Проект "Слушание музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников"
проект (старшая, подготовительная группа)

Зыскина Ирина Николаевна

Материалы публикаций, распространения опыта, авторские разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_muzyki.pptx111.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слушание музыки как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Подготовила Зыскина Ирина Николаевна Воспитатель МКДОУ ЦРР- д/с « Сардаана »

Слайд 2

Актуальность проекта В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Одним из многих путей воспитания нравственности в душе ребенка является музыка. Музыкальное воспитание имеет возможность сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром, научить прислушиваться к чувствам окружающих, воздействуя на эмоциональную сферу, дать модель поведения. По словам Д.Б. Кабалевского , музыка содержит в себе колоссальные возможности эстетического и нравственного воспитания.

Слайд 3

Цель проекта: Развивать нравственные качества старших дошкольников посредством слушания музыки . Задачи: 1.Формирование всесторонней личности. 2.Воспитание и развитие нравственных качеств; 3.Развитие творческих способностей . Тип проекта : Среднесрочный (1 месяц)

Слайд 4

1 этап. Подготовительный 1.Донести до участников проекта важность данной темы. 2.Создать развивающую среду : тщательно подобрать музыкальный материал, м атериал для бесед, для продуктивной деятельности, атрибуты , для игровой деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал. 3. Разработать перспективный план по слушанию музыки.

Слайд 5

2 этап. Основной Перспективный план слушания музыки День недели Вид деятельности Цель Материал и оборудование Понедельник 27.02 Беседа «Наши мамы» Дать детям представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д.). Ноутбук, аудиозапись «Песенка мамонтенка» Шаинского В.Я. Вторник 28.02 Слушание музыки 1 этап «Мамин праздник» Тиличеева Е.Н. Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать музыкальные произведения, развивать музыкальные способности. Вызвать интерес к песне. Определять жанр и характер музыкального произведения. Воспитывать любовь к маме. Портрет Тиличеевой Е.Н., ноутбук, аудиозапись песни «Мамин праздник» Тиличеева Е.Н. Среда 01.03 Слушание музыки 2 этап «Мамин праздник» Тиличеева Е.Н. Различать смену характера запева и припева, средства музыкальной выразительности. Воспитывать любовь к маме. Ноутбук, аудиозапись песни «Мамин праздник» Тиличеева Е.Н.

Слайд 6

Четверг 02.03 С/Р/И «Дочки-матери» Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре, ноутбук, аудиозапись «Колыбельная песенка» Г. Свиридова Консультация для родителей «Нравственное воспитание ребенка » Установление единства в воспитании детей; педагогическое просвещение родителей Пятница 03.03 Слушание музыки 3 этап «Мамин праздник» Тиличеева Е.Н. Посредством слушания музыки вызвать желание к созданию подарка для мам, своими руками. Воспитывать любовь к маме. Ноутбук, аудиозапись песни «Мамин праздник» Тиличеева Е.Н., клей-карандаш, заготовки для открытки, салфетки, образец.

Слайд 7

Понедельник 06.03 Рассматривание картины И. Левитана Весна «Большая вода» Учить детей внимательно рассматривать картину; понимать ее основной замысел; выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа русской природы (цвет, композицию). Воспитывать интерес к живописи, формировать эстетическое восприятие. Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке. Портрет И. И. Левитана, репродукция картины «Весна – большая вода», аудиозапись «Весна» П. И. Чайковского П/И «Ручеек» Развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии. Учить детей двигаться под темп музыки. Ноутбук, аудиозапись «Во саду ли, в огороде»; «Кадриль»; «Во поле березка стояла»; «Калинка-малинка».

Слайд 8

Вторник 07.03 Д/И «Весна в музыке и живописи» Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней. Уметь внимательно слушать музыкальный фрагмент, включать воображение, вспоминать образы весны; описывать услышанное, используя образные выражения, строки знакомых стихотворений. Ноутбук, аудиозапись. «Жаворонок», «Весна» П. И. Чайковского; «Ручеек», «Весной» Э. Грига Слушание музыки 1 этап «Весна» Вивальди Знакомить с творчеством зарубежных композиторов. Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности. Ноутбук, аудиозапись «Весна» Вивальди. Четверг 09.03 Слушание музыки 2 этап «Весна» Вивальди Учить определять жанр и характер музыкального произведения, эмоционально – образное содержание произведения по частям, сравнивать. Ноутбук, аудиозапись «Весна» Вивальди.

Слайд 9

Пятница 10.03 Слушание музыки 3 этап «Весна» Вивальди Учить передавать характер музыки в рисунке. Выражать свое отношение к музыкальным произведениям в рисунке. Ноутбук, аудиозапись «Весна» Вивальди, листы бумаги, гуашь, кисти, палитра, стаканы с водой, салфетки . Понедельник 13.03 Беседа о дружбе Формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми; закрепление детьми знаний о правилах общения с друзьями; учить детей видеть хорошие качества своих товарищей; развитие нравственного воспитания. Ноутбук, аудиозапись Б.Савельева «Настоящий друг» Д/И «Подари улыбку» Формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам. Ноутбук, аудиозапись «Улыбка» Шаинского В.Я. Вторник 14.03 Слушание музыки 1 этап «Вальс» Д. Б. Кабалевского Рассказать детям о композиторе Д. Б. Кабалевском , о жанре вальса. Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности. Вызвать интерес к музыкальному произведению. Портрет Д. Б. Кабалевского , ноутбук, аудиозапись «Вальс» Д. Б. Кабалевского

Слайд 10

Среда 15.03 Слушание музыки 2 этап «Вальс» Д. Б. Кабалевского Учить определять эмоционально – образное содержание произведения по частям, сравнивать. Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления. Ноутбук, аудиозапись «Вальс» Д. Б. Кабалевского Четверг 16.03 Д/И «Настроение» Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать музыкальные произведения. Учить различать «веселое» и «грустное» настроение в музыке, передавать настроение услышанной музыки выражением лица. Ноутбук, аудиозапись П. И. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла», Русская народная «Калинка-малинка» Вивальди « Осенняя песнь», Мусоргский «Слеза» Пятница 17.03 Слушание музыки 3 этап «Вальс» Д. Б. Кабалевского Инсценирование , сочинение парного танца детьми под музыку. Учить выражать характер произведения в движении. Формировать доброжелательного, уважительного отношения мальчиков к девочкам. Ноутбук, аудиозапись «Вальс» Д. Б. Кабалевского , банты и шляпки для девочек, шарфики.

Слайд 11

Понедельник 18.03 Беседа «Учимся беречь природу» Формирование у детей элементарных представлений о лесе, как особом месте, где существуют свои правила. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней Ноутбук, аудиозапись С. Майкапара «Весною» Вторник 19.03 Слушание музыки 1 этап «Подснежник» П. И. Чайковского Познакомить детей с музыкальным произведением Петра Ильича Чайковского «Подснежник». Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения, развивать музыкальные способности. Портрет П. И. Чайковского, ноутбук, аудиозапись «Под-снежник» П. И. Чайковского Среда 20.03 Слушание музыки 2 этап «Подснежник» П. И. Чайковского Учить определять эмоционально – образное содержание произведения по частям, сравнивать. Учить слышать в произведении динамику, темп, музыкальные нюансы, высказывать свои впечатления. Ноутбук, аудиозапись «Подснежник» П. И. Чайковского

Слайд 12

Четверг 21.03 М/Д/И «Музыкальные цветы» Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать музыкальные произведения, развивать музыкальные способности. Учить различать настроение в музыке Ноутбук, аудио-запись П. И. Чайковский «Болезнь кук-лы», «Новая кукла», Бах «Шутка», А. Ля-дов «Колыбель-ная», Вивальди « Осенняя песнь», Д.Б. Кабалевский «Вальс». По три цветка, на каждого ребенка, изображающих три настроения (эмоции) и отражающих настроение музыки: грустное, весёлое, спокойное. Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка» Установление единства в воспитании детей; педагогическое просвещение родителей Пятница 22.03 Слушание музыки 3 этап «Подснежник» П. И. Чайковского Вызвать желание к созданию подснежников, своими руками. Воспитывать у детей любовь к природе, бережное отношение к ней. Ноутбук, аудиозапись «Подснежник» П. И. Чайковского, коктейльные трубочки, гафрированная бумага, клей-карандаш, ножницы

Слайд 13

Методические рекомендации для педагогов 1. Помните , что нравственное воспитание детей должно быть ориентировано на личность ребенка. Процесс обучения должен быть интересным и при этом требующим от детей определенных усилий, а справедливая оценка педагога – стать одним из главных мотиваторов . 2.В процессе нравственного воспитания детей используйте эффективные и проверенные временем приемы, которые имеют возрастную градацию (в старшем дошкольном возрасте – знакомство с государственной символикой, трудом, бытом и взаимоотношениями внутри семьи и общества посредством сюжетно-ролевых игр, формирование представлений о дружбе, сотрудничестве и взаимовыручке). 3.Помните , что музыка является одним из стимуляторов чувств, эмоций человека. Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них .

Слайд 14

4.Стройте программу по слушанию музыки на основе четко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке. Усложняются и выразительные средства. Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейными и иметь тематическую направленность жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников . 5.В качестве одного из приемов используйте сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовать подпевание. 6.Включайте в программу «Слушание музыки» слушание инструментальной музыки, через которую дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. В качестве примера можно привести фортепианные пьесы: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Мотылек» С. Майкапара , «Клоуны» Д. Кабалевского , «Воробушки» М. Красева , «Лошадка» Н. Потоловского .

Слайд 15

7.Перед прослушиванием музыкального произведения включайте беседу с детьми. Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие бессмысленное и вредное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения. Тепло, ласково рассказывается о колыбельной песне, радостно, с подъемом о праздничном, торжественном марше, игриво, весело о пляске. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера произведения, возраста маленьких слушателей .

Слайд 16

8.Налаживайте контакт с родителями, находите аргументы и убеждения о необходимости единого подхода, личного примера в формировании нравственных норм ребенка. Важной и неотъемлемой частью всего процесса становится нравственное воспитание детей в семье. Задача родителей заключается в том, чтобы выработать и согласовать с педагогом единые задачи и методы приобщения ребенка к выбранным ценностным ориентирам. Немаловажно, чтобы слова и поступки взрослых при этом не расходились с делом. Взрослые также должны уметь признавать собственные ошибки, быть требовательными к себе, гуманными и добродетельными, нравственно совершенствоваться и верить в своих детей. Безусловно, самым главным условием нравственного воспитания детей и залогом его успеха является любовь родителей и педагогов к детям и забота о них. Без этого невозможно воздействовать на детское сознание и затронуть детскую душу . 9.Помните , что слушание одних и тех же пьес, песен необходимо многократно повторять. Предусматривая такую методику, чтобы каждый раз ребенок радовался, узнавал о них что-либо новое. 10.Посредством прослушивания музыкального произведения и работы с ним необходимо использовать все обучающие, воспитывающие и развивающие функции прослушанного материала. Через музыку можно учить различать характер, темп, тембр, ритм музыкальных произведений. Развивать внимание, умение слушать и слышать, изображать настроение музыкального произведения с помощью художественных и словесных средств выразительности. Музыка влияет на развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии, учит детей двигаться под темп музыки. Воспитывает чувство патриотизма, любовь и бережное отношение к природе, близким, окружающим людям и т.д. формирует морально-волевые качества ребенка. Побуждает к созиданию.

Слайд 17

3 этап. Заключительный 1.Выставка рисунков на тему «Весна ». 2.Открытки для мам к 8 марта. 3.Поделки своими руками «Подснежник ».

Слайд 18

Итоги реализации проекта В результате апробации перспективного плана выявлено, что целенаправленное и систематическое использование методического сопровождения по слушанию музыки повышает уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников. Применение слушания музыки в разных видах деятельности, позволило достигнуть положительных результатов в развитии эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста. Музыка оказала благотворное воздействие на формирование нравственных качеств и творческих способностей детей, повысила уровень общего развития дошкольников. В группе сформировалась эмоционально - благоприятная обстановка для развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Педагогический проект "Худжественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников с нарушениями речи"

Проект направлен на возможность использования художественной литературы, как средства нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Статья на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания старшего дошкольника».

В статье  рассказыкается о роли сказки в жизни ребёнка, её важности. Материал может пригодиться родителям дошкольников, воспитателям  и студентам педагогических колледжей....

Волонтерское движение как средство нравственного воспитания старших дошкольников

консультация для педагогов ДОУ по нравственному воспитанию посредством создания волонтерского движения среди старших дошкольников...

Реферат "Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников"

В реферате раскрывается потенциал сказки в  нравственном воспитании сташих дошкольников.Автор делает вывод, чтопотенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости: сказка являе...