презентация «Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей»
презентация на тему
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ. Материал предлагается воспитателям для обсуждения и применения в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей» | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. (Китайская мудрость) Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. (Б.Шоу) Немного из истории… Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г (его разрабатывали Л. С. Выготский , Л. В. Занков , А. Р. Лурия , Д. Б. Эльконин , В. В. Давыдов и многие другие исследователи) Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Современные требования Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Основные понятия Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели (Словарь - справочник воспитателя/ Авт.-сост. С. С. Степанов. - М.:ТЦ Сфера, 2008). Деятельностный подход - субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Системно - деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.
Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода Создание проблемной ситуации Мотивирование к деятельности Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результатов Целевая установка деятельности Подведение итогов « Найду сам способ »
Традиционный процесс обучения О Д при деятельностном подходе Задействованная сторона мышления Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная) Творческая сторона мышления (продуктивная) Деятельность педагога Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем Деятельность ребенка Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода
1. Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив) . 2. Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов. 3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте) . «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет). 4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества : воду надо превратить в лед). 5. Играйте с детьми каждый день. 6. Темы: «Антонимы» , «Чем похожи…» , «Чем может быть… листок, палочка и т. п.» , «Если бы ты превратился в …» . 7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…» ). Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников
Методологические подходы к организации занятий с детьми: - Ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий; - во время образовательной деятельности главенствует дух открытия; - Обязательны смена мизансцен и движение; - Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде; - Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа; - Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю; - Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия; - В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения; - Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
•диалога, •проекта, •игровые мотивирования, • целеполагания , •создание ситуации выбора, •рефлексивные педагогической поддержки, •создания ситуации успеха, •обеспечение самореализации детей Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
Формы самореализации дошкольников Выставки (тематические и авторские); Персональные выставки детских работ; Презентации; Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности); Коллекции.
З олотые правила деятельностного подхода Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Литература 1) Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 20013 - №4. - С18-22. 2) Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н. Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. - 2011.-№4.-С. 13-27. 3) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат . - М., 2000. 4) ФГОС ДО - ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155.5) Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М.: Издательство « Эйдос »; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...
Методическая разработка презентация "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Презентация " "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"...
Системно - деятельностный подход как способ организации образовательной деятельности детей
Консультация для педагогов...
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....
Консультация для воспитателей «Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей»
Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).Роль педагога в осуществлении системно - де...
Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».
laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...
Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....