личностно-ориентированный подход к детям на занятиях по плаванию для профилактики психо-эмоциональных нарушений у детей.
методическая разработка (физкультура, средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Игры и игровые ситуации в воде для снятия агрессии, тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichn.-orien._podhod.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНО-ориентированный подход к детям
на занятиях по плаванию в детском саду
для коррекции психо-эмоционального состояния детей.
Инструктор по плаванию
МДОУ №161 Таран С.Н.
Тверь 2011
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье –
это « …состояние полного физического, психического, социального благополучия». А сами термины физическая культура и физическое воспитание подразумевают, что мы должны воспитать в детях культуру обращения со своим организмом для поддержания, укрепления, восстановления при появлении проблем своего здоровья. Учёные отмечают, что у 30-40% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются расстройства нервно-психической сферы.
В психологии эмоций используется термин «агрессивное поведение», являющееся одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении ситуации. Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессия - физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение). Психологи рекомендуют учить детей справляться с гневом. А физические упражнения, игры способны скорректировать, не допустить проблемы в психическом здоровье детей. Так М.А.Панфилова в практическом пособии «Игротерапия общения» пишет, что необходимо обучать детей расслаблению, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психологическим заболеваниям. С.И.Чижова и О.В.Калинина в книге «Детская агрессивность» приводят перечень игр для снятия агрессии. Приводят способы «выплёскивания» гнева, такие как громко спеть, пробежаться, устроить бой с боксёрской грушей и т. д. Так как водная среда даёт дополнительные возможности для проведения таких мероприятий, мы решили использовать занятия в бассейне для регулирования психо-эмоционального состояния детей. Совместно с психологом д/с Раузер И.В. адаптировали к водной среде ряд игр, игровых ситуаций для снятия напряжения, перевозбуждения, агрессивности, комплексы релаксации.
Игры и игровые ситуации вводятся как на занятиях для всей группы детей, так и применяются в индивидуальном порядке на занятиях и в дополнительной работе по рекомендации психолога. Наблюдая за детьми, психолог провёл контрольное тестирование по методике «Несуществующее животное» до занятий и после проведения занятия по обучению плавания с использованием элементов коррекции нарушений психо-эмоционального состояния в старшей группе детского сада(10 человек).
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
До занятия.
После занятия.
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что, в особом внимании нуждаются дети, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие не всегда отвечают доброжелательно; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности отличается тем, что дети негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны. В результате проведения на занятии по плаванию мероприятий по профилактике нарушений в психо-эмоциональной сфере, количество детей, имеющих высокий и повышенный уровень агрессивности, заметно уменьшилось. Что доказывает эффективность проведения таких мероприятий в процессе обучения плаванию в детском саду.
Методика “Рисунок несуществующего животного(автор Колосова С.Л.)
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 0,1 |
3 | Большое количество острых углов | 0,1 |
4 | Верхнее размещение углов | 0,1 |
5 | Крупное изображение | 0,1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0,1 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 |
8 | Угрожающее выражение | 0,1 |
9 | Угрожающая поза | 0,1 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0,1 |
11 | Хищник | 0,1 |
12 | Вожак или одинокий | 0,1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 0,1 |
14 | Ночное животное | 0,1 |
15 | Другие признаки | 0,1 |
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
- Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов
- Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
- Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
- Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.
Игры и игровые ситуации на воде для профилактики психо-эмоциональных нарушений (на основе игр из книг М.А.Панфиловой «Игротерапия общения» и С.И.Чижовой «Детская агрессивность»).
«Сосулька»
(релаксация для снятия напряжения, зажимов).
Инструктор:
«Сосулька выросла большая, длинная, длинная…»
-дети поднимаются на носочки, руки вверх, делают потягивание.
Инструктор:
«Солнышко стало припекать, сосулька стала таять…»
-дети расслабляют поочерёдно кисти рук, предплечия, плечи, роняют голову на грудь.
Инструктор:
« Сосулька совсем растаяла, осталась большая лужа…»
-дети уходят под воду на задержке дыхания или делая выдох, пытаются при этом максимально расслабиться - «превратиться в воду».
«Бокс с водой»
(игровая ситуация для снятия агрессии, напряжения).
Инструктор:
«Бой начинается! Бей! Бей! Бей!»
-ребёнок или группа детей поднимают руки вверх, а потом с силой начинают наносить удары сжатыми кулаками по воде произвольно.
Инструктор:
«Бой продолжается! Бей еще сильней!»
«Бей, не прекращай!»
«Победа!!! Отдыхай!»
-дети поднимают руки вверх, потом расслабляются и произвольно ложатся на воду (на грудь, на спину, можно использовать нарукавники для лучшего расслабления).
«Морской бой»
(профилактика агрессивности, обидчивости).
Дети стоят напротив друг друга.
Инструктор вместе с детьми:
«Я не буду драться никогда, лучше я обрызгаю тебя!»
-дети начинают сильно брызгать друг друга водой (инструктор и другие дети подбадривают игроков).
Инструктор подаёт звуковой сигнал к окончанию боя и вместе с детьми говорит:
«На тебя я больше не сержусь! Снова я с тобою подружусь!»
-дети пожимают руки или обнимаются, могут сделать совместную фигуру на воде по желанию.
«Барабан»
(групповая игра на снятие агрессивности, тренировка умения действовать по команде)
Дети встают в круг, инструктор объясняет, что вода в кругу – барабан, и говорит:
«Давайте вместе пошумим, по барабану постучим!»
-Дети начинают произвольно или в темпе, заданном инструктором, бить руками по воде (инструктор подбадривает).
«А теперь всё тише, тише… И ещё чуть-чуть потише…Всё!!!» (все поднимают руки вверх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки
Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоционально...
Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки.
Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоционально...
Конспект занятия по профилактике психо-эмоционального напряжения и предупреждению агрессивного поведения у детей 5-6 лет. Тема: «Турнир. Прогоняем гнев»
Занятие направлено на профилактику психо-эмоционального напряжения и предупреждения агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста....
Методические рекомендации для педагогов «Использование динамических пауз на занятиях по изобразительной деятельности для психо-эмоциональной разгрузки»
Методические рекомендации для педагогов «Использование динамических пауз на занятиях по изобразительной деятельности для психо-эмоциональной ра...
Презентация на тему "Значение плавания для профилактики и лечения нарушений осанки"
Презентация на тему "Значение плавания для профилактики и лечения нарушений осанки"...
статья на тему "Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет"
Особенности проведения занятий по плаванию для профилактики нарушения осанки детей 5-6 лет...
10.ЗОЖ. Проектная технология. Профилактика психо-эмоциональных расстройств.
Проект "В мире эмоций". Совместная деятельность воспитателя и психолога, направленная на проживание каждого ребенка с положительным эмоциональным опытом, которые определили для се...
Комментарии
Очень интересный