (эмпатию, фантастическую гипотезу) | Упражнять описывать предмет на основе наглядного моделирования. Обогащать и активизировать словарь детей на основе углу- бления знаний о столовых приборах |
План изменения образовательной среды (лист 2)
Центр развития | Предметы деятельности | |
Готовят педагоги | Готовят дети или родители | |
Художественно-речевая деятельность | Иллюстрированные издания произведений К. Чуковского: «Федорино горе», «Мойдодыр» (чтение произведений, рассматривание иллюстраций) | Детское сочинительство — сказки о столовых приборах с иллюстрациями (презентация ребенком сказки; составление сборника «С кем дружит вилка») |
Изобразительная деятельность | Пластмассовые вилки (использование нетрадиционного приема — отпечатки) | Шпажки, китайские палочки, вилки (для лимона, сельди, устриц, шпрот) — оформление выставки «Чудо-вилки» |
Сюжетно-ро-левые игры | Иллюстрированные правила по сервировке стола (активизирующее общение). Иллюстрации с изображением различных вилок (рассматривание иллюстраций, обсуждение) | Детские наборы столовых приборов (подарки детям). Наборы кукольной посуды, корзиночки для столовых приборов, салфетки (атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Магазин посуды») |
Музыкальная деятельность | Плечики для одежды | Металлические вилки |
Изобретение шумового инструмента «Вилкозвона» (ТРИЗ) | ||
Игротека | Схемы с изображением столовых приборов и палочки Кюизенера (дидактическая игра «Собери вилку») |
Планирование образовательной деятельности (лист 3)
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Непосредственно образовательная деятельность |
1 | 2 |
Пятница | |
Утро: — в группе на месте столовых приборов исчезли вилки (поиск ответа на проблемную ситуацию); — рассказывание сказки В. Слепкова «История од ной вилки»; — активизирующее общение «Как появилась вилка?». Прогулка: — дидактические игры «Чудесный мешочек», «Маша-растеряша» (о замене функции потерянного предмета), «Цепочка слов», «Хорошо — плохо», «Теремок» (прием прямой аналогии). Вечер: — рассматривание иллюстраций в книгах о посуде, столовых приборах; — дидактическая игра «Представьте, что вы вилка. Что вы чувствуете...» (прием эмпатии); — беседа о столовых приборах, которые могут стать опасными при условии нарушения правил обращения с ними; — сюжетно-ролевая игра «Ужин дома» | Речевая: — составление описательного рассказа по теме «Моя вилка» на основе наглядного моделирования; — чтение стихотворений, загадок о столовых приборах; — рассматривание иллюстраций с вилками; — составление описательного рассказа в определенной последовательности; — игра «А что было бы, если бы вилка сама могла выбирать себе хозяина, кого бы она выбрала?» (прием фан- тастической гипотезы) |
Понедельник | |
Утро: | Познавательно-исследовательская: |
— отгадывание загадок и чтение стихотворений о столовых приборах; — экспериментирование «Исследование свойств металла»; — дежурство по столовой «Учимся правильно сервировать стол». Прогулка: — игровое упражнение по развитию мелкой моторики рук «Составь вилку» из природного материала. Вечер: — сюжетно-ролевая игра «Открытие магазина посуды»; — организация хозяйственно-бытового труда «Помоем кукольную посуду» | — экспериментирование «Чем удобнее есть?» (китайскими палочками, шпажкой, вилкой); — рассматривание выставки вилок; — обсуждение (удобства данных предметов по назначению); — непосредственное апробирование шпажек, китайских палочек, вилок; — выводы, умозаключения (удобнее есть вилкой) |
Вторник | |
Утро: — игровые упражнения «Я считаю до пяти», «Найди отличия»; — доступная для рассматривания выставка вилок; — для игры с палочками Кюизенера предложены схемы с изображением столовых приборов. Прогулка: физкультминутка «Вилка — это вилка...»; «час» двигательного творчества (эстафеты «Чья сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды: распродажа столовых приборов» (возвращение вилок в группу); — презентация правил по сервировке стола; — изодеятельность «Ковер в детской комнате» (отпечатки) | Изобразительная: — «Дорисуй след от вилки...»; — беседа «Кто оставил след?»; — опытная проверка (направление следа); — дорисовывание; — обсуждение полученных рисунков, на что похожи? |
Проектный метод все шире используют педагоги ДОО. Его преимущество заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской
деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.
Метод проекта обучает педагогов целеполаганию, планированию воспитательно- образовательной работы системно, логично, комплексно.
Возможности использования проектной деятельности при организации жизнедеятельности детей достаточно широки. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы. Исходя из особенностей дошкольного возраста (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Поэтому и темы проектов должны быть близки, понятны детям. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Этап проектов достаточно подробно описаны в литературе. Многие педагоги и целые педагогические коллективы используют эту технологи в работе и охотно делятся своим опытом. Но «белые пятна» остаются: и хотелось бы привлечь к ним внимание педагогов.
Существует много определений проекта. Но если мы говорим проекте для детей дошкольного возраста, то наиболее содержательным кажется определение, данное в книге «Проектный метод деятельности дошкольного учреждения» (Авт.-сост. Л.С. Киселева др.). «Проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды».
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определяем тему проекта
Что может послужить источником темы проекта? Чаще всего, педагоги в качестве источника используют календарный праздник, называя его событием.
Но событие не единственный источник темы. В качестве других темообразующих факторов могут выступать заинтересованность детей объектом или явлением (динозавры, игрушки, герои мультсериалов и т.п.); вопросы детей (Почему..? Кто самый..? Как сделать..?); традиции детского сада или социального окружения (день радости, неделя спортивных игр, театральный фестиваль, клумба выпускников, день города и т.п.); изменения в природе или ближайшем окружении (листопад, прилет птиц, открытие фонтана и т.п.).
Предварительно определившись с темой, важно представить её детям, а еще лучше сформулировать вместе в эмоционально-образной форме. Деятельность будет продуктивнее, если в теме уже определен ее характер («Листья кленовые, листья дубовые! Делать картины из вас будем новые», «Птиц изучаем — зимой выжить помогаем», «Баранки выпекаем — маму угощаем», «Всех в кафе мы приглашаем, от души всех угощаем», «Если мы в поход пойдем — много нового найдем», «У меня семья большая. Я о ней так много знаю» и т.п.).
При формулировке темы и определении сроков важно учитывать н возрастные особенности детей разных возрастных групп детского сада. Так если для воспитанников 6—7 лет актуальна тема «Мы уже не малыши, скоро в школу поспешим», то для малышей 3—4 лет — «Погремушки оставляем, в игры новые играем».
При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации. Если мы (дети и взрослые), например, хотели научиться печь баранки, то результат: научились, а форма презентации — чаепитие с родителями, презентация книги рецептов и т.п.
С чего начать?
Важно, как начать проект, как заинтересовать детей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый? Что лежит в основе мотивации? Частично ответ на этот вопрос мы нашли в исследованиях С.Г. Якобсон и Т.Н. Дороновой и рекомендациях к программе «Радуга». Авторы выделяют три типа мотивации:
- исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам реальным и вымышленным. Это игровая мотивация;
- мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, сортировать пособия в разные «домики», убираться в группе);
- мотивация созидания и личной заинтересованности (когда конечный продукт нужен самому ребенку — поделка для игры, атрибут к костюму, доска для игры в шашки, подарок для мамы).
Таким образом, возвращаясь к теме проекта, в самом его начале должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
Главное, в самом начале проекта должно произойти что-то, побуждающее детей к дальнейшей деятельности (искать, выяснять, пробовать, спрашивать, проверять, выбирать). Принимают участие в создании такой ситуации все участники воспитательно-образовательного процесса. Конечно, воспитателю проще и привычнее делать всё самому, но интереснее (в первую очередь для детей) и продуктивнее (для всех субъектов образовательного процесса), если в процесс вовлекаются разные участники. Тем самым мы решаем проблему
отчужденности и изолированности дошкольного воспитания и создаем условия для позитивной социализации воспитанников, роста родительской компетентности, что в конечном итоге свидетельствует о профессионализме педагога.
Планируем вместе
На следующем этапе дети вместе с воспитателем (при посильном участии членов семьи) составляют план действий:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, родителям, старшему брату);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы (принадлежности, оборудование) использовать;
- что нужно сделать в первую очередь;
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста для планирования работы по теме проекта можно использовать вопросы, предложенные авторами программы «Сообщество»: «Что мы об этом знаем?», «Что хотим узнать?», «Как будем узнавать?» (или «Что нужно сделать, чтобы узнать?»).
На этом этапе в соответствии особенностями детей каждой возрастной группы планируются образовательные задачи, которые можно решить в рамках сформулированной темы. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, родителей воспитанников и при необходимости социальных партнеров.
Реализация задуманного
В рамках каждого проекта решение образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной их деятельности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности (особенно игра) связаны с темой и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создают условия, в которых дети могут применить свои знания в деятельности.
Содержание организованной деятельности находит отражение и продолжение в оформлении группы и центрах развития. Этому способствует и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с темой и при активном участии детей и родителей.
Необходимо помнить, что проектная деятельность характеризуется наличием партнерских позиции и формы организации, изменением образовательной среды (при активном и деятельном участии детей и членов семей).
Кроме того, необходимо помнить, что знания приобретаются через глаза, уши, а главное — через руки и деятельность (науки потому и называются естественными, что в их основе лежат эксперимент, опыт, деятельность). Поэтому при планировании продуктивной деятельности необходимо продумывать варианты дальнейшего использования полученных «продуктов». Где могут пригодиться раскрашенные кленовые листья? Да ведь с ними можно танцевать рассыпать по ковру, и собирать, считать, сделать красочную гирлянду для украшения музыкального зала к празднику!
Реализуя вместе с детьми намеченный план деятельности, важно максимально использовать разные органы чувств, т.е. продумать, какие игры, упражнения, задания, вопросы можно использовать по ходу проекта. Например, тема проекта «Осень милую встречаю, урожай я собираю»: «Угадай на вкус» (овощи и фрукты или по-разному приготовленный овощ (сырой, вареный, тушеный, соленый, квашеный). «Узнай по описанию (на ощупь, по запаху)»; отгадывание или придумывание загадок, в основе которых лежат описания с опорой на различные анализаторы и т.п.
Не менее важно опираться на личный опыт ребенка и возможности ближайшего окружения: «Найти осень по дороге в детский сад» (продают овощи с машин; убирают листву, люди в куртках: идет дождь» и т.п.); «Где дома можно увидеть "следы" осени» (мне купили новые резиновые сапоги; мы с мамой убрали летнюю обувь, достали осеннюю; бабушка вернулась с дачи; дома пахнет яблоками; мама готовит кабачки на ужин; папа принес банки из гаража и т.п.). Благодаря такому подходу ребенок не просто воспринимает готовую информацию, чего явно недостаточно для его развития (несмотря на разнообразие форм — речь взрослых, картинки, песни, стихи), а учится сам наблюдать, сравнивать, искать, опираясь в первую очередь на «инструменты», которыми он обладает с рождения, но, к сожалению, не всегда умеет использовать в полном объеме (слух, обоняние, зрение и др.).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно эстетическому направлению развития воспитанников»
Семинар-практикум
Проектная деятельность
(на примере средней группы)
Составила:
Старший воспитатель
Матвеева Г.В.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников».
Консультация для педагогов
«Системно-деятельностный подход
в образовательной деятельности с дошкольниками».
Составила:
Старший воспитатель
Матвеева Г.В.
Кемерово, 2016г
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основан на усвоения универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Что значит "деятельность"? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д.Б.Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через « ворота детской игры».
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
- Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.[1]
- Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
- Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели[2]
Деятельностный подход - это:
- Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
- Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных форма непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Принципы деятельностного подхода:
- принцип субъектности воспитания:
Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности.
Субъективные свойства личности также проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена субъективностью заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия.
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены:
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
- принцип учета сензитивных периодов развития:
Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:
« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития:
Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности:
Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
- Создание проблемной ситуации
- Целевая установка
- Мотивирование к деятельности
- Проектирование решений проблемной ситуации
- Выполнение действий (заданий)
- Анализ результатов деятельности
- Подведение итогов
Этапы деятельности | Содержание |
1. Создание проблемной ситуации | Процесс вовлечения в деятельность: 1. Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось 2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.) 3. Приходит кто-то в гости или игрушка 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...) 5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др) 6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим») 7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то 8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара) 9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?») 10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам |
2. Целевая установка | |
3. Мотивирование к деятельности | |
4. Проектирование решений проблемной ситуации | Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка |
5. Выполнение действий | |
6. Анализ результатов деятельности | Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель |
7. Подведение итогов | Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе) |
Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода
Традиционный процесс обучения | Образовательная деятельность при деятельностном подходе | |
Задействованная сторона мышления | Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная) | Творческая сторона мышления (продуктивная) |
Деятельность педагога | Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку | Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем |
Деятельность ребенка | Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции | Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий |
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
- Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
- Обязательны смена мизансцен и движение;
- Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
- Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей
Формы самореализации дошкольников:
Выставки (тематические и авторские);
Персональные выставки детских работ;
Презентации;
Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
Коллекции.
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка.
[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
[2] Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками
Что бы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к органи...
Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность и почему деятельностный подход к организации о...
"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
В данном материале раскрывается само понятие деятельностного подхода, а также структуру и принципы деятельностного подхода...
«Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками»
Систематизация педагогв о деятельностном подходе в восптительно-образовательном процессе в ДОУ....
Консультация для воспитателей "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Консультация для педагогов...
Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Консультация: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...
Консультация для воспитателей Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.
Консультация для воспитателей Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками....