Личностно-ориентированный подход-ориентир на личность.
статья (старшая группа) на тему

Статья направлена на решение выявленных проблем развития личности. Гармоничное развитие личности может происходить только в коллективе, объединенном общей деятельностью для достяжения единой цели, при этом необходим определенный уровень развития коммуникативных навыков у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход-ориентир на личность.

Работа направлена на изучение качеств личности, ее интересов и склонностей. Личность ребёнка всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку, отличающих его от других людей. Коллектив-идеальная среда развития личности. Коллектив, в обыденном смысле - любая группа людей, которая делает что-то вместе. Коллектив, в социальной психологии - высший уровень развития малой группы, для которой характерен высокий уровень сплоченности, организованности, слаженности, при достижении общественно-значимой цели. Научиться общаться-цель индивидуальная. Коллектив в педагогике-социальная общность людей объединенных отношениями взаимной ответственности и взаимной помощью, совместной деятельностью и средствами для её выполнения, способностью к самоорганизации, для достижения общественно значимой цели. Коллективно - образующим фактором является наличие совместной деятельности, результат которой зависит от вклада каждого.

Активность-движение в направлении реализации собственной внутренней потребности. Активность является базовым качеством личности ребёнка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребёнка. На развитие и формирование личности оказывают воздействия внешние и внутренние влияния. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные  же  склонности и влечения, а так же вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания) относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.

В результате мониторинга проведенного с  детьми старшей группы (27 человек) стало ясно, что пассивную  позицию занимают 13 человек, что составляет 48,1 % необходимость снижения данного показателя, очевидно.

Задачи для повышения активности:

1.Необходимость создания благоприятных внешних условий, которые  способствуют саморазвитию и стимулируют его.

а) Создание развивающей среды.

б) Развитие творческой деятельности.

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления. Конструирование знакомит ребёнка со свойствами различных материалов. Основное внимание при организации конструирования и ручного труда, уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. При этом, у детей формируется потребность в творческой деятельности, активность, самостоятельность, трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям. Основной задачей программы по разделу конструирования, является формирование у школьников познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности; приобщение к миру технического и творческого изобретательства. Методика конструирования и художественного труда, выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.) В возрасте 5-6 лет у ребёнка становиться более устойчивым   произвольное внимание. Идет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребёнок удовлетворяет потребность в деловом общении. Дети делятся друг с другом своими знаниями, умениями, мыслями, опытом. Уних появляется огромный интерес к познанию, получению новой информации. Основное направление в работе с детьми-создание условий для расширения знаний, умения, опыта. В старшей группе начинают уделять особое внимание совместному конструированию, которое предполагает умение планировать общую деятельность, договариваться, добиваться общей цели. В данном возрасте конструирование уже не слито с игрой, а является отдельной деятельностью. Обыгрывание постройки ребёнком - это не что иное,  как возможность проверить качество постройки, её функциональность. После создания конструкций дети организовывают с ними сюжетно-ролевые игры. В результате конструирования: 1.У детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей. 2. Развивается стремление к творчеству, экспериментированию, изобретательству. 3. Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем.4.Совершенствуются навыки пространственной ориентации.5.Формируется стремление к совместной деятельности.6. Формируются навыки коммуникативного, делового общения. 7. А в нашем случае, корректируется агрессивное поведение ребёнка. В нашей группе конструирование-это именно тот вид детской деятельности, в котором мотивация исходит именно от детей.

Формирование творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

в) Продолжать взаимодействовать с социумом (библиотекой) формирование творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

2.Консультация для родителей. “Необходимость создания условий для игры”. Игра выполняет свою развивающую функцию только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельностной. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка.

3.Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от ситуаций.

В результате мониторинга выявилось, что товарищескую заботливость проявляют лишь 5 человек(18,5%).Отсюда вытекают следующие задачи: необходимость обучения поведению, приёмам общения, формирования  коммуникативных навыков. Создание предпосылок для восприятия детьми знаний, подготовка к дальнейшему обучению жизни и деятельности в коллективе, как форме общественного бытия.

Способы решения данных задач:1.Проведение игр (формирование коммуникативных навыков)2.Организация трудовой деятельности (самоуправление и ответственность)3.Участие в общих мероприятиях ДОУ.4.Игры для сплочения.5.Проведение тренинга для сплочения (развивать чувство единства, сплочённости, учить действовать согласованно)

Интеллектуальное развитие.

По результатам мониторинга высокое и среднее интеллектуальное развитие имеют 20 человек(74,1%) и лишь 7 человек(25,9%)имеют низкий уровень интеллектуального развития, что является не плохим показателем в условиях семейного воспитания.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания. Интеллект ребёнка-специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Познание окружающего мира у дошкольников происходит в результате общения с взрослыми и сверстниками, игре, труде, различных видов продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи: повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребёнка, его видов деятельности.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания-восприятия, образного мышления, воображения.

Важнейшей задачей интеллектуального развития дошкольника, является всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всё многообразии форм, красок, звуков, постоянном движении и изменений.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития, речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе математических, первоначальных исторических, географических и т.д.  

       

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»...

Реферат (консультация для педагогов ДОУ) "Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"

Данная работа ориентирована на педагогических работников ДОУ. Здесь представлена характеристика современных педагогических технологий....

ПРОЕКТ "Разгляди в ребенке личность" личностно-ориентированный, средняя группа

laquo;Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться».  Антуан де Сент-Экзюпери  Цель проекта: способствовать социализации детей в деском...