Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животный мир Якутии» в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кушматова Лолита Александровна

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;
  • Формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу
  • Активизировать словарь детей (Красная книга, заповедник).
  • Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.  

Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Развивающие:

  • Углублять и уточнять представления о животном мире Якутии.
  • Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности.
  • Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  • Расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.
  • Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей родине.

Предварительная работа: Работа с географической картой. Проведение тематических занятий по ознакомлению детей с республикой Саха (Якутия). Чтение якутских сказок, сказок народов Севера. Рассматривание альбомов «Животные Якутии»; знакомство с Красной конигой.

Оборудование: фотографии, иллюстрации; листы с изображением следов некоторых животных, Красная книга; изображения животных; карта Якутии; изображения зимнего леса; аудиозапись «Звуки природы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zhivotnye_yakutii_kushmatova_l.a.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 «Полянка» Нерюнгринского района г.Нерюнгри

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Животный мир Якутии» в группе компенсирующей направленности детей с ЗПР

(старшая группа)

Воспитатель: Кушматова Л.А.

г. Нерюнгри

Образовательная область «Познание».

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о животных Якутии, умение их различать, описывать внешний облик, их особенности, поведение;
  • Формировать первоначальное представление о «Красной книге Якутии», о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу 
  • Активизировать словарь детей (Красная книга, заповедник).
  • Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.  

Коррекционные: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Развивающие:

  • Углублять и уточнять представления о животном мире Якутии.
  • Развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности.
  • Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  • Расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.

Воспитательные: 

  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите.
  • Продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей родине.

Предварительная работа: Работа с географической картой. Проведение тематических занятий по ознакомлению детей с республикой Саха (Якутия). Чтение якутских сказок, сказок народов Севера. Рассматривание альбомов «Животные Якутии»; знакомство с Красной конигой.

Оборудование: фотографии, иллюстрации; листы с изображением следов некоторых животных, Красная книга; изображения животных; карта Якутии; изображения зимнего леса; аудиозапись «Звуки природы».

Ход НОД

1. Организационный момент

Под звуки природы, дети становятся в круг.

Игра “Эхо”. 

Цель: Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания. 

2. Основная часть.

В: Ребята, скажите пожалуйста, в  какой стране мы живем?

Дети: В России

В: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов!

Воспитатель: Конечно большая, и городов очень много, и поэтому нашу страну поделили на много Республик, в том числе и на нашу Республику - Республику Саха Якутия - наш родной край!

Ребята я вам хочу прочитать очень красивое стихотворение о нашем родном крае:

"Край любимый"

Над тайгою солнце светит,

В глубине шумит река,

А по небу гонит ветер

Золотые облака.

Косолапый мишка ходит,

Мнёт зелёную листву,

По кустам олени бродят,

Щиплют ягель и траву.

Я люблю твои просторы,

Край якутский, край родной,

Где леса, поля и горы

Покоряют красотой.

Будь всегда таким красивым,

Яркой звёздочкой гори,

Край якутский, край любимый

Вечно в памяти живи!

автор Т. Демина

В: Понравилось вам стихотворение? Скажите, а какие слова вам знакомы, а какие не знакомы? (ягель, просторы, покоряют красотой)

Анализируем с детьми стихотворение

В: Посмотрите на карту (Карта Якутии). Сегодня мы с вами совершим

путешествие по Якутии. Природа – это всё, что нас окружает: живое (животные, птицы) и неживое (леса, реки). Широкое разнообразие обитателей Южной Якутии.

Дидактическая игра «Найди лишнее животное».

В: На картинках нужно найти лишних животных, и сказать, почему они лишние.

(На карте заяц, лиса, волк, песец, бурый медведь, северный олень, слон, жираф, бегемот.)  

Дети: Слон, жираф, бегемот – лишние, так как они не живут в Якутии.

В: Молодцы!

В: А мы отправимся в лес, который в Якутии называется – как?

Дети: Тайга.

В: В тайге зимой много снега.  Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут шагом), снегу становится все больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко (дети идут, высоко понимая ноги).

Вот и очутились мы с вами на полянке. Посмотрите, весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро. В лесу очень красиво, тихо, спокойно. (Дети садятся на стульчики.)

Гимнастика для глаз "Прогулка в лесу"

Мы отправились гулять (шагают на месте)

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит (смотрят вниз)

Слева ель растет - старушка, (смотрят вправо)

Справа сосенки - подружки (смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)

Все равно я вас найду! (влево - вправо, вверх – вниз).

Дидактическое упражнение «Расскажи о животном».

- Воспитатель: Ребята, неужели в лесу никого нет? Смотрите, вот следы! Как вы думаете, чьи? Кто незаметен на белом снегу?

- Дети: Заяц. Следы зайца - заячьи.

- Воспитатель: На что похожи заячьи следы? (Следы похожи на капельки.)

- Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

- Дети: Заяц прячется от совы, волка, лисы.

- Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

- Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы.

- Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

- Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

- Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела.

- Дети: Это лиса. Нора лисы – лисья.

- Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Меняет шубку зимой лиса?

- Дети: Лиса зимой шубу не меняет.

- Воспитатель. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

- Дети: Хвост согревает, следы заметает.

- Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый - чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.

- Воспитатель: Что помогает лисе выискивать добычу?

- Дети: Лисе помогает хороший слух и нюх.

В: Ребята, а вы знали, что некоторых животных Якутии стало совем мало и поэтому они занесены в специальную книгу, чтобы их сберечь.

В: Красная книга. Это необычная книга, на ее листочках животные, птицы, растения. Эту книгу составили ученые. В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. Их осталось на Земле очень мало! Их надо охранять! Им надо помогать!

– А кто скажет, как можно помочь этим животным? (запретить охоту, надо подкармливать, не разорять их гнезда)

– Посмотрим, какие животные попали в эту книгу? (Рассматривание и знакомство с животными Красной книги).

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему не встретили следов медведя?

- Дети: Медведь зимой спит в берлоге.

- Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

- Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

- Воспитатель: Как он всю зиму спит и ничего не ест?

- Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

- Воспитатель: Правильно. Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так, вот так головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так дружно дерево качали

Вперевалочку ходили и из речки воду пили,

Вот так, вот так и из речки воду пили.

А потом они плясали, выше лапы поднимали

Вот так, вот так выше лапы поднимали

Отгадывание загадок

Загадки:  

Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного, порода. (Песец).

Он других не обижает.

 Ест траву, в лесу гуляет,

 Но ветвистыми рогами

 Может справиться с волками!

 (Ответ: олень)

Что за хищник за такой, 

Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. 
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (Заяц). 

На овчарку он похож: Что ни зуб — то острый нож!  

Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) 

В: Молодцы! Отгадали все загадки.

Заключительная часть

– Что нового, интересного вы узнали сегодня? 

– Конечно же, от поведения человека зависит, будут ли жить на Земле такие удивительные животные, с которыми мы с вами сегодня еще раз познакомились и будем ли мы жалеть и беречь их, а они будут радовать нас своей красотой, добротой. Ведь им так тяжело выживать в этом суровом, ледяном краю. Давайте же будем их друзьями и защитниками!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста,  напраленной на закрепление знаний основных цветов спектра и класификации на теплые и холодные тона....

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по художественному творчеству и музыке с использованием ИКТ с детьми средней группы компенсирующей направленности (с ЗПР) Тема: «Солнышко»

Цель: доставить детям радость, создать «солнечное» настроение.Задачи:Закреплять  вокально – певческие навыки.Развивать слуховое восприятие и эмоциональную отзывчивость.Развивать творческие способ...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ «Дикие животные»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитию«Формирование целостной картины мира»в подготовительной к школе группе комбинированной направленности ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию игра-путешествие «В гости к лесным жителям» старшая группа компенсирующей направленности

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию игра-путешествие «В гости к лесным жителям»старшая группа компенсирующей направленностиЦель:Закрепление и обогащение пр...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...