Презентация "Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами"
презентация по теме
Презентация "Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами" | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед воспитателями встает задача ознакомления детей со временем. Изучение времени и его свойств разделено на три цикла: астрономическое время, историческое время (Владимирова Т. В). и доисторическое время (Андриянова Т. Н).. Планомерная работа по ознакомлению со свойствами времени начинается в старшей группе со второго полугодия. Но из опыта работы по данному направлению, выявлено, что дети хорошо усваивают некоторые временные понятия уже со второй половины средней группы. Цель ознакомления дошкольников со временем - сформировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств (ощущение времени: мы не можем время увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус). Время оставляет следы на объектах природного и рукотворного миров. П одводим детей к тому, что время можно измерить. И измеряется оно не только секундами, минутами, часами, но и более крупными единицами. Это эталоны календарного времени , части суток, периоды природного, или фенологического, времени. В словарь детей вводится понятие «кусочек времени» . Знакомя детей со свойствами времени, мы в первую очередь формируем понятия однонаправленности и необратимости . Это наиболее очевидные свойства времени, которые легко воспринимаются детьми (сутки, времена года). Д аем количественную характеристику мер времени (4 времени года, для мл. возраста 4 части суток, для ст. в. 6 частей, добавляется полдень и полночь), формируем представления о временных отношениях в пределах суток и года.
Знакомство с часами как прибором, фиксирующем время, осуществляется с помощью системного оператора Приборы: барометр, термометр, весы Часы будущего Из каких частей состоят? Корпус, механизм, циферблат, стрелки, кнопки Из каких частей состоят? П ознакомив со свойствами однонаправленности и необратимости времени, мы систематизируем знания детей о часовом, суточном и природном (фенологическом) времени.
Поскольку время однонаправленно и необратимо , то смена действий происходит последовательно. Поэтому следующее свойство, последовательность, мы изучаем, знакомясь с эталонами календарного времени. Здесь мы расширяем у детей понятия «прошлое», «будущее», «настоящее»(Игры :»Поезд времени», «Что сначала, что потом» «Путешествия на Машине времени» и т. д. ). Путешествуя по будущему, мы применяем метод фокальных объектов. Этот метод дает широкие возможности для фантазирования. В частности, мы можем сконструировать автомобиль будущего. Например у нас получится живой автомобиль, который может помыть посуду, съездить за покупками, поиграть с хозяином в любую игру. Или горящий автомобиль, сгорающий до кучки пепла после выработки ресурсов. Поскольку скорость вращения у каждой планеты своя, то и время на планетах движется с разной скоростью. То есть время относительно Помочь понять это свойство к нам приходят волшебники времени Догоняй и Отставай.
Догоняем, он убыстряет время, и Отставаем , который замедляет время. Представим себе, что мы засеяли огород, и тут появился волшебник быстрых минут Догоняй. Что произошло в саду? (Все стало расти не по дням, а по часам). Что в этом хорошего и что плохого? В каких сказках встречается нам Догоняй? Д: «Сказка о царе Салтане » А.С.Пушкина , «Петух и жерновки». У Догоняя есть родной брат – Отставай. Это волшебник медленных минут. Там, где Отставай, время идет очень медленно. Представьте себе, что пока вы спали ночью, прошло много лет, а для вас - всего одна ночь. Что вы увидите, когда проснетесь? А где встречается Отставай? (В сказке «Карлик Нос», в мультфильме «Мама для Мамонтенка»). После непродолжительной беседы педагог подводит детей к мысли о том, что время относительно, и воспринимается организмами разных биологических классов по-разному В конце этого цикла занятий можно предложить детям нарисовать портреты Волшебников.
Ч то мы знаем о времени? (Оно движется в одну сторону. Оно не может вернуться назад. У него нет начала и конца. Время движется с постоянной скоростью). Почему время движется с одинаковой скоростью? (Потому, что Земля вращается с одинаковой скоростью). А если бы Земля вертелась быстрее или медленнее? (То и время бы двигалось быстрее или медленнее). Мы знаем, что Земля поворачивается вокруг Солнца за один год, а вокруг себя за одни сутки. А если бы она вокруг себя тоже за год поворачивалась, чтобы тогда было? (Сутки длились бы целый год). А если Земля вокруг Солнца будет за одни сутки круг делать? (Год на Земле будет длиться одни сутки). Обсуждается проблема приспособления растений, животных и человека к условиям длинных суток и короткого года короткого года. Сейчас мы фантазировали. Но если бы люди жили на Юпитере, то продолжительность суток и годов у них была бы совершенно другая. Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси, поэтому сутки длятся всего 10 часов. А вот год на Юпитере длится 12 земных лет. Продолжительность дня и года у каждой планеты Солнечной системы своя. Итак, от чего зависит время на планете? (От скорости движения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца). В природе существуют бабочки, которые живут всего один день. Их так и называют бабочки-однодневки. Как вы думаете время для бабочки движется быстрее или медленнее чем для человека? Длинной или короткой ощущает свою жизнь сама бабочка? Ведь за одни сутки она успевает родиться, вырасти, от- ложить яички. За один день для бабочки проходит целая жизнь. После непродолжительной беседы педагог подводит детей к мысли о том, что время относительно , и воспринимается организмами разных биологических классов по-разному.
Знакомство детей со шкалой времени Какой самый малый кусочек времени? Секунда. Но есть и более короткий отрезок времени. Значит, у шкалы времени нет начала. А самый большой кусочек времени? Тысячелетие? Или есть более длинный отрезок? Нет конца у шкалы времени. Время непрерывно. Волшебник Замирай помогает нам это понять.
«Дорожки времени» на модели «Астрономическое время» Астрономическое время Часовое Секунда Минута Час Суточное Утро Полдень День Вечер Ночь Полночь Календарное Сутки Неделя Месяц Год Век Тысячелетие Фенологичес кое Времена года: Зима Весна Лето Осень
Игровой момент «Волшебный экран» (Системный оператор ). Море Исследовательский центр Музей Моллюск Окаменелость аммонита (передача информации о жизни животных и растений в прошлом ) Экспонат в музее, амулет (объект красоты, ценная вещь) Плотный покров, тело, щупальца Песчинки, листики, глина, пыль Рамка, тесьма .
Мои пособия по возрастам
Берегите время: это ткань, из которой сделана жизнь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей со временем и его свойствами
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научитьс...
Проект «В гостях у Времени» (знакомство со временем и его свойствами)
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами. «Путешествие в гости к Аммониту». Подготовительная группа (6 - 7 лет).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:«Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами.«Путешествие в гости к Аммониту».Подготовительная группа (6 - 7 лет)....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»...
Знакомство со временем и его свойствами
Формирование у дошкольников представлений о некоторых свойствах времени: части суток, времена года....