Перспективное планирование по ФЭМП
рабочая программа (средняя группа) на тему
Перспективное планирование по ФЭМП (И.А. Помораевой, В.А. Позиной) для средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_pozina.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете Протокол № 9 Председатель: __________ М.А. Колегова «29» августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МДОУ Светлолобовским детским садом № 7 «Сказка»: ____________М.А. Колегова Приказ № ___ «29» августа 2016 г. «_____»_____________201 г. |
Перспективное планирование
по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)
в средней группе
(образовательная область - ПОЗНАНИЕ)
(по И.А. Помораевой, В.А. Позиной)
Составила:
Воспитатель – Новикова О.М.
Светлолобово, 2016
Пояснительная записка
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
Задачи:
1. Количество и счет:
- дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
- учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов;
- учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета;
- сравнивать 2 группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5;
- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета;
- учить уравнивать неравные группы 2 способами, добавляя к меньшей группе 1 предмет или убирая из большей группы 1 предмет;
- отсчитывать предметы из большего количества;
- считать предметы на ощупь, считать звуки, движения (в пределах 5);
- на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
2. Величина:
- совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи;
- учить соизмерять предметы по 2 признакам величины;
- устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;
- вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
3. Форма:
- развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре;
- учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов;
- познакомить с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником;
- различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны;
- формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
4. Ориентировка в пространстве:
- развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
- обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
- познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко.
5. Ориентировка во времени:
- расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь);
- объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Промежуточный результат:
1. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
2. Считать до пяти (количественный счет), Отвечать на вопрос «Сколько всего?».
3. Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах пяти), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
4. Сравнивать два предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые – равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
5. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
6. Определять положения предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу, впереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
7. Различать правую и левую руку.
8. Определять части суток.
Календарно-тематическое планирование по ФЭМП
в средней группе
№ | Тема занятия | Программное содержание | Источник | |
Сентябрь | ||||
1 неделя | «Сравнение множеств» | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнениясловами: большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа. | И. А. Помораева, с. 12 | |
2 неделя | «В гостях у кролика» | Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равентво или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначат результаты сравнения словами: больше-меньше, поровну, столько-сколько. | И. А. Помораева, с. 13 | |
3 неделя | «Геометрические фигуры» | Упражнять в умении различать и называть геометрическиефигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами. | И. А. Помораева, с. 14 | |
4 неделя | «Грибочки» | Учить детей пользоваться природным материалом при изготовлении поделок, для закрепления частей геометрических фигур. | Папка. Интернет-ресурсы. | |
Октябрь | ||||
1 неделя | «Необыкновенный зоопарк» | Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. | И. А. Помораева, с. 15 | |
2 неделя | «Число 3» | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?» Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.Закреплять умение различать левую и правую руки. | И. А. Помораева, с. 17 | |
3 неделя | «Счет до 3» | Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе, падеже: последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный- короткий, длиннее- короче, широкий-узкий) | И. А. Помораева, с. 18 | |
4 неделя | Счёт в пределах 3. | Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно обозначать число сколько. | И. А. Помораева, с. 19 | |
Ноябрь | ||||
1 неделя | Прямоугольник. | Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. Закрепить умения считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа. | И. А. Помораева, с. 20 | |
2 неделя | «Образование числа 4» | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. | И. А. Помораева, с. 23 | |
3 неделя | Счет до 4» | Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры. | И. А. Помораева, с. 24 | |
4 неделя | «Образование числа 5» | Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?» Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. | И. А. Помораева, с. 25 | |
Декабрь | ||||
1 неделя | «Счет до 5» | Продолжать учить детей в счете до 5. Познакомить с порядковым значением числа 5. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине, ширине). Совершенствовать умение определять пространственные направления от себя. | И. А. Помораева, с. 28 | |
2 неделя | «Сравнение предметов» | Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве двух групп предмета на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). | И. А. Помораева, с. 29 | |
3 неделя | «Знакомство с цилиндром» | Познакомить с цилиндром, учить различать шар, куб, цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | И. А. Помораева, с. 31 | |
4 неделя | Счёт в пределах 5. | Упражнять в счете по образцу. Продолжать уточнять знания о цилиндре. | И. А. Помораева, с. 32 | |
Январь | ||||
1 неделя | каникулы | |||
2 неделя | «Далеко – близко» | Познакомить со значением слов «далеко- близко». Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей. | И. А. Помораева, с. 33 | |
3 неделя | «Счет звуков на слух в пределах 5» | Упражнять представления звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о значении слов «далеко- близко». Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, самый длинный. | И. А. Помораева, с. 34 | |
4 неделя | «Сравнение предметов по длине» | Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, обозначать результаты сравнения словами | . И. А. Помораева, с. 35 | |
Февраль | ||||
1 неделя | «Счет на ощупь в пределах пяти» | Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). | И. А. Помораева, с. 37 | |
2 неделя | «Счет движений в пределах пяти» | Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | И. А. Помораева, с. 39 | |
3 неделя | Счёт количественный в пределах 5. | Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).Упражнять в умении называть и определять знакомые геометрические фигуры. | И. А. Помораева, с. 40 | |
4 неделя | «Степашка убирает игрушки» | Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо) | И. А. Помораева, с. 42 | |
Март | ||||
1 неделя | «Сравнение предметов по размеру» | Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнениясловами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше. | И. А. Помораева, с. 43 | |
2 неделя | «Сравнение предметов по высоте» | Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, самый высокий. | И. А. Помораева, с. 44 | |
3 неделя | «Счет в пределах пяти» | Показать независимость результата счета от расстояния между предметами. Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. | И. А. Помораева, с. 45 | |
4 неделя | «Сравнение цилиндра с шаром» | Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. | И. А. Помораева, с. 46 | |
Апрель | ||||
1 неделя | «Группа предметов в пределах пяти» | Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. | И. А. Помораева, с. 48 | |
2 неделя | «Счет в пределах пяти (количественный и порядковый)» Закреплять навыки количественного и порядкового счета 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». | Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результат словами: самый большой, меньше, самый маленький, еще меньше, больше. | И. А. Помораева, с. 49 | |
3 неделя | «Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом» | Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | И. А. Помораева, с. 50 | |
4 неделя | «Сравнение предметов по величине» | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. | И. А. Помораева, с. 51 | |
Май | ||||
1 неделя | «Сравнение множеств» | Закрепить умения упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, величине, определяя их равенства или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну. | Папка. Интернет ресурсы | |
2 неделя | Закреплять умения считать до 5, умения уравнивать неравные группы предметов. | Папка. Интернет ресурсы | ||
3 неделя | Закреплять знания о геометрических фигурах, называть и различать их. | Папка. Интернет ресурсы | ||
4 неделя | Закреплять умения ориентироваться в пространстве, во времени. | Папка. Интернет ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе...
Перспективное планирование по ФЭМП
Образовательная область : ПознаниеРаздел программы «Общеобразовательная программа» «Развитие математических представлений»НеделятемаТема ЦелиЛитератураФормаработы Интеграция обла...
Перспективное планирование по ФЭМП (опережающее обучение)
Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений ( опережающего обучения ) для подготовительного и старшего возраста. Мною подобран комплекс развивающих упраж...
Перспективное планирование по ФЭМП
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группеСентябрь Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП Тема: «Счет в пределах 5, плоские ...
Перспективное планирование по ФЭМП (подготовительная группа)
Перспективное планирование по ФЭМП (подготовительная группа)...
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой...
Перспективное планирование по ФЭМП.
Перспективный план на год по ФЭМП в старшей группе....