Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"
статья по коррекционной педагогике

Коваленко Анастасия Николаевна

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей. Целью работы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» нашего детского сада является социальная адаптация детей  с ограниченными возможностями здоровья и оказание им коррекционной помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Анастасия Николаевна Коваленко

Елена Александровна Денисова

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Детский сад №8

города Красногорска Московской области

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию (2).

Одним из путей решения цели адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности «Особый ребёнок» МБДОУ Детский сад №8 города Красногорска является создание условий для формирования разнообразных видов детской деятельности и обеспечения возможности включения детей с ТМНР в социум.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей (1).

Целью работы группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» нашего детского сада является социальная адаптация детей  с ограниченными возможностями здоровья и оказание им коррекционной помощи. Всего таких групп четыре. Продолжительность работы каждой 4 часа.

Группу «Особый ребенок» посещают 9 детей. Имея различные виды нарушений (ТМНР, РАС, синдром Дауна, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие) на каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекционной работы. В создании ИПКР принимают участие все педагоги и специалисты, работающие с детьми: учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по адаптивной физической культуре, координатор по инклюзии. Вся жизнь группы строится по принципу работы в команде, обеспечивающей сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов различного профиля, когда ребёнок становится равным партнёром, проявляет творческую инициативу. Каждый педагог в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Личностно-ориентированный подход к детям с ОВЗ предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество.

Говоря о толерантности и интеграции данной категории детей в общество, одной из задач является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе через развитие социальных навыков.

Для коррекционно-развивающего образования и реализации личностно-ориентированного подхода к дошкольникам с ОВЗ созданы материально-технические условия:

Группа расположена в отдельном блоке второго здания МБДОУ Детский сад №8 на втором этаже. Блок разделен на функциональные зоны, включающие кабинет познавательного развития учителя-дефектолога, игровую комнату социально-бытовой ориентировки и сюжетно-ролевых игр, центр психологической разгрузки и эмоционального комфорта педагога-психолога, зал для подвижных игр с мягкими модулями, сенсорными дорожками, кабинет учителя-логопеда с необходимым оборудованием для речевого развития детей с ОВЗ, комната для приема пищи и занятий по продуктивной деятельности, туалетная комната. Большой просторный коридор. Для слабовидящих нанесены зрительные ориентиры. Для детей с нарушениями ОДА имеются инвалидные кресла-коляски, вертикализаторы, стол с удерживающими устройствами.

Предметно-развивающая среда каждой зоны отвечает требованиям ФГОС ДО и санитарным правилам и нормам в дошкольном учреждении (СанПиН 2.4.1.3049-13). Все устроено таким образом, чтобы стимулировать у детей познавательный интерес заниматься тем, что его привлекло, заинтересовало или попало в поле зрения. Роль каждого педагога группы заключается в том, чтобы ставить перед ребенком и перед группой реальные цели, учитывая интересы, способность и потребности каждого.

Исходя из требований времени, социального заказа, возникает необходимость строить педагогический процесс, опираясь на ведущие принципы современного дошкольного образования: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с ребенком, развивающий характер воспитания и обучения, всесторонний учет возрастных и психофизиологических закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Наш детский сад создает все условия для успешного претворения этих требований в жизнь.


Источник:

  1.  https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наши дни точного определения термина «социализация» нет. Автором данного термина считают американского социолога Ф. Г. Гуддинса, который первым дал значение социализации как "развитие социальной при...

Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста

В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учит...

Роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Статья поможет понять роль родителей в успешной социализации детей дошкольного возраста...

Опыт работы по теме: «Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» .

  Игра с LEGO- конструктором на сегодняшний день в дошкольном образовании не только увлекательна, но и весьма интересна и уже необходима, т.к.  с помощью игры малыши учатся жить в общ...

Обобщение педагогического опыта "Взаимодействие ДОУ и родителей в создании условий для успешной социализации детей дошкольного возраста "

Обобщение педагогического опыта работы МБДОУ Центра развития ребенка-детского сада  по созданию условий для успешной социализации детей дошкольного возраста....