"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация для музыкальных руководителей "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassich_muz_starsh_doshko.docx | 30.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Классическая музыка как фактор
художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
Подготовила И.Н. Подосинникова,
музыкальный руководитель МДОУ д/с КВ № 9 «Солнышко»
2016 год
Классическая музыка как фактор
художественно-эстетического воспитания
старших дошкольников
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей является накопление опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства. Развивая эмоции, интересы, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее его развитие. Восприятие произведений музыкального искусства ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств.
Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать.
Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка.
Поэтому воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки, должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей.
Знакомясь с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других дети постепенно приобщаются к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармоничной личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов Интонационно-образный строй современной классической музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывают художественный вкус.
Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А Васильевой, Т.С. Комаровой по разделу «Слушание» имеет конкретные задачи:
- знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;
- обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкальную восприимчивость детей;
- формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
- знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм);
-жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов;
Исходя из поставленных задач видно, что программная установка системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении направлена на развитие, расширение и углубление художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Анализ педагогического опыта музыкальных руководителей и мой собственный показал, что зачастую предлагаемые методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками по программе М.А. Васильевой, нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога. Поэтому, организуя свою работу по музыкальному воспитанию, наряду с программой М.А Васильевой, я использую программу дополнительного образования О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». В данной программе музыкальные произведения систематизированы по принципам: тематический, концентрический, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Эти принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.
Также программа О.П. Радыновой предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
В работе над развитием художественно-эстетического чувства дошкольников ставятся следующие задачи:
-расширять знания детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
-вызывать сопереживание музыки, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
-побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (рисунках, пластике, инсценировках);
- побуждать к оценке музыки;
Организацию восприятия классической музыки реализуются в ходе музыкального воспитания по следующим этапам:
1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;
2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;
3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;
4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;
5 этап – контрольно-аналитический.
На 1 этапе работа направляется на создание музыкального центра для слушания музыки.
- в первую очередь всегда настроенный музыкальный инструмент, обеспечивающий чистоту звука при исполнении музыкальных произведений;
-наличие и использование современной звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения;
-видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой;
-видеозаписи позволяют увидеть и услышать величайших исполнителей, развивают познавательный интерес детей, расширяют их зрительные, музыкальные и слуховые образы;
- создание атмосферы зрительного зала (погашен свет, зажжены свечи, музыка может звучать в записи, в исполнении педагога или учащихся детской музыкальной школы.
Этот приём дети очень любят, использование этого приёма благоприятно влияет на усвоение детьми прослушанной музыки, повышает интерес к процессу восприятия музыки.
- наличие и использование дидактического, демонстрационного материала;
2 этап осуществляю через проведение традиционных и доминантных музыкальных занятий.
В процессе слушания учим детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные её выразительные средства.
3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;
Работу с детьми на этом этапе осуществляют через проведение интегрированных , тематических занятий, праздников, развлечений, театрализованных представлений, музыкальных досугов, вечеров встреч.
Интегрированные занятия ведутся по направлениям: музыка, рисование, живопись, поэзия.
Дети очень любят занятия, на которых слушание музыки объединяется с рисованием. Прослушав сказку С.Прокофьева «Петя и волк», дети с удовольствием изображают героев сказки в своих рисунках.
4 этап- организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности : игровой, художественной, двигательной.
Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.
Часто сюжеты сказок, положенные в основу музыкального произведения, становятся воплощением замысла и его реализации через сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры- драматизации и развлечения. После ознакомления с музыкой и персонажами из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» девочки с удовольствием через движения передают образ прекрасной Царевны –Лебедь, познакомившись с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» мальчики отражают в своих играх образы храбрых, сильных богатырей.
Важным условием для организации самостоятельной деятельности дошкольников является содержательная музыкальная предметно-развивающая среда в группах, включающая пособия и оборудование, которое можно разделить на два типа:
1) требующие участия педагога - аудиовизуальные (диафильмы, магнитофонные записи, диски) , технические (магнитофон, телевизор, DVD), портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин;
2) используемые детьми самостоятельно – инструменты (металлофоны, арфы, триолы, цитры и т.д), настольные музыкально-дидактические игры, комплекты различных кукольных театров, элементы костюмов, атрибуты.
Успешная организация самостоятельной деятельности дошкольников – это умело спланированная и организованная совместная работа музыкального руководителя и воспитателя.
5 этап
Мониторинг эстетического воспитания детей осуществляется с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий, индивидуальной работы, бесед с детьми, муз-дидактических игр.
Методика проведения исследования детей по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой включает три этапа:
1. обследование уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку;
2. выявление особенностей музыкальных представлений и отношения к музыке;
3. диагностика музыкальных предпочтений детей.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей.
– дети стали более увлеченно слушают классическую музыку:
появляется произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
– дети умеют внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;
– умело подбирают теплые и холодные цвета красок к прослушанной музыке, отображают в своих рисунках;
– создают пластические этюды и танцевальные композиции;
– научились находить яркие тембровые краски и инструментировать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Также проводится планомерная работа с родителями.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях:
- повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи);
- пропаганда музыкального искусства (возможность пользования фонотекой, организация презентаций);
- вовлечение в музыкально-образовательный процесс(открытые занятия, участие в них);
- совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется в результате планомерно выстроенной работы и выполнения поставленных задач на всех этапах работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....
Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....
Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой....
"Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников в ДОУ"
Художественнно-эстетическое воспитание старших дошкольниковчерез восприятие классической музыки...
Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....
Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника
Речь идет о влиянии классической музыки на личность дошкольника и ее месте в жизни ребенка...
Классическая музыка в эстетическом воспитании старших дошкольников.
В статье рассмотрены подходы эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста через слушание классической музыки в детском саду. Умение чувствовать настроения, переживани...