Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»
статья на тему

Богатырева Ирина Евгеньевна

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитание красотой224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Богатырева Ирина Евгеньевна,

старший воспитатель

филиал «Детский сад» № 2 «Сказка» МБОУ « Средняя школа № 7»города Няндома.

«Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»

Что такое воспитание? Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным – «питание красотой».

Сегодня воспитание становится проблемой спасение под знаком «SOS». То, что происходит в мире, может быть оценено, как чрезвычайная ситуация: небывалый рост жестокости, насилия, всевозможных пороков. Воспитание необходимо  сегодня, а не завтра, воспитание лучших качеств, чувств, мыслей.

Как это сделать?

Коллектив ДОУ № 2 «Сказка» делает это с помощью культуры и красоты, пропуская их через свою душу и сердце ребенка.

Вот уже 18 лет педагогический коллектив ДОУ «Сказка» работает по приоритетному «Художественно-эстетическому» направлению.

Цель: Воспитание красотой природы, искусства, красотой человека.

Соприкасаясь с прекрасным, человек становится духовно богаче, внутренне красивее,  благороднее поступками.

Работая по данному приоритетному направлению педагоги используют современный   личностно-ориентированный подход , признающий ценность индивидуальности ребенка. Приоритетной задачей педагогов является установка на развитие творческой деятельности ребенка, умение расковывать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения. Педагогическую работу строили по следующим принципам, обогащающим личностное развитие ребенка.

1.Принцип развития

В ДОУ мы стараемся создать каждому условия, в которых личность могла бы максимально себя реализовать, развить богатейшие возможности, заложенные в каждом ребенке.

Внешний вид здания, участка – это визитная карточка нашего детского сада. Администрация и коллектив детского сада уделяют большое внимание эстетическому оформлению внутренним помещениям детского сада.

Входим в детский сад и попадаем в красивое пространство детской Сказки, созданное руками детей и взрослых: это красочные панно, выполненные в стиле северной росписи уютные уголки отдыха, выставки работ  родителей, детей, сотрудников ДОУ. Для родителей эстетично оформлен стенд «Родной край».

Информация для родителей сопровождается фотографиями, оформлена большая фото-выставка «Наши дети».

Рассматривая фотографии, родители ищут глазами своих детей. Здесь же в вестибюле для родителей оформлен  стенд  «Звезды», на котором помещены  фотографии и грамоты наших воспитанников в различных  мероприятиях города, их успехи в учебе.

Выполнить поставленную задачу помогает сеть студий, которые работают в ДОУ: студия хореографии, студия театра, студия изобразительной деятельности, фольклорная студия, сеть занятий эстетического цикла, экскурсий, наблюдений, игр.

Формы работы самые разнообразные с учетом местных условий и традиций. Педагогами в групповых комнатах создана развивающая среда, которая служит, удовлетворению потребностей и интересов ребенка, способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая среда дает возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Обстановка групповых комнат приближена к домашней, это и уголки уединения  в виде домиков или диванчиков, отделенных ширмой.

В групповых комнатах оформлены и оснащены центры:

- сюжетно-ролевой игры,

- грамотности, куда входит книжный уголок и все игры для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма,

- науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования,

- центр строительно- конструктивных игр,

- центр математики с различными математическими играми,

- центр эстетики, в нем размещены материалы по ознакомлению с искусством, материалы и оборудование для детской изобразительной , музыкальной, театральной деятельностей,

- спортивный  центр.

Места для самостоятельной деятельности детей обустроены не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и защищенности.

                       

Для приобщения детей к миру русского национального искусства оформлены комнаты русского быта, интерьер которых составляют прялки, люльки, сундуки, кухонная утварь – все это используется как наглядные пособия для занятий, игр детей.

Имеются мини музеи декоративно-прикладного искусства, где собраны экспонаты народно-прикладного искусства России, а так же Севера (каргопольская игрушка, изделия из бересты, Борецкая, Мезенская Пермогорская росписи). Все это доступно детям, со всем этим они соприкасаются в группах.

                   

Тщательно продумана организация предметной среды не только групповых помещений.

В ДОУ имеется музыкальный зал,  физкультурный зал, изостудия,  экологическая комната, уголок изучения  правил дорожного движения, фитобар и др. Все они оснащены необходимым оборудованием и эстетично оформлены руками сотрудников детского сада и родителей.

Принцип развития определяет исходную позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный материал, искать и раскрывать его дарование, стимулировать внутренние и духовные силы.

2. Принцип природосообразности воспитания

Педагоги ищут подход к каждому ребенку, прежде всего, в соответствии с его биологической природой (то есть учет врожденных черт ребенка), учитывают его возрастные, индивидуальные особенности, естественность развития, учет феноменов детства.

Самое главное выявить у детей способности и развивать их. Если настойчиво развивать способности, прививать ребенку упорство и трудолюбие, то можно воспитать его подлинно творческую активность, независимо от масштабов его дарований.

                               

3. Принцип психологической комфортности

Весь педагогический коллектив направляет работу на обеспечение ребенку положительного «эмоционального самочувствия», психологического благополучия.

Это помогает нам на этапе дошкольного детства воспитывать «психологически зрелого человека», уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, любознательного, инициативного, самостоятельного.

Но чтобы добиться благоприятного психологического климата у детей, в педагогическом коллективе должен быть благоприятный климат.

Наш педколлектив вот уже 18 лет работает в одном составе. В качестве характеристики его можно выделить следующие показатели: удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством; сплоченность; дисциплина; взаимопонимание. Если у педагогов творческий эмоциональный настрой, этот же настрой передается детям. Все это сказывается на продуктивности нашей работы. Принцип психологической комфортности помогает принять педагогу позицию равного партнера и сотрудника по отношению к ребенку.

4. Принцип взаимодействия

В нашем ДОУ активно взаимодействуют все субъекты воспитательного процесса. Это: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители – такое взаимодействие помогает проникнуть миру взрослых в мир детей, где взрослые выступают в роли посредника. Взрослые приобщают ребенка к духовным ценностям культуры; взрослый – источник защиты, поддержки, проводник знаний, образец поведения.

В учреждении тщательно продумана методика взаимодействия с родителями. С первого дня пребывания в саду  родителям дают понять, что в них видят равноправных членов педагогического коллектива, готовых к конструктивному партнерскому взаимодействию, что к их мнению будут прислушиваться и его будут уважать. Педагоги убеждают родителей, что их воспитательные функции в семье сложны, многообразны и должны опираться на современные знания о ребенке.

Контакт с родителями на основе личностно-ориентированного подхода к ребенку осуществляется поэтапно.

1 этап. Трансляция родителям положительного образа ребенка. Установка доброжелательных отношений, сотрудничество. Часто в повседневной жизни родители упускают положительные черты личности ребенка, сосредотачиваясь на негативных проявлениях.

2 этап. Трансляция родителям знаний ребенка, общения его со сверстниками, учебная деятельность. Для этого родители приглашаются на занятие, КВН, праздники др. мероприятия.

3 этап. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка (анкетирование, беседы). Позиция педагога здесь партнерская (общение на равных).

4 этап. Совместное формование личности ребенка. Это совместная деятельность сплачивает воспитателя  родителя. Родители вместе с педагогами изучают интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.

                               

5. Принцип сотрудничества

Пробуждение интереса к знаниям, развитие культурно-образовательных потребностей родителей – одно из основных направлений деятельности семейного клуба «Сказка», который организован и действует уже более трех лет. На его заседаниях родители изучают культуру Севера, историю народного и эстрадного танца, разучивают их элементы, постигают искусство составления букетов-икебаны, участвуют в конкурсах.

В ходе занятий  родителей готовят быть настоящими воспитателями своих детей.

Для сближения родителей  реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейном клубе с известными людьми города и района, лекции  по проблемам воспитания детей, проведение совместных праздников.

Родители принимают совместно с детьми участие в конкурсах рисунков, например «По сказкам Пушкина», «Зимняя сказка»,  «Осень на моей улице», в конкурсах поделок «Осенняя фантазия», «Зимняя снежинка», Мамины талантливые руки».

На театральных неделях устраивают для детей постановки сказок: «По щучьему велению», «Маша и медведь», «Мороз Иванович», «Теремок».

Так же наши родители участвуют в районных конкурсах совместно с детьми «Мамочка мамуля», «Погода в доме».

Результат доверительного сотрудничества – ребенок начинает осознавать причастность к совместному делу, социальную востребованность, переживает радость, удовлетворенность оттого, что его индивидуальный опыт расширяется.

6. Принцип взаимного развивающего влияния педагог-ребенок.

Работая над темой личностно-образовательной модели взаимодействия, мы видим необходимость саморазвития не только ребенка, но и педагога.

В соответствии с планом прошли: консультация «Как прийти к личностному взаимодействию с детьми», семинары «Стиль общения с детьми», «Музицирование – модель личностно-ориентированного воспитания дошкольников», тренинг «Знаете ли вы какой ребенок с вами, какими вы видите детей и как влияют на вас дети», педсоветы «Игровая позиция воспитателя как условие реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию дошкольников», «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности».

            

7. Принцип ненасилия.

Мы не навязываем детям чуждых интересов, видов деятельности и форм обучения. Стараемся обеспечить субъективную свободу в выборе деятельности и содержания, формы, методов; окружить атмосферой спокойствия, чтобы ребенок мог преодолеть чувство тревожности, страха, неполноценности.

Воспитатели чаще используют игровую позицию на занятиях, беседах, наблюдениях и другой деятельности с детьми. Стараются, чтобы у детей всегда присутствовал интерес, мотивация деятельности.

                             

8. Принцип преемственности образования.

Наше ДОУ № 2 «Сказка» осуществляет преемственность с Районным центром досуга, Домом детского и юношеского творчества, музыкальной школой, центральной районной библиотекой, средней школой № 3. Результат – участие и призовые места в районных конкурсах: «Рождественские звездочки», «Весенняя капель», «Ассамблея детского творчества», проводимых этими культурными заведениями; организация выступлений для родителей и детей коллективов народно-хореографический ансамбль «Плясовуха», театр «Эксперимент», музыкальная школа.

Многие наши выпускники после окончания ДОУ занимаются в коллективах «Кэт Каприз», «Плясовуха», посещают музыкальную школу, Изо-студию.

9.Принцип, сберегающий здоровье.

Наибольший потенциал, сберегающий здоровье – личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребенком. Только в этом случае мы обеспечим гармоничность детского развития.

Многие проблемы здоровья детей связаны с подавлением их инициативы, творчества.

                                     

Принцип начинает просматриваться уже с  детских игровых площадок. Наши клумбы, песочницы, спортивное оборудование – это гарантийное письмо, подтверждающее, что здоровье ребенка в саду на первом плане.

                             

Забота   о  ребенке чувствуется на каждом шагу: безопасные лестничные  пролеты, цветовая гамма и  общая эстетика интерьера - создают приятный  эмоциональный настрой.

                             

Совокупность всех этих принципов, целостно принятых воспитателями, определяет подход взрослого к ребенку, к Личности как главной ценности общества.

Это помогает развивать художественно-творческие способности детей .Следить , чтобы деятельность, связанная  с исскуством была непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

Список литературы:

1. Воспитание искусством в детском саду :интегрированный подход :Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера , 2007 .-с16-26

2.«Занятия в д\с: современные требования ,схемы анализа, конспекты занятий\

авт.-сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова)Издательство :Учитель,2009 .с 5-12.

3. « Инновационная деятельность в ДОУ: пособие для рук. и адм. работников

\И. Урмина, Т.Данилина.-М.:  Линка-пресс 2009. с-61-69

4.СозданиеДОУ с приоритетным направлением  развития.- М.: ТЦ Сфера, 2005. –(Приложение к журналу  «Управление ДОУ» .–с16-20.

5.«Учимся общаться с ребенком»: Руководство для воспитателя дет.сада\ В.А.Петровский,А.М.Виноградова,Л.М.Кларина –М.:Просвещение,1993г-с11-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка"

В дошкольном возрасте ребенок, овладевая двигательной деятельностью, приобретает способность к схематически-образному мышлению: младший дошкольник социализирует свое двигательное поведение путем выдел...

Авторская разработка. Доклад "Личностно-ориентированные технологии"

Доклад на тему "Личностно-ориентированные технологии"...

Консультация для родителей."Воспитание творчески активной личности"

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконрав...

Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС

Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности....

Доклад "Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка"

Доклад "Личностно-ориентированное и здоровьеформирующее двигательное развитие ребенка"...