Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
консультация на тему
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация
«КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
Человек стал человеком, когда услышал
шёпот листьев, журчание весеннего ручья,
звон серебряных колокольчиков, песню
жаворонка в бездонном синем небе,
шорох снежинок, ласковый плеск волны
и торжественную тишину ночи – услышал
и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни. Умей и ты
слушать эту музыку, умей наслаждаться
её красотой.
В. Сухомлинский
Процесс воспитания личности современного ребёнка состоит в том, чтобы, заботясь о совершенстве каждой грани, черте характера ребёнка, воспитатель не должен упускать из виду то обстоятельство, что совокупность всех человеческих сторон определяется чем-то ведущим, основополагающим. И таким определяющим компонентом, несмотря ни на какие современные веяния, была и остаётся нравственность.
Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задаёт» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить, как выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.
Мастерство и искусство воспитания гармонично развитой личности ребёнка состоит в умении педагога открыть перед каждым, даже самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем, те сферы развития его духа, где он может достичь вершины и проявить себя, заявить о своём Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделённым, а духовно богатым.
Мир, окружающий нас, для детей полон вопросов и загадок. Мы должны помочь малышам не только внимательно смотреть, но и слушать. В наше непростое, неоднозначное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественное эстетическое восприятие мира.
У детей в процессе знакомства с лучшими образцами классической музыки формируется бережное отношение к природе, людям, миру, развивается духовная чуткость. Сами не замечая того, они учатся помогать, сопереживать.
Н. А. Ветлугина пишет: «Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот радостный мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции.» Музыкальные занятия с дошкольниками можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Обе линии грандиозны по объёму и важности для будущего понимания и восприятия ребёнком красоты, гармонии, музыки, мира и себя.
В последнее время наблюдается активное проникновение популярной эстрадной музыки, нередко очень низкого качества, в дошкольные учреждения, что, несомненно, является негативным явлением. Во-первых, упускается время, так как музыка, подобно речи, осваивается детьми, начиная с раннего детства. Поэтому, в зависимости от того, какую музыкальную речь слышат дети, к такой они привыкают и овладевают ею, как своей родной. Во-вторых, влияния взрослого на ребёнка-дошкольника огромно. Если педагог предлагает детям в качестве учебного пособия дешёвую, развлекательную поп-музыку, он формирует определённые негативные предпочтения детей. Достаточно того, что дети практически ежедневно слышат такую музыку в семье. Если и в детском саду педагогам нечем поделиться с детьми в плане воспитания у них чувства прекрасного, то в дальнейшем, быть может, ребёнок так и не встретит человека, способного раскрыть ему красоту настоящей музыки.
Музыка в непосредственно-образовательной деятельности может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи. Запись, хотя и обогащает процесс обучения (особенно когда даётся в сравнении, сопоставлении различных звучаний), не может заменить «живого» исполнения, которое, несомненно, более действенно.
Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. Речь идёт не о каком-либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведённой беседы педагог может не только привить детям интерес к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества.
В детском саду слушание классической музыки предлагается проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д.
Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно лишь приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов.
При знакомстве детей с классической музыкой обязательно начинается работа чувств, работа души. Весёлая музыка побуждает их радоваться, а грустная заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. При знакомстве с лучшими музыкальными образцами, у детей формируется хороший вкус, чувство прекрасного. Встреча с музыкой поражает их воображение, сердца детей становятся добрыми, открытыми и доверчивыми.
Очень важно давать детям с самого раннего возраста яркие музыкальные впечатления, побуждая их сопереживать музыке, окружающим, формируя у них лучшие нравственные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/03/picture-95161.jpg)
Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-180211-1358277356.jpg)
Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребёнка старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей о воспитании детей дошкольного возраста в детском саду и дома в гармонии с классической музыкой....
Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»
Данный материал поможет родителям понять как важно в наше сложное и трудное время видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно с педагогами МБД...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-885026-1485608900.jpg)
Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника
Речь идет о влиянии классической музыки на личность дошкольника и ее месте в жизни ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-984360-1512914409.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста"
Эмоционально-ценностное отношение к классической музыке формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-1340136-1626621833.jpg)
Консультация для родителей "Классическая музыка - как средство нравственного воспитания дошкольника"
Необхрдимо донести до сознания родителей, что у дошкольников в процессе знакомства с классической музыкой формируется бережное отношение к природе, людям, окружающему миру, развивается духовная ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-1340136-1626621833.jpg)
Консультация для родителей "Классическая музыка - как средство нравственного воспитания дошкольников"
Важно, чтобы родители смогли сформировать у своего ребёнка в домашних условиях новогоднее настроение, приобщить его к новогодним традициям....