Знакомство со временем и его свойствами
проект по математике (старшая группа)

Аллаева Дильфуза Абдугуламовна

Формирование у дошкольников представлений о некоторых свойствах времени: части суток, времена года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_vremenem.docx614.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 6, дошкольные группы

Паспорт проекта

«Знакомство со временем и его свойствами»

                                                       Выполнили:

воспитанники старшей группы № 7,

воспитатель Аллаева Д.А.

г. Югорск

2019 г.

Актуальность

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. У детей дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени,  необратимости, о его смене и периодичности. Паспорт проекта «Знакомство со временем и его свойствами».

Цель проекта:

 Формирование представлений о некоторых  свойствах времени: части суток, времена года.

 Задачи:

1.Познакомить детей с понятием «сутки», «времена года», с их последовательностью.

2.Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

3.Укрепить связи между детским садом и семьёй.

Проблема:

В повседневной жизни, во время непосредственно образовательной деятельности было отмечено, что у детей среднего возраста складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. В силу своего возраста, малой компетенции  эти представления носит чисто формальный характер, не связанный с формированием основных понятий о свойствах времени. Было решено начать работу по данной проблеме более углубленно.

Вид:

по количеству – коллективный;

по приоритету метода – информационно – творческий;

по контингенту участников – одновозрастной;

по продолжительности – среднесрочный.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Определение цели.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.

Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды.

Основной этап:

Работа с детьми – (проведение комплекса мероприятий)

Беседы:

Беседа о временах года.

Цель: обобщить и расширить знания о временах года

Задачи:

1. Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках времен года  

2. Научить детей понимать связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

3.Прививать интерес к художественному слову.
Беседа "Утром вечером и днем мы здоровье бережем"

Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Прививать привычки следить за внешним видом, за чистотой тела. Закреплять знания последовательности частей суток.

Ситуативная беседа "Вечер на улице"

Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Прививать привычки следить за внешним видом, за чистотой тела. Закреплять знания последовательности частей суток.

Беседа "Сутки".

Цель. Формировать у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток.

Дидактические игры

«Когда это бывает? »

Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы; вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

 «Что сначала, что потом»

Цель: Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов, развивать внимание, быстроту мышления.

«Части суток»

Цель: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательность.

«В какое время года нужны эти предметы?»

Цель: Закреплять представление о  временах года и сезонных изменениях

в природе.

Подвижные   игры

"День и ночь"

Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.

«Бывает  - не бывает»

Цель: Развитие вербально – логического мышления, закрепление представлений о признаках времен года.

Игры с мячом:

«Лови, бросай, части суток называй»

Цель: Закреплять названия и последовательность частей суток.

Сюжетно - ролевая игра «Семья»

Игровая ситуация: ребенок не хочет вовремя ложиться спать.

Цель. Закреплять знания частей суток; формировать представления о необходимости соблюдать режим сна и бодрствования, закреплять умение подбирать необходимые манипуляции в игре для решения поставленной задачи. Развивать умение играть вместе, дружно.

Эксперимент: «Как наступает ночь»

Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности, умение делать простейшие выводы. Развивать наблюдательность, смекалку.

Продуктивная деятельность

Цель. Закреплять знания о сутках, о последовательности частей суток, времен года; развивать умение выполнять работу по замыслу, изображать предметы и явления, характерные для определенного времени суток, времени года; вызвать у детей интерес к рисованию (лепке, аппликации) временных отрезков и их особенностей. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Выставка художественных работ:

"Моя любимая часть суток"(рисование),

 «Звездное небо» (аппликация),

«Пластилиновая фантазия» (лепка с родителями),

Изготовление книжки – малышки по загадкам «Времена года»;

Фотовыставка «Мой ребенок в разные части суток».

Рассматривание иллюстраций из художественных произведений.

Чтение художественной литературы:

Рассматривание альбома «Сказки про времена года».

Рассматривание сюжетных картин «Сутки». «Времена года»

 Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, времен года, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы; активизировать словарный запас.

Цель. Вызвать у детей интерес к художникам, композиторам, писателям, поэтам, формировать умения замечать отношения творческих людей к данной теме, развивать умение делать простейшие выводы.

Отгадывание загадок о частях суток.

Цель. Учить слушать и обсуждать художественные произведения, соотносить различные действия с определенной частью суток; учить отгадывать загадки.

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок  «Времена года», «Части суток»

Цель. Закреплять знания о сутках, временах года; учить слушать и обсуждать художественные произведения, заучивать стихотворения. Вызвать интерес к играм по тексту стихотворений.

Сказки:

Царица Осень и ее любимые туфельки;

Русские   народные сказки о зиме;

Осенняя сказка;

Сказка про весну;  

Сказка "Как времена года поссорились";

«Четыре сестрицы».

Викторины   на тему:

 «Все о времени»;

«Сказки – наши друзья».

Цель: Расширять представление детей о единицах времени, обобщить знания о сказках, развивать творческое воображение, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Взаимодействие с родителями

Анкетирование:

"Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста";

Консультации:

 «Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;

 «Как научить ребенка понимать время»,

«Формируем представления о времени»;

 «Зимние, новогодние, рождественские сказки, или что читать детям зимой».

 Создание газеты "Мой ребенок в разные части суток"?

«Пластилиновая фантазия»  (лепка с родителями)

Заключительный этап:

Презентация   материалов проекта по формированию временных представлений для детей параллельной  старшей   группы.

  Результаты:

  Дети: формирование представлений о частях суток, времени года, их названиях,              последовательности;

Познавательная компетентность детей расширилась.

Родители: Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

Получение консультаций по вопросам формирования временных представлений;

Укрепление связей между детским садом и семьёй.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей со временем и его свойствами

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научитьс...

Проект «В гостях у Времени» (знакомство со временем и его свойствами)

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами. «Путешествие в гости к Аммониту». Подготовительная группа (6 - 7 лет).

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по теме:«Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами.«Путешествие в гости к Аммониту».Подготовительная  группа (6 - 7 лет)....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»...

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) «Путешествие в страну времени»

Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь). "Путешествие в страну времени"....