ПРОЕКТ "Разгляди в ребенке личность" личностно-ориентированный, средняя группа
проект (средняя группа)

Дьяченко Марина Яновна

«Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться».

 Антуан де Сент-Экзюпери 

 

Цель проекта: способствовать социализации детей в деском саду, раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и  развиться.

Задачи:

- воспитывать у детей положительные качества характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков;

- воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям;

- способствовать сплочению коллектива;

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развивать инициативу, самостоятельность, организаторские способности, умение действовать в команде;

- раскрыть творческие и интеллектуальные способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx66.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Бабушкин  муниципального образования  «Кабанский район» Республики Бурятия

ПРОЕКТ

личностно-ориентированный

Разработала и реализовала                                                                                                                                             

Воспитатель 1 категории

 Дьяченко Марина Яновна

2021-2022г.

«Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться».

 Антуан де Сент-Экзюпери 

Цель проекта: способствовать социализации детей в деском саду, раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и  развиться.

Задачи:

- воспитывать у детей положительные качества характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков;

- воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям;

- способствовать сплочению коллектива;

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развивать инициативу, самостоятельность, организаторские способности, умение действовать в команде;

- раскрыть творческие и интеллектуальные способности детей.

Продолжительность проекта: 9 месяцев, сентябрь 2021- май 2022

Участники: воспитатели, дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Актуальность проекта:

       В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития дошкольников. Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Данный процесс начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

      Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам.

Пока  ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, талантливым, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.

Эмоциональное благополучие дошкольника – уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми.

Ребенок должен знать, что имеет право на свое мнение, чувства и желания, он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных. Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, что получается лучше всего, что вызывает у него положительные эмоции.  

Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознавал свои предпочтения  и вкусы, понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей.

    Учитывая все эти аспекты, мы можем увидеть и развить в каждом ребенке те способности и возможности, которые были скрыты или не замечены ранее.

Проблема

         Очень часто взрослые не замечают, что у ребенка проблемы в коммуникации, что у него нет друзей, что он слишком «хороший» или наоборот агрессивный, эмоционально нестабильный. В дальнейшем, ребенок в детском саду, а потом и в школе получает клеймо драчуна или тихого, незаметного, или нервного ребенка. А если рассмотреть такого ребенка поближе, вызвать его доверие, помочь социализироваться, то у него могут проявиться скрытые способности и умения.  Раскрыть  возможности детей  необходимо нам, взрослым, и  уже в дошкольном детстве.

     Такие качества, как способности и одаренность начинают проявляться через успех определенной деятельности. Способности необходимо рассматривать в качестве индивидуально-психологических особенностей, которые отличают одного человека от другого.

    Развивая и воспитывая социально-личностные качества в дошкольниках мы способствуем раскрытию их интеллектуальных и творческих возможностей. Первое общество для «маленького человека – коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. В группе проявляются взаимоотношения,  черты характеров, появляются лидеры, аутсайдеры.

    Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, а другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. 

     В моей группе дети 4 лет и уже среди них стали выделяться лидеры, но с эгоцентрической позицией – «Я -  главный, все мне»,  есть дети скромные, тихие – они могут такими и остаться незаметными, если не помочь им раскрыться; есть дети эмоционально не стабильные,  с меняющимся настроением.  

    Для улучшения микроклимата в группе, для развития личностных качеств я пришла к решению разработать данный проект.  Мне необходимо выявить и скорректировать межличностные взаимоотношения и  организовать детскую деятельность так, чтобы дать возможность проявить себя детям, которые не могут сделать это самостоятельно.

Этапы реализации проекта.

1 этап : подготовительный

«Диагностика» (сентябрь ):

- подготовка диагностического инструментария;

-определение исходного состояния работы по социально-личностному  развитию детей.

-сбор материала, изготовление пособий необходимых для реализации проекта.
- организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.

2 этап: реализация проекта  (октябрь - май):

- совместная деятельность с детьми и родителями.

3 этап: результаты проекта  (май):

- подведение итогов.

Формы работы

Беседы, игровая деятельность, игры на развитие навыков общения, игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, хороводные, свободное и тематическое рисование, обыгрывание различных ситуаций, чтение художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений.

Ожидаемые результаты

-проявление индивидуальности, инициативности и самостоятельности детей в различных сферах деятельности;

- проявление положительного отношения к себе, к другим людям;

- раскрытие  творческих и интеллектуальных способностей детей;

- сплочение коллектива, проявление таких качеств как взаимовыручка, поддержка, доброжелательность;

Перспективное планирование

Месяц

цель

Мероприятия с детьми

Работа с родителями

Сентябрь Диагностика

«Наша группа».

Цель: учить понимать, что такое коллектив, что в группе все общее и правила для всех общие.

 Беседа «Правила поведения в группе»

Дидактические игры «Как мы ласково называем друг друга»,
«Хорошие -плохие поступки»

П/и «Мы веселые ребята»

Прослушивание песни «Улыбка»

Чтение художественной литературы В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»

Индивидуальные беседы с родителями новеньких детей

Октябрь

«Мы все разные»

Цель: учить понимать, что все люди разные, учить

дружескому общению детей разного пола.

Беседа «Чем мы отличаемся и чем мы похожи» (рассматривание себя и друзей в зеркале)
Дидактическая игра «Мы разные»

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

«Собака – поводырь», «Найди друга», «Секрет» и т.д.

Д/и « Угадай по описанию»

Игра-беседа «Кто мы?»

Ситуация «Как развеселить друга»

Игра «Водяной»

Анкета «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

Ноябрь

«Я в группе»

Цель: помочь детям социализироваться, называть своё имя, фамилию, возраст.

Индивидуальные беседы «Расскажи о себе», «Похвали себя»

Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».

 Д/и «Хорошо - плохо».

Игра с мячом «Ответь на вопрос»

Чтение И. Сигерд «Палле – один на свете»

Рассказы детей: «Каким я был, какой я сейчас, каким я буду»

Памятка «Ваш ребенок ходит в детский сад»

Декабрь

«Мои друзья»

Цель: воспитывать дружелюбие, умение дружить; учить  быть вежливыми, внимательными к друзьям

Дидактическая игра «Дружные ребята»

Этюды с содержанием проблемной ситуации «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин горы»

Игровая ситуация «Помоги другу»

Рассуждение «Что можно сделать вместе с другом»
«У меня есть друг!» рассказ из личного опыта.

Дидактическая игра «Мишка обидел куклу»

Рисование «Подарок другу»

Игра «Мы – друзья-товарищи»

Разучивание мирилок

Консультация

«Учите ребенка общаться»

Январь

«Я в семье»

Цель:

 

Упражнение «Как меня называют дома»

 Составление рассказа «Я помогаю дома».

Дидактическая игра «На кого ты похож?»

Рассматривание фотографий, составление рассказов о семье. Составление рассказа «Хочу быть таким, как папа» (как мама)

С/р игра «Семья»

Родителям предлагается написать о своем ребенке         «Мой помощник»

Февраль

«Я люблю, я не люблю»

Цель: помочь детям определить их предпочтения в играх и занятиях.

Дид.игра «Мне нравится – мне не нравится»

 Индивидуальные беседы «Расскажи, что ты не любишь»

Инсценирование сказок по желанию детей.

Проведение элементарных опытов.

Продуктивная деятельность: лепка, рисование, вырезание.

Совместная поделка, рисунок с ребенком, выученный стих.

Март

«Я умею и могу научить»

Цель: учить детей осознавать некоторые свои умения (умею рисовать), знания (знаю сказку) и то, чему научился (строить дом). Развивать способность оценивать свои желания.

Мастер-класс «Научи товарища»

Рассказы детей: «Что я умею?»

Беседа «Моя мечта»

Беседа: «Когда я вырасту»

Выставка рисунков, поделок.

С\р игры «Цирк», «Театр»

Детские проекты

Апрель

«Я в обществе»

Цель: формирование навыков правильного поведения в общественных местах.

Беседа «О правилах поведения в обществе»

Игровая ситуация «Уроки вежливости»

Беседа: «Мы пришли в гости»

Игровая ситуация «День рождения куклы»

С\р игра «В гостях»

Консультация

«Ребенок в обществе»

Май

Диагностика

«Мы талантливы»

Цель: подведение итогов проекта, поощрение детей и взрослых.

Развлечение «Мы большие стали»

Вручение грамот за участие в конкурсах.

Презентация

«Мы большие стали»

Вывод:

 В течение года, для реализации основной цели проекта - социализации детей и раскрытию их индивидуальности, я старалась охватить всех детей. Особое внимание уделяла ребятам с заниженным статусом, слишком тихих, скромных. Было отмечено, что активные и эгоцентричные дети подавляли таких ребят, не давали возможности высказаться, подумать. Я проводила с детьми индивидуальные беседы, игры, чаще предоставляла роли ведущих, в сказках, хвалила за любое проявление активности.

Развивала внутригрупповые отношения, построенные на равноправии, взаимовыручке, помощи товарищу.

 С агрессивными, эгоцентричными ребятами проводила работу по формированию у них знаний об адекватных, социально - приемлемых способах выхода из конфликтных ситуаций, о дружеских взаимоотношениях. Переориентировала их поведение с помощью игр, поручений, проблемных ситуаций, учила как снять напряжение, как использовать приёмы релаксации. Также за каждое проявление правильного поведения хвалила, ставила в пример.

С помощью проекта у детей сформировались социально – коммуникативные навыки: умение воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Данный проект помог активизировать работу по развитию социально - коммуникативных навыков у детей среди родителей.

Приложение1

        Использование диагностических методик

Название методики, автор: Методика одномоментных срезов            (Т.А. Репина, М.В. Веракса)

Цель: выявление общей картины реального общения в каждой возрастной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, которые возникают при свободном общении в группе (в том числе наиболее устойчивые), определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку.

   Диагностические показатели: Взаимодействие со сверстниками.

Возрастной диапазон: 2-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: групповая

Инструкция: Подготовка к проведению наблюдения. Заготавливается список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на протяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повязки с номерами, как это делается у спортсменов (в том случае, если экспериментатор не знаком с детьми).

Продолжительность наблюдения. Период свободных игр во время утренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов - 30-40, минимальное - 20. Проводить замеры целесообразно только в том случае, если налицо не менее 3/4 постоянного состава группы.

Экспериментатор одномоментно фиксирует на бумаге микрообъединения детей и их состав. Эта процедура проделывается быстро. В протоколе проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведется слева направо по всему пространству групповой комнаты, что графически отражается и в протоколе.

Фиксировать результаты можно по схеме, предложенной ниже. Например, группа состоит из 15 человек, 8 из них - девочки, обозначим их кружочками, 7 мальчиков обозначим треугольниками. Отмечаем время начала среза и фиксируем играющие, взаимодействующие группы детей.

Обработка результатов: количественный анализ осуществлялся последовательно: сначала составлялись индивидуальные протоколы, где на каждого ребенка из обще группового протокола - среза выписывались соответствующие показатели, затем подсчитывалось количество срезов, когда ребенок играл один и когда он входил в игровое объединение со сверстниками. Процентное соотношение последнего к общему количеству срезов показывает частоту контактирования ребенка с детьми в группе. После чего, вычисляли количество контактов, установленных тем или иным дошкольником с каждым ребенком группы и суммировали их. Отношение этой суммы к общему количеству срезов (т.е. среднее количество контактов, установленных данным ребенком со сверстниками в одном срезе) принималось за показатель интенсивности общения.

Получив данные об интенсивности общения каждого ребенка, из всех детей группы выделяют тех, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным, избирательным. Избирательность устанавливается условно.

Граница избирательного общения для каждого ребенка вычисляется по формуле: (3m)/(N-l), где m - общее число контактов, а N - количество детей в группе. Общение со сверстниками, при котором количество контактов равно величине этой границы или превышает ее, считается избирательным.

Затем вычислялась широта круга общения ребенка с детьми группы, или экстенсивность общения. Она характеризуется соотношением количества детей группы, с которым были установлены контакты за время наблюдаемых срезов, с общим количеством детей группы за вычетом одного, т.е. самого ребенка.

Определялась средняя продолжительность общения ребенка в данном объединении. Для этого подсчитывалось количество объединений, которые сменил ребенок за все время наблюдения, вычисляют среднюю продолжительность его пребывания в одном объединении (условно можно считать, что ребенок сменил объединение в том случае, если состав объединения изменился больше, чем на 50%).

Просматривались характеристики игровых объединений, в которых общался ребенок (а именно: вычисляли наиболее стабильные объединения, высчитывали среднюю величину объединений, процентное соотношение объединений разной численности, а также отмечали максимальную величину объединений).

Качественный анализ дает представление о структуре группового общения, а именно:

· о соотношении объединений с учетом числа входящих в них детей (по 2,3,4 и больше человек);

· о средней величине детских объединений, встречающихся в данной возрастной группе;

· о стабильности состава отдельных объединений и длительности их существования.

К тому же, данный эксперимент описывает некоторые особенности общения отдельных детей группы: частота вступления ребенка в контакт со сверстниками, интенсивность, экстенсивность и избирательность его общения, а также длительность общения в данном объединении.

 Название методики, автор: Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)

Цель: определение коммуникативных способностей у дошкольников.

Диагностические показатели: общение со сверстниками и с взрослыми.

Возрастной диапазон: с 3 лет

Источник информации: ребенок.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Карта проявлений самостоятельности заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла

               

              Диагностическая карта «Выявление личностных качеств и предпочтений детей»

3 балла – да, всегда      2 балла – иногда, редко         1 балл – нет, никогда

Фамилия имя ребенка

Ребенок социализирован в группе, открыт, общителен,

выделяет друзей.

Проявляет лидерский качества

Ребенок эмоционально стабилен, уравновешен

Проявляет активность, самостоятельность в играх и другой деят-ти

Проявляет уважительное отношение к взрослым, к сверстникам

Предпочитает

спокойные игры, творческую деят-ть

Предпочитает активную двигательную деят-ть

Может выступать на праздниках, инсценировать сказки

Проявляет желание помогать взрослым, трудиться

Проявляет интерес к познавательно-исследовательской

деят-ти

1

Арефьева В.

2

1

3

3

3

3

1

1

3

1

2

Беломестнов О.

3

1

2

3

3

3

2

1

2

3

3

Бутакова К.

3

3

2

3

2

2

2

3

2

3

4

Дмитриев Я.

3

3

2

3

2

2

2

3

2

3

5

Докичева А.

2

1

3

3

3

3

1

1

2

1

6

Дудова В.

3

2

3

3

3

2

2

3

2

2

7

Заломин Д.

3

1

3

3

3

3

2

1

2

2

8

Казицин М.

2

1

2

2

3

3

2

2

2

2

9

Карпов Р.

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

10

Орлова В.

2

1

3

2

3

2

2

2

2

1

11

Панасюк Е.

2

1

3

3

3

3

2

2

2

1

12

Помолев И.

2

1

3

3

3

2

2

2

2

1

13

Портнягин И.

2

1

3

3

3

3

2

3

3

2

14

Рубцов А.

3

2

2

2

3

1

3

2

3

2

15

Селяков В.

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

16

Третьяков И.

3

1

3

3

3

3

2

3

3

2

17

Хлань М.

3

3

2

2

2

2

2

3

2

3

18

Чураков Р.

2

1

2

2

2

3

1

1

1

3

19

Шиян М.

3

2

3

3

2

2

2

3

2

3

20

Шумеев Е.

2

1

2

3

2

2

2

1

2

2

                                                                                                                 

Анкета для родителей на тему

«Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

  1. Каким вы считаете своего ребенка? (нужное подчеркнуть)

Уверенный, решительный, активный, спокойный, общительный, малоэмоциональный, очень эмоциональный, замкнутый, бывает агрессивный, обидчивый, плаксивый, любознательный, скромный …

_____________________________________________________________

  1. Какими факторами определяются индивидуальные особенности детей?

Темперамент, физическое здоровье, условия жизни, принципы воспитания в семье, наследственность, другое __________________________________

3.К какому типу темперамента относится ваш ребенок? (подчеркнуть)

Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.

      4.Какие черты характера ребенка вам нравятся?

   

5. Какие черты хотели бы изменить?   Страхи, замкнутость, обидчивость, агрессивность, тревожность, повышенная возбудимость…

________________________________________________________________

6. Какие способности есть у вашего ребенка ________________________

    _______________________________________________________________

7. В чем ребенок в этом возрасте должен быть самостоятелен?

-в самообслуживании (одеваться , раздеваться, принимать пищу, умываться)

- в организации своего игрового пространства ( придумать игру, занять себя, убрать за собой)

- в выборе одежды, еды, режимных моментов (когда спать, когда и сколько гулять)

- в чем-то еще___________________________________________________

8. Как решаете конфликтные ситуации с ребенком?

- стараюсь выслушать и договориться;

- требую беспрекословного выполнения своих указаний;

- ругаю, сержусь, ставлю в угол, лишаю чего-то;

-применяю физическое наказание;

-что-то еще______________________________________________________

Спасибо!

 

                                                                                                      Приложение 2

Консультации для родителей «Учите ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений сосверстникам и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
  2. умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»)

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех-четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность - в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих отчужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания - телесные контакты.

Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк»(подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка.

«Имя» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности.

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации».

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми:

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры.

 «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом.

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость.

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики».

Советы родителям замкнутых детей.

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

1.Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

2.Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4.Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение;

- не прибегайте к физическому наказанию;

- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям;

- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком;

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время.

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

- внеочередное дежурство на кухне и т. д.;

Надеемся, что эти рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

        Используемая литература:

  1. Галигузова, П. H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.2012.- № 9.
  3. Зебзеева В.А. Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2.
  4. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. Учимся общаться с ребенком // М., 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Что должен знать ребенок по окончании средней группы"

Родителям необходимо знать, чем занимается ребенок в детском саду и как он развивается....

Как научить ребенка читать в средней группе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...