"Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов"
консультация по теме

Носкова Евгения Валерьевна

" Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов" -актуальная тема для всех педагогов.

 Цель данной просветительской разработки: консультирование педагогов по теме,самодиагностика  педагогов, а так же коррекция профессинального выгорания .

Проведение работы рекомендуется  разделить на 2 этапа ( 2 дня) . Сначала ознакомьте педагогов с теорией ( показав презентацию) для доступности, а так же проведите диагностику , на втором этапе проведите тренинг по отработке и коррекции профессионального выгорания. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов

Слайд 2

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия

Слайд 3

Синдром выгорания впервые описал американский психиатр Фрейденбергер в 1974 года и дал ему название « burnout » . По мнению специалистов, этот синдром свойственен именно людям «помогающих» профессий – педагогам, врачам и медсестрам, социальным работникам и священникам.

Слайд 4

Факторы профессионального выгорания по Л.В. Новикова: 1.1. Социально-психологические факторы. Переживание несправедливости- Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами. Социальная незащищённостиь - В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативном переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности Уровень поддержки Неудовлетворённость работой как риск выгорания- Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск.

Слайд 5

Факторы профессионального выгорания по Л.В. Новикова Оплата труда Влияние возраста, стажа работы и удовлетворённости карьерой на выгорание Карьера как источник психологической опасности- фрустрация ( Фрустрация – это психическое состояние, для которого характерны такие проявления как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов.) потребности, ведёт к повышению уровня внутреннего напряжения. Пол и выгорание- женщины более подвержены эмоциональному истощению. Учителя – женщины к наиболее сильны стресс-факторам относят “трудных учеников”,

Слайд 6

Факторы профессионального выгорания по Л.В. Новикова 1.2. Личностные факторы риска выгорания. Локус контроля Склонность к внешнему локусу контроля напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля уверены в себе, склонны к самоанализу, доброжелательны, что препятствует развитию выгорания. Поведение типа «А». Для развития выгорания важно и то, как педагог справляется со стрессом. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного

Слайд 7

Мини-тест “Принадлежите ли вы к людям типа А?” Вы всегда всё делаете очень быстро? Проявляете нетерпение, потому что вам кажется, что все делается очень медленно? Всегда думаете одновременно о двух и более вещах или стараетесь делать одновременно несколько дел? Испытываете чувство вины, когда уходите в отпуск или позволяете себе расслабиться на несколько часов? Всегда стараетесь “втиснуть” в своё расписание больше дел, чем вы можете надлежащим образом выполнить? Нервно жестикулируете, чтобы подчеркнуть то, о чём говорите, например, сжимаете кулаки или сопровождаете свои слова ударами по столу? Оцениваете себя в зависимости от того, сколько успели выполнить? Проходите мимо интересных событий и вещей?

Слайд 8

Факторы профессионального выгорания по Л.В. Новикова Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций . - Причём чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Болезненная зависимость” от работы как причина выгорания. - “ Трудоголизм ” и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает, движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

Слайд 9

Тест “ Трудоголик ли вы?”. Встаёте ли вы рано, несмотря на то, что поздно легли, работая дома до поздней ночи? Если ваш обед проходит в одиночестве, читаете ли вы или работаете во время еды? Считаете ли вы, что перерывы на обед – пустая трата времени? Составляете ли вы подробный список того, что нужно сделать каждый день? Ежедневник и исписанные календари – непременные атрибуты трудоголиков . Вам трудно “ничего не делать”? Можете ли вы сидеть без дела? Вы энергичны и стремитесь к соревнованию? Работаете ли вы по выходным и в отпуске? Можете ли вы работать всегда и везде? Трудно ли вам уйти в отпуск? Когда вы в последний раз брали отпуск? Боитесь ли вы выхода на пенсию? Нравится ли вам ваша работа?

Слайд 10

Факторы профессионального выгорания по Л.В. Новикова Ролевые факторы риска выгорания. К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость. Ролевой конфликт – это противоречивые требования к работнику. Ролевая неопределённость – это нечёткие, неопределённые требования к работнику. Ролевая перегруженность – ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи. Организационные характеристики- Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса.

Слайд 11

Тест ОППР - Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (авторы Н. Водопьянова, М. Штейн) диагностирует соотношение и динамику персональных ресурсов человека за определенный заданный временной промежуток. Ресурсы это то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни.

Слайд 12

В контексте предлагаемой методики ОППР ресурсыпонимаются как значимые : материальные средства и нематериальные конструкты , внешние и внутренние – самоотношение и мировоззрение , состояние душевного и физического благополучия, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни.

Слайд 13

Опросник разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса С. Хобфолла . С его помощью производится оценка временного (за последний год-два) взаимодействия потерь и приобретений личностных ресурсов

Слайд 14

Интерпретация результатов. Чем больше ИР, тем больше сбалансированы жизненные разочарования и достижения и выше адаптационный потенциал личности, меньше стрессовая уязвимость. Интерпретация ИР может быть произведена в соответствии с уровнями “ ресурсности ”, представленными в таблице Тестовые нормы для опросника ОППР.

Слайд 15

Выгорание имеет 3 стадии: 1 стадия - стадия подъема и мобилизации сил. Мы в начале процесса и готовы горы свернуть, но это закончится, и начинается приглушение эмоций сглаживание остроты чувств и свежести переживаний ; специалист неожиданно замечает, вроде бы всё пока нормально, но …скучно и пусто на душе.

Слайд 16

2 стадия - Стадия выдерживания напряжения, упадок сил физических и моральных. Все делается на чувстве долга. Характеризуется общим замедлением, дезориентацией, “автопилотом”, притуплением чувств. Жизнь проходит в режиме экономии усилий, не хочется придумывать нового. Постоянная усталость, быстрое засыпание.В случае нарушения границ в этой стадии испытывается здоровый гнев. В этой стадии можно провести годы или несколько месяцев.

Слайд 17

Рекомендации -планирование; - максимально оптимизировать процесс; - подумать о ресурсах на будущее; - подумать над своими методиками релакса и держать их наготове; - наслаждаться. То, что сейчас происходит — это лучшие моменты нашей жизни. -время нахождения в этой стадии от нескольких дней до нескольких месяцев.

Слайд 18

3 стадия - неврастения. Общее истощение, удержания уже не хватает. “Все, больше не могу, не могу себя заставить делать необходимое” — характерное ощущение. Первый признак — перевернутый ритм суточной усталости. Т.е. просыпаешься в состоянии будто и не спал, а к вечеру возбуждение не дает уснуть. Плюс: гнев, мелкая раздражительность, повышенное чувство вины, абсолютная непереносимость громких звуков.

Слайд 19

Рекомендации “Отсюда или на шезлонг, или на каталку” (с) Петрановская Если дошли до этой стадии, очень важно иметь свою сеть поддержки, т.к. самому справиться практически нереально, знать свою модель отдыха. Помогает вода (плавание, а не внутрь), спорт, хоровое пение (караоке) плюс каждому свое, что именно, вы должны определить на первой стадии и желательно записать.

Слайд 20

Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается.

Слайд 21

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Лекционно-практическое занятие «Эмоциональное и профессиональное выгорание педагогов»

Цель: Знакомство с факторами эмоционального выгорания, и выявление причин выгорания.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. 

В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.

Синдром выгорания впервые описал американский психиатр Фрейденбергер в 1974 года и дал ему название «burnout» . По мнению специалистов, этот синдром свойственен именно людям «помогающих» профессий – педагогам, врачам и медсестрам, социальным работникам и священникам.

Факторы профессионального выгорания по Л.В. Новикова:

1.1. Социально-психологические факторы.

Переживание несправедливости.

Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.

Доказано, что чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

Социальная незащищённости.

В напряженных социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативном переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности

Уровень поддержки.

Чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения. Позитивный эффект обусловлен  как характером поддержки, так и готовностью ее принять.

Неудовлетворённость работой как риск выгорания.

Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск. При этом учителя с высоким показателями силы “Я - концепции” («Я-концепция» — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности). более позитивно ориентированы по отношению к ученикам, коллегам и в меньшей степени подвержены выгоранию.

Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы. Но и от организации в целом. “Выгоревший” работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Сначала это удаление может иметь форму абсентизма, физической изоляции, увеличения перерывов. Наконец, если выгорание продолжается, он постоянно будет избегать стрессовых ситуаций, отказываясь от дальнейшего роста карьеры. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления.

Привлекательность организационной культуры и работы в организации оказывает сдерживающее влияние на развитие процессов выгорания.

Оплата труда.

Чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания.

Влияние возраста, стажа работы и удовлетворённости карьерой на выгорание.

Между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определённого момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников.

Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста.

Очевидно, фактором риска выгорания выступает не продолжительность работы (как стаж), а неудовлетворённость ею, отсутствие перспективы личностного и профессионального роста, а также личностные свойства, оказывающие влияние на напряжённость общения на работе.

Карьера как источник психологической опасности.

Исследователи пришли к общему выводу о том, что отсутствие возможности реализовать большинство карьерных устремлений приводит к повышению уровня эмоционального выгорания, как и любая фрустрация (Фрустрация – это психическое состояние, для которого характерны такие проявления как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов.)  потребности, ведёт к повышению уровня внутреннего напряжения.

Пол и выгорание.

Гендерные отличия чётко проявляются при рассмотрении отдельных составляющих синдрома. Обнаружено, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации (Деперсонализ́ация — расстройство самовосприятия.)и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более подвержены эмоциональному истощению. Учителя – женщины к наиболее сильны стресс-факторам относят “трудных учеников”, а мужчины –большое количество “бумажной” работы.

1.2. Личностные факторы риска выгорания.

Локус контроля качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результатысвоей деятельности внешним силам –начальству, обществу, государству , экономической ситуации либо собственным усилиям. Склонность к внешнему локусу контроля напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, и агрессивность. Люди с внутренним локусом контроля уверены в себе, склонны к самоанализу, доброжелательны, что препятствует развитию выгорания.

Поведение типа «А». Для развития выгорания важно и то, как педагог справляется со стрессом. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного (поведение типа А).

  • Мини-тест “Принадлежите ли вы к людям типа А?”

Предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Причём чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения. Такие стратегии связаны с вероятностью развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни. Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга – преодоления стрессовых ситуаций. Преподаватели с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность. Есть данные о том, что самоуважение  играет важную роль в переживании дистрессов(горе, несчастье, недомогание)  связанных с работой.

“Болезненная зависимость” от работы как причина выгорания.

“Трудоголизм” и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает, движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

  • Тест “Трудоголик ли вы?”.

Ролевые факторы риска выгорания.

К ним относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.

Ролевой конфликт – это противоречивые требования к работнику.

Ролевая неопределённость – это нечёткие, неопределённые требования к работнику.

Ролевая перегруженность – ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

Организационные характеристики.

Различные характеристики организационной среды. Такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и. как следствие, выгорания.

Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего на зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой. Увеличивается.

  • Тест ОППР - Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (авторы Н. Водопьянова, М. Штейн)

Выгорание имеет 3 стадии:

1 стадия- стадия подъема и мобилизации сил. Мы в начале процесса и готовы горы свернуть. Это полет и креатив во всем. Мы не болеем. Мозг работает четко и ясно, но это закончится, и начинается приглушение эмоций  сглаживание остроты чувств и свежести переживаний ;  специалист неожиданно замечает,  вроде бы всё пока нормально, но …скучно и пусто на душе.

Время нахождения в этой стадии от нескольких дней до нескольких месяцев.

2 стадия- Стадия выдерживания напряжения, упадок сил физических и моральных. Все делается на чувстве долга. Характеризуется общим замедлением, дезориентацией, “автопилотом”, притуплением чувств. Жизнь проходит в режиме экономии усилий, не хочется придумывать нового. Постоянная усталость, быстрое засыпание.

В случае нарушения границ в этой стадии испытывается здоровый гнев.

В этой стадии можно провести годы или несколько месяцев.

- планирование;

- максимально оптимизировать процесс;

- подумать о ресурсах на будущее;

- подумать над своими методиками релакса и держать их наготове;

- наслаждаться. То, что сейчас происходит — это лучшие моменты нашей жизни.

3 стадия- неврастения. Общее истощение, удержания уже не хватает. “Все, больше не могу, не могу себя заставить делать необходимое” — характерное ощущение.

Первый признак — перевернутый ритм суточной усталости. Т.е. просыпаешься в состоянии будто и не спал, а к вечеру возбуждение не дает уснуть. Плюс: гнев, мелкая раздражительность, повышенное чувство вины, абсолютная непереносимость громких звуков. На этой стадии не редкость несчастные случаи, обострение хронических заболеваний, головные боли. И отношение к происходящему: лечиться не хочу, но расстроен, что заболел.

Не срабатывают обычные стратегии восстановления. Особенно опасны на данном этапе тонизирующие вещества (кофе, сигареты, алкоголь)!

Как уже говорилось, серьезные нарушения сна из-за “синдрома менеджера” (не могу перестать думать о работе).

“Отсюда или на шезлонг, или на каталку” (с) Петрановская

Если дошли до этой стадии, очень важно иметь свою сеть поддержки, т.к. самому справиться практически нереально, знать свою модель отдыха. Помогает вода (плавание, а не внутрь), спорт, хоровое пение (караоке) плюс каждому свое, что именно, вы должны определить на первой стадии и желательно записать.

Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания

Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.



Предварительный просмотр:

Тренинг по отработке приемов «Преодоление эмоционального выгорания»

Сценарий тренинга « Цепь»

Цель : Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  • способствовать психологической подготовке к напряженным эмоциональным состояниям и символическому отреагированию физиологических и эмоциональных стрессов;
  • помочь наладить взаимоотношения с окружающими и найти конструктивный выход из конфликтных  ситуаций;
  • раскрыть личностный потенциал, способствовать принятию в символической форме своей физической активности и саморелизации;
  • Продолжительность: 1- 1,5 ч.

Количество человек в группе  : 10-15

  • Материалы: текст сказки «Цепь», листы бумаги , ручки, карандаши, фломастеры.
  • Примечание: Тренинг построен на основе сказочного сюжета. Чтение сказки перемежается упражнениями.

Ход тренинга

  1. Упражнение « Приветствие по кругу»

Цели: настроить на совместную работу, сплотить коллектив.

Инструкция: Участникам предлагается поприветствовать друг друга любыми способами, высказав свои пожелание.

  1. Чтение сказки « Цепь».

Инструкция :Педагог-психолог предлагает участникам тренинга прослушать сказку.

Цепь.

На зеленой траве большого луга лежала одинокая цепь. Мимо нее пролетали стрекозы и бабочки, пробегали полевые мыши и хомячки, размышляя о своих бесконечных делах, торопливо шагали люди. Только Цепь оставалась на месте и, мечтая, смотрела в синее небо. «Ах, если бы произошло чудо, которое изменило бы мою скучную жизнь!..» — думала она, глядя на проплывающие мимо облака.

Однажды на луг прилетела стая диких уток. Путешествуя в теплые края, они решили остановиться, немного отдохнуть и размять лапки. Одна молодая утка внимательно осмотрела поле и увидела Цепь.

  • Привет, - сказала она и подошла ближе. - Меня зовут Кряка. Я прилетела сегодня утром вместе со стаей. А как зовут тебя?
  • Меня зовут Цепь, - грустно сказала Цепь. - И я не умею летать. Я всегда лежу на одном и том же месте и жду, когда кто-нибудь подойдет ко мне и предложит свою дружбу.
  • А хочешь, я буду дружить с тобой? - спросила Кряка и подошла еще ближе. - Мы вместе полетим по всему миру, и ты увидишь красоту нашей земли с высоты птичьего полета.
  • Конечно, хочу! - воскликнула Цепь. - Как здорово!
  • Вот и хорошо, - сказала Кряка и надела Цепь себе на шею.
  1. Упражнение «Утки»

Цели: снять напряжение, сформировать навык управления мышцам,и тела (расслаблять или -апрягать их по собственному желанию).

Инструкция .Участники стоя прижимают руки до локтей к туловищу, кистями и предплечьями делают взмахи, поднимаясь на носочки при вдохе и опускаясь на выдохе. Вьдыхая, «утки» длительно и громко произносят «Кррряяя, кррряяя». Движения предплечий и кистей - напряженные, тугие, сильные. Затем, «утки» опускаются на воду (садятся), складывают «крылья» (свободно опускают руки), отдыхают, расслабляются, слушают ощущения в руках и во всем теле.

  1. Чтение сказки  «Цепь» ( продолжение) .

Во время полета Цепь с восхищением смотрела на землю и без конца повторяла:

  • Кряка, какая ты добрая и благородная! Без тебя я никогда не увидела бы, как прекрасен этот мир.
  • Да, это так, - соглашалась утка и изо всех сил махала крыльями, чтобы не отстать от стаи.

Но хотя Кряка и старалась, она постоянно задерживалась в пути, и остальным уткам приходилось останавливаться и ждать ее.

  • Со мною Цепь, - оправдывалась Кряка и незаметно вздыхала.

На второй день пути она сказала своим друзьям:

  • Я не могу лететь так быстро, как вы. Тяжелая Цепь тянет меня к земле. Летите медленнее.

Но не успели утки что-либо ей ответить, как услышали недовольный голос Цепи:

  • Я тяну тебя к земле? Какая несправедливость! А ведь я, Кряка, за время полета не сделала тебе ни одного замечания, хоть ты и трясешь меня постоянно. Даже удивляюсь, как не потеряла ни одного своего звена. И заметь, я всегда с тобой вежлива, ведь мы друзья.
  • Да, мы друзья, - вздохнула утка и опустила глаза...

  1. Упражнение « Цепь».

Цель : снять напряжение, сплотить коллектив.

Инструкция:Участники встают в цепь, берут друг друга под руку. Задача - преодолеть различные препятствия, не размыкая рук.

  1. Чтение сказки «Цепь»( продолжение)
  • Кряка, зачем тебе эта Цепь? - спросил вожак стаи. - Она мешает свободно лететь и лишает сил. Оставь ее на поляне.
  • Не могу, - тихо сказала Кряка и добавила: - Цепь - мой друг.

Однако на третий день пути у утки заболела шея.

  • Зачем ты натерла мне ее? - спросила Кряка у Цепи и заплакала.
  • Извини, я не хотела обидеть тебя, - сказала Цепь. - Так получилось.
  • Но больше мы не сможем лететь вместе, - решила утка. - Твои звенья причиняют мне боль.
  • Ты хочешь бросить меня? - вдруг возмутилась Цепь. - А как же наша дружба? Неужели ты оставишь меня одну в незнакомом месте?

И зачем я только полетела с тобой, такой ненадежной?

И она недовольно посмотрела на подругу. После некоторого молчания Кряка сказала:

  • Цепь, ты полетела со мной потому, что сама этого захотела. Я только исполнила твое желание. Давай не будем ругаться, а подумаем, что делать дальше.
  • Что делать, что делать? - вздохнула Цепь. - Не знаю. Я никогда ничего не делала. Всегда просто лежала на траве и грустила от одиночества. Я так радовалась нашей дружбе и путешествиям, а теперь ты покидаешь меня...

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему возникла конфликтная ситуация между уткой и Цепью?
  • При каких обстоятельствах может возникнуть подобная ситуация в реальной жизни? Кто чувствовала Кряка, когда обнаружила, что Цепь натерла ей шею?
  • Что сделала Кряка, чтобы снова летать легко и свободно? Какие черты характера она  при этом проявила?

ОЦЕНКА РИСКА

  • Внушающее страх событие
  • Автоматические мысли
  • Уровень тревожности от 0 до 100
  • Степень вероятности события от 0% до 100%
  • Если произойдет самое страшное
  • Прогноз наихудших из возможных последствий
  • Мысли, помогающие справиться
  • Действия, помогающие справиться
  • Пересмотренный прогноз последствий
  • Переоценка уровня тревожности от 0 до 100
  • Факты, свидетельствующие о малой вероятности события
  • Альтернативные последствия
  • Переоценка уровня тревожности 0 до 100
  • Переоценка степени вероятности события от 0% до 100%

  1. Упражнение « Рисунок сцепленными руками»

Цели: развить умение понимать друг друга на невербальном уровне, работать в паре;сплотить коллектив.

Примечание. Упражнение можно использовать для диагностики межличностных отношений  между педагогами.

Инструкция. Участникам предлагается выбрать себе пару, затем взять под руку друг друга. Задача - не разговаривая, нарисовать на листе бумаги рисунок сцепленной рукой. Один рисует - цепь, другой - утку.

Вопросы для рефлексии упражнения:

  • Легко  ли было работать вместе?
  • Быстро ли смогли определить, кто, что будет рисовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

Семинар для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов. Влияние взрослых на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в ДОУ»

Цель: профилактика эмоционального выгорания у педагогов.Задачи:1. Регулировать эмоциональное и мышечное напряжение.2. Формировать у педагогов навык саморегуляции.3. Способствовать ...


 

Комментарии

Синцова Оксана Игоревна

Спасибо огромное Евгения за разработку. Возьму к себе в психологическую копилку знаний!