Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника
консультация на тему
Речь идет о влиянии классической музыки на личность дошкольника и ее месте в жизни ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речь идет о влиянии классической музыки на духовный мир ребенка | 17.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.
Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, песню жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волныи торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться её красотой.
В. Сухомлинский
Процесс воспитания личности современного ребёнка состоит в том, чтобы, заботясь о совершенстве каждой грани, черте характера ребёнка, воспитатель не должен упускать из виду то обстоятельство, что совокупность всех человеческих сторон определяется чем-то ведущим, основополагающим. И таким определяющим компонентом, несмотря ни на какие современные веяния, была и остаётся нравственность.
Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить, как выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе..
В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественное эстетическое восприятие мира.
У детей в процессе знакомства с лучшими образцами классической музыки формируется бережное отношение к природе, людям, миру, развивается духовная чуткость. Сами не замечая того, они учатся помогать, сопереживать.
Н. А. Ветлугина пишет: «Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции.» Музыкальные занятия с дошкольниками можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки В последнее время наблюдается активное проникновение популярной эстрадной музыки, нередко очень низкого качества, в дошкольные учреждения, что, несомненно, является негативным явлением.
Во-первых, упускается время, так как музыка, подобно речи, осваивается детьми, начиная с раннего детства. Поэтому, в зависимости от того, какую музыкальную речь слышат дети, к такой они привыкают и овладевают ею, как своей родной. Во-вторых, влияния взрослого на ребёнка-дошкольника огромно . Музыка в непосредственно-образовательной деятельности может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи. Запись, хотя и обогащает процесс обучения (особенно когда даётся в сравнении, сопоставлении различных звучаний), не может заменить «живого» исполнения, которое, несомненно, более действенно.
Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества.
В детском саду слушание классической музыки предлагается проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д.
Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов.
При знакомстве детей с классической музыкой обязательно начинается работа чувств, работа души. Весёлая музыка побуждает их радоваться, а грустная заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. При знакомстве с лучшими музыкальными образцами, у детей формируется хороший вкус, чувство прекрасного. Встреча с музыкой поражает их воображение, сердца детей становятся добрыми, открытыми и доверчивыми.
Очень важно давать детям с самого раннего возраста яркие музыкальные впечатления, побуждая их сопереживать музыке, окружающим, формируя у них лучшие нравственные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Произведения Л.Н.Толстого как средство нравственного воспитания дошкольников
В данном материале содержатся рассказы Л.Н.Толстого для детей. К ним разработаны задания для обсуждения нравственных вопросов. Материал может быть использован в непосредственной образовательной област...
Использование макетов и моделей при формировании элементарных экологических представлений, как важнейшего средства нравственного воспитания дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то...
Кубанские игры как средство нравственного воспитания дошкольников
Роль игр в становлении личности....
Игра - ка средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека.Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценно...
Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....
Воспитание любви к природе родного края как одно из средств нравственного воспитания дошкольников
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто славбее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствовует формированию у ребенка уверенности в себе....