Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов
статья по теме

Бочарова Вера Романовна

 

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление  деятельности  дошкольного  учреждения  в  ряд  наиболее  значимы  и  приоритетных.

 


Существующую ныне  систему  дошкольного  воспитания  и обучения детей с нарушениями развития характеризует дифференцированность и интегрированность.
Интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется  объединением  усилий специалистов разного профиля, направленных на изучение и обучение детей с отклонениями в развитии, комплексностью решения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением внутрипредметных и междисциплинарных связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannyy_podhod.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный  подход  к  воспитанию  и  обучению  детей  с  нарушением  речи  и  интеллекта  на  основе  тесного  профессионального взаимодействия  педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление  деятельности  дошкольного  учреждения  в  ряд  наиболее  значимы  и  приоритетных.

Самую  многочисленную  группу – до  60%  от  всех  детей  дошкольного  возраста  составляют  дети  с  отклонением  в  речевом  развитии.

Существующую ныне  систему  дошкольного  воспитания  и обучения детей с нарушениями развития характеризует дифференцированность и интегрированность.

Интегрированный характер дошкольного коррекционного воздействия реализуется  объединением  усилий специалистов разного профиля, направленных на изучение и обучение детей с отклонениями в развитии, комплексностью решения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением внутрипредметных и междисциплинарных связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий.

Интеграция в обучении детей с различными отклонениями в развитии является средством, обеспечивающим социальную адаптацию таких детей в дальнейшем. Под  интеграцией  понимается  создание  благоприятных  условий для развития  и  саморазвития  ребенка,  выбор  в  соответствии  с  возможностями и  потребностями  ребенка типа учебной программы при переходе от дошкольного  обучения  и  воспитания  к  школьному.

Ребенок  с его  особенностями  и  потенциальными  возможностями – активно действующий субъект, а его воспитание - процесс управления его личностным  развитием. Пути  и организационные формы дошкольной интеграции различны, в том числе реорганизация системы типовых коррекционных образовательных учреждений с возможностью гибкого использования  педагогом  разных  программ  и  приемов работы, создание новых моделей  альтернативных  учреждений.

Развитие  интегрированного  воспитания  и  обучения  создаёт  основу  для  выстраивания  качественно  нового  взаимодействия  между  массовым  и  специальным  образованием,  преодолевая  барьеры  и  делая  границы  между  ними  прозрачными.

Наш  детский  сад  шестигрупповой,  комбинированного  вида,  две  группы – коррекционные,  одна  из  них –   для  детей  младшего  возраста,  с  двух  лет.  Специализированные  группы  посещают  дети,  в  основном,  с  задержкой  речевого  развития;  дети,  не  имеющие  выраженных  первичных  отклонений  в  развитии,  но  отстающие  от  возрастной  нормы  (в  том  числе  с  нарушениями  эмоционально-волевой  сферы);  с  задержкой  психического  развития – семеро  детей  и  один  ребёнок  умственно  отсталый  с  синдромом  Дауна.

       В  учреждении с  учетом  уровня   развития   и индивидуальных особенностей развития  детей  интеграция   осуществляется  в  различных  ее  формах:

  1. комбинированная интеграция. Дети с уровнем  психофизического  и  речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно  себя обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в  массовых  группах,  получают систематическую  коррекционную  помощь  логопеда   и   педагога-психолога;
  2. частичная интеграция. Дети, еще не  способные  наравне  со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально  развивающихся сверстников;
  3. временная интеграция, при которой  воспитанники  специальной  группы  вне зависимости  от  уровня  психофизического  и  речевого  развития  и  навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 2  раз  в  месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

При  этом  за  каждым  ребёнком,  имеющим  отклонения  в  развитии,  сохраняются  необходимые  ему  специализированная  психолого-педагогическая  помощь  и  поддержка.

Дошкольное  образовательное  учреждение  комбинированного  вида  позволяет  организовать  интегрированное  воспитание  и  обучение  нормально  говорящих  детей  и  детей  с  нарушениями  речи,  нормально  развивающихся  и  детей  с  задержкой  психического  развития.  Мы  предусматриваем  условия  для  оказания  коррекционной  помощи  и  детям  со  сложными  нарушениями  развития.

Особое  внимание  мы  уделяем  интеграции  детей  раннего  возраста,  которая  способствует  достижению  ребёнком  с  отклонениями  равного  или  близкого  по  возрастной  норме  уровня  общего  и  речевого  развития  и  позволяет  ему  на  более  раннем  этапе  своего  развития  влиться  в  среду  нормально  развивающих  сверстников.

Таким  образом,  даже  в  сельской  местности,  в  небольшом  населённом  пункте  может  быть  организовано  воспитание  и  обучение  практически  всех  категорий  дошкольников,  что  ведёт  к  увеличению  охвата  нуждающихся  детей  специализированной  коррекционно-педагогической  помощью  и  делает  дошкольное  образование  более  доступным.

В детском саду создан психологический климат для эмоционально личностного развития детей, в основе которого лежит уважение к личности каждого ребенка, забота о нем, предоставление права иметь собственные интересы и потребности. Усилия педагогов направлены на практическое применение личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми, создание  условий  для  овладения различными способами общения между детьми, между  детьми и взрослыми. Особенно  это касается   проблемных   детей.  

Если   раньше   внимание   специалистов концентрировалось в основном на дефекте   ребенка,  то   в   настоящее   время   мы  сосредоточили  свое   внимание  не  на  дефекте,  а  на  личности  ребенка,  на  его проблемах,   резерве.    

Личностно-ориентированный  подход – основа  комплексной  диагностики  и  коррекции  речи  дошкольников.  

Стремление    найти    действенные    эффективные    средства   педагогической поддержки  детям  группы риска привело нас  к обоснованию необходимости последовательной  интеграции,  дифференциации и  индивидуализации обучения.

Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда  принципов.  Это  принципы  системности, последовательности  в  работе,   дифференцированного  и  индивидуального похода  к  ребёнкy, принцип доступности. Одним из первоочередных  и наиболее важных является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения.

Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого педагога специального детского сада высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы.

В  нашем  детском  саду  создаётся  проект,  основной  целью  которого  является  создание и апробация модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, физинструктора оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.

Логопед

- Максимальная коррекция речевых отклонений

- Постановка и автоматизация звуков

Психолог

- Коррекция основных психических процессов

- Снятие состояний тревожности и негативной настроенности на занятиях

- Активизация речевой деятельности ребёнка

Воспитатель

- Соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов

- Развитие мелкой моторики

- Автоматизация звуков в свободной речи

Ребёнок  с  

нарушениями  

речи

                                                       

Физинструктор

- Развитие общей моторики и координации движений

- Занятия по развитию движений по мышечной релаксации

- Постановка правильного дыхания

Музыкальный руководитель

- Автоматизация звуков при исполнении песен

- Развитие чувства ритма и темпа речи, артикуляционной мускулатуры

- Постановка дыхания,  голоса

Совместная  работа  логопеда  и  психолога

 Целью сотрудничества логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей  образовательной  деятельности,  стимулирующей  речевое  познавательное  и  личностное  развитие  ребёнка.

Тесная  взаимосвязь  логопеда  и  психолога  возможна  при  условии  совместного  планирования  работы,  при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований,  предъявляемых  детям.

Основой  преемственности  является  активизация  развития  детей  в  различных  сферах  деятельности.  Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в  развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности  ребёнка.

Совместно с психологом   в начале учебного года  логопеды  проводят обследование, диагностику, выявляют компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.

На  основании  результатов  диагностики  для  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития  составляются  коррекционные  программы.

 В  нашем  детском  саду  воспитывается  ребёнок  с  синдромом  Дауна,  для  которого  составлена  индивидуальная  программа  развития.

 В условиях логопедической группы используются следующие приемы психологической коррекции:  

  1. Приёмы игровой психокоррекции.  Психокоррекционные игры проводятся психологом, воспитателями,  очень  часто совместно.
  2. Приёмы библиотерапии.  Библиотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности.
  3. Приёмы арттерапии и музыкотерапии.    Сущность арттерапии состоит в коррекционном воздействии искусства на ребёнка и проявляется  в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи часто используется специальное музыкальное сопровождение.

Организация взаимодействие логопеда и музыкального руководителя

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует  созданию музыкального фона в процессе  разнообразных  видов  деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).

     На музыкальных занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов. В процессе совместной работы составляется план, проводятся серии занятий,  на которых используются:

  1. логоритмические упражнения;
  2. упражнения на развитие координации между движением и словом;
  3. игры и упражнения на развитие дыхания;
  4. игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность).
  5. упражнения на развитие мимических движений

Интегрированные связи  логопеда  и  инструктора по  физической культуре.

     Обследование детей, имеющих речевую патологию, показало наличие  у них особенностей в состоянии двигательной сферы:

  1. недостаточная координация сложных движений;
  2. моторная неловкость, неточность;
  3. отставание от заданного темпа выполнения движений;
  4. нарушение плавности  и амплитуды выполняемых движений.

     Совместное обсуждение результатов первичной диагностики позволяет  наметить перспективный план коррекционнообразовательной работы на занятиях по физической культуре, который включает следующие задачи:

  1. постановка правильного дыхания, увеличение жизненной емкости лёгких (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
  2. развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
  3. расширение и обогащение лексического запаса.

Детям  коррекционных  групп  достаточно  сложно  усваивать  материал  на  обычных  занятиях,  им  необходима  постоянная  смена  деятельности,  а  также  закрепление  материала.  Как  уже  говорилось,  основным  принципом  педагогической  работы  с  детьми  является  личностно-ориентированная  модель  общения,  которая  предполагает  передачу  детям  знаний,  умений  и  навыков  через  игру.   Поэтому  необходимо  разнообразить  жизнь  детей,  осуществлять  передачу  и  закрепление  знаний  в  игровой  форме.

На  интегрированных  занятиях  оказалось  возможным  решать  и  коррекционные,  и  образовательно-воспитательные  задачи,  а  также  задачи  по  расширению  двигательной  активности  детей,  развитию  музыкально-ритмических  способностей.  Структура  занятий  такова,  что  в  одну  сюжетную  линию  вплетаются  различные  игровые  задания  и  упражнения:  дидактические  и  развивающие  игры;  упражнения  на  развитие  пальчиковой  моторики,  координации  речи  с  движением;  элементы  мнемотехники  и  моделирования;  загадки,  стихотворения;  упражнения  на  развитие  речевого  дыхания;  подвижные  игры;  а  также  специализированные  компоненты  музыкального  и  физкультурного  занятий.

В  занятиях  присутствует  рациональное  сочетание  статических  и  динамических  нагрузок,  что  особенно  важно  для  детей  с  нарушением  речи  и  интеллекта,  которым  необходима  частая  смена  деятельности,  закрепление  и  повторение  проёденного  материала.

Бесспорно,  проведение  интегрированных  занятий  требует  серьёзной  подготовки  всего  педагогического  коллектива.  Только  в  этом  случае – в  атмосфере  всеобщего  внимания,  заинтересованности,  профессионализма  взрослых – у  ребёнка  формируется  базис  личностной  культуры,  рождаются  и  развиваются  главные  образующие  личности:  воображение,  основанное  на  нём  творчество,  произвольность,  потребность  ребёнка  активно  действовать,  совершенствуется  интеллектуальное  развитие.

Результатами  взаимодействия  специалистов  по  сопровождению  детей  коррекционных  групп  являются:

  1. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в  содержательном  и  организационном  планах;
  2. Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом  процессе;
  3. Обновление  форм  и  содержания  коррекционно-развивающей  работы  с  детьми;
  4. Высокий  профессиональный  уровень  и  творческий  характер  деятельности  педагогов;
  5. Модель  личности  ребёнка,  адаптированного  к  взаимодействию  с  внешней  средой,  обучению  к  школе.

Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы семьи с ребенком, а также психотерапевтической работы  специалистов  детского  сада  с  родителями  детей.

Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. В связи с этим педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье.

Для согласованности требований дошкольного учреждения и семьи используются различные формы взаимодействия: посещение педагогом семьи, а родителями - детского сада, беседы с родителями, консультации специалистов, родительские собрания, проведение открытых занятий, игротеки,  тренинги. В последнее время активно внедряется новая форма взаимодействия в рамках педагогики сотрудничества - организация клубов по интересам для совместной работы взрослых и детей на базе дошкольного учреждения: спортивный, фольклорный клубы и др. Практикуется руководство родителей студийными занятиями детей: танцевальные, музыкальные, театральные кружки, студии изобразительной деятельности и др.  Очень  результативными  формами  работы  с  родителями  являются  специальный  фонд  материалов  и  газета.

В коррекционной группе создаётся специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребёнком в домашних условиях.  Это: библиотечка книг для родителей по проблемам  развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи  и  интеллекта своего ребёнка.

Газета – эффективная форма взаимодействия с семьёй. Газета помогает нам просвещать родителей в вопросах речевого развития детей-дошкольников,  обучать и развивать детей через игру, способствует  сплочению детей и родителей вокруг общего интересного дела. Газета  включает в себя постоянные рубрики:  «Уроки для родителей»,  «Домашняя игротека».

Результаты проводимой  работы убедительно доказывают преимущества коррекционно-развивающего интегрированного образования.

В  прошлом  учебном  году  мы  выпустили  с  чистой  речью  55 %  детей,  а  45 %  со  значительными  улучшениями  в  школьный  логопункт.

Анализ полученных результатов подтверждает эффективность взаимодействия специалистов в процессе интегрированного коррекционно-развивающего образования. Доказывает необходимость расширения арсенала методов и форм совместной работы, значимость дифференциальной диагностики и своевременной психолого-педагогической и медицинской поддержки детей с нарушениями речи.

Разрабатываемая специалистами нашего детского сада модель взаимодействия имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом и  интеллектуальном развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе диагностической коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребёнка педагогами и врачами, которая позволяет предупредить многие пробелы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил. Особенно большой эффект достигается при интегрированном подходе.