Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста
презентация к уроку (младшая группа) на тему
В данном материале раскрывается психологическая характеристика детей 1 - 3 года жизни, наиболее характерные особенности детей раннего возраста, специфика работыс малышами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranniy_vozrast.pptx | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление» . Масару Ибука
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (от 1 до 3-х лет)
Совместная деятельность взрослого с ребенком Закладываются важнейшие способности и качества личности : познавательная активность, речь , наглядно-действенное мышление, пространственный образ Я и первые формы самосознания , общение со сверстниками и пр . Адекватные возрасту педагогические воспитательные и образовательные воздействия в этот период совершенно необходимы . При организации образовательной работы с детьми раннего возраста необходимо хорошо знать и чувствовать психологию маленьких детей.
Н аиболее характерной особенностью раннего возраста является с итуативность психики и поведения ребёнка Ситуативность проявляется в том, что все действия и переживания малыша определяются воспринимаемой ситуацией и неразрывно связаны с ней. У ребенка нет равнодушного или отстранённого отношения к окружающим вещам: он как бы находится в « силовом поле» предметов, притягивающих его. Ситуативность ребенка раннего возраста проявляется и в особенностях его восприятия и мышления .
Восприятие в этот период практически неразрывно связано с действием : только активно действуя с предметами , малыш во всей доступной ему полноте познает их свойства. Поэтому нельзя принуждать детей к долгому сидению на стульях и к восприятию информации педагога . Маленький ребенок еще не может заниматься чисто умственной деятельностью , планировать ее, сознательно обдумывать что-то, его мышление имеет наглядно - действенную форму .
Своеобразие отношения ребенка раннего возраста к окружающему миру проявляется и в ярко выраженной аффективности поведения . Эмоции малыша ситуативны , легко возникают, бурно проявляются, могут быстро изменяться на противоположные . Ребенок восторженно реагирует на новые игрушки, горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем, малыша можно легко успокоить, отвлечь от того, к чему он только что настойчиво стремился, предложив другую игрушку или интересное занятие.
На протяжении раннего детства ситуативность поведения малышей постепенно преодолевается. К трем годам поведение ребенка становится более независимым от непосредственно воспринимаемой ситуации.
С одержание образования детей раннего возраста охватывает все образовательные области, указанные в ФГОС ДО
Первая трудность, с которой сталкиваются и родители и воспитатели маленьких детей проблема адаптации к новой обстановке и (хотя и кратковременная) разлука с мамой. Решение данной проблемы предполагает следующие педагогические действия : преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости ; привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров и налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми ; способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление ); обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями; повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту их детей. Данные меры могут способствовать успешной адаптации детей к детскому саду. Специфика работы с детьми до 3-х лет
Ещё одной трудностью в работе с маленькими детьми является необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку. Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия . С маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий. Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.
Остановимся на некоторых центральных моментах в образовательной работе с детьми раннего возраста. Предметная деятельность детей в раннем возрасте Развитие ребёнка – это не запоминание слов и не усвоение готовых знаний, а становление активности ребёнка, его самостоятельности , эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, формирование интересов ребёнка, (т. е. его желания что-то делать, участвовать в жизни), и его практических возможностей (умения и способы действия). В раннем возрасте всё это реализуется в предметной деятельности , а именно действиях ребёнка с разными бытовыми предметами с игрушками.
Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребенка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления . С помощью неспецифических и специфических манипуляций, ориентировочно- исследовательских и предметных действий происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире, развитие интеллектуального потенциала. Предметная деятельность определяет содержание общения ребенка со взрослыми . Наиболее адекватной для малышей является общение по поводу предметов и действий с ними. Такое общение имеет практический, деловой характер. Взрослый в ходе ситуативно-делового общения выполняет несколько функций: как партнер и помощник в совместной деятельности; как образец для подражания; как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша .
В совместной деятельности со взрослым ребенок осваивает новый вид коммуникативных средств – предметно-действенные . Они выражают готовность ребенка к взаимодействию , приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда ребенок еще не умеет говорить. Наиболее распространенными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты, протягивание взрослому предмета, вкладывание его в руку. Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому, принося ему все свои игрушки , складывая их рядом или на колени взрослому. Не следует требовать от ребёнка активной речи, когда он к этому ещё не готов. В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи.
Рекомендации по развитию речи Одним из главных новообразований раннего возраста несомненно является речь. Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает с одной стороны включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий . Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, или «единство слова и дела» очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. И главное здесь – не только давать образцы правильных слов, но стимулировать активную речь самого ребёнка, вызывать его на диалог , создавать речепорождающую ситуацию.
Другой важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимания речи взрослого. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте . Неоценимую роль для этого играет литература для малы- шей: короткие и простые детские сказки, стихи А. Барто , С. Маршака, К. Чуковского , И. Токмаковой , народные потешки и песенки, дают неоценимый материал для речевого развития . В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная . Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова . Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей работе воспитателя. Эта линия речевого развития реализуется в выполнении простых инструкций, которые могут постепенно усложняться. Например: принеси куклу – принеси куклу и мячик, поставь куклу, мишку и мячик на полку – поставь мошку на полку, а куклу посади на стул и т. д. Данный приём помогает опосредовать свои действия словом (а не воспринимаемой ситуацией) и готовит к произвольному поведению.
Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики . Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе, и развитием мелкой моторики. Таким образом, в сфере речевого развития ребенка перед педагогом стоят следующие основные задачи : развитие активной речи; развитие у детей понимания речи; приобщение к детской художественной литературе ; развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций); развитие мелкой моторики. Для решения этих задач воспитатели должны создавать следующие психолого - педагогические условия.
Важным условием для развития речи является богатство впечатлений , получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками. Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов . Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подражать. Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу , обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха в первую очередь подавляют речевую инициативу детей. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности : кормление, одевание, купание и т. п. Речь педагога должна не только адресоваться группе детей, но и лично каждому ребенку. Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все обращения ребенка, поощряли и поддерживали их.
Организация общения со сверстниками В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение ребёнка со сверстниками. Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от общения более стар ших детей, а тем более взрослых. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу .
Главными методами работы с маленькими детьми являются разнообразные игры в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это могут быть адаптированные для раннего возраста варианты игр , среди которых: хороводные игры (фольклорные и дидактические); пальчиковые игры; игры-драматизации (совместное проигрывание сказок); совместное рисование (мелом или фломастерами); подвижные игры (с мячом, с обручем и др.) совместное конструирование из бумаги, кубиков, крупных модулей; игры с дидактическими игрушками; игры с водой и с песком и др. Данные игры обладают комплексным дидактическим воздействием на детей.
Организация развивающей предметно-пространственной среды Возрастные особенности раннего возраста (ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность и пр.) предъявляют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребёнка. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек стимулирует развитие тех или иных способностей. Куклы и кукольное хозяйство являются основой для формирования и развития сюжетно-ролевой игры. Альбомы и книги с иллюстрациями способствуют становлению представлений о человеке, животном и растительном мире. Динамические и звуковые игрушки стимулируют детское экспериментирование , в котором формируется познавательная активность.
Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному , художественно-эстетическому развитию детей . Мебель и оборудование должны располагаться так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки , толкать перед собой тележки . Большое значение для полноценной жизнедеятельности ребёнка в ДОУ имеет социальная среда развития . Социальная среда развития – это условия, позволяющие ребенку общаться с другими людьми – детьми и взрослыми.
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель – всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям его маленьких хозяев . Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни . Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами ( например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности .
В групповом помещении могут быть организованы зоны для следующих форм активности : приема пищи и занятий (столики со стульчиками); развития движений; сюжетных игр; игр со строительным материалом; игр с машинками ; изобразительной деятельности; музыкальных занятий ; чтения и рассматривания иллюстраций; игр с песком и водой; отдыха (уголок уединения); уголок природы (аквариум, фонтанчик). В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для « ряжения » детей. Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).
Основу и образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности , которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка. К таким развивающим видам деятельности в раннем возрасте относятся прежде всего познавательно-исследовательская и игровая деятельность. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации тех видов деятельности , которые в наибольшей мере способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учётом возраста детей в конкретной группе ДОУ. Н аличие нужных материалов и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и личности ребёнка в целом .
Спасибо за внимание! Успехов в Работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУКТ организации совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Волшебная коробочка»
Для воспитателей группы раннего возрастаКонструкт НОДТема: "Волшебная коробочка"...
КОНСТРУКТ организации совместной непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Волшебная коробочка»
В помощь воспитателям группы раннего возраста...
Школа начинающего воспитателя Тема консультации: Организации образовательного деятельности с детьми раннего возраста
Содержание воспитательно-образовательного процесса 1-ой младшей группы (детей от 2 до 3 лет) выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и образовательной программ...
Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»
В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Путешествие на поезде».
Организация и проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возрастаТема: «Путешествие на поезде»....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственнообразовательной деятельности с детьми раннего возрастапо сенсорному развитию Характеристика группы:Занятие разработано...