Школа начинающего воспитателя Тема консультации: Организации образовательного деятельности с детьми раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Содержание воспитательно-образовательного процесса 1-ой младшей группы (детей от 2 до 3 лет) выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и образовательной программой группы.

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут.

Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В тёплое время года непосредственно образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.

Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1,5 лет до 3 лет следующие:

- в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

- в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

- в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа начинающего воспитателя

Тема консультации: Организации образовательного деятельности с детьми раннего возраста

Проводят: воспитатели д/с №125 Выборгского р-на СПб Илле К.В., Смирнова Т.Г.

Содержание воспитательно-образовательного процесса 1-ой младшей группы (детей от 2 до 3 лет) выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и образовательной программой группы.

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут.

Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В тёплое время года непосредственно образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.

Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1,5 лет до 3 лет следующие:

- в 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу), бросает мяч держит ложку уверено.

- в 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону), самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

- в 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

Задачи по работе в данной возрастной группе:

  1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
  2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки).
  3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
  4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
  5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
  6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
  7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
  8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
  9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.

Требования к организации занятий с детьми раннего возраста:

  1. Учебный (предоставляемый) материал соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме НОД, поставленным задачам. 
  2. Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов уменьшается с возрастом ребенка. 
  3. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования: обработка игрушек или использование индивидуальных игрушек. Желательно использовать пластмассовые, резиновые игрушки. 
  4. Использование игровой мотивации на всех НОД. 
  5. Построение НОД с учетом лексических тем и единой сюжетной линии. 
  6. Построение НОД с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 
  7. НОД должна носить интегративный  характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного НОД. 
  8. Работа по развитию речи должна прослеживаться  на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на  каждом этапе занятия). 
  9. Продолжительность НОД  устанавливается в зависимости от степени сложности и от состояния ребенка в данный день, но не более 15 -20 минут (с детьми самостоятельно не передвигающимися, с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом возможно проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30-45 минут). 
  10. Иногда требуется дополнительная работа по включению ребенка в НОД, что приводит к удлинению НОД (в зависимости от особенностей ребенка). 
  11. НОД  должно быть подчинено обще дидактическим, научным принципам. 
  12. Принцип создания успешности. 
  13. НОД должны носить предметно-практическую направленность.

Примерная структура НОД с детьми раннего возраста

I. Организационный момент (игры и упражнения на установление эмоционального контакта с ребенком, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков).
II. Основная часть.

1.Упражнения на развитие сенсорного восприятия:

  1. игры для  развития зрительного восприятия; 
  2. игры для  развития слухового  восприятия.

2. Игры и упражнения по развитию речи.

  1. артикуляционная,  дыхательная гимнастика; 
  2. игры по стимулированию  звуковой  активности.

3. Игры, направленные на физическое развитие:

  1. упражнения по  развитию движений руки и действий  с предметами; 
  2. упражнения по развитию общей моторики; 
  3. развитие ориентировки в пространстве.

III. Подведение итогов НОД.

Формы работы с детьми раннего возраста

· Организация разных видов предметной деятельности с различным развивающим и игровым материалом (кубики, матрешки, пирамидки, геометрические фигуры и пр.);

· Сюжетно - ролевые игры;

· Подвижные игры;

· Театрализованные представления (кукольные постановки сказок, разыгрывание сказочных сюжетов самими детьми и взрослыми);

· Инсценировки с помощью игрушек;

· Наблюдение реальных объектов и предметов живой и неживой природы;

· Рисование и лепка;

· Конструирование, составление коллажей;

· Разучивание песенок, потешек и стихов;

· Наблюдение и элементарный труд в природе;

· Игры-забавы и игры-хороводы;

· Слушание художественной литературы с рассматриванием ярких красочных картинок;

· Игры на развитие мелкой моторики рук;

· Дидактические игры и упражнения;

· Бытовые и игровые ситуации, ситуации общения.

Система работы по раннему возрасту в дошкольном учреждении состоит из 4 блоков:

Первый блок. Оздоровительная направленность образовательного процесса– это:

  • Использование в режимных моментах дыхательной гимнастики, комплекса упражнений для охраны зрения;
  • Строгий контроль развития детей, который помогает своевременному обнаружению отставаний в развитии и организации индивидуального подхода;
  • Использование при организации образовательной деятельности приемов сюрпризности, занимательности, наглядности;
  • Создание условий для положительного эмоционального состояния детей.


Второй блок. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка предусматривает:

  • Создание предметно-развивающей среды соответствующей возрасту;
  • Вариативность режима;
  • Разнообразие будней;
  • Правильная организация общения (исключение авторитарного стиля);
  • Использование музыкальных пауз и приёмов психогимнастики;
  • Строгое дозирование нагрузок;
  • Исключение интеллектуально-физических и психоэмоциональных перегрузок путем рационального построения режима жизнедеятельности детей раннего возраста.


Третий блок. Оздоровительная  работа, которая включает в себя:

  • Тщательный уход за детьми;
  • Формирование у них культурно-гигиенических навыков;
  • Организацию закаливания, сна, прогулка.


Четвертый блок. Социально-педагогическая поддержка семей обеспечивается:

  • Организацией предварительной работы с родителями детей, поступающих в детский сад на следующий учебный год;
  • Организацией работы с тяжело адаптирующимися детьми; с семьями группы риска;
  • Организацией родительских консультаций с целью ознакомления взрослых с возрастными особенностями детей и обучения родителей приемам взаимодействия с детьми раннего возраста.

Хочется вам предложить литературу, которая может быть вам интересна и может быть использована в работе. (Приложение 1.)

Так же предлагаем Вам поучаствовать в одном из вариантов непосредственно образовательной деятельности (НОД). (Приложение 2.) После проведения которой вы должны будите ответить к какой из областей относится данная образовательная деятельность.

А сейчас давайте вы сами предложите свои варианты НОД и все вместе ответим к какой области будет относится данная деятельность.

В заключении хочется еще раз напомнить, что все проводимая работа в группе должна соответствовать сетки занятий, образовательной программе и плану группы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста

В данном материале раскрывается психологическая характеристика детей 1 - 3 года жизни, наиболее характерные особенности детей раннего возраста, специфика работыс малышами....

Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»

В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...

Консультация для воспитателей. Тема "Организация игровой деятельности с детьми раннего возраста"

   В ФГОС дошкольного образования - разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации предметно-игровой деятельности в ДОУ, являю...

Консультация для воспитателей «Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста»

Театрализованная деятельность в детском саду -это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,воспитания творческой направленности личности.Театральная игра - самый актуальный и наиболее опт...

«Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания»

Методическое пособие  посвящено актуальной проблеме – созданию условий успешного взаимодействия семьи и специалистов ДОУ в развитии, воспитании, и обучении  детей раннего возраста...