Перспективное планирование по ФЭМП
рабочая программа (средняя группа) на тему

Новикова Ольга Михайловна

Перспективное планирование по ФЭМП (И.А. Помораевой, В.А. Позиной) для средней группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_pozina.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на педагогическом совете  

Протокол  №  9

Председатель:

__________ М.А. Колегова

 «29»   августа  2016  г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МДОУ Светлолобовским детским садом  № 7  «Сказка»:

____________М.А. Колегова  

Приказ № ___                                          «29»  августа  2016 г.                                                                                                   «_____»_____________201   г.

 

Перспективное планирование

по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)

 в средней группе

(образовательная область - ПОЗНАНИЕ)

(по И.А. Помораевой, В.А. Позиной)

Составила:

Воспитатель – Новикова О.М.

Светлолобово, 2016

 

Пояснительная записка

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

Задачи:

1. Количество и счет:

- дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;

- учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов;

- учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;

- сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5;

- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;

- учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе 1 предмет или убирая из большей группы 1 предмет;

- отсчитывать предметы из большего количества;

- считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5);

- на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

2. Величина:

- совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи;

- учить соизмерять предметы по 2 признакам величины;

- устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;

- вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.

3. Форма:

- развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре;

- учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;

- познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;

 - различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;

- формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

- учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

4. Ориентировка в пространстве:

- развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);

- обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

- познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.

5. Ориентировка во времени:

- расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь);

- объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Промежуточный результат:

1. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

2. Считать до пяти (количественный счет), Отвечать на вопрос «Сколько всего?».

3. Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

4. Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые – равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

5. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.

6. Определять положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

7. Различать правую и левую руку.

8. Определять части суток.

 

Календарно-тематическое планирование по ФЭМП

в средней группе

Тема занятия

Программное содержание

Источник

Сентябрь

1 неделя

«Сравнение множеств» 

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько.

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнениясловами: большой, маленький, больше, меньше.

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа.

И. А. Помораева, с. 12

2 неделя

«В гостях у кролика» 

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равентво или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначат результаты сравнения словами: больше-меньше, поровну, столько-сколько.

И. А. Помораева, с. 13

3 неделя

«Геометрические фигуры» 

Упражнять в умении различать и называть геометрическиефигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами.

И. А. Помораева, с. 14

4 неделя

«Грибочки» 

Учить детей пользоваться природным материалом при изготовлении поделок, для закрепления частей геометрических фигур.

Папка. Интернет-ресурсы.

Октябрь

1 неделя

«Необыкновенный зоопарк» 

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

И. А. Помораева, с. 15

2 неделя

«Число 3» 

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?»

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.Закреплять умение различать левую и правую руки.

И. А. Помораева, с. 17

3 неделя

«Счет до 3» 

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе, падеже: последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный- короткий, длиннее- короче, широкий-узкий)

И. А. Помораева, с. 18

4 неделя

Счёт в пределах 3.

Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно обозначать число сколько.

 И. А. Помораева, с. 19

Ноябрь

1 неделя

Прямоугольник.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. Закрепить умения считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа.

И. А. Помораева, с. 20

2 неделя

«Образование числа 4» 

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

И. А. Помораева, с. 23

3 неделя

Счет до 4»

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?»«Который по счету?»

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры.

И. А. Помораева, с. 24

4 неделя

«Образование числа 5» 

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

И. А. Помораева, с. 25

Декабрь

1 неделя

«Счет до 5» 

Продолжать учить детей в счете до 5.

Познакомить с порядковым значением числа 5.

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине, ширине).

Совершенствовать умение определять пространственные направления от себя.

И. А. Помораева, с. 28

2 неделя

«Сравнение предметов» 

Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве двух групп предмета на основе счета.

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине).

И. А. Помораева, с. 29

3 неделя

«Знакомство с цилиндром» 

Познакомить с цилиндром, учить различать шар, куб, цилиндр.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

И. А. Помораева, с. 31

4 неделя

Счёт в пределах 5.

Упражнять в счете по образцу. Продолжать уточнять знания о цилиндре.

И. А. Помораева, с. 32

Январь

1 неделя

каникулы

2 неделя

«Далеко – близко» 

Познакомить со значением слов «далеко- близко». Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

И. А. Помораева, с. 33

3 неделя

«Счет звуков на слух в пределах 5» 

Упражнять представления звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов «далеко- близко».

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, самый длинный.

И. А. Помораева, с. 34

4 неделя

«Сравнение предметов по длине» 

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами

. И. А. Помораева, с. 35

Февраль

1 неделя

«Счет на ощупь в пределах пяти» 

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).

И. А. Помораева, с. 37

2 неделя

«Счет движений в пределах пяти» 

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

И. А. Помораева, с. 39

3 неделя

Счёт количественный в пределах 5.

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).Упражнять в умении называть и определять знакомые геометрические фигуры.

И. А. Помораева, с. 40

4 неделя

«Степашка убирает игрушки» 

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо) 

И. А. Помораева, с. 42

Март

1 неделя

«Сравнение предметов по размеру» 

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнениясловами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

И. А. Помораева, с. 43

2 неделя

«Сравнение предметов по высоте» 

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, самый высокий.

И. А. Помораева, с. 44

3 неделя

«Счет в пределах пяти» 

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами.

Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.

И. А. Помораева, с. 45

4 неделя

«Сравнение цилиндра с шаром» 

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

И. А. Помораева, с. 46

Апрель

1 неделя

«Группа предметов в пределах пяти» 

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

И. А. Помораева, с. 48

2 неделя

«Счет в пределах пяти (количественный и порядковый)» Закреплять навыки количественного и порядкового счета 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?»«Который по счету?».

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат словами: самый большой, меньше, самый маленький, еще меньше, больше.

И. А. Помораева, с. 49

3 неделя

«Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом»

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

И. А. Помораева, с. 50

4 неделя

«Сравнение предметов по величине» 

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

И. А. Помораева, с. 51

Май

1 неделя

«Сравнение множеств» 

 Закрепить умения упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, величине, определяя их равенства или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну.

Папка. Интернет ресурсы

2 неделя

Закреплять умения считать до 5, умения уравнивать неравные группы предметов.

Папка. Интернет ресурсы

3 неделя

Закреплять знания о геометрических фигурах, называть и различать их.

Папка. Интернет ресурсы

4 неделя

Закреплять умения ориентироваться в пространстве, во времени.

Папка. Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе...

Перспективное планирование по ФЭМП

Образовательная область : ПознаниеРаздел программы «Общеобразовательная  программа» «Развитие математических представлений»НеделятемаТема ЦелиЛитератураФормаработы Интеграция обла...

Перспективное планирование по ФЭМП (опережающее обучение)

Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений  ( опережающего обучения ) для подготовительного и старшего возраста. Мною подобран комплекс развивающих упраж...

Перспективное планирование по ФЭМП

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группеСентябрь         Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП Тема: «Счет в пределах 5, плоские ...

Перспективное планирование по ФЭМП (подготовительная группа)

Перспективное планирование  по ФЭМП (подготовительная группа)...

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой...

Перспективное планирование по ФЭМП.

Перспективный план на год по ФЭМП в старшей группе....