Знакомство со временем и его свойствами
проект по математике (старшая группа)
Формирование у дошкольников представлений о некоторых свойствах времени: части суток, времена года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_so_vremenem.docx | 614.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 6, дошкольные группы
Паспорт проекта
«Знакомство со временем и его свойствами»
Выполнили:
воспитанники старшей группы № 7,
воспитатель Аллаева Д.А.
г. Югорск
2019 г.
Актуальность
Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. У детей дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, необратимости, о его смене и периодичности. Паспорт проекта «Знакомство со временем и его свойствами».
Цель проекта:
Формирование представлений о некоторых свойствах времени: части суток, времена года.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятием «сутки», «времена года», с их последовательностью.
2.Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
3.Укрепить связи между детским садом и семьёй.
Проблема:
В повседневной жизни, во время непосредственно образовательной деятельности было отмечено, что у детей среднего возраста складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. В силу своего возраста, малой компетенции эти представления носит чисто формальный характер, не связанный с формированием основных понятий о свойствах времени. Было решено начать работу по данной проблеме более углубленно.
Вид:
по количеству – коллективный;
по приоритету метода – информационно – творческий;
по контингенту участников – одновозрастной;
по продолжительности – среднесрочный.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение цели.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.
Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды.
Основной этап:
Работа с детьми – (проведение комплекса мероприятий)
Беседы:
Беседа о временах года.
Цель: обобщить и расширить знания о временах года
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках времен года
2. Научить детей понимать связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.
3.Прививать интерес к художественному слову.
Беседа "Утром вечером и днем мы здоровье бережем"
Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Прививать привычки следить за внешним видом, за чистотой тела. Закреплять знания последовательности частей суток.
Ситуативная беседа "Вечер на улице"
Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Прививать привычки следить за внешним видом, за чистотой тела. Закреплять знания последовательности частей суток.
Беседа "Сутки".
Цель. Формировать у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток.
Дидактические игры
«Когда это бывает? »
Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы; вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.
«Что сначала, что потом»
Цель: Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов, развивать внимание, быстроту мышления.
«Части суток»
Цель: Уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательность.
«В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: Закреплять представление о временах года и сезонных изменениях
в природе.
Подвижные игры
"День и ночь"
Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.
«Бывает - не бывает»
Цель: Развитие вербально – логического мышления, закрепление представлений о признаках времен года.
Игры с мячом:
«Лови, бросай, части суток называй»
Цель: Закреплять названия и последовательность частей суток.
Сюжетно - ролевая игра «Семья»
Игровая ситуация: ребенок не хочет вовремя ложиться спать.
Цель. Закреплять знания частей суток; формировать представления о необходимости соблюдать режим сна и бодрствования, закреплять умение подбирать необходимые манипуляции в игре для решения поставленной задачи. Развивать умение играть вместе, дружно.
Эксперимент: «Как наступает ночь»
Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности, умение делать простейшие выводы. Развивать наблюдательность, смекалку.
Продуктивная деятельность
Цель. Закреплять знания о сутках, о последовательности частей суток, времен года; развивать умение выполнять работу по замыслу, изображать предметы и явления, характерные для определенного времени суток, времени года; вызвать у детей интерес к рисованию (лепке, аппликации) временных отрезков и их особенностей. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Выставка художественных работ:
"Моя любимая часть суток"(рисование),
«Звездное небо» (аппликация),
«Пластилиновая фантазия» (лепка с родителями),
Изготовление книжки – малышки по загадкам «Времена года»;
Фотовыставка «Мой ребенок в разные части суток».
Рассматривание иллюстраций из художественных произведений.
Чтение художественной литературы:
Рассматривание альбома «Сказки про времена года».
Рассматривание сюжетных картин «Сутки». «Времена года»
Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, времен года, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы; активизировать словарный запас.
Цель. Вызвать у детей интерес к художникам, композиторам, писателям, поэтам, формировать умения замечать отношения творческих людей к данной теме, развивать умение делать простейшие выводы.
Отгадывание загадок о частях суток.
Цель. Учить слушать и обсуждать художественные произведения, соотносить различные действия с определенной частью суток; учить отгадывать загадки.
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок «Времена года», «Части суток»
Цель. Закреплять знания о сутках, временах года; учить слушать и обсуждать художественные произведения, заучивать стихотворения. Вызвать интерес к играм по тексту стихотворений.
Сказки:
Царица Осень и ее любимые туфельки;
Русские народные сказки о зиме;
Осенняя сказка;
Сказка про весну;
Сказка "Как времена года поссорились";
«Четыре сестрицы».
Викторины на тему:
«Все о времени»;
«Сказки – наши друзья».
Цель: Расширять представление детей о единицах времени, обобщить знания о сказках, развивать творческое воображение, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Взаимодействие с родителями
Анкетирование:
"Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста";
Консультации:
«Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;
«Как научить ребенка понимать время»,
«Формируем представления о времени»;
«Зимние, новогодние, рождественские сказки, или что читать детям зимой».
Создание газеты "Мой ребенок в разные части суток"?
«Пластилиновая фантазия» (лепка с родителями)
Заключительный этап:
Презентация материалов проекта по формированию временных представлений для детей параллельной старшей группы.
Результаты:
Дети: формирование представлений о частях суток, времени года, их названиях, последовательности;
Познавательная компетентность детей расширилась.
Родители: Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам формирования временных представлений;
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».
Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....
Картотека дидактических игр по ознакомлению детей со временем и его свойствами
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научитьс...
Проект «В гостях у Времени» (знакомство со временем и его свойствами)
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами. «Путешествие в гости к Аммониту». Подготовительная группа (6 - 7 лет).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:«Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами.«Путешествие в гости к Аммониту».Подготовительная группа (6 - 7 лет)....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников со временем и его свойствами....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами»...
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) «Путешествие в страну времени»
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе. Знакомство с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь). "Путешествие в страну времени"....