Роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
статья на тему
Статья поможет понять роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_s_roditelyami.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Родители и педагоги детского сада являются некими социальными сотрудниками для детей в детском возрасте. Они оказывают огромное влияние на процесс социализации ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Поступление ребенка в детский сад является значительным событием, как для родителей, так и для педагогов дошкольного учреждения. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Поэтому допустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам сотрудничества с педагогами ДОУ. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса, управления дошкольным учреждением. Взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Работа всех сотрудников детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности заключается в реализации социального заказа родителей, интересов детей. Основным инструментом по его реализации является мониторинг, изучение семьи, которое организуется в ДОУ в различных формах - анкетирование, беседа, интервьюирование непосредственно при общении и по телефону, посещение семьи.
В отличие от разных социально- экономических условий в которых находятся семьи, в уровне образования родителей много общего, но в городах и районных центрах, в столицах и провинциях он разный.
Что касается компетентности родителей в области воспитания своих детей, то здесь тоже наблюдаются некоторые особенности.
Родители в областном центре имеют больше источников получения информации о воспитании детей: это педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду.
Некоторые взрослые при воспитании детей руководствуются собственной интуицией.
В сельской местности родители отдают предпочтение своей интуиции, тому, как воспитывали их самих, советам воспитателей детского сада.
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания.
Безусловно, решение сложных и многоплановых вопросов не пройдет само по себе. Для того, чтобы педагогический коллектив дошкольного учреждения мог реально помочь родителям и законным представителям в успешной социализации ребенка, нужна систематическая и целенаправленная работа, вначале сотрудниками детского сада (изучение семьи, подписание договора и т.п.), а затем и педагогов с родителями.
Дальнейшее сотрудничество с родителями в рамках информационно- аналитического блока строится по двум направлениям. Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, консультирование, информационные листы, газеты, листы- папки, библиотека для родителей, видеотека и т.п.
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, полагающее непосредственное общение взрослых с ребенком. Известно, что общение родителей со своим ребенком на бытовом уровне сводиться, как правило, К вопросам «что ел? Почему штаны грязные?» и т.п.
Основной задачей педагога является создание условий для ситуативно–делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книги, игры, подготовка к праздникам, поход, разработка общего проекта и т.д.).
Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, издание семейных журналов, газет, ведение домашних читательских дневников.
Как показывает практика, одной из основных традиционных и эффективных форм работы остаются родительские собрания. Но родительские собрания в виде монолога давно исчерпали себя, поэтому для успешного сотрудничества лучшем применением стали родительские собрания в виде диалога. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат многих педагогов стал ощутимее. Собрания, проводимые в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. дают больший результат эффективности взаимодействия. Часто педагоги используют фото и видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещений собраний достаточно высок.
Одним из любимых форм сотрудничества педагогов с родителями являются досуги. К ним относятся совместные праздники, спортивные мероприятия, акции, участие в выставках поделок и рисунков. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Самой не эффективной и малозначительной формой взаимодействия детского сада с родителями для успешной социализации детей стало анкетирование. Было замечено, что при получении анкеты родители делают вид что торопятся, соответственно не вчитываются в вопросы. Некоторые родители не понимают сущность вопроса, поэтому ответы склонялись к стандартному проставлению галочек или прочерков (при затруднении ответа на вопрос). Таким образом, педагог, обрабатывая информацию по анкетированию, получает не точную и ошибочную картину происходящего.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"
Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее...
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной ...
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Одним из важнейших условий адаптации ребенка в детском саду является мотивация ребенка ходить в детский сад и степень готовности к этому родители. Зачастую родители беспокоятся больше, чем сам ребенок...
Консультация для родителей «Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
quot; Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"...
Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".
Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...
Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта. Проблема р...
Роль родителей в успешной социализации ребенка с ОВЗ в ДОО
Буклет на тему: " Роль родителей в успешной социализации ребенка с ОВЗ в ДОО."...