Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста
статья по теме

Филипенко Анастасия Викторовна

В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учить жить в мире, чаще всего говорят о социализации. Социализация личности предполагает осмысление не только окружающего пространства, но и своего места в нем. Данная статья посвящена методу научной педагогики М. Монтессори,  признанному во всем мире.  Методу, который создает все необходимые условия для социального развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста

Воспитание в педагогической системе Монтессори целенаправленно формирует у детей способность пользоваться правом свободы, навыки саморегуляции поведения и выводит на самовоспитание. Педагогика Монтессори создает все необходимые условия для социального саморазвития ребенка. Эта система способствует становлению детей как свободных личностей, которые вполне способны совершенствовать общество.

Мария Монтессори – первая женщина в Италии ставшая врачом, блестящим психологом и психиатром. Она была неутомимым ученым-исследователем, философом и педагогом-экспериментатором, создателем уникального метода развивающего обучения детей – Метода научной педагогики. Во всем мире интерес к ее идеям то поднимался, то спадал, тем не менее, они не только нашли применение и развитие, но и оказали существенное влияние на современное зарубежное образование. Монтессори-детские сады существуют в Европе, Северной и Южной Америке, в Азии и Австралии.

Для того чтобы понять основные идеи педагогики М. Монтессори необходимо учитывать ее философские взгляды. Они базируются на «Космической теории», согласно которой все в мире – растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. Вся жизнь развивается в соответствии с ним, и от него зависит эволюция Земли.

         Нам хорошо известно, что биосфера – область распространения жизни на земном шаре. Вода и суша находятся в неразрывном единстве. Все кораллы и морские беспозвоночные обеспечивают постоянство химического состава и чистоту морской воды, которые необходимы для жизни рыб. Останки растений и живых существ с течением времени превращаются в различные твердые породы, образующие поверхность Земли. Чистота воздуха поддерживается многочисленными растениями. Все живое на Земле взаимосвязано, и выполняет «космическую задачу», которая направлена на то чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты.

         Монтессори считала, что человек не может жить только ради собственного существования. Она была убеждена в его высшем предназначении. Человек выполняет преобразующую функцию, он является самой активной из действующих сил, которая изменяет и совершенствует окружающую среду. Поэтому все человечество должно искать пути для создания единого универсального гармоничного общества.

         «Космический план» и «космическая задача» человека являются методологическим обоснованием системы воспитания по Монтессори. Они играют огромную роль в понимании процессов развития ребенка.

        В своих работах Монтессори отмечала, что примерно до шести лет ребенок обладает формой разума, отличной от разума взрослого,  так называемым «впитывающим мышлением». Она сравнивает мышление ребенка с губкой, впитывающей воду. Точно также как губка впитывает любую воду – чистую или грязную, прозрачную или мутную – детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие». Особое значение здесь приобретает предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для него такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, способы рациональной деятельности с предметами, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы  эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения. Благодаря длительной работе и тщательным наблюдениям за свободной деятельностью детей ей удалось организовать воспитательный процесс, который блестяще социализировал детей.

Социализации и воспитание.

         Прежде чем говорить о социализации детей дошкольного возраста в рамках  педагогической системы М. Монтессори, необходимо определить, что именно понимается под социализацией, роль воспитания в социализации ребенка и их взаимосвязи.

        Социализация – это самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентации и своего стиля жизни.

        Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми и самих детей друг с другом. И в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка. Появляется возможность для восприятия детьми социально значимых норм и способов поведения. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.

        Взаимосвязь социализации и воспитания нельзя рассматривать, игнорируя процесс самовоспитания, так как осуществляемая социализация обязательно предполагает свою вторую сущность – индивидуализацию. Индивидуализация есть становление личности со всей присущей ей уникальностью и неповторимостью, своеобразное обретение себя. Самовоспитание в этом контексте – в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, характеризующаяся тем, что он осознает себя и действует как субъект социализации.

Компоненты процесса социализации.

        Для  того чтобы лучше понять процесс социализации в рамках системы М. Монтессори необходимо проанализировать сам процесс социализации как педагогическое явление и представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.         

  1. Коммуникативный компонент. Вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в разных обстоятельствах деятельности и общения.
  2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания,  в общении. А проявляется в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.
  3.  Поведенческий компонент – это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Этот компонент так же предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, выработанных в процессе общественного развития, и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.
  4. Ценностный компонент – это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Ребенок, включаясь в жизнь общества, должен не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Возрастная периодизация социального развития.

        Интересна предложенная М. Монтессори периодизация социального развития детей. Здесь она приведена полностью, но в основном она работала с детьми первой фазы, а именно с детьми в возрасте с 3 до 6 лет. Возрастная периодизация включает три фазы по шесть лет, каждая фаза разделена на подфазы продолжительностью в три года.

        Первая фаза (0 – 6) характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование чувственного образа окружающего мира. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является сверхчувствительным резонатором эмоций родителей, главным образом матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, являются родительский дом и забота.

        Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет является «строителем самого себя». На это время приходятся фазы максимальной интенсивности ряда сенситивных периодов его развития – сенсорного, двигательного, речевого, социального. Наиболее подходящими условиями для развития ребенка в этом возрасте является специально организованная «педагогизированная»  среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие.

        Во второй фазе (6 – 12) глобальная ориентация развития ребенка связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной индивидуальной роли. Ребенок в возрасте от 6 до 9 лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является «исследователем», который с целью познания мира стремится выйти за приделы возможностей органов чувств человека путем освоения новых приборов, проведения экспериментов и т.д. Постепенно он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз начинать свое исследование «с нуля», а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достижениями предшествующих поколений. Этот возраст Монтессори называет, возрастом «ребенка-ученого».

         Третья фаза развития (12 – 18) характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиска в нем своего места. В возрасте от 12 до 15 лет молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способности, привлекая для этого людей, объединенных общей целью. Он становится «участником организации». Человек в возрасте от 15 до 18 лет является активным «социальным участником.        

Сенситивные периоды развития.

        Понятие «сенситивные периоды» является у Монтессори одним из ключевых для представления процесса развития ребенка.

        Она говорила, что это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии, т.е. в детском возрасте живых существ. Они являются временными и служат для того, чтобы дать возможность живому существу приобрести определенную способность. Как только это происходит, соответствующая чувствительность снова уменьшается. Так развивается каждая черта характера на основании некоторого импульса и в течение узко ограниченного временного промежутка. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности действовать в соответствии с директивами своих периодов особой чувствительности, то он упускает удобный случай естественным образом приобрести определенную способность, и этот случай упущен навсегда.

        Сенситивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

        Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей, особенно в возрасте до 6 лет. А также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту, во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

        Протекание каждого сенситивного периода характеризуется: более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития». Этапом наибольшей интенсивности так называемой «точкой максимума», который наблюдать наиболее просто и более или менее медленным – «пологим» спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

        Всего сенситивных периодов развития шесть, обозначим их все, хотя для нас наиболее интересен последний.

  1. Сенситивный период развития речи  длится в среднем от 0 до 6 лет.
  2. Сенситивный период восприятия порядка. Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет.
  3. Сенситивный период сенсорного развития. Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет.
  4. Сенситивный период восприятия маленьких предметов. Этот период трудно не заметить, ребенок постоянно манипулирует мелкими предметами и длится он в среднем от 1.5 до 2.5 лет.
  5. Сенситивный период развития движений и действий. Длительность этого периода в среднем продолжается от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить.
  6. И последний период называется Сенситивным периодом развития социальных навыков. Примерно в возрасте 2.5 – 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Он подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Ему важно знать, как вежливо попросить другого ребенка не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и многое другое.

Природа ребенка и процесс его развития в работах М. Монтессори.

В своих работах Монтессори не однократно подчеркивала различия в природе взрослого и ребенка. Она пишет, что:

 «… Существует не один, а два социальных вопроса, так как возникают две формы жизни – социальные вопросы взрослого и социальные вопросы ребенка. И нам следует различать два вида работы – работа взрослого и работа ребенка. И обе необходимы в жизни» (Монтессори М. Дети – другие  –  М. 2004г. стр. 279).

Следует уточнить, что в ее понимании «работа ребенка» есть спонтанная созидательная деятельность с реальными предметами.

Характер работы взрослого и ребенка различаются. Оба они действуют с предметами внешнего мира, однако цель работы взрослого находится извне, а ребенка – внутри него самого. Взрослый сознательно преобразует окружающий мир с целью приспособления его для своих нужд. Ребенок действует зачастую бессознательно, его работа является проявлением природной потребности развития, и цель ее – в развитии разнообразных функций и построении собственной личности. Он  вкладывает в свою работу максимальную энергию и не устает от нее, она наоборот увеличивает его энергию. Он не нуждается ни в поощрении, ни в наказании за нее, поскольку удовлетворяет при этом потребности роста.

Многолетние наблюдения за свободными и самостоятельно развивающимися детьми в разных странах привели Монтессори к убеждению, что дети обладают мощным даром – «впитывающим мышлением».

Разъясняя процесс и механизмы развития ребенка, и такое энергичное вхождение его в культуру, Монтессори использует понятие mneme. Оно означает способность ребенка бессознательно запечатлевать, «впитывать» образы окружающего мира. Это особая форма природной социальной памяти, которая не помнит сознательно, а «абсорбирует» образы. Так, предметы и явления окружающего мира становятся частью психики ребенка и обуславливают ее изменения. Посредствам mneme ребенок адаптируется к окружающей среде: бессознательно присваивает, «впитывает» речь, обычаи и традиции своей местности, религиозные верования, менталитет народа и становится человеком определенной расы. Все эти качества не являются врожденными, они приобретаются в раннем детстве.

Дети впитывают образы окружающего мира, воспринимают и усваивают без усилий огромные объемы культурных достижений социума, или другими словами они «абсорбируют» культуру. Поэтому приобретение детьми социальных знаний и навыков – это не процесс прямого научения, демонстрации образцов действий взрослых и их отработка под контролем. Социальные знания и умения естественно складываются в собственном опыте детей в определенной среде.

Способность «абсорбировать» культуру – очень уязвимая энергия, так как принадлежит к области неосознанного, и всякое вмешательство взрослых с традиционным вербальным обучением, навязыванием примеров, мыслей для запоминания и повторения, разрушает модель той индивидуальной жизни в культуре, которая складывается у ребенка.

Монтессори была уверена, что дети способны быстро приспособиться к любому уровню цивилизации и выстроить свою индивидуальность соответственно времени и обычаям. Она считала, что именно дети призваны изменить облик человечества.

«Ребенок наделен неизведанными силами, которые могут привести нас к светлому будущему. И если мы действительно стремимся построить новый мир, то целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей» (Монтессори М. Впитывающий разум ребенка – СПб 2009г. стр. 16).

Дети, которым не помогли создать положительное культурное пространство, запечатлевают на уровне бессознательной mneme страхи. Когда такой ребенок повзрослеет, он будет отталкивать от себя окружающий мир, уходить от него в свое одиночество, депрессии или начнет мстить враждебному социуму.

Педагогические условия для обеспечения успешной социализации.

        В своих детских садах М. Монтессори организовала специальные педагогические условия, которые и обеспечивали успешную социализацию детей.

  1. Первым условием является разновозрастность групп. В детских садах Монтессори дети занимаются в группах примерно по 30 человек от 3 до 6 лет.

         Это условие помогает образоваться детскому обществу с естественной иерархией в общении, которая позволяет избегать конфликтов и становится важной предпосылкой для сотрудничества. В детях воспитываются такие важные социальные качества, как готовность к взаимопомощи, навыки культуры поведения и соблюдения правил поведения в обществе, уважение достоинства и прав окружающих.

        Смешение возрастов полезно как для младших, так и для старших детей, поскольку снижает конкуренцию, характерную для ровесников. Опыт общения не только со сверстниками помогает детям и в дальнейшем установить доброжелательные отношения между старшими и младшими. Младшие дети могут попросить помощи у старших детей, если они в ней нуждаются. Старшие же дети, показывают работу с материалом младшим или, отвечая на их вопросы, сами лучше понимают существо дела. Попросить о помощи или предложить свою помощь не так просто: для этого нужно выбрать подходящие слова, а от нежелательной помощи нужно научиться отказываться, чрезмерная помощь может быть даже вредной для другого, так как он не научится действовать самостоятельно.

        Монтессори писала: «Очарование социальной жизни состоит в большом числе разных типов, с которыми встречаешься. ... Сегрегация по возрасту – вещь очень жестокая и бесчеловечная, и это в равной степени относится к детям. Она разрывает узы социальной жизни, лишает ее пищи. В большинстве школ, прежде всего, происходит разделение по половому признаку, далее каждый возраст (приблизительно) оказывается в отдельной комнате. Это фундаментальная ошибка, которая плодит много зла. Это искусственная изоляция, мешающая развитию социального чувства. … Важно, чтобы вместе учились дети разного возраста. Опыт наших школ показывает, что дети разного возраста помогают друг другу. Младшие наблюдают, что делают старшие, и просят им объяснить. Старшие дети охотно объясняют, и это наставление представляет большую ценность, потому что разум пятилетнего настолько ближе, чем наш, к разуму трехлетнего ребенка, что малыш легко выучивает то, что нам было бы трудно донести. В общении между двумя детьми существует такая гармония, какую редко найдешь между взрослыми и маленьким ребенком» (Монтессори М. Впитывающий разум ребенка – СПб 2009г. стр. 247).

        В системе Монтессори существует также начальная школа с 6 до 9 лет, средняя школа с 9 до 12 лет и с 12 лет гимназия. Приведенная ею возрастная периодизация  очень хорошо объясняет такое распределение на группы.

  1. Вторым условием для успешной социализации ребенка является специальная организация пространства помещений для занятий.

        Монтессори всегда придавала особое значение организации в детском саду и школе развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому для ее создания существую особые правила.

        Помещение должно быть уютным, так чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Необходимо достаточное освещение и тепло, так как ребенок часто работает на полу. Обязательно соблюдение общих гигиенических требований. Но гигиена здесь важна не только как фактор сохранения здоровья ребенка, но и как воспитательная мера, Она своего рода правило хорошего тона, и чистота побуждает ребенка поддерживать порядок.

        Поскольку двигательная активность чрезмерно важна для полноценного развития ребенка, в детском саду должно быть достаточно места для движения и работы на полу. Типичным атрибутом Монтессори-детского сада является линия, нарисованная на полу, круглой или овальной формы. Она используется для упражнения, которое так и называется «ходьба по линии».

        Большое значение Монтессори придавала эстетическому оформлению помещений, для нее было важно, чтобы оно отражало культурное наследие.

        В соответствии с учебными разделами помещение в детском саду делятся на пять зон: практическую, сенсорную, речевую, математическую и «космическую», где находятся материалы для знакомства с природой, явлениями окружающего мира в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Материалы всегда располагаются по порядку – слева направо, по мере увеличения сложности. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, либо позаниматься с другим материалом, или же попробовать поработать совместно с другим ребенком, если материал это позволяет. Таким образом, ребенок учится вести себя в обществе.

        При оборудовании помещения как общественного места учитывается, что оно предназначено для общения и взаимодействия детей в возрасте от 3 до 6 лет. И в помещении, следовательно, должны быть материалы, относящиеся к зоне ближайшего развития каждого ребенка. Детям должна быть предоставлена возможность свободного общения, взаимодействия и совместной работы с материалом.

        «Классная комната для детей от трех до шести принципиально даже не отделена от классной комнаты для детей от семи до девяти лет. Таким образом, шестилетние дети могут получать идеи от старшего класса. Вместо стен у нас стоят разделительные перегородки высотой по пояс, и всегда можно легко попасть из одного класса в другой. Детям не запрещается переходить из одного помещения в другое. … Разделительные границы есть, но нет разделения между детьми, и все группы могут сообщаться между собой. … Наши школы полны жизни. Понимание того, что делают старшие, наполняет младших энтузиазмом. А старшие дети рады возможности научить тому, что они знают. Отсутствуют комплексы неполноценности, зато через взаимный обмен духовной энергией каждый достигает здоровой нормы» (Монтессори М. Впитывающий разум ребенка – СПб 2009г. стр. 249).

  1. Третье важное условие – это  сама развивающая среда. Очевидно, не любая среда в равной степени способствует развитию. Что бы она стала развивающей, ее нужно  соответствующим образом подготовить, поэтому в Монтессори-педагогике употребляется термин «подготовленная среда». Она дает возможность каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Содержит различные предметы, пособия и  учебные материалы, каждый из которых имеет свое точное название и назначение. Все они вызывают большой интерес у детей и побуждают их к спонтанной созидательной деятельности, взаимодействуя с ними, ребенок постепенно входит в культуру.

         Все развивающие материалы носят автодидактический характер, они являются своеобразным ключом для самостоятельного открытия окружающего мира. Ребенок может не только работать с ними самостоятельно, но также контролировать ошибки и исправлять их. Но не только дидактические материалы, а вся окружающая среда подготовлена так чтобы контроль ошибок был легко осуществим. И даже мебель сделана, так, что она предупреждает ребенка о сделанных ошибках. Например, на светлой мебели хорошо видны пятна. Легкая мебель говорит о неуклюжих движениях, если она оказывается сдвинутой, перевернутой или если при движении ребенка раздается сильный шум. Фарфоровая посуда, стеклянные вазы, керамические цветочные горшки требуют бережного обращения с ними. У всех детей в группе имеется свой ящичек – это развивает привычку к порядку и организованность. Здесь как бы вся окружающая ребенка среда становится его воспитателем.

        Особую роль в подготовленной среде играет социальный компонент: педагоги и дети. Педагог отвечает за создание в группе справедливых отношений взаимопомощи, дружелюбной и спокойной атмосферы, способствующей активной созидательной деятельности детей и побуждающей к обретению собственного опыта.  В Монтессори-детском саду существуют правила поведения, обязательные для соблюдения всеми – и педагогами, и детьми. Этих правил не много, но сформулированы они ясно, коротко и четко. Выполняя их, ребенок не только учится уважать права и интересы других детей, но и ждет того же от окружающих. Постепенно у него возникает ощущение принадлежности к группе детей, к коллективу, а значит чувство защищенности.

  1.  Большое значение в Монтессори-педагогике уделяется упражнениям по овладению навыками практической и повседневной деятельности. Это четвертое условия является очень важным для социализации детей в дошкольном возрасте.

        Родители часто недооценивают ту огромную роль, которую играют навыки самообслуживания в жизни ребенка. Совершенствование движений, их координация и контроль – насущная потребность человеческого существа именно в период детства. В возрасте примерно от года до четырех лет ребенок особенно восприимчив к тем видам и формам деятельности, которые связаны с совершенствованием грубой и тонкой моторики. Ребенок получает удовольствие и удовлетворение от самого процесса движения. И именно занятия практической повседневной деятельностью дают ему такую возможность, при этом способствуя развитию психических процессов, особенно внимания, мышления и памяти.

        Но также упражнения в практической жизни важны для социального развития ребенка и в первую очередь формирования у него навыков социального поведения, ознакомления с культурой поведения в обществе, обучения навыками повседневной деятельности и личной гигиены. Они дают ребенку возможность реализовать свою внутреннюю потребность и постепенно вырабатывают умение управлять не только своими движениями,  но и поведением. Способность владеть собой, управлять эмоциями и сиюминутными порывами это и есть одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.

        Знакомству с основами культуры поведения в обществе Монтессори посвящает особый раздел упражнений в практической жизни. На этих упражнениях  ребенок осваивает навыки позитивного социального поведения и знакомится с основами этикета. Ребенок учится вступать в контакты и поддерживать их. В виде игры или беседы происходит знакомство с общепринятыми формами обращения к человеку, приветствия и прощания, извинения и благодарности. Проигрывая под руководством и при непосредственном участии взрослого различные ситуации, а затем, обсуждая их, дети узнают, как следует приглашать гостя в комнату, предлагать ему место, как  должны поступать хозяин и гость, если последний пришел не во время, как просят о помощи и как принимают предложение ее. Способность внимательно выслушать собеседника, не перебивая его, задать или по существу ответить на вопрос также относится к числу важнейших социальных умений, для овладения которыми ребенку требуется время. Но трудно переоценить значение такого социального опыта в будущей взрослой жизни.

        Чтобы стать полноценным членом общества, ребенку нужно научиться многим простейшим навыкам. С этой целью педагог показывает каждому ребенку, как носят стул, не наталкиваясь на людей, как закрывают дверь, не хлопая ею, как ходят по комнате, не задевая столы и коврики, на которых работают дети. Ребенок учится заботиться об окружающей среде, сохранять ее в чистоте и по возможности украшать. Для этого необходимо уметь протирать пыль, подметать пол, мыть стол, стирать, полировать мебель и металлические предметы, а также составлять красивые букеты из цветов. Хорошие манеры и полезные привычки важны не столько сами по себе, сколько в качестве помощи для жизни в обществе, в общении с другими людьми.

        Навыки личной гигиены также имеют социальный аспект: с аккуратно одетым, умытым и причесанным ребенком приятно общаться, в то время как неряшливость внешнего вида человека может быть воспринята как проявление  не уважения к окружающим. И именно поэтому в Монтессори-педагогике уделяется особое внимание таким упражнениям, где ребенок учится самостоятельно себя обслуживать. К ним относятся, например, застегивание пуговиц и ремней, завязывание бантов и шнурков, мытье рук, чистка ботинок.

        В Монтессори-педагогике существует еще два особых упражнения для развития координации движений и самообладания: «ходьба по линии» и «упражнение в тишине». Оба они имеют также социальный эффект – учат детей обращать внимание друг на друга и не мешать окружающим.

  1. Свободный выбор ребенка вот еще одно условие для успешной социализации. Ребенку необходимо предоставить свободу выбора деятельности, так как при этом он руководствуется сильными внутренними импульсами, побуждающими его к развитию. Выбирая вид деятельности, и занимаясь ею столько, сколько захочет, он удовлетворяет внутреннюю потребность в развитии. Но свобода выбора возможна только в специально подготовленной среде, включающей привлекательные предметы, которые служат средствами развития. Монтессори считала, что ребенок должен иметь абсолютную свободу выбора и свободу действовать в подготовленной среде, в которой ребенок может быть разумным образом активным.

        Подготовленная среда по ее мнению: «Это пространство, открытое для свободной деятельности ребенка, позволяющее ему двигаться, и становится человеком. Не  просто движение само по себе, а мощный стимул  формирования личности, извлекаемый из повседневных упражнений. Социальное чувства, возникающие у ребенка при взаимодействии с другими свободными активными детьми, его сотрудниками в упражнениях жизненной практики, способствуют внутреннему росту. Ребенок испытывает чувство гордости, научившись действовать самостоятельно в обстановке, которую он сохраняет и которой руководит» (Монтессори М. Мой Метод: Метод научной педагогики – М. 2006г. стр. 94).

        Но абсолютная свобода – это в реальности относительная свобода, так как она ограничивается рядом факторов, присутствующих в самой подготовленной среде и обусловленных ее предметным и социальным аспектами.

        Для упорядочивания отношений в Монтессори-группе существует ряд правил,   которые педагог обсуждает с детьми. Они немногочисленны, разумны, сформулированы ясно и в позитивной форме, а не в виде запретов, например: «Мы берем материал только с полки», «мы ходим по классу тихо», «мы наводим порядок на своем месте», «мы доводим начатую работу до конца».

        Здесь каждый ребенок сам выбирает, с каким материалом он будет заниматься и работает в своем темпе. Решает, работать отдельно или с кем-то из детей. Идею свободы выбора материала Монтессори подсказали сами дети. В начале ее работы с детьми материалы раздавала учительница, а в конце дня она же убирала их в шкаф. В один из дней она забыла запереть шкаф на ключ и опоздала к началу занятий. Когда она вошла в помещение, дети толпились перед шкафом, а некоторые из них уже взяли материалы и отнесли их к месту работы. Это происшествие  дало понять ей, что дети уже достаточно хорошо знали эти материалы, чтобы выбирать их и работать с ними самостоятельно.

        Начинать и заканчивать «свободную работу» в Монтессори-группе принято специально выработанным ритуалом – это может быть звонок колокольчика или тихая музыка во время уборки рабочего места. Затем в «кругу» проводится общее обсуждение вопросов: «что я успел сделать», «что у меня получилось хорошо», «какие я встретил трудности», «что нового я узнал и что хотел бы рассказать».

        Многолетний опыт работы Монтессори, ее сторонников и последователей в разных странах мира показал, что при грамотном применении метода свободного выбора, он положительно влияет на процесс развития ребенка, на его мотивацию, на эффективность обучения и глубину понимания изучаемого предмета.

  1. Основную задачу взрослого, Монтессори видит в том, чтобы создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды он берет материал для самосозидания. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности. Если такая среда создана, взрослому следует не мешать, а тактично помогать ребенку строить свою личность. Максимальное невмешательство педагога в процесс самостоятельной деятельности детей, является шестым условием для успешной социализации ребенка.

        Если материал,  с которым работает ребенок, применяется им в соответствии с его назначением, даже если способ действия отличается от показанного педагогом образца, что может происходить на первых порах овладения новым способом действия или в процессе дальнейших упражнений модификаций – также  становится средством обучения и развития ребенка. В этом случае работу ребенка не прерывают ни для исправления его мелких ошибок, ни из боязни, что он устанет, тем самым, способствуя его сосредоточению на созидательной деятельности, и не снижая мотивации к ней.

Только в случае, когда ребенок обращается с материалом, так что заложенное в нем содержание не может быть им воспринято, педагогу следует вмешаться и прекратить подобные действия, проявляя при этом достаточно такта и в то же время настойчивости.

В начале обучения ребенка в Монтессори-группе педагог должен находиться в непосредственной близости от него, затем, как только понимает, что его присутствие является излишним, он отходит от ребенка, предоставляя ему возможность самостоятельной деятельности. Педагог должен по возможности держать в поле зрения всех детей группы и быть готовым в нужный момент оказать им помощь, но лишь необходимую.

Монтессори описала один случай, который произошел в ее детском саду: «Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиной лет. Его оставили вне круга в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием. Сперва он придвинулся к детям и пытался протиснуться в их среду, но на это у него не хватало сил, и он стал озираться по сторонам. Выражение  его лица было необычайно интересно. … Взгляд его упал на стульчик, и он, видно решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту наставница грубо схватила его на руки и, и подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: «Сюда, крошка, смотри и ты!»

Без сомнений, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. Наставница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил бессилие в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяло на его личике и сменилось тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие» (Монтессори М. Мой Метод: Метод научной педагогики – М. 2006г. стр.81).

Это пример дает понять, насколько наблюдателен, должен быть педагог. Важнейшее правило в Монтессори-педагогике, обеспечивающее успех педагога, заключается в том чтобы: «как только ребенок начал сосредотачиваться, веди себя, словно он не существует».  Часто ошибка педагога состоит именно в этом. Ребенок, который до сих пор был совершенно не управляем, наконец, сосредотачивается на работе. И проходящий мимо педагог скажет: «Молодец», этого может оказаться вполне достаточно, чтобы все беды вернулись. Так как ребенку может понадобиться гораздо больше времени, прежде чем он сможет заинтересоваться чем-то еще. Не вмешиваться означает не вмешиваться никаким образом, но это умение приходит с опытом.

Вклад ребенка в общество – «нормализация».

Самым важным результатом всей своей работы Монтессори считала феномен, который по ее словам напоминал лечение взрослых психоанализом, и дала ему специальное название – «нормализация».

На основе своих наблюдений за детьми в условиях свободной работы в подготовленной среде она пришла к выводу, что организация психической жизни начинается с концентрации. Именно концентрацию или «поляризацию внимания» она считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, – начала  процесса нормализации его поведения. То есть превращение поведения ребенка из девиантного в  нормальное.

«… Я наблюдала в своей первой школе, как и во всех последующих, что эти особенности исчезают, стоит лишь детям найти себе увлекательное занятие. Так называемые плохие качества, а также хорошие и выдающиеся исчезают полностью, и остается только один тип ребенка. … Уникальный тип ребенка – «новый ребенок», но в действительности это и есть истинная «личность» ребенка, которой дали нормально себя выстроить» (Монтессори М. Впитывающий разум ребенка – СПб 2009г. стр. 224).

К нормальным чертам характера ребенка 3 – 6 лет Монтессори относила умение концентрированно и сосредоточенно работать, заниматься самостоятельной деятельностью. Нормализованный ребенок социален, он дружелюбен по отношению к взрослым и другим детям, он коммуникабелен, готов помочь, дисциплинирован, поскольку умеет владеть собой.

Чтобы способствовать изменению поведения ребенка  и превращению его отклоняющегося в нормальное, нужно, устранить две причины вызывающие такое поведение. Первая причина – это недостаток интеллектуальной пищи для разума. Вторая причина – недостаток спонтанной деятельности, побуждаемой внутренними конструктивными импульсами. То есть дать разуму ребенка интеллектуальную пищу и предоставить ему возможность самостоятельно работать в развивающей предметно-пространственной среде с материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, – «подготовленной среде» – в   условиях свободы выбора деятельности. Если условия для свободной работы созданы, ребенок вскоре начинает проявлять способность к глубокой сосредоточенности, которая, в свою очередь, содействует гармонизации личности. Посредством подготовленной среды и особых методов работы педагога ребенок получает необходимую помощь в самопостроении, и отклонения в его поведении постепенно исчезают.

Саморазвитие является главным понятием в педагогической системе Монтессори. Она исходит из того, что природа ребенка сама позаботится о мощной движущей силе его личностного развития. Каждая способность, каждое проявление ума, воли, характера естественно созревают и совершенствуются в условиях свободы. Свобода становится для ребенка законом предопределенной ему природой жизни, без которого не состоится личность. Монтессори считала, что свободное саморазвитие, одновременно предполагает независимость и самостоятельность. Ребенок, действующий и обучающийся свободно, начинает рано брать на себя ответственность. Это важнейшее качество социализированной личности созревает в педагогической системе Монтессори  очень естественно.

Свободная деятельность дает ребенку лишь «контуры» границ поведения, но предоставляет возможность выбирать, как поступать, не ожидая наград или наказаний. На занятиях в детских садах Монтессори в разновозрастной группе детей, поглощенных самостоятельной работой, возникают особые отношения свободной дисциплины и уважения к общему благу.

«Потом произошло еще кое-что доселе не виданное в группе детей. Это было  появление спонтанно возникшей «дисциплины». И это, как ничто другое, поразило воображение общества. Похоже, дисциплина, выбранная самостоятельно, решила проблему, до сих пор казавшуюся неразрешимой.  Решение заключается в обретении дисциплины через предоставление свободы. Эти дети, каждый из которых самостоятельно искал себе работу и был увлечен своим заданием, все же принадлежали к одной группе и создавали впечатление идеальной дисциплины. За последние сорок лет это было проверено в самых разных концах света и говорит о том, что, если поместить детей в среду, которая позволяет развивать организованную деятельность, у них появляется этот новый аспект. Другими словами, они развивают психологический тип, общий для всего человечества» (Монтессори М. Впитывающий разум ребенка – СПб 2009г. стр. 223).

Монтессори особо подчеркивала, что нормализация является результатом работы самого ребенка, становление его личности, а не внешнего воздействия взрослого и считала это самым значительным опытом всей своей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод научной педагогики Марии Монтессори

Слайд 2

Возраст Познавательная направленность Образ ребенка Оптимальные условия развития Развивающий материал 0 – 3 3 – 6 Целостный «чувственный» образ мира, себя и своего места в жизни Впитывающий разум Родительский дом и забота Предметная среда и общение Строитель самого себя «Дом ребенка» Монтессори Сенсорный материал 6 – 9 9 – 12 Осознанный образ своего места в природе и культуре Исследователь Монтессори - школа Автодидакти-ческий материал Ученый Монтессори - библиотека 12 – 15 15 – 18 Осознанный образ своего места в обществе Участник организации Монтессори - гимназия Отношения в коллективе Социальный участник Проф. образование (жизненный опыт) Возрастная периодизация М. Монтессори

Слайд 3

Сенситивные периоды развития Монтессори выявила периоды особой чувствительности в развитии детей. И понятие «сенситивные периоды» в ее педагогике стало одним из ключевых. Сенситивные периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей. И индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей.

Слайд 4

Сенситивные периоды развития Развития речи Восприятия порядка Сенсорного развития Восприятия маленьких предметов Развития движений и действий Развития социальных навыков

Слайд 5

Сенситивные периоды развития характеризуются: Более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать его наступление и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития». Этапом наибольшей интенсивности, который наблюдать наиболее просто. И медленным – «пологим» спадом интенсивности. Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Слайд 6

Сенситивный период развития речи Первый слог Первое слово Выражает чувства и желания Эгоцентрическая речь Осознанная речь Письмо Чтение

Слайд 7

Сенситивный период восприятия порядка Порядок в окружающей среде Порядок во времени Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку

Слайд 8

Сенситивный период сенсорного развития Состоит из множества периодов, когда происходит развитие отдельных проявлений того или иного органа чувств. Например, в разное время ребенок становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением. В это время можно развить у ребенка «стереогностическое чувство».

Слайд 9

Сенситивный период восприятия маленьких предметов Во время этого периода ребенка интересует проблема целого и части. Он стремится понять, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

Слайд 10

Сенситивный период развития движений и действий Во время движения и сопровождающей его усиленной вентиляции легких происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. В начале периода у ребенка формируется крупная моторика, и он концентрирует свое внимание на таких действиях как бег, прыжки и бросание предметов, совершая их, приобретает способность к движениям большой амплитуды.

Слайд 11

Сенситивный период развития движений и действий Затем происходит развитие мелкой моторики, то есть ребенок вырабатывает способность совершать точные движения малой амплитуды. Постепенно он начинает интересоваться все более сложными действиями, такими как использование столовых приборов и письмо, требующими обладать определенным уровнем координации.

Слайд 12

Сенситивный период развития социальных навыков В это время ребенок активно интересуется формами вежливого поведения. Он начинает подражать тому, что видел и пережил дома, на улице, воспроизводя это бессознательно в своем поведении.

Слайд 13

Феномен «нормализация» Самым важным результатом всей своей работы Монтессори считала феномен, который по ее словам напоминал лечение взрослых психоанализом, и дала ему специальное название – «нормализация». Нормализация – процесс и результат изменения поведения ребенка из девиантного в нормальное.

Слайд 14

Условия нормализации: Наличие достаточного количества интеллектуальной пищи для разума. Возможность спонтанной самостоятельной активности в специально подготовленной развивающей среде.

Слайд 15

Метод наблюдения В качестве предмета наблюдения М. Монтессори выделяет внимание как основное проявление психических реакций ребенка. Возникновение «поляризации» и концентрации внимания Монтессори связывает с развитием и совершенствованием всех остальных психических процессов и считает необходимым условием для начала процесса нормализации поведения ребенка. Монтессори разработала особую технологию наблюдения.

Слайд 16

Схема процесса нормализации социализация нормализация поляризация внимания концентрация интерес = дисциплина нет интел. пищи беспорядок пассивность / гиперактивность лень / агрессивность асоциальность дефицит внимания граница нормы

Слайд 17

Жан-Марк Гаспар Итар (177 4 – 1838) Работал главным врачом в Парижском Национальном институте глухонемых, где разработал метод их обучения и лечения. Его идея о влиянии органов чувств на развитие ума легла в основу метода воспитания, который он применял в работе с ребенком-дикарем, найденным в окрестностях Айверона в возрасте 12 лет. Результаты этой работы принесли ему мировую известность.

Слайд 18

Эдуард Сеген (1812-1880) Знаменитый французский врач и педагог, основоположник олигофренопедагогики. Разработал первую медико-педагогическую систему воспитания и обучения умственно отсталых детей, где с помощью дидактических материалов, применял специальные упражнения-тренировки для развития органов чувств и двигательных способностей.

Слайд 19

Детский сад Монтессори Группы примерно от 20 человек с 3 до 6 лет Это помогает образоваться детскому обществу с естественной иерархией в общении, которая позволяет избегать конфликтов и становится важной предпосылкой для сотрудничества.

Слайд 20

Примерное расписание занятий в «Домах ребенка» 9 – 10 ч. Приход. Приветствие. Осмотр опрятен ли ребенок. Обыденные житейские занятия. Родной язык. 10 – 11 ч. Предметные уроки. Упражнения в названии предметов. Упражнение чувств. 11 – 11.05 ч. Простейшая гимнастика. 11.05 – 12 ч. Завтрак. 12 – 13 ч. Свободная работа. 13 – 14 ч. Игры под руководством (на улице). Старшие дети по очереди выполняют обычные домашние работы. Беседа. 14 – 15 ч. Ручной труд. Лепка из глины, рисование и т.д. 15 – 16 ч. Коллективная гимнастика и пение. Тщательный осмотр животных и растений.

Слайд 21

Свобода выбора Ребенку необходимо предоставить свободу выбора деятельности, так как при этом он руководствуется сильными внутренними импульсами, побуждающими его к развитию. Выбирая вид деятельности ребенок занимается ею столько, сколько захочет. Свобода выбора возможна только в специально подготовленной среде, включающей привлекательные предметы, которые служат средствами развития.

Слайд 22

Правила: Немногочисленны Разумны Сформулированы ясно и в позитивной форме Например: «Мы берем материал только с полки» «Мы ходим по классу тихо» «Мы наводим порядок на своем месте» «Мы доводим начатую работу до конца»

Слайд 23

«Подготовленная среда» Практическая Сенсорная Речевая Математическая Космическая (материалы для знакомства с природой, явлениями окружающего мира) Творческая мастерская Шумная комната (спортинвентарь, музыкальные инструменты)

Слайд 24

Развивающие материалы Материалы относящиеся к зоне ближайшего развития каждого ребенка (3 – 6 лет). Материалы всегда располагаются по порядку – слева на право, по мере увеличения сложности. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.

Слайд 25

Качества материалов Материалы должны включать в себя «контроль ошибок». Материалы должны носить притягательный характер. Материалы должны способствовать активности детей. Количество материалов должно быть ограничено.

Слайд 26

Презентация материала Материал: цифры от 0 до 9 из шершавой бумаги, наклеенной на гладкие деревянные дощечки зеленого цвета. Цели: прямая – ребенок узнает символы, соответствующие знакомым ему количествам; косвенная – подготовка к изучению многозначных чисел. Цифры из шершавой бумаги вводятся в правильном порядке в виде трехступенчатого урока. Учитель медленно обводит цифру 1 указательным и средним пальцами правой руки, придерживая дощечку левой рукой. Он говорит: «Один». Ребенок повторяет действия учителя. Аналогично поступают с цифрами 2 и 3. Ребенку дают задание типа: «Дай мне, пожалуйста, цифру «один», «Обведи цифру три», «Покажи цифру два». Входе работы цифры перемешиваются. Ребенка просят назвать указанные учителем цифры.

Слайд 27

Упражнения по овладению навыками практической повседневной деятельностью

Слайд 28

Классификация упражнений в практической жизни Вводная группа: общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений.

Слайд 29

Классификация упражнений в практической жизни Первая группа: уход за собой Ребенок учится самостоятельно себя обслуживать

Слайд 30

Классификация упражнений в практической жизни Вторая группа: уход за окружающей средой Ребенок учится заботиться об окружающей среде, сохранять ее в чистоте и украшать.

Слайд 31

Классификация упражнений в практической жизни Третья группа: основы культуры поведения в обществе Ребенок приобретает навыки позитивного социального поведения и знакомится с основами этикета.

Слайд 32

Классификация упражнений в практической жизни Четвертая группа: особые виды движений для развития координации и самообладания: Ходьба по линии Упражнения в тишине

Слайд 33

Сенсорное воспитание

Слайд 34

Классификация сенсорных материалов Материалы для развития: Зрения Слуха Осязания Обоняния Вкуса Чувства тяжести Чувства тепла Стереогностического чувства

Слайд 35

Материалы для развития зрения Материалы для различения размеров и развития глазомера

Слайд 36

Материалы для развития зрения Материалы для различения форм и цветов

Слайд 37

Материалы для развития зрения Продвинутые материалы для различения размеров и форм плоских фигур и пространственных тел

Слайд 38

Письмо

Слайд 39

Письмо «Моя система обучения письму строится на подготовке движений, физиологически присущих процессу написания букв. Дети, то заштриховывая контуры рамок, то обводя пальцами шершавые буквы, закрепляют два мускульных механизма. Закрепляют так прочно, что в результате рождается «спонтанное письмо», каллиграфическое, одинаково прекрасное у всех учеников, потому что они осваивали одинаковые движения, обводя одинаковые буквы. И теперь могут точно воспроизвести основную форму».

Слайд 40

Чтение

Слайд 41

Математика

Слайд 42

Космическое воспитание

Слайд 43

Шумная комната

Слайд 44

Творческая мастерская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Статья поможет понять роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

  Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "

Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада  по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....

Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей ...