Семинар для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов. Влияние взрослых на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в ДОУ»
методическая разработка

Яшина Наталья Валериевна

Цель: профилактика эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи:

1. Регулировать эмоциональное и мышечное напряжение.

2. Формировать у педагогов навык саморегуляции.

3. Способствовать накоплению эмоционально-положительного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx400.92 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Профилактика профессионального выгорания педагогов. Влияние взрослых  на эмоциональный комфорт ребенка и развитие его личности в ДОУ»

Педагог-психолог Яшина Н.В. г. Ртищево 2023-2024 г.

Цель: профилактика эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи:

1. Регулировать эмоциональное и мышечное напряжение.

2. Формировать у педагогов навык саморегуляции.

3. Способствовать накоплению эмоционально-положительного опыта.

Необходимые материалы:

Колоды метафорических ассоциативных карт «Семейка Гномс. Игры для эмоционального развития» (стол или поднос) и МАК «Ключи от всех дверей». Запись музыки для игр. Распечатанные договора, распечатки вариантов выбора теста «Стирка», ручки по количеству педагогов; листы бумаги на каждого участника, ящик или сундучок; коробка и предметы для фанбокса, влажные салфетки; затонированный ватман небо и лужайка, цветные стикеры в форме цветков, клей; бумага белого цвета, трафареты бабочек, фломастеры, цветные карандаши, ножницы; бланк договора.

Введение.

Известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, ведь по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров, банкиров и генеральных директоров.

Разное поведение детей и конфликтность родителей все чаще приводит к тому, что самочувствие современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для педагога, отравляя его организм «стрессовыми токсинами».      

Возникает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой, циничное отношение к труду и детям и, наконец, - чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, а иногда и осознание неуспеха в ней - так называемый синдром профессионального выгорания.

Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, менеджеров, журналистов и всех тех, чья деятельность невозможна без общения.

Проведены исследования, что через 20 лет работы у большинства педагогов наступает «эмоциональное выгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги, что проявляется в их несдержанности, неуверенности и тревожности.

«Эмоциональное выгорание» возникает поэтапно:

Первая фаза – «Тревожное напряжение» - предвестник синдрома «эмоционального выгорания».

Вторая фаза – Резистенция, или сопротивление: человек осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт. Другими словами, он ищет любые пути выхода из стрессовой ситуации

Третья фаза – Истощение. Отмечается выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье нас самих, а также на психологическом здоровье наших воспитанников. Ведь общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с руководителем или коллегами, то каких детей он может воспитать? Такое состояние современного педагога - одна из причин того, что в настоящее время много детей с заниженной самооценкой, испытывающих «страхи», с эмоционально неустойчивой психикой.

 Но нельзя в этом обвинять только педагогов. Они, в этом случае, заслуживают скорее сочувствия. Встает вопрос: что делать? Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, кого он воспитывает, следует разобраться с собой, со своим состояние.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции и  восстановления.

Я вам предлагаю есколько упражнений для стабилизации эмоциональной сферы.

А для начала попробуем оценить  ваше актуальное эмоциональное состояние:

  1. Тест «Стирка. О плохой погоде  и нестиранных носках».   Приложение 1.

Оборудование: ручки, распечатки вариантов выбора.

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его постирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят в голову?

ВАРИАНТЫ ВЫБОРА

1.«Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда, во что же одеться?»

2.«Подожду немного, может быть, погода наладиться».

3.«Сегодня по прогнозу не должно быть такой погоды, значит мне не придется сегодня стирать».

4.«Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ:

Вариант 1 – значит, по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние отрицательно не отразилось на вашем здоровье.

Вариант 2 – вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит, уровень стресса, испытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении неприятных непредвиденных ситуаций. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё складывается благополучно. Не забывайте, что всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

Вариант 3 – уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую житейскую философию: моё волнение не станет препятствием дождя, он всё равно пойдёт.

Вариант 4 – уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в жизни, что не обращаете внимания на реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и, следовательно, испытываете ещё больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

2. Работа с МАК «Семейка Гномс. Игры для эмоционального развития» 

Цель: Осознание своих эмоций.

Ход: Участникам предлагается подойти к столику и в открытую выбрать понравившуюся карту из колоды «Семейка Гномс» (раздражение, злость, гнев, радость, гордость, уважение и т.д.). Если необходимую карту уже выбрали или таковой не имеется, то можно взять нейтральную карту и назвать любую эмоцию  и затем объяснить выбор, рассказать по кругу о своем эмоциональном состоянии на данный момент.

Оборудование: Колода карт, стол.

  1. Игра «Тестомешалка»

Определенные обстоятельства в профессиональной деятельности педагога вызывают не только эмоциональное, но и мышечное напряжение. Но, как известно, эмоции напрямую связаны с мышечной деятельностью. Негативные эмоции (страх, гнев) способствуют напряжению мышц. Соответственно, расслабление мышц показывает уравновешенность человека, наличие у него положительных эмоций.

Следующая игра способствует снижению эмоциональной напряженности через тактильный контакт, поможет перейти в состояние физического и душевного покоя.

Участники встают в круг, плотно прижавшись плечами друг к другу, — это “тестомешалка”. Внутрь круга встают 3—5 человек, закрывают глаза — это “тесто”. Тестомешалка начинает работать: нежными прикосновениями месить “тесто”, поглаживать, перемешивать, менять местами. Через 1—2 минуты игроки меняются ролями. По завершении данного задания психолог просит педагогов высказаться о своих ощущениях.

  1. МАК «Ключи от всех дверей» Карта- подсказка.

Цель: учиться слушать и слышать свое сердце.

Ход: Каждый игрок, по очереди тасует колоду, при этом думая о той проблеме, которая волнует его больше всего. Вытягивает одну карту, читает послание и обдумывает его. При этом задает себе вопросы для рефлексии: что я чувствую, прочитав послание, и почему?; какое решение мне хочется принять?; когда я начну действовать?

Оборудование: Колода карт.

5.Упражнение «Ящик (сундучок) с проблемами»: на листе бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Перемешать их, после чего каждый вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения всех ситуаций, возможно, совместными усилиями.

Оборудование: ручки, листы бумаги на каждого участника, ящик или сундучок.

6.Фанбокс или «Угадай, что в коробке» - оригинальная активность, в которой участники на ощупь пытаются угадать, что же находится внутри коробки.

Что можно положить (Игрушка мягкая, Шапка шерстяная, Заваренная лапша, Мармеладные червячки, Лизун, Искусственные насекомые, Маршмеллоу, Мишура, Банан, и др.)
Цель: преодоление страха перед неизвестностью.                                                                                  Ход: каждый участник, по очереди, пытается угадать на ощупь, предмет, находящийся в коробке.

Оборудование: стол, стул, влажные салфетки, коробка с предметами

7.Изготовление Внутреннего сада Души. А сейчас давайте создадим красивый сад.

(На подготовленный, затонированный ватман бумаги приклеиваются цветы и  бабочки).

                               Упражнение «Лужайка позитивных качеств»

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.                                                                                 Оборудование: затонированный ватман небо и лужайка, цветные стикеры в форме цветков, клей.

На доске висит ватман, который напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и приклеивает цветок на ватман. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

+❤ В Мои закладки

                                 Упражнение «Изготовление бабочек Внутреннего мира».

Оборудование: бумага белого цвета, трафареты бабочек, фломастеры, цветные карандаши, клей.

Начинаем творческий процесс (фоном звучит красивая мелодия). Берём бумагу, трафареты бабочек, фломастеры, цветные карандаши, рисуем. Вырезаем, украшаем по желанию. Да, мы с вами «делаем символическое действие». Мы создаем своих бабочек. Ведь это не просто бабочки, представьте, что это бабочки, которые живут в вашем Внутреннем мире. Это ваши мысли, желания, эмоции, чувства и я желаю вам, чтобы они были красивы, легкие, окрашены положительными эмоциями.

Красивые получились бабочки?

Как вы чувствуете себя сейчас? Нравится ли ваша цветочная поляна? Какая она?

Мы сами создаем мир внутри себя и вокруг. Какой он будет: красивый, добрый, светлый или темный, страшный, завистливый, уставший. Зависит от нас самих.

Легко ли вам будет работать, когда в коллективе атмосфера будет именно такой: спокойной, настраивающей на добрые свершения.

Я желаю, чтобы за чередой будней вы помнили о своей способности к полету, как эти бабочки.

К Полету Вашей Души!

8.   «Договор»                   Приложение 2.

Ну и в конце нашей встречи, мне бы хотелось, чтобы вы подписали договор, но не обычный, а с самим собой.

Цель: закрепление позитивной мотивации и настроя.

Ход: Участникам предлагается заключить позитивный, мотивирующий договор с самим собой.

Я (фамилия, имя, отчество) ___

С сегодняшнего дня обязуюсь: мыслить позитивно, правильно структурировать свое время, ___ (допишите всё, что вам хочется)

Я обещаю прилагать усилия к достижению всего перечисленного путем тщательного ухода за своей внешностью, работой над созданием позитивного восприятия мира, ежедневного планирования своей деятельности.

Отныне я становлюсь: оптимисткой, умницей, красавицей, ___

___(перечислить еще раз все «хочу») а взамен получаю любовь, успех, крепкое здоровье, профессиональное долголетие и ___

___ (можно написать то, что хотите,

___           (подпись)

А теперь повесьте этот договор на самое видное место и соблюдайте все условия сделки. Вы ведь ответственный человек, правда? И умеете держать слово.

Приложения

  1. Тест «Стирка. О плохой погоде  и нестиранных носках»

ВАРИАНТЫ ВЫБОРА

1.«Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда, во что же одеться?»

2.«Подожду немного, может быть, погода наладиться».

3.«Сегодня по прогнозу не должно быть такой погоды, значит, мне не придется сегодня стирать».

4.«Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

  1. Договор

Договор

        Я (фамилия, имя, отчество) ________________________________________________________

С сегодняшнего дня обязуюсь: мыслить позитивно, правильно структурировать свое время, _______________________________________________________________________________________ 

(допишите всё, что вам хочется)

Я обещаю прилагать усилия к достижению всего перечисленного путем тщательного ухода за своей внешностью, работой над созданием позитивного восприятия мира, ежедневного планирования своей деятельности.

Отныне я становлюсь: оптимисткой, умницей, красавицей, _________________________________________________________________________________  

(перечислить еще раз все «хочу») а взамен получаю любовь, успех, крепкое здоровье, профессиональное долголетие и _________________________________________________

                                                                                          (можно написать то, что хотите)

                                                                       __________________________________           (подпись)

  1. Шаблоны цветов

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image057-16-scaled.jpg         https://xrule.ru/wp-content/uploads/2023/10/520c51ff-75c8-4d45-ac61-04baf748c237.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Тренинг для педагогов "Тренинг эмоциональной разгрузки"...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Семинар для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания личности в условиях дистанционного обучения»

Семинар для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания личности в условиях дистанционного обучения»...

«Создание психологического комфорта в группах детского сада всеми участниками педагогического процесса, как метод профилактики профессионального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто...