Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
рабочая программа на тему
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Занятия «Почемучка» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-pochemychka.docx | 77.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Малыш» города Мичуринска Тамбовской области
Дополнительная общеразвивающая программа
дошкольного образования
«Почемучка»
группы общеразвивающей направленности
(дети 3-5 лет)
Срок реализации программы: 2 года
Авторы: старший воспитатель Антипова Ольга Александровна
воспитатель Иванова Ольга Сергеевна
г. Мичуринск - наукоград
2016 год
Аннотация
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Занятия «Почемучка» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
- Пояснительная записка
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики.
Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила
и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире
и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано
с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Новизна данной программы состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.
2. Эффективность
Наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Всё это - активизирует детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
- проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
- технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
3. Необходимость создания программы
Для того чтобы понять, есть ли необходимость в дополнительных образовательных услугах, в дошкольном учреждении был проведен мониторинг «Потребность в дополнительных услугах». Опросы и анкетирования родителей (законных представителей) дошкольников выявили спектр предпочтений родителей и дошколят. Тем самым была обозначена потребность в подготовке детей к обучению в школе в целом и развитие логического мышления у детей в частности.
4. Актуальность программы
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем
дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к
обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований
к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям
детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста? Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.
Результаты исследований психологов показывают, что уровень интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и
верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям
ребенка и типу ведущей деятельности.
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии
интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих
игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
5. Возрастные особенности детей
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра. В этом возрасте у вашего ребенка:
• Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
• Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
- считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке;
- владеть понятиями один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.;
- сравнивать предметы по величине, цвету, форме; сравнивать количество предметов;
- подбирать пару к предмету с заданным признаком;
- складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор;
- находить сходства и различия между предметами;
- запоминать 2-3 картинки;
- запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;
- запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;
- запоминать какую-либо деталь или признак предмета;
- не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;
- находить парные предметы. Из группы предметов выбирать нужный;
- обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Ребенок может знать:
- основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
- основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни. На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, можно выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности. Особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны взрослых. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому необходимо стремиться к развитию у детей следующих навыков. Ребенок 4-5 лет: - определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди; - знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник; - знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой; - расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5); - сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое. Увеличивается объём памяти. Повышается устойчивость внимания. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4). Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары. Подбирает противоположные слова. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
6. Цель программы:
- создание условий для овладения детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.
7. Задачи программы:
1. Способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности и использованию результатов с целью совершенствования игр, практических действий;
2. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;
3. Поощрять детей к освоению и применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений высказываний в разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.
8. Используемые методы
Главными методами обучения дошкольников являются:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-драматизация.
9.Принципы
Программа построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
- принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс;
- принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности;
- принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях;
- принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов;
- принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
10. Ожидаемый результат
В результате проведения занятий дети будут уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
- ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать;
- проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
11. Содержание программы
Программа «Почемучка» разработана для детей 3-5 лет по запросу родителей (законных представителей) и рассчитана на 2 года обучения с октября по май.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.
Возраст | Количество занятий в день/ в неделю | Продолжительность занятия в день/ в неделю |
3-4 года | 1 / 2 | 15 мин / 30 мин |
4-5 лет | 1 / 2 |
|
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:
- разминка,
- основное содержание занятия – изучение нового материала,
- динамическая пауза,
- закрепление нового материала,
- развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
Развивающая игра: раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
I год обучения
№ занятия | Содержание |
Занятие 1 | Формировать умение устанавливать последовательные взаимосвязи |
Занятие 2 | Формировать умение узнавать на ощупь предмет в руке |
Занятие 3 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 4 | Формировать умение зрительно сопоставлять предметы |
Занятие 5 | Формировать умение сравнивать по цвету, форме |
Занятие 6 | Формировать умение составлять закономерность |
Занятие 7 | Формировать умение составлять закономерность |
Занятие 8 | Развивать умение классифицировать, находить общие признаки. |
Занятие 9 | Формировать умение упорядочивать предметы по внешним признакам |
Занятие 10 | Формировать умение составлять закономерность |
Занятие 11 | Формировать умение располагать предметы в последовательности, внимание |
Занятие 12 | Развитие пространственного представления |
Занятие 13 | Формировать умение находить в окружающей обстановке один или несколько предметов, чередование цветов по цвету |
Занятие 14 | Формировать умение сопоставлять предметы |
Занятие 15 | Формировать элементы театрализованной деятельности посредством изображения действий цирковых артистов |
Занятие 16 | Учить самостоятельно группировать предметы по одному признаку (цвету), определять и называть высоту предметов |
Занятие 17 | Учить находить применение различным предметам; развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей |
Занятие 18 | Учить детей логически мыслить, переставлять одну или несколько палочек для получения другой фигуры |
Занятие 19 | Формировать умение зрительно сопоставлять предметы |
Занятие 20 | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы |
Занятие 21 | Учить устанавливать закономерность в расположении ряда геометрических фигур |
Занятие 22 | Формировать умение обводить карандашом сконструированную фигуру по контуру, развивать зрительно-моторную координацию |
Занятие 23 | Упражнять в количественном счете, развивать умение определять порядковый номер |
Занятие 24 | Развивать игровые умения (принятие задания, анализ образца), упражнять в нахождении лишней фигуры в ряду |
Занятие 25 | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку |
Занятие 26 | Формировать умение зрительно сопоставлять предметы |
Занятие 27 | Учить ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку, называть своё местоположение |
Занятие 28 | Развитие пространственного представления |
Занятие 29 | Совершенствовать ориентировку в пространстве. |
Занятие 30 | Развитие пространственного представления |
Занятие 31 | Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими; учить детей выявлять закономерности. |
Занятие 32 | Развивать воображение |
Занятие 33 | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания |
Занятие 34 | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета |
Занятие 35 | Учить находить связь между предметами |
Занятие 36 | Формировать умение составлять закономерность |
Занятие 37 | Развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимо комбинациями |
Занятие 38 | Учить детей распределять предметы в группы по их свойствам |
Занятие 39 | Совершенствовать ориентировку в пространстве |
Занятие 40 | развивать логико-математические способности |
Занятие 41 | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам |
Занятие 42 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 43 | Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение |
Занятие 44 | Называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов |
Занятие 45 | Развивать логико-математические способности |
Занятие 46 | Задания на закономерность изменения фигур в таблицах |
Занятие 47 | Продолжать формировать умение придумывать и конструировать |
Занятие 48 | Развивать конструктивные возможности, пространственное воображение, смекалку, сообразительность |
Занятие 49 | Формировать умение сравнивать по величине, цвету |
Занятие 50 | Формировать умение составлять закономерность, составлять фигуры |
Занятие 51 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 52 | Учить находить равенство, понятие «больше», «меньше» |
Занятие 53 | Упражнять в соотношении цифры и количества, отсчитывании заданного количества предметов |
Занятие 54 | Задания на закономерность изменения фигур |
Занятие 55 | Формировать умение сравнивать по величине, цвету |
Занятие 56 | Формировать умение сравнивать по величине, цвету |
Занятие 57 | Формировать умение сравнивать по величине, цвету |
Занятие 58 | Формировать умение классифицировать предметы по признакам: цвету и форме. Развивать внимание |
Занятие 59 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 60 | Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. |
Занятие 61 | Формировать умение сравнивать по величине, цвету |
Занятие 62 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 63 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 64 | Обобщить знания детей полученные за год |
II год обучения
№ занятия | Содержание |
Занятие 1 | Развивать внимание, восприятие, воображение |
Занятие 2 | Учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам |
Занятие 3 | Совершенствовать ориентировку в пространстве |
Занятие 4 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 5 | Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам |
Занятие 6 | Развивать внимание, восприятие, воображение |
Занятие 7 | Развивать внимание, восприятие, воображение |
Занятие 8 | Учить детей мысленно распределять предметы в группы по их свойствам |
Занятие 9 | Формировать умение упорядочивать предметы по внешним признакам |
Занятие 10 | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. |
Занятие 11 | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета |
Занятие 12 | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. |
Занятие 13 | Формировать умение сравнивать по размеру, цвету |
Занятие 14 | Формировать умение самостоятельно находить решение задач |
Занятие 15 | Упражнение на группировку фигур по форме |
Занятие 16 | Формировать умение сравнивать по размеру |
Занятие 17 | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. |
Занятие 18 | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. |
Занятие 19 | Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий |
Занятие 20 | Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий |
Занятие 21 | Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. |
Занятие 22 | Развитие умения выявлять, и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого- либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.). |
Занятие 23 | Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения. |
Занятие 24 | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. |
Занятие 25 | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указания взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. |
Занятие 26 | Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них. |
Занятие 27 | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. |
Занятие 28 | Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. |
Занятие 29 | Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. |
Занятие 30 | Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; формирование понятия «замкнутая кривая»; развитие памяти, мышления, сообразительности, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать интерес к занятию. |
Занятие 31 | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр. |
Занятие 32 | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. |
Занятие 33 | Развитие классификационных умений. |
Занятие 34 | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. |
Занятие 35 | Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать инициативность и самостоятельность детей. |
Занятие 36 | Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства |
Занятие 37 | Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. |
Занятие 38 | Развитие логического мышления, умения рассуждать. |
Занятие 39 | Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. |
Занятие 40 | Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). |
Занятие 41 | Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию. |
Занятие 42 | Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. |
Занятие 43 | Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом. |
Занятие 44 | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества |
Занятие 45 | Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. |
Занятие 46 | Развитие творческого воображения, логического мышления, комбинаторных способностей. Освоение умения сравнивать, составлять из частей целое, классифицировать объекты |
Занятие 47 | Развитие творческого воображения, логического мышления, комбинаторных способностей. Освоение умения сравнивать, составлять из частей целое, классифицировать объекты |
Занятие 48 | Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. |
Занятие 49 | Развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину - и находить предметы с заданными свойствами. |
Занятие 50 | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. |
Занятие 51 | Развитие творческого воображения, смекалки, умение создавать модель по образцу. |
Занятие 52 | Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. |
Занятие 53 | Развитие пространственных представлений, аналитических способностей, освоение понятия итогового числа. |
Занятие 54 | Формирование временных представлений, развитие внимания, логического мышления. |
Занятие 55 | Развитие комбинаторных способностей, логического мышления, творческого воображения, выявлять закономерность. |
Занятие 56 | Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом. |
Занятие 57 | Развитие соображения, памяти, конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие. Воспитывать интерес к занятию. |
Занятие 58 | Развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Учить ориентировке на листе бумаги. Воспитывать интерес к математике. |
Занятие 59 | Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб) |
Занятие 60 | Развитие творческого воображения, логического мышления, комбинаторных способностей. |
Занятие 61 | Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать, преобразовывать, делать логические выводы |
Занятие 62 | Стимулировать развитие мыслительных способностей, развивать логическое мышление, совершенствовать ориентировку в пространстве. |
Занятие 63 | Развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
Занятие 64 | Обобщить знания детей полученные за год |
12. Календарно-тематический план
I год обучения
Месяц | Тема | Количество часов |
Октябрь | «Веселый поезд» | 1 |
«Внимание» | 1 | |
«Составь фигуру» | 1 | |
«Найди отличие» | 1 | |
«В каждом ряду обведи общие предметы и дай им общее название» | 1 | |
«Продолжи ряд» | 1 | |
«Закончи узор» | 1 | |
«Игры лисенка рыжика» | 1 | |
Ноябрь | «Заполни квадрат» | 1 |
«Продолжи ряд» | 1 | |
«Запомни и расположи также» | 1 | |
«Дорисуй» | 1 | |
«Мы едем, едем» | 1 | |
«Какого предмета не хватает?» | 1 | |
«Что изменилось?» | 1 | |
«Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию» | 1 | |
Декабрь | «Найди применение» | 1 |
Задачи на преобразование фигур | 1 | |
«Нарисуй по образцу» | 1 | |
«Волшебные пазлы» | 1 | |
«Фабрика фигур» | 1 | |
«Чудо-цветик» | 1 | |
«Лепестки» | 1 | |
«Какой предмет не подходит» | 1 | |
Январь | «Что такое «порядок»?» | 1 |
«Собери узор из геометрических фигур» | 1 | |
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед» | 1 | |
«Найди дорогу к дому» | 1 | |
«Хитрая ворона» | 1 | |
«В поисках клада» | 1 | |
«Снеговик и дети» | 1 | |
«Снежинка на ладошке» | 1 | |
Февраль | «Лесенка» | 1 |
«Близко –далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | 1 | |
«Логические цепочки» | 1 | |
«Закончи узор» | 1 | |
«Умные кубики» | 1 | |
«Русские богатыри» | 1 | |
«Логические лабиринты» | 1 | |
«Волшебные палочки – счётные» | 1 | |
Март | «Найди фрагменты изображений» | 1 |
«Составь домик» | 1 | |
«Что должно быть в пустых клеточках» | 1 | |
«Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.» | 1 | |
«Раз-цветочек, два-цветочек» | 1 | |
Логические таблицы | 1 | |
«Сложи узор» | 1 | |
«Волшебные превращения счетных палочек» | 1 | |
Апрель | «Посели фигуру» | 1 |
Игра с палочками | 1 | |
«Какая фигура лишняя?» | 1 | |
«Весы» | 1 | |
«Как малыш нашел грибы» | 1 | |
«Найди, где художник ошибся» | 1 | |
«Лишняя фигура в ряду» | 1 | |
«Кто тяжелее всех» | 1 | |
Май | Задание на сравнение | 1 |
«Волшебный паровоз» | 1 | |
Логические задачи | 1 | |
«Мозговой штурм» | 1 | |
«Четвертый лишний» | 1 | |
«Я знаю» | 1 | |
«Логические задачи» | 1 | |
Викторина | 1 |
II год обучения
Месяц | Тема | Количество часов |
Октябрь | «Помоги Незнайке» | 1 |
«Вышел Ёжик погулять» | 1 | |
«Осьминоги» | 1 | |
«Мы- мультяшки» | 1 | |
«Пуговкомания» | 1 | |
«Отважные путешественники» | 1 | |
«Роботы» | 1 | |
«Конкурс знаек» | 1 | |
Ноябрь | Игра «Найди домик каждого животного и проведи к нему дорожку» | 1 |
«В каждом ряду обведи одинаковые предметы» | 1 | |
Игра «Путешественник» | 1 | |
«Легкие и тяжелые предметы» | 1 | |
«Объедини по признаку» | 1 | |
«Что сначала, что потом» | 1 | |
Игра «Детишки» | 1 | |
Игры с веревочкой « объедини по принципу» | 1 | |
Декабрь | «Закрась что нужно» | 1 |
«Обобщение, классификация» | 1 | |
«Размести игрушки» | 1 | |
«Что должно быть нарисовано в пустых клеточках?» | 1 | |
«Найди клад». | 1 | |
«Угадай-ка». | 1 | |
«Необычные фигуры». | 1 | |
«Домик» игра со счетными палочками. | 1 | |
Январь | «Кошечка» игра-конструирование. | 1 |
«Поезда». | 1 | |
Решение логических задач | 1 | |
«Дорожки». | 1 | |
«Домино». | 1 | |
Ознакомление с понятием «замкнутая кривая». | 1 | |
«Поймай тройку». | 1 | |
Решение логических задач. | 1 | |
Февраль | «Засели домик». | 1 |
«Цветы» игра со счетными палочками. | 1 | |
«Загадки без слов». | 1 | |
«Помоги муравьишкам». | 1 | |
«Найти пару». | 1 | |
«Помоги фигурам выбраться из леса». | 1 | |
«Стрекоза» игра со счетными палочками. | 1 | |
«Автотрасса (построй дорожку)». | 1 | |
Март | «Где, чей гараж? (построй дом)». | 1 |
Решение логических задач | 1 | |
«Разноцветные вагончики». | 1 | |
«Бабочка игра со счетными палочками. | 1 | |
«Две дорожки». | 1 | |
«Почта» | 1 | |
« Найди недостающую фигуру» | 1 | |
«Воспоминания Незнайки о Волшебной Стране» | 1 | |
Апрель | «Город Геометрических Фигур» | 1 |
«Аквариум» игра со счетными палочками. | 1 | |
«Путешествие в чудесный лес» | 1 | |
«Город Веселых Мастеров» | 1 | |
«Путешествие по лабиринту» | 1 | |
«Загадки от Незнайки» | 1 | |
«Путешествие по реке» | 1 | |
«Разноцветные вагончики». | 1 | |
Май | «Нелогические ситуации» | 1 |
«Путешествие» | 1 | |
«Кошка и котенок» игра со счетными палочками. | 1 | |
«Письмо от Незнайки» | 1 | |
«Страна сказок» | 1 | |
« Буратино» | 1 | |
« Волшебные таблички». | 1 | |
Викторина | 1 |
13. Материально-техническое обеспечение программы
Разделы | Дидактические игры и пособия |
Формировать умение сравнивать по величине | Набор геометрических фигур, настольные игры, «геометрическое лото» |
Тренировать память | Настольные игры, наборы предметных картинок, кубики разных цветов и разного размера |
Формирование знаний целое и часть | Набор предметных картинок по теме: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания» |
Развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме | Мозаика, кубики, шнуровка |
Формировать умение устанавливать последовательные взаимосвязи | Задания по развитию мышления |
Формировать умение самостоятельно находить решение задач | Пазлы, настольные игры, логические картинки |
Учить находить равенство, понятие «больше», «меньше» | Счетные палочки, цветные крышечки, муляжи фруктов |
В течение всего времени воспитатель во время проведения занятий может использовать ноутбук, музыкальный центр.
14. Список литературы
Список литературы | Интернет-источники |
К.Ю.Белая, В.М. Сотникова «Разноцветные игры» | |
З.А. Ефанова «Развитие мышления» | |
З.А. Ефанова «Развитие мышления» | |
Л.Д.Комарова «Игры с цветными крышками» | |
З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» | |
Е.Н. Панова «Дидактические игры — занятия в ДОУ» | |
Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька» | |
Л.В. Управителева «Подготовка к школе в детском саду» |
Приложение 1
Мониторинг освоения программы
Ребенок 3-4 лет:
- ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета на плоскости);
- сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета, приложением, наложением;
- различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению;
- понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность.
Ребенок 4-5 лет:
- ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета на плоскости);
- правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1 и -1);
- различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры;
- выкладывает ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением;
- ориентируется во времени (вчера-сегодня-завтра, сначала - потом). Называет времена года, части суток, дни недели.
Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить внимание в работе с детьми.
Приложение 2
Диагностический инструментарий
на выявление уровня развития логического мышления
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.
Диагностические тесты:
- «Систематизация»,
- «Задания для агента 007»,
- «Цепочки»
Применение вышеназванных тестов, позволяет установить уровень сформированности разных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение) и математических представлений. Выявление данных уровней качеств логического мышления происходит в процессе выполнения детьми различных заданий:
Тест « Систематизация»
Цель: выявление уровня развития логического мышления на материале, сочетающем систематизацию объектов по величине, и классификацию этих объектов по форме.
Материалы: карточки-задания с квадратной таблицей, разделенной на клетки на каждого ребенка, цветные карандаши.
Инструкция: Рассмотрите таблицу. В некоторых клеточках нарисованы фигурки разной формы и величины в определенном порядке. Заполните пустые клеточки.
Критерии оценки:
Высокий уровень – 0 ошибок;
Средний уровень – 3-4 ошибки;
Низкий уровень – ребенок не справился с заданием.
Тест «Задание для агента 007»
Цель: оценка уровня сформированности развития логической (механической) памяти ребенка и умственных операций анализа и обобщения. Материалы: листки бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши.
Инструкция: вспомнить и зарисовать слово, стоящее в паре с прочитанным словом.
Пары слов, связанных по смыслу:
кукла – играть гитара - музыкант
курица – яйцо щетка - зубы
ножницы – резать книга - учитель
лошадь – сани снег - зима
бабочка – муха корова – молоко
Примечание:
Читаем ребенку пары слов, которые связаны между собой логически. Интервал между парами – 5 секунд. Затем, приблизительно через 10 секунд, по очереди читаем только левые слова из пары. Итак, взрослый читает левое слово из пары, правое ребенок вспоминает и зарисовывает, и так далее.
Пары слов, не связанных по смыслу:
жук – кресло
компас – клей
колокольчик – стрела
синица – сестра
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок вспоминает 7-10 слов.
Средний уровень - ребенок вспоминает 5-6 слов.
Низкий уровень - ребенок вспоминает менее 3 слов.
Тест «Цепочки»
Цель: анализ сформированности у детей умения устанавливать причинно-следственные связи, образовывать аналогии.
Материалы: карточки с изображением различных предметов, сюжетов.
Инструкция: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку. В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.
Критерии оценки:
Высокий уровень – 0 ошибок;
Средний уровень -1-3 ошибки;
Низкий уровень – 4-5 ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Школа выживания. Огонёк хочет в лес»
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в лесу....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Оригами" в младшей группе общеразвивающей направленности
Оригами- это быстрый и бюджетный способ занять ребенка в свободное время.С помощью оригами вы можете создавать разнообразные поделки.Оригами очень полезно для детей....
Перспективный план дополнительного кружка «Светофорик» для средней группы по обучению детей правилам дорожного движения
план по БДД...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животный мир Якутии» в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР (старшая группа)
Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;Формировать первоначальное представление о «Красной книге...
Сценарий выпускного мероприятия для детей группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) «Слоненок пошёл учиться»
Сценарий предназначен для детей с нарушениями зрения и речи.Задания в сценарии подобраны в соответствии со зрительными патологиями детей.Задания и текст в сценариии позволяют увидеть положительную дин...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР...
ПРОГРАММА дополнительного образования. «Я САМ!» старшая группа коррекционной направленности для детей с ТНР и ОНР
Особенности программы: программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им с...
- Мне нравится (1)